Решение по делу №136-10-10, возбужденному в отношении ОАО "Электроника"

Номер дела: 136-10-10
Дата публикации: 21 декабря 2011, 01:00

 

ООО «Сибирь-север-экспорт»

 

ул. Красной Гвардии, 21,

 г. Красноярск, 660025

 

ОАО «Электроника»

 

 ул. Красной Гвардии, 21,

 г. Красноярск, 660025

 

 

РЕШЕНИЕ 

 

30 июня 2010 года                                                                                              г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 15 июня 2010 года, в полном объеме решение изготовлено  30 июня 2010 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, рассмотрев дело   №  136-10-10, возбуждённое по признакам нарушения ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  открытым  акционерным  обществом  «Электроника» (660075, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21) (далее ОАО «Электроника»), установила.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-север-экспорт» (660075, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21) (далее ООО «Сибирь-север-экспорт») с жалобой на действия ОАО «Электроника». Согласно заявлению, ОАО «Электроника» навязывает «стоимость затрат на содержание площадей», а также отключило от электрической энергии 16 марта 2010 года объект заявителя. Отсутствие электрической энергии ущемляет интересы заявителя, поскольку создаёт препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

По данному факту Приказом № 201 от 30.04.2010г. было возбуждено настоящее дело в отношении ОАО «Электроника».

На заседании Комиссии присутствовали:

от ООО «Сибирь-север-экспорт» - <…>

 от ОАО «Электроника» - <…>

Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон Комиссия установила следующие обстоятельства.

ООО «Сибирь-север-экспорт» осуществляет предпринимательскую деятельность в нежилом помещении, расположенном по адресу: 660075, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21 (далее объект). Указанным помещением ООО «Сибирь-север-экспорт» владеет на основании договора аренды <…>., заключённого с <…>.

Между ООО «Сибирь-север-экспорт» (исполнитель) и ОАО «Электроника» (заказчик) заключён договор <…> на возмещение затрат по обслуживанию помещения – объекта.

В соответствии с п. 1.1 Договора, Исполнитель по поручению Заказчика осуществляет обслуживание объекта, в том числе инженерных сетей, тепло-водо- и электроснабжения – пристройки , используя услуги, предоставляемые энергообеспечивающими, коммунальными и другими специализированными сторонними организациями, а Заказчик оплачивает оказанные услуги в порядке, установленном договором.

Согласно п. 2.1.2 Договора, Исполнитель обязуется обеспечить тепло- и энергоснабжение в пределах отпущенных Исполнителю по соответствующим договорам мощностей, обеспечить пользование горячей и холодной водой в соответствии с эксплуатационными требованиями, обеспечить вывоз мусора, выносимого из здания при уборке, а также прилегающей к зданию территории.

05 марта 2010г. ОАО «Электроника» направило в адрес ООО «Сибирь-север-экспорт» письмо (исх. № 37) в котором сообщило о повышении стоимости содержания площадей объекта  заявителя  с 01 февраля 2010 года до <…> рублей. Также, ОАО «Электроника» информировало об установлении пени в размере 3% за каждый день просрочки платежа. В случае отказа от согласования расчёта на содержание площадей ОАО «Электроника» уведомило заявителя о расторжении договора <…> с 05 апреля 2010г. со всеми вытекающими последствиями (отключение электрической энергии, теплоснабжения, холодного водоснабжения, отказ в уборке мусора и пр.).

11 марта 2010г. ОАО «Электроника» письмом (исх. № 42А) сообщило ООО «Сибирь-север-экспорт», что с 12 марта 2010 г. будет прекращены: электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и вывоз мусор.

ООО «Сибирь-север-экспорт» не согласовало расчёт указанных затрат. 16.03.2010г. ОАО «Электроника» прекратило подачу электрической энергии на объекте заявителя.

После оплаты  ООО «Сибирь-север-экспорт» денежных средств, требуемых ОАО «Электроника», подача электрической энергии на объект заявителя была возобновлена.

ОАО «Электроника» считает свои действия правомерными по следующим основаниям:

- повышение стоимости возмещения затрат на содержание площадей объекта произошло из-за повышения тарифов энергоснабжающих организаций;

- в связи с несогласованием ООО «Сибирь-север-экспорт» повышения стоимости затрат на его объект 16 марта 2010 года была прекращена подача электрической энергии;

- на момент рассмотрения Комиссией настоящего дела (15 июля 2010 г.) ООО «Сибирь-север-экспорт» изыскало возможность присоединения своего объекта непосредственно к сетям сетевой организации – ОАО «МРСК Сибири».

