Красноярское УФАС России выдало предупреждение о прекращении действий которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Муниципальное казенное учреждение «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства»

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

                НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО СПК «Сфера» с просьбой проверить действия МКУ «УДИБ» на соответствие антимонопольному законодательству при предъявлении необоснованных требований по заключению договоров на поставку малых архитектурных форм с поставщиками, определенными учреждением.

Из заявления следует, что между МКУ «УДИБ» (далее – Заказчик) и ООО СПК «Сфера» (далее – Подрядчик) заключен муниципальный контракт № Ф.2021.1425 на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, определенных по результатам рейтингового голосования в городе Красноярске (правобережная набережная р. Енисей от пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 124 а до ул. Коммунальная, 24), от 21.09.2020 г. (далее - Контракт).

Согласно условиям Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по благоустройству общественных территорий, определенных по результатам рейтингового голосования в городе Красноярске (правобережная набережная р. Енисей от пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 124 а до ул. Коммунальная, 24) (далее - Объект).

Обеспечение выполнения работ на Объекте осуществляется в соответствии с прилагаемой проектной документацией, Техническим заданием (Приложение № 1 к муниципальному контракту) и Перечнем товаров, поставляемых в составе результатов выполненных работ (Приложение № 2 к муниципальному контракту).

Пунктом 4.3.5.  Контракта установлена обязанность Подрядчика не позднее 30 календарных дней с момента заключения контракта заключить и предоставить Заказчику копии договоров/контрактов на поставку малых архитектурных форм, опор освещения и светильников.

20.10.2020 ООО СПК «Сфера» в адрес МКУ «УДИБ» направило договор подряда № 2066 от 19.10.2020, заключенный с ООО «Терра» на поставку малых архитектурных форм, в соответствии с которым работы выполняются указанным обществом в рамках исполнения обязательств ООО СПК «Сфера» по заключенному с МКУ «УДИБ» муниципальному контракту № Ф.2021.1425 от 21.09.2020 на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, определенных по результатам рейтингового голосования в городе Красноярске (правобережная набережная р. Енисей от пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 124 а до ул. Коммунальная, 24).

Однако, 07.12.2020 г. в адрес Подрядчика поступило требование (претензия) Заказчика № 6808 от 19.11.2020 о необходимости предоставить Подрядчику договоры, заключенные на поставку малых архитектурных форм, опор освещения и светильников, с поставщиками, указанными в приложение № 7 к Контракту, т.е. с Aludeco, ООО «Рубикон», ООО «Терра». В свою очередь, приложение № 7 является сметным расчетом стоимости и служит для определения стоимости, выполняемых подрядчиком работ.

Анализ вышеизложенных обстоятельств  позволил прийти Красноярскому УФАС России к выводу о наличии признаков нарушения МКУ «УДИБ» антимонопольного законодательства ввиду следующего.

В силу пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно пункту 1 статьи 743 подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Согласно пункту 1.2 выполнение работ на Объекте осуществляется в соответствии с прилагаемой проектной документацией, Техническим заданием (Приложение № 1 к муниципальному контракту) и Перечнем товаров, поставляемых в составе результатов выполненных работ (Приложение № 2 к муниципальному контракту).

Техническая документация к Контракту имеет следующие составляющие:

- перечень товаров, поставляемых в составе результатов выполняемых работ, в котором указаны наименование товара; количество; показатели позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (приложение № 2);

- перечень нормативно-технических документов на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, определенных по результатам рейтингового голосования в г. Красноярске (правобережная набережная р. Енисей от пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 124 «а» до ул. Коммунальная, 24) (приложение № 3);

- акт выявленных дефектов (приложение № 4);

- график выполнения работ (приложение № 5);

- справка о стоимости основных средств установленных в результате выполнения работ (приложение № 6);

- сметный расчет стоимости, в котором поименованы обоснование стоимости, наименование работ, единицы измерения, сметная стоимость на единицу измерения и общая (приложение № 7).

В свою очередь, в проектной документации содержится ведомость малых архитектурных форм и переносных изделий, в которой указаны обозначение, имя, количество и примечания к малым архитектурным формам. В частности, примечания касаются дизайнерского исполнения уличной скамейки («Streat» Артикул: SK-S2-pik) и урны (Barella Артикул:OZC1147000), разработанного российским производителем городской мебели Punto Design. Относительно иных малых архитектурных форм содержится примечание – «индивидуальное изделие».

На каждую малую архитектурную форму в составе конкурсной документации разработан паспорт, который содержит основные технические данные, комплектность, инструкцию по монтажу, чертежи и схемы.

