Решение и предписание по делу № 389-15-11, возбужденному в отношении администрации Тасеевского района

Номер дела: 389-15-11
Дата публикации: 7 декабря 2011, 01:00

 

Администрация Тасеевского района

Красноярского края

 

 

ул. Краснопартизанская, 2, с. Тасеево, Тасеевский район,  Красноярский край, 663770

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

от «30» ноября 2011 года по делу № 389-15-11                                                                 г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии  22 ноября 2011.

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2011.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 389-15-11, возбужденное по признакам нарушения администрацией Тасеевского района Красноярского края  (ул. Краснопартизанская, 2, с. Тасеево, Тасеевский район,  Красноярский край, 663770) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В рамках анализа информации, представленной администрацией Тасеевского района, на запрос управления № 15063 от 16.09.2011 выявлен ряд договоров аренды: от 01.10.2009 (сроком действия 01.10.2009 по 31.08.2010), от 01.09.2010 (сроком действия 01.09.2010 по 31.10.2010), от 01.11.2010 (сроком действия 01.11.2010 по 30.11.2010), от 01.12.2010 (сроком действия 01.12.2010 по 31.12.2010), от 01.01.2011(сроком действия 01.01.2011 по 31.01.2011), от 01.02.2011  (сроком действия 01.02.2011 по 28.02.2011), от 01.04.2011 (сроком действия 01.04.2011 по 30.04.2011). от 01.05.2011 (сроком действия 01.05.2011 по 31.05.2011), от 01.06.2011 (сроком действия 01.06.2011 по 30.06.2011), от 01.07.2011 (сроком действия 01.07.2011 по 31.07.2011), от 01.08.2011 (сроком действия 01.08.2011 по 31.08.2011), от 01.09.2011 (сроком действия 01.09.2011 по 30.09.2011).

Согласно указанным договорам аренды администрация Тасеевского района передает в аренду ЗАО МСО «Надежда» нежилое помещение в нежилом здании, расположенном по адресу: с. Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2, общей площадью 11,6 кв.м.

Все выявленные договоры аренды, заключенные меду администрацией Тасеевского района и ЗАО МСО «Надежда» заключены без получения предварительного согласия антимонопольного органа и без проведения торгов.

По данному факту управлением на основании приказа № 711 от 04.10.2011  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства» возбуждено  дело № 389-15-11 по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации Тасеевского района.

Дело № 389-15-11 рассмотрено с участием представителя администрации Тасеевского района – <…> (доверенность от 04.10.2011)

Факт нарушения антимонопольного законодательства администрацией Тасеевского района признан.

Комиссия, исследовав материалы дела, отмечает:

В соответствии  с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

ФЗ «О защите конкуренции», вступившим  в силу 26.10.2006, был введен институт муниципальной помощи (преференции).

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» передача органами местного самоуправления в пользование муниципального имущества отдельным хозяйствующим субъектам является муниципальной помощью (преференцией).

При этом согласно статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной помощью (преференцией) не является предоставление преимуществ отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, после вступления в действие ФЗ «О защите конкуренции» любое предоставление муниципального имущества, без согласия антимонопольного органа за исключением случаев, предусмотренных статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции», или без проведения торгов (конкурсов, аукционов), предусмотренных статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» является нарушением порядка предоставления муниципальной (помощи) преференции, предусмотренного статьей 20.

Согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. С момента заключения соглашения о пролонгации договора аренды возникают новые сроки исполнения обязательств.

В соответствии с п.п. 31, 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» РФ заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора. Соответственно новый договор аренды должен заключаться с соблюдением норм, действующих в момент его заключения, в том числе ст. 17.1, 19, 20 ФЗ «Защите конкуренции».

Таким образом, договоры аренды от 01.10.2009, от 01.09.2010, от 01.11.2010, от 01.12.2010, от 01.01.2011, от 01.02.2011, от 01.04.2011, от 01.05.2011, от 01.06.2011, от 01.07.2011, от 01.08.2011, от 01.09.2011, должны были быть заключены в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции». То есть либо по результатам торгов, либо с предварительного согласия антимонопольного органа.