ООО «Сибирь-север-экспорт» пояснило, что осуществление присоединения к сетям ОАО «МРСК Сибири» связано в целях недопущения со стороны ОАО «Электроника» действий по отключению от электрической энергии, при осуществлении присоединения общество понесло значительный затраты.

Комиссия, рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 161 Постановления Правительства от 31.08.2006г. № 530 ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Тарифы на передачу электрической энергии ОАО «Электроника» не установлены.

Изучив анализ состояния конкурентной среды и определения положения ОАО «Электроника» на товарном рынке, комиссия установила, что ОАО «Электроника» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по эксплуатации объектов инфраструктуры (электрические, тепловые, водопроводные, канализационные сети и пр.) в здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ«О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами,  требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

ООО «Сибирь-север-экспорт» было не согласно с повышением стоимости содержания затрат площадей объекта, поскольку посчитало, что это повышение является экономически невыгодным для него и необоснованным. Действия ОАО «Электроника» по прекращению подачи электрической энергии на объект (в том числе и по направлению писем исх. № 37 от 05.03.2010г., исх. № 42А от 11.03.2010г.) были направлены на получение денежных сумм, расчёт которых не был представлен заявителю. После оплаты ООО «Сибирь-север-экспорт» требуемой  ОАО «Электроника» денежной суммы подача электрической энергии на объект заявителя была возобновлена.

Указанные действия ОАО «Электроника» в совокупности свидетельствуют о навязывании невыгодных условий  договора № 73 от 01.01.2010г., в части одностороннего повышения стоимости возмещения затрат по обслуживанию помещения (письма исх. № 37 от 05.03.2010г., исх. № 42А от 11.03.2010г.), без предоставления какого-либо экономического обоснования произведённых расчетов повышения стоимости услуг и ущемляют интересы ООО «Сибирь-север-экспорт».

Таким образом, ОАО «Электроника» нарушило часть 1 статьи 10, подпункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями 23,41,48  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Электроника» нарушившим часть 1 статьи 10, подпункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с возобновлением электроснабжения на объекте заявителя предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Рекомендовать ООО «Сибирь-север-экспорт», ОАО «Электроника» урегулировать гражданско-правовой спор по вопросу установления размера                                                                                                                                    стоимости возмещения затрат на содержание помещения в судебном порядке.

 

            

Председатель комиссии                                                                               В.М. Захаров

 

Члены комиссии                                                                                               А.В. Баранова

 

                                                                                                                    А.В. Коваленко

                                                                                                

                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Файлы для скачивания

Решение по делу №136-10-10
Тип файла: doc
Размер файла: 0.06 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7265 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №136-10-10, возбужденному в отношении ОАО "Электроника" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7265 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324454431 [changed] => 1368777041 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368777041 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ООО «Сибирь-север-экспорт»

 

ул. Красной Гвардии, 21,

 г. Красноярск, 660025

 

ОАО «Электроника»

 

 ул. Красной Гвардии, 21,

 г. Красноярск, 660025

 

 

РЕШЕНИЕ 

 

30 июня 2010 года                                                                                              г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 15 июня 2010 года, в полном объеме решение изготовлено  30 июня 2010 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, рассмотрев дело   №  136-10-10, возбуждённое по признакам нарушения ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  открытым  акционерным  обществом  «Электроника» (660075, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21) (далее ОАО «Электроника»), установила.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-север-экспорт» (660075, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21) (далее ООО «Сибирь-север-экспорт») с жалобой на действия ОАО «Электроника». Согласно заявлению, ОАО «Электроника» навязывает «стоимость затрат на содержание площадей», а также отключило от электрической энергии 16 марта 2010 года объект заявителя. Отсутствие электрической энергии ущемляет интересы заявителя, поскольку создаёт препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

По данному факту Приказом № 201 от 30.04.2010г. было возбуждено настоящее дело в отношении ОАО «Электроника».

На заседании Комиссии присутствовали:

от ООО «Сибирь-север-экспорт» - <…>

 от ОАО «Электроника» - <…>

Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон Комиссия установила следующие обстоятельства.

