Отчетный протокол заочного обсуждения членами Общественного совета при Красноярском управлении Федеральной антимонопольной службы России Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции и Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ

Во исполнение поручения ФАС России (вх. № 18627 от 07.10.2021) членам общественного совета при Красноярском  УФАС России были направлены Национальный план («дорожная карта») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р (далее – Национальный план) и Стандарт развития конкуренции в субъектах РФ, утвержденный  распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р  (далее – Стандарт), для обсуждения в заочной форме вопросов, связанных с их реализацией:

Андрияшкину В.Н. – исполнительному директору Регионального отделения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей  Красноярского края»;

Войлошникову В.А. - директору ООО «Устье»;

Головановой Т.В. - члену Союза журналистов России;

Деревягиной О.Е. - старшему преподавателю кафедры предпринимательского, конкурентного и финансового права Юридического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет»;

Закаурцеву Л.Г. - председателю Ассоциации юридических лиц «Общественный совет по рекламе»;

Захарову В.А., председателю Совета - председателю Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Лапунову Г.С. – первому вице-президенту Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края;

Лужбину Е.Л.- вице-президенту Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата»;

Нестерову А.Л. – руководителю Исполнительного комитета Региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края;

Худых Н.П. - председателю общественного совета при Министерстве промышленности и энергетики ЖКХ Красноярского края;

Шапрану В.М. – председателю Союза медицинских организаций Некоммерческого партнерства «МЕДАЛЬЯНС»;

Шевцову М.М. - руководителю Регионального общественного объединения по защите прав потребителей.

По итогам рассмотрения Национального плана и Стандарта были рассмотрены следующие вопросы.

Лужбин Е.Л. сделал акцент на пункт 5 Национального плана, рекомендующего органам государственной власти субъектов РФ в срок до 31 декабря 2024 года  увеличить количество нестационарных и мобильных объектов торговли и торговых мест. Муниципальное законодательство в вопросах размещения нестационарных объектах, как правило, противоречит статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и носит откровенный произвольный и дискриминационный характер, направленный, в конечном счёте, на удовлетворение интересов крупного ритейла. Решением проблемы может стать только внесение изменений в статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части определения границ полномочий органов местного самоуправления по данному вопросу.

Также Е.Л. Лужбин отметил проблематику развития малого и среднего бизнеса в аграрной сфере. В частности, увеличение субсидий в аграрном комплексе при сохраняющейся тенденции и направленности действий отраслевых органов государственной власти на полный возврат грантов/субсидий при невыполнении даже незначительных условий их предоставления в значительной мере дискредитирует эту форму государственной поддержки, создает почву для злоупотребление и коррупции. Кроме того, указанное приводит к нежеланию мелких сельхоз товаропроизводителей подвергать риску свои предприятия, поскольку возникает не только риск возврата гранта, но и риск уголовного преследования. Так несколько аграриев Красноярского края осуждены на различные сроки за частичное неисполнение условий предоставления грантовой помощи.

Решение проблемы – возмещение предпринимателями денежных средств в размере пропорциональном невыполненной части условий выделения субсидий.

 Деревягиной О.Е. было отмечено, что в качестве мероприятия по реализации указанных документов на территории Красноярского края уполномоченному органу по реализации Стандарта следует мониторить систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, принимаемые органами власти региона.

Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует ввести систему комплаенса. Как показывает практика, данные документы органами власти принимаются формально, качество выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства низкое и не соответствует действительности, порядок реализации мероприятий по снижению рисков не определен и не конкретизирован. Поэтому считаю, действия, направленные на повышение качества системы антимонопольного комплаенса в органах власти, будут способствовать развитию конкуренции в Красноярском крае.

            Кроме того, членами общественного Совета относительно положений Стандарта развития конкуренции  были сделаны следующие выводы:

- неконкретны и формальны;

- большинство положений крайне затруднительно отнести к сфере защиты конкуренции;

- отсутствуют механизмы реализации установленных в стандарте деклараций;

- непонятны механизмы и порядок проведения мониторинга состояния конкуренции.

Подводя итоги проведения заочного заседания, члены Общественного совета при Красноярском УФАС России отметили, что Национальный план и Стандарт развития конкуренции определяют общий вектор направления развития и поддержания конкуренции. В свою очередь, только четко определенными действиями органов государственной власти возможно организовать реализацию конкурентной политики, представляющей собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для конкуренции хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Дата проведения Совета: 
15 октября 2021, 16:18

Файлы для скачивания

otchetnyy_protokol_zaochnogo_obsuzhdeniya_chlenami_obshchestvennogo_soveta.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.02 МБ