Согласно статье 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В период 2009-2011 г.г. договоры аренды были заключены в нарушение запрета, установленного пунктом 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном действующим законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную и справедливую возможность реализовать право на получение такого имущества.

Таким образом, администрация Тасеевского района в период 2009-2011 г.г. не имела законных оснований для  заключения с ЗАО МСО «Надежда» по настоящему делу договоров аренды.

Предоставление ЗАО МСО «Надежда» муниципального имущества в нарушение установленного порядка  может препятствовать развитию конкуренции  и ущемлять интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ЗАО МСО «Надежда» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества на новый срок без проведения торгов создало административный барьер со стороны районного комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района для обращения за заключением договора аренды на объект муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для юридического лица.

На основании части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции. Запрет для органов местного самоуправления по совершению действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установлен пунктом 7 частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Тасеевского района, предоставив муниципальную преференцию ЗАО МСО «Надежда» в нарушение установленного порядка, ущемила в правах иных хозяйствующих субъектов (потенциальных хозяйствующих субъектов), осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) предпринимательскую деятельность.

В соответствии с вышеизложенным  Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях районного комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тасеевского района, выразившихся в заключении с  ЗАО МСО «Надежда»  договоров аренды от 01.10.2009, от 01.09.2010, от 01.11.2010, от 01.12.2010, от 01.01.2011, от 01.02.2011, от 01.04.2011, от 01.05.2011, от 01.06.2011, от 01.07.2011, от 01.08.2011, от 01.09.2011, нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках заседания комиссии представитель администрации Тасеевского района пояснила, что в настоящий момент с ЗАО МСО «Надежда»  прекращены договорные отношения. На основании акта приема-передачи от 30.09.2011 помещение, расположенное по адресу: с. Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2, общей площадью 11,6 кв.м., возвращено в муниципальную собственность, что свидетельствует о добровольным устранением администрацией Тасеевского района нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Тасеевского района нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении ЗАО МСО «Надежда»    муниципальной преференции путем заключения договоров аренды муниципального имущества от 01.10.2009, от 01.09.2010, от 01.11.2010, от 01.12.2010, от 01.01.2011, от 01.02.2011, от 01.04.2011, от 01.05.2011, от 01.06.2011, от 01.07.2011, от 01.08.2011, от 01.09.2011 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

2.  Прекратить рассмотрение дела № 389-15-11 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением администрацией Тасеевского района нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Примечание. Решение и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                        Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                           В.А. Денк

 

                                                                                                                                                    Н.О. Высотина

 

 

Файлы для скачивания

Решение и предписание по делу № 389-15-11
Тип файла: doc
Размер файла: 0.06 МБ
stdClass Object ( [vid] => 6931 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № 389-15-11, возбужденному в отношении администрации Тасеевского района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6931 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323834531 [changed] => 1368777041 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368777041 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Администрация Тасеевского района

Красноярского края

 

 

ул. Краснопартизанская, 2, с. Тасеево, Тасеевский район,  Красноярский край, 663770

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

от «30» ноября 2011 года по делу № 389-15-11                                                                 г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии  22 ноября 2011.

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2011.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 389-15-11, возбужденное по признакам нарушения администрацией Тасеевского района Красноярского края  (ул. Краснопартизанская, 2, с. Тасеево, Тасеевский район,  Красноярский край, 663770) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В рамках анализа информации, представленной администрацией Тасеевского района, на запрос управления № 15063 от 16.09.2011 выявлен ряд договоров аренды: от 01.10.2009 (сроком действия 01.10.2009 по 31.08.2010), от 01.09.2010 (сроком действия 01.09.2010 по 31.10.2010), от 01.11.2010 (сроком действия 01.11.2010 по 30.11.2010), от 01.12.2010 (сроком действия 01.12.2010 по 31.12.2010), от 01.01.2011(сроком действия 01.01.2011 по 31.01.2011), от 01.02.2011  (сроком действия 01.02.2011 по 28.02.2011), от 01.04.2011 (сроком действия 01.04.2011 по 30.04.2011). от 01.05.2011 (сроком действия 01.05.2011 по 31.05.2011), от 01.06.2011 (сроком действия 01.06.2011 по 30.06.2011), от 01.07.2011 (сроком действия 01.07.2011 по 31.07.2011), от 01.08.2011 (сроком действия 01.08.2011 по 31.08.2011), от 01.09.2011 (сроком действия 01.09.2011 по 30.09.2011).