ООО «Сибирь-север-экспорт» осуществляет предпринимательскую деятельность в нежилом помещении, расположенном по адресу: 660075, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21 (далее объект). Указанным помещением ООО «Сибирь-север-экспорт» владеет на основании договора аренды <…>., заключённого с <…>.

Между ООО «Сибирь-север-экспорт» (исполнитель) и ОАО «Электроника» (заказчик) заключён договор <…> на возмещение затрат по обслуживанию помещения – объекта.

В соответствии с п. 1.1 Договора, Исполнитель по поручению Заказчика осуществляет обслуживание объекта, в том числе инженерных сетей, тепло-водо- и электроснабжения – пристройки , используя услуги, предоставляемые энергообеспечивающими, коммунальными и другими специализированными сторонними организациями, а Заказчик оплачивает оказанные услуги в порядке, установленном договором.

Согласно п. 2.1.2 Договора, Исполнитель обязуется обеспечить тепло- и энергоснабжение в пределах отпущенных Исполнителю по соответствующим договорам мощностей, обеспечить пользование горячей и холодной водой в соответствии с эксплуатационными требованиями, обеспечить вывоз мусора, выносимого из здания при уборке, а также прилегающей к зданию территории.

05 марта 2010г. ОАО «Электроника» направило в адрес ООО «Сибирь-север-экспорт» письмо (исх. № 37) в котором сообщило о повышении стоимости содержания площадей объекта  заявителя  с 01 февраля 2010 года до <…> рублей. Также, ОАО «Электроника» информировало об установлении пени в размере 3% за каждый день просрочки платежа. В случае отказа от согласования расчёта на содержание площадей ОАО «Электроника» уведомило заявителя о расторжении договора <…> с 05 апреля 2010г. со всеми вытекающими последствиями (отключение электрической энергии, теплоснабжения, холодного водоснабжения, отказ в уборке мусора и пр.).

11 марта 2010г. ОАО «Электроника» письмом (исх. № 42А) сообщило ООО «Сибирь-север-экспорт», что с 12 марта 2010 г. будет прекращены: электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и вывоз мусор.

ООО «Сибирь-север-экспорт» не согласовало расчёт указанных затрат. 16.03.2010г. ОАО «Электроника» прекратило подачу электрической энергии на объекте заявителя.

После оплаты  ООО «Сибирь-север-экспорт» денежных средств, требуемых ОАО «Электроника», подача электрической энергии на объект заявителя была возобновлена.

ОАО «Электроника» считает свои действия правомерными по следующим основаниям:

- повышение стоимости возмещения затрат на содержание площадей объекта произошло из-за повышения тарифов энергоснабжающих организаций;

- в связи с несогласованием ООО «Сибирь-север-экспорт» повышения стоимости затрат на его объект 16 марта 2010 года была прекращена подача электрической энергии;

- на момент рассмотрения Комиссией настоящего дела (15 июля 2010 г.) ООО «Сибирь-север-экспорт» изыскало возможность присоединения своего объекта непосредственно к сетям сетевой организации – ОАО «МРСК Сибири».

ООО «Сибирь-север-экспорт» пояснило, что осуществление присоединения к сетям ОАО «МРСК Сибири» связано в целях недопущения со стороны ОАО «Электроника» действий по отключению от электрической энергии, при осуществлении присоединения общество понесло значительный затраты.

Комиссия, рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 161 Постановления Правительства от 31.08.2006г. № 530 ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Тарифы на передачу электрической энергии ОАО «Электроника» не установлены.

Изучив анализ состояния конкурентной среды и определения положения ОАО «Электроника» на товарном рынке, комиссия установила, что ОАО «Электроника» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по эксплуатации объектов инфраструктуры (электрические, тепловые, водопроводные, канализационные сети и пр.) в здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ«О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами,  требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

ООО «Сибирь-север-экспорт» было не согласно с повышением стоимости содержания затрат площадей объекта, поскольку посчитало, что это повышение является экономически невыгодным для него и необоснованным. Действия ОАО «Электроника» по прекращению подачи электрической энергии на объект (в том числе и по направлению писем исх. № 37 от 05.03.2010г., исх. № 42А от 11.03.2010г.) были направлены на получение денежных сумм, расчёт которых не был представлен заявителю. После оплаты ООО «Сибирь-север-экспорт» требуемой  ОАО «Электроника» денежной суммы подача электрической энергии на объект заявителя была возобновлена.