Таким образом, конкурсной документацией к муниципальному контракту предусмотрен только архитектурный стиль изготавливаемых малых архитектурных форм, указаний на конкретных поставщиков товаров и материалов, необходимых для выполнения работ по контракту не имеется.

В соответствии с абзацем 3 пункта 4.3.14 подрядчик обязан согласовать с Заказчиком поставщиков товаров и материалов, необходимых для выполнения работ по контракту.

Однако заказчик не может указывать подрядчику на конкретное лицо, с которым ему необходимо заключить договор поставки малых архитектурных форм.

Указание МКУ «УДИБ» на необходимость заключить договор поставки с субъектами указанными в приложении № 7 (сметный расчет стоимости) не означает, что Подрядчик должен ограничиваться при выполнении работ по муниципальному контракту только выбором поименованных в указанном приложении поставщиков. Любой иной хозяйствующий субъект может поставить  от производителя или самостоятельно изготовить и поставить малые архитектурные формы, требования к параметрам которых указаны в конкурсной документации к муниципальному контракту.

В противном случае, предъявление требований к заключению договоров поставки малых архитектурных форм, с определенными МКУ «УДИБ» хозяйствующими субъектами,  является необоснованным, создает преимущественные условия деятельности для указанных поставщиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые могут поставить аналогичные объекты.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» содержит запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в частности запрет распространяется на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а также на создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 1.2 Устава МКУ «УДИБ», утвержденного распоряжением администрации г. Красноярск от 02.07.2013 № 74-гх (далее – Устав), учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог в городе Красноярске, а также искусственных сооружений, расположенных на улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города Красноярска, благоустройства и озеленения. МКУ «УДИБ» создано в целях реализации полномочий органа местного самоуправления по организации исполнения функций по содержанию вышеуказанных объектов муниципальной собственности. Осуществляет от имени муниципального образования город Красноярск функции заказчика.

Пунктом 2.1 Устава установлено, что Учреждение создано для исполнения за счет бюджетных средств муниципальных контрактов от имени муниципального образования в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, путем осуществления технического надзора и контроля за выполнением работ по капитальному ремонту, содержанию городских дорог местного значения в границах г. Красноярска, искусственных сооружений на них, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Красноярска, благоустройства и озеленения.

В соответствии с п. 2.2.1 Устава в целях исполнения функций муниципального заказчика по направлениям деятельности, предусмотренной пунктом 1.10 Устава, Учреждение: формирует муниципальный заказ; подготавливает документацию для размещения муниципального заказа; заключает муниципальные контракты (договоры) от имени муниципального образования г. Красноярск; осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств по муниципальным контрактам (договорам), заказчиком по которым выступает Учреждение; осуществляет технический надзор и контроль за ходом выполнения работ, оказания услуг; выполняет иные функции муниципального заказчика.

На основании п. 1.10 Устава учреждение выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, капитальному ремонту, содержанию объектов внешнего благоустройства.

Таким образом, запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), содержащийся в статье 15 ФЗ «О защите конкуренции», распространяется на МКУ «Служба заказчика», как организацию, наделенную функциями органа местного самоуправления – администрации города Красноярска.

            Требование МКУ «УДИБ» заключать договоры поставки малых архитектурных форм с  поставщиками, указанными в приложение № 7 к Контракту, а именно с Aludeco, ООО «Рубикон», ООО «Терра»  являются необоснованными, ограничивающими ООО СПК «Сфера» в выборе поставщика способного поставить аналогичный товар, произведенный в соответствии с параметрами указанными в паспортах на малые архитектурные формы.

Таким образом, в действиях МКУ «УДИБ» содержатся признаки нарушения пункта 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выражающиеся в предъявлении необоснованных требований в части указания на конкретных поставщиков, с которыми необходимо заключить договор поставки малых архитектурных форм в рамках исполнения муниципального контракта № Ф.2021.1425 от 21.09.2020  на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, определенных по результатам рейтингового голосования в городе Красноярске (правобережная набережная р. Енисей от пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 124 а до ул. Коммунальная, 24), что также же создает преимущественные условия деятельности для определенных МКУ «УДИБ» поставщиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые могут поставить аналогичные товары (объекты).

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, выдать МКУ «УДИБ» предупреждение о необходимости прекращения выявленного нарушения, а именно в срок до 15.03.2021:

- отозвать претензию (исх. № 6808 от 19.11.2020), направленную в адрес ООО СПК «Сфера».

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

 

Руководитель управления                                                                                     <…>