Согласно указанным договорам аренды администрация Тасеевского района передает в аренду ЗАО МСО «Надежда» нежилое помещение в нежилом здании, расположенном по адресу: с. Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2, общей площадью 11,6 кв.м.

Все выявленные договоры аренды, заключенные меду администрацией Тасеевского района и ЗАО МСО «Надежда» заключены без получения предварительного согласия антимонопольного органа и без проведения торгов.

По данному факту управлением на основании приказа № 711 от 04.10.2011  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства» возбуждено  дело № 389-15-11 по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации Тасеевского района.

Дело № 389-15-11 рассмотрено с участием представителя администрации Тасеевского района – <…> (доверенность от 04.10.2011)

Факт нарушения антимонопольного законодательства администрацией Тасеевского района признан.

Комиссия, исследовав материалы дела, отмечает:

В соответствии  с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

ФЗ «О защите конкуренции», вступившим  в силу 26.10.2006, был введен институт муниципальной помощи (преференции).

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» передача органами местного самоуправления в пользование муниципального имущества отдельным хозяйствующим субъектам является муниципальной помощью (преференцией).

При этом согласно статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной помощью (преференцией) не является предоставление преимуществ отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, после вступления в действие ФЗ «О защите конкуренции» любое предоставление муниципального имущества, без согласия антимонопольного органа за исключением случаев, предусмотренных статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции», или без проведения торгов (конкурсов, аукционов), предусмотренных статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» является нарушением порядка предоставления муниципальной (помощи) преференции, предусмотренного статьей 20.

Согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. С момента заключения соглашения о пролонгации договора аренды возникают новые сроки исполнения обязательств.

В соответствии с п.п. 31, 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» РФ заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора. Соответственно новый договор аренды должен заключаться с соблюдением норм, действующих в момент его заключения, в том числе ст. 17.1, 19, 20 ФЗ «Защите конкуренции».

Таким образом, договоры аренды от 01.10.2009, от 01.09.2010, от 01.11.2010, от 01.12.2010, от 01.01.2011, от 01.02.2011, от 01.04.2011, от 01.05.2011, от 01.06.2011, от 01.07.2011, от 01.08.2011, от 01.09.2011, должны были быть заключены в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции». То есть либо по результатам торгов, либо с предварительного согласия антимонопольного органа.

Согласно статье 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В период 2009-2011 г.г. договоры аренды были заключены в нарушение запрета, установленного пунктом 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном действующим законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную и справедливую возможность реализовать право на получение такого имущества.

Таким образом, администрация Тасеевского района в период 2009-2011 г.г. не имела законных оснований для  заключения с ЗАО МСО «Надежда» по настоящему делу договоров аренды.

Предоставление ЗАО МСО «Надежда» муниципального имущества в нарушение установленного порядка  может препятствовать развитию конкуренции  и ущемлять интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ЗАО МСО «Надежда» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества на новый срок без проведения торгов создало административный барьер со стороны районного комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района для обращения за заключением договора аренды на объект муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для юридического лица.

На основании части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции. Запрет для органов местного самоуправления по совершению действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установлен пунктом 7 частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Тасеевского района, предоставив муниципальную преференцию ЗАО МСО «Надежда» в нарушение установленного порядка, ущемила в правах иных хозяйствующих субъектов (потенциальных хозяйствующих субъектов), осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) предпринимательскую деятельность.

