Красноярское УФАС России выдало предупреждение о прекращении действий которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

 

Администрация Ачинского района

Красноярского края

 

 ул. Свердлова, 17, г. Ачинск,  Красноярский край, 662150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

                НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Комиссией Красноярского УФАС России в составе: председатель Комиссии – Куштысева Е.В., заместитель руководителя управления; члены Комиссии – Муковозчик О.С., главный государственный инспектор правового отдела, Коваленко А.А., старший государственный инспектор контрольного отдела,   в ходе рассмотрения  дела № 024/01/15-1900/2020   были установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о признаках нарушения администрацией Ачинского района Красноярского края (ИНН 2402002403, юридический адрес: 662150, Красноярский край, город Ачинск, улица Свердлова, 17) (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

Администрацией и ООО «Районное коммунальное хозяйство» (далее - ООО «РКХ») 15.09.2014 заключен договор аренды № 53-14, в соответствии с которым в пользование ООО «РКХ» были переданы муниципальные объекты водоснабжения, расположенные в с.Лапшиха.  В соответствии с соглашением от 15.01.2020 указанный договор был расторгнут.  В соответствии с  актом приема-передачи от 15.01.2020 имущество, переданное по договору № 53-14 от 15.09.2014 ООО «РКХ», возвращено в казну района.

Администрацией 30.12.2020 издано Постановление № 807-П, в соответствии с которым объекты водоснабжения, расположенные в с.Лапшиха, а также в д.Тимонино, подлежат передаче  в пользование ООО «РКХ».

На основании указанного постановления между Администрацией, МКУ «Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» Ачинского района и ООО «РКХ» без проведения торгов,  со ссылкой на пункт 11 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», был заключен договор аренды № 10-20 от 30.12.2020, в соответствии с которым обществу сроком на 30 дней (с 01.01.2021 по 31.01.2021) переданы объекты водоснабжения, расположенные в с. Лапшиха, ранее являвшиеся предметом договора аренды №53-14 от 15.09.2014, а также объекты водоснабжения, расположенные в д. Тимонино. Срок эксплуатации всех объектов водоснабжения, переданных Администрацией по договору аренды № 10-20 от 30.12.2020 в пользование ООО «РКХ», составляет более 5 лет.

Согласно пояснениям представителя Администрации Кобзева С.В., данным 06.04.2021 и 12.04.2021 при рассмотрении дела № 024/01/15-1900/2020, объекты водоснабжения, расположенные в с. Лапшиха и в д. Тимонино, в настоящее время находятся в пользовании ООО «РКХ» на основании договора аренды № 10-20 от 30.12.2020.

Антимонопольный орган полагает, что вышеуказанные действия Администрации, связанные с передачей муниципального имущества ООО «РКХ»  по договору № 10-20 от 30.12.2020 на праве аренды и без проведения торгов не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства на основании следующего.

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, установленных п.п. 1 - 16 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Однако, в соответствии с частью 2 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Учитывая, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, договор аренды без проведения торгов в отношении объектов водоснабжения не мог быть заключен сроком на 30 дней (т.е. в порядке исключения, предусмотренного пунктом 11 части 1 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции») ввиду следующего.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения) регламентирован Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «О концессионных соглашениях») передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно части 3 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, с 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения. Если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее пяти лет, передача прав владения или пользования Объектами может осуществляться по договору аренды.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Срок эксплуатации объектов водоснабжения, переданных Администрацией по договору аренды № 10-20 от 30.12.2020 в пользование ООО «РКХ», составляет более 5 лет в соответствии с указанными в договоре сведениями об объектах (п. 1.2 договора аренды № 10-20 от 30.12.2020).

При указанных обстоятельствах для передачи объектов водоснабжения Администрации необходимо проведение публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашениях и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Однако, Администрация в отношении объектов, предназначенных для выполнения функций водоснабжения, публичные процедуры на право заключить концессионные соглашения не провела, а в нарушение вышеуказанных требований заключила договор аренды № 10-20 от 30.12.2020  с ООО «РКХ».

Таким образом, ООО «РКХ» в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом – объектами водоснабжения, расположенными в д. Тимонино и с. Лапшиха Ачинского района, что предоставило указанному субъекту необоснованные преимущественные условия деятельности с использованием вышеуказанного имущества и доступ на рынки водоснабжения в территориальных границах указанных поселений.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75).

Учитывая изложенное, договор аренды № 10-20 от 30.12.2020 в силу статей 168, 170 ГК РФ  является ничтожным, поскольку был заключен в нарушение требований антимонопольного законодательства без соблюдения публичных процедур, чем ущемлены права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников торгов.