Указанные действия ОАО «Электроника» в совокупности свидетельствуют о навязывании невыгодных условий  договора № 73 от 01.01.2010г., в части одностороннего повышения стоимости возмещения затрат по обслуживанию помещения (письма исх. № 37 от 05.03.2010г., исх. № 42А от 11.03.2010г.), без предоставления какого-либо экономического обоснования произведённых расчетов повышения стоимости услуг и ущемляют интересы ООО «Сибирь-север-экспорт».

Таким образом, ОАО «Электроника» нарушило часть 1 статьи 10, подпункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями 23,41,48  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Электроника» нарушившим часть 1 статьи 10, подпункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с возобновлением электроснабжения на объекте заявителя предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Рекомендовать ООО «Сибирь-север-экспорт», ОАО «Электроника» урегулировать гражданско-правовой спор по вопросу установления размера                                                                                                                                    стоимости возмещения затрат на содержание помещения в судебном порядке.

 

            

Председатель комиссии                                                                               В.М. Захаров

 

Члены комиссии                                                                                               А.В. Баранова

 

                                                                                                                    А.В. Коваленко

                                                                                                

                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ООО «Сибирь-север-экспорт»

 

ул. Красной Гвардии, 21,

 г. Красноярск, 660025

 

ОАО «Электроника»

 

 ул. Красной Гвардии, 21,

 г. Красноярск, 660025

 

 

РЕШЕНИЕ 

 

30 июня 2010 года                                                                                              г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 15 июня 2010 года, в полном объеме решение изготовлено  30 июня 2010 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, рассмотрев дело   №  136-10-10, возбуждённое по признакам нарушения ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  открытым  акционерным  обществом  «Электроника» (660075, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21) (далее ОАО «Электроника»), установила.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-север-экспорт» (660075, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21) (далее ООО «Сибирь-север-экспорт») с жалобой на действия ОАО «Электроника». Согласно заявлению, ОАО «Электроника» навязывает «стоимость затрат на содержание площадей», а также отключило от электрической энергии 16 марта 2010 года объект заявителя. Отсутствие электрической энергии ущемляет интересы заявителя, поскольку создаёт препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

По данному факту Приказом № 201 от 30.04.2010г. было возбуждено настоящее дело в отношении ОАО «Электроника».

На заседании Комиссии присутствовали:

от ООО «Сибирь-север-экспорт» - <…>

 от ОАО «Электроника» - <…>

Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон Комиссия установила следующие обстоятельства.

ООО «Сибирь-север-экспорт» осуществляет предпринимательскую деятельность в нежилом помещении, расположенном по адресу: 660075, г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21 (далее объект). Указанным помещением ООО «Сибирь-север-экспорт» владеет на основании договора аренды <…>., заключённого с <…>.

Между ООО «Сибирь-север-экспорт» (исполнитель) и ОАО «Электроника» (заказчик) заключён договор <…> на возмещение затрат по обслуживанию помещения – объекта.

В соответствии с п. 1.1 Договора, Исполнитель по поручению Заказчика осуществляет обслуживание объекта, в том числе инженерных сетей, тепло-водо- и электроснабжения – пристройки , используя услуги, предоставляемые энергообеспечивающими, коммунальными и другими специализированными сторонними организациями, а Заказчик оплачивает оказанные услуги в порядке, установленном договором.

Согласно п. 2.1.2 Договора, Исполнитель обязуется обеспечить тепло- и энергоснабжение в пределах отпущенных Исполнителю по соответствующим договорам мощностей, обеспечить пользование горячей и холодной водой в соответствии с эксплуатационными требованиями, обеспечить вывоз мусора, выносимого из здания при уборке, а также прилегающей к зданию территории.

05 марта 2010г. ОАО «Электроника» направило в адрес ООО «Сибирь-север-экспорт» письмо (исх. № 37) в котором сообщило о повышении стоимости содержания площадей объекта  заявителя  с 01 февраля 2010 года до <…> рублей. Также, ОАО «Электроника» информировало об установлении пени в размере 3% за каждый день просрочки платежа. В случае отказа от согласования расчёта на содержание площадей ОАО «Электроника» уведомило заявителя о расторжении договора <…> с 05 апреля 2010г. со всеми вытекающими последствиями (отключение электрической энергии, теплоснабжения, холодного водоснабжения, отказ в уборке мусора и пр.).