В соответствии с вышеизложенным  Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях районного комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тасеевского района, выразившихся в заключении с  ЗАО МСО «Надежда»  договоров аренды от 01.10.2009, от 01.09.2010, от 01.11.2010, от 01.12.2010, от 01.01.2011, от 01.02.2011, от 01.04.2011, от 01.05.2011, от 01.06.2011, от 01.07.2011, от 01.08.2011, от 01.09.2011, нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках заседания комиссии представитель администрации Тасеевского района пояснила, что в настоящий момент с ЗАО МСО «Надежда»  прекращены договорные отношения. На основании акта приема-передачи от 30.09.2011 помещение, расположенное по адресу: с. Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2, общей площадью 11,6 кв.м., возвращено в муниципальную собственность, что свидетельствует о добровольным устранением администрацией Тасеевского района нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Тасеевского района нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении ЗАО МСО «Надежда»    муниципальной преференции путем заключения договоров аренды муниципального имущества от 01.10.2009, от 01.09.2010, от 01.11.2010, от 01.12.2010, от 01.01.2011, от 01.02.2011, от 01.04.2011, от 01.05.2011, от 01.06.2011, от 01.07.2011, от 01.08.2011, от 01.09.2011 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

2.  Прекратить рассмотрение дела № 389-15-11 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением администрацией Тасеевского района нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Примечание. Решение и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                        Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                           В.А. Денк

 

                                                                                                                                                    Н.О. Высотина

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Администрация Тасеевского района

Красноярского края

 

 

ул. Краснопартизанская, 2, с. Тасеево, Тасеевский район,  Красноярский край, 663770

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

от «30» ноября 2011 года по делу № 389-15-11                                                                 г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии  22 ноября 2011.

В полном объеме решение изготовлено 30 ноября 2011.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Денк В.А., начальник отдела антимонопольного контроля, Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело № 389-15-11, возбужденное по признакам нарушения администрацией Тасеевского района Красноярского края  (ул. Краснопартизанская, 2, с. Тасеево, Тасеевский район,  Красноярский край, 663770) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В рамках анализа информации, представленной администрацией Тасеевского района, на запрос управления № 15063 от 16.09.2011 выявлен ряд договоров аренды: от 01.10.2009 (сроком действия 01.10.2009 по 31.08.2010), от 01.09.2010 (сроком действия 01.09.2010 по 31.10.2010), от 01.11.2010 (сроком действия 01.11.2010 по 30.11.2010), от 01.12.2010 (сроком действия 01.12.2010 по 31.12.2010), от 01.01.2011(сроком действия 01.01.2011 по 31.01.2011), от 01.02.2011  (сроком действия 01.02.2011 по 28.02.2011), от 01.04.2011 (сроком действия 01.04.2011 по 30.04.2011). от 01.05.2011 (сроком действия 01.05.2011 по 31.05.2011), от 01.06.2011 (сроком действия 01.06.2011 по 30.06.2011), от 01.07.2011 (сроком действия 01.07.2011 по 31.07.2011), от 01.08.2011 (сроком действия 01.08.2011 по 31.08.2011), от 01.09.2011 (сроком действия 01.09.2011 по 30.09.2011).

Согласно указанным договорам аренды администрация Тасеевского района передает в аренду ЗАО МСО «Надежда» нежилое помещение в нежилом здании, расположенном по адресу: с. Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2, общей площадью 11,6 кв.м.

Все выявленные договоры аренды, заключенные меду администрацией Тасеевского района и ЗАО МСО «Надежда» заключены без получения предварительного согласия антимонопольного органа и без проведения торгов.

По данному факту управлением на основании приказа № 711 от 04.10.2011  «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства» возбуждено  дело № 389-15-11 по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении администрации Тасеевского района.

Дело № 389-15-11 рассмотрено с участием представителя администрации Тасеевского района – <…> (доверенность от 04.10.2011)

Факт нарушения антимонопольного законодательства администрацией Тасеевского района признан.

Комиссия, исследовав материалы дела, отмечает:

В соответствии  с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

ФЗ «О защите конкуренции», вступившим  в силу 26.10.2006, был введен институт муниципальной помощи (преференции).

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» передача органами местного самоуправления в пользование муниципального имущества отдельным хозяйствующим субъектам является муниципальной помощью (преференцией).