Для заключения договора, предполагающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (объекты водоснабжения, расположенные в д. Тимонино и с. Лапшиха) необходимо было проведение торгов.

Вышеуказанный договор аренды является  ничтожным,  имущество находится в  незаконном пользовании у ООО «РКХ», Администрация до настоящего времени не приняты меры, направленные на возврат муниципального имущества в казну муниципального образования и передачу его с соблюдением требований действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создание дискриминационных условий; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов. 

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование  и препятствует доступу к муниципальному ресурсу  неопределенный круг лиц, которые также могут иметь намерение приобрести выше обозначенные права в отношении данного имущества.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение вышеуказанного договора аренды № 10-20 от 30.12.2020 без проведения публичных процедур  свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «РКХ», ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию объектов муниципальной собственности.

Таким образом, в действиях (бездействии) Администрации усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в передаче муниципального имущества (объектов водоснабжения, расположенных в д. Тимонино и с. Лапшиха)  ООО «РКХ» по договору аренды от 30.12.2020 № 10-20 без проведения публичных процедур, в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «РКХ» на рынках водоснабжения в территориальных границах д. Тимонино и с. Лапшиха, привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом и доступа к получению права пользования этим имуществом иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

Согласно части 1 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее – предупреждение).

В соответствии с частью 3 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 указанного Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

По результатам рассмотрения дела №  024/01/15-1900/2020 Комиссией Красноярского УФАС России Администрация признана нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, в части  непринятия мер, направленных на возврат муниципального имущества, находящегося в пользовании ООО «РКХ», переданного по ничтожному договору аренды № 10-20 от 30.12.2020 (в части объектов водоснабжения, расположенных в с. Лапшиха), в казну муниципального образования и передачу его в пользование с соблюдением требований действующего законодательства,  в том числе ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О теплоснабжении», что привело  к  созданию необоснованных преимуществ в осуществлении деятельности ООО «РКХ», недопущению конкуренции  за право пользования данным имуществом и доступа на  рынок водоснабжения в территориальных границах с. Лапшиха Ачинского района Красноярского края.

На основании указанного решения Красноярским УФАС России Администрации выдано предписание о  необходимости прекращения указанного нарушения, с этой целью администрации Ачинского района Красноярского края надлежит в срок до 01.09.2021  принять исчерпывающие меры, направленные на возврат муниципального имущества, являющегося предметом, в том числе, договора аренды № 10-20 от 30.12.2020 (в части объектов водоснабжения, расположенных в с. Лапшиха), а также принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке вышеуказанные муниципальные объекты водоснабжения, являющиеся предметом, в том числе, договора аренды № 10-20 от 30.12.2020 (в части объектов водоснабжения, расположенных в с. Лапшиха).

Таким образом, Красноярским УФАС России приняты меры антимонопольного реагирования в части объектов водоснабжения, расположенных в с. Лапшиха Ачинского района, переданных ООО «РКХ» в пользование по договору аренды № 10-20 от 30.12.2020.

Однако, по факту передачи Администрацией объектов водоснабжения, расположенных в д.Тимонино, в пользование  ООО «РКХ» по договору аренды от 30.12.2020 № 10-20 без проведения публичных процедур, в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Комиссия приняла решение от 15.04.2021 о необходимости выдачи администрации Ачинского района Красноярского края в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 39.1 Федерального закона  от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предупреждения о прекращении вышеуказанного нарушения.

Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства и правовые основания, Комиссия Красноярского УФАС России по делу №  024/01/15-1900/2020,, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает Администрацию о необходимости прекращения вышеуказанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации в срок до 01.09.2021 надлежит:

- отменить Постановление Администрации от 30.12.2020 № 807-П;

- принять исчерпывающие меры, направленные на возврат муниципального имущества, являющегося предметом договора аренды от 30.12.2020 № 10-20 (в части объектов водоснабжения, расположенных в д. Тимонино), заключенного между Администрацией Ачинского района Красноярского края и ООО «РКХ»; 

- с учетом того обстоятельства, что объекты водоснабжения, расположенные в д.Тимонино  Ачинского района Красноярского края предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения и не могут находиться в казне муниципального образования Ачинский район, также необходимо принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке вышеуказанных муниципальных объектов водоснабжения, являющихся предметом договора аренды № 10-20 от 30.12.2020 (в части объектов водоснабжения, расположенных в д. Тимонино).

 

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

                                               Е.В. Куштысева

 

 

                                                 О.С. Муковозчик

 

 

                                            А.А. Коваленко