11 марта 2010г. ОАО «Электроника» письмом (исх. № 42А) сообщило ООО «Сибирь-север-экспорт», что с 12 марта 2010 г. будет прекращены: электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и вывоз мусор.

ООО «Сибирь-север-экспорт» не согласовало расчёт указанных затрат. 16.03.2010г. ОАО «Электроника» прекратило подачу электрической энергии на объекте заявителя.

После оплаты  ООО «Сибирь-север-экспорт» денежных средств, требуемых ОАО «Электроника», подача электрической энергии на объект заявителя была возобновлена.

ОАО «Электроника» считает свои действия правомерными по следующим основаниям:

- повышение стоимости возмещения затрат на содержание площадей объекта произошло из-за повышения тарифов энергоснабжающих организаций;

- в связи с несогласованием ООО «Сибирь-север-экспорт» повышения стоимости затрат на его объект 16 марта 2010 года была прекращена подача электрической энергии;

- на момент рассмотрения Комиссией настоящего дела (15 июля 2010 г.) ООО «Сибирь-север-экспорт» изыскало возможность присоединения своего объекта непосредственно к сетям сетевой организации – ОАО «МРСК Сибири».

ООО «Сибирь-север-экспорт» пояснило, что осуществление присоединения к сетям ОАО «МРСК Сибири» связано в целях недопущения со стороны ОАО «Электроника» действий по отключению от электрической энергии, при осуществлении присоединения общество понесло значительный затраты.

Комиссия, рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 161 Постановления Правительства от 31.08.2006г. № 530 ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Тарифы на передачу электрической энергии ОАО «Электроника» не установлены.

Изучив анализ состояния конкурентной среды и определения положения ОАО «Электроника» на товарном рынке, комиссия установила, что ОАО «Электроника» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по эксплуатации объектов инфраструктуры (электрические, тепловые, водопроводные, канализационные сети и пр.) в здании, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Красной Гвардии, 21.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ«О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами,  требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что навязывание контрагенту условий договора невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

ООО «Сибирь-север-экспорт» было не согласно с повышением стоимости содержания затрат площадей объекта, поскольку посчитало, что это повышение является экономически невыгодным для него и необоснованным. Действия ОАО «Электроника» по прекращению подачи электрической энергии на объект (в том числе и по направлению писем исх. № 37 от 05.03.2010г., исх. № 42А от 11.03.2010г.) были направлены на получение денежных сумм, расчёт которых не был представлен заявителю. После оплаты ООО «Сибирь-север-экспорт» требуемой  ОАО «Электроника» денежной суммы подача электрической энергии на объект заявителя была возобновлена.

Указанные действия ОАО «Электроника» в совокупности свидетельствуют о навязывании невыгодных условий  договора № 73 от 01.01.2010г., в части одностороннего повышения стоимости возмещения затрат по обслуживанию помещения (письма исх. № 37 от 05.03.2010г., исх. № 42А от 11.03.2010г.), без предоставления какого-либо экономического обоснования произведённых расчетов повышения стоимости услуг и ущемляют интересы ООО «Сибирь-север-экспорт».

Таким образом, ОАО «Электроника» нарушило часть 1 статьи 10, подпункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями 23,41,48  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Электроника» нарушившим часть 1 статьи 10, подпункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с возобновлением электроснабжения на объекте заявителя предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Рекомендовать ООО «Сибирь-север-экспорт», ОАО «Электроника» урегулировать гражданско-правовой спор по вопросу установления размера                                                                                                                                    стоимости возмещения затрат на содержание помещения в судебном порядке.

 

            

Председатель комиссии                                                                               В.М. Захаров

 

Члены комиссии                                                                                               А.В. Баранова

 

                                                                                                                    А.В. Коваленко

                                                                                                

                                                                                                          

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 136-10-10 [format] => [safe_value] => 136-10-10 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 1028 [uid] => 5 [filename] => 419.doc [uri] => public://419.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 57346 [status] => 1 [timestamp] => 1324454431 [origname] => 419.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение по делу №136-10-10 ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-20 17:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-29 17:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324454431 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )