Решение по делу №557-17.1-09, возбужденному в отношении администрации п.Предивинск Красноярского края

Номер дела: 557-17.1-09
Дата публикации: 13 декабря 2011, 01:00

 

 

                     Администрация

                   п. Предивинск

                   Большемуртинского района

 

                   663065, Красноярский край,

                    Большемуртинский район,

                     п. Предивинск,

                     ул. Молокова, 3

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от 17 мая  2010 г. по делу № 557-17.1-09                                                           г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 30 апреля 2010 г. В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2010 г.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Деревягина О.Е., начальник контрольного отдела, Сычева Е.В., старший государственный инспектор отдела естественных монополий; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 557-17.1-09, по признакам нарушения администрации Северо-Енисейского района (663065, Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск, ул. Молокова, 3) статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Дело рассмотрено с участием главы администрации п. Предивинск – Трухина Александра Филипповича.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:

Красноярским УФАС России был направлен запрос (исх. № 13709 от 10.11.2009 г.) в адрес администрации п. Предивинск. По результатам анализа полученной информации в отношении администрации п. Предивинск (663065, Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск, ул. Молокова, 3) установлено, что администрацией п. Предивинск был заключен договор аренды б/№ от 01.01.2009 г. с ООО «Премьер» (муниципальное имущество общей площадью 400,0 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск) и передано имущество без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом. Срок действия договора аренды устанавливается с 01.01.2009 г. до 31.12.2009 г.

По данному факту на основании приказа