При этом согласно статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной помощью (преференцией) не является предоставление преимуществ отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, после вступления в действие ФЗ «О защите конкуренции» любое предоставление муниципального имущества, без согласия антимонопольного органа за исключением случаев, предусмотренных статьей 19 ФЗ «О защите конкуренции», или без проведения торгов (конкурсов, аукционов), предусмотренных статьей 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» является нарушением порядка предоставления муниципальной (помощи) преференции, предусмотренного статьей 20.

Согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. С момента заключения соглашения о пролонгации договора аренды возникают новые сроки исполнения обязательств.

В соответствии с п.п. 31, 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» РФ заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора. Соответственно новый договор аренды должен заключаться с соблюдением норм, действующих в момент его заключения, в том числе ст. 17.1, 19, 20 ФЗ «Защите конкуренции».

Таким образом, договоры аренды от 01.10.2009, от 01.09.2010, от 01.11.2010, от 01.12.2010, от 01.01.2011, от 01.02.2011, от 01.04.2011, от 01.05.2011, от 01.06.2011, от 01.07.2011, от 01.08.2011, от 01.09.2011, должны были быть заключены в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции». То есть либо по результатам торгов, либо с предварительного согласия антимонопольного органа.

Согласно статье 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В период 2009-2011 г.г. договоры аренды были заключены в нарушение запрета, установленного пунктом 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном действующим законодательством запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную и справедливую возможность реализовать право на получение такого имущества.

Таким образом, администрация Тасеевского района в период 2009-2011 г.г. не имела законных оснований для  заключения с ЗАО МСО «Надежда» по настоящему делу договоров аренды.

Предоставление ЗАО МСО «Надежда» муниципального имущества в нарушение установленного порядка  может препятствовать развитию конкуренции  и ущемлять интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ЗАО МСО «Надежда» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества на новый срок без проведения торгов создало административный барьер со стороны районного комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района для обращения за заключением договора аренды на объект муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для юридического лица.

На основании части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции. Запрет для органов местного самоуправления по совершению действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установлен пунктом 7 частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Администрация Тасеевского района, предоставив муниципальную преференцию ЗАО МСО «Надежда» в нарушение установленного порядка, ущемила в правах иных хозяйствующих субъектов (потенциальных хозяйствующих субъектов), осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) предпринимательскую деятельность.

В соответствии с вышеизложенным  Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях районного комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Тасеевского района, выразившихся в заключении с  ЗАО МСО «Надежда»  договоров аренды от 01.10.2009, от 01.09.2010, от 01.11.2010, от 01.12.2010, от 01.01.2011, от 01.02.2011, от 01.04.2011, от 01.05.2011, от 01.06.2011, от 01.07.2011, от 01.08.2011, от 01.09.2011, нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках заседания комиссии представитель администрации Тасеевского района пояснила, что в настоящий момент с ЗАО МСО «Надежда»  прекращены договорные отношения. На основании акта приема-передачи от 30.09.2011 помещение, расположенное по адресу: с. Тасеево, ул. Краснопартизанская, 2, общей площадью 11,6 кв.м., возвращено в муниципальную собственность, что свидетельствует о добровольным устранением администрацией Тасеевского района нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Тасеевского района нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий, ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении ЗАО МСО «Надежда»    муниципальной преференции путем заключения договоров аренды муниципального имущества от 01.10.2009, от 01.09.2010, от 01.11.2010, от 01.12.2010, от 01.01.2011, от 01.02.2011, от 01.04.2011, от 01.05.2011, от 01.06.2011, от 01.07.2011, от 01.08.2011, от 01.09.2011 без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

2.  Прекратить рассмотрение дела № 389-15-11 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением администрацией Тасеевского района нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

Примечание. Решение и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Председатель   Комиссии                                                                                                        Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                                                           В.А. Денк

 

                                                                                                                                                    Н.О. Высотина

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 389-15-11 [format] => [safe_value] => 389-15-11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 674 [uid] => 5 [filename] => reshenie_po_no_389-15-11.doc [uri] => public://reshenie_po_no_389-15-11.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 62976 [status] => 1 [timestamp] => 1323834531 [origname] => reshenie_po_no_389-15-11.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение и предписание по делу № 389-15-11 ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 50 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 50 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-06 17:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-29 17:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323834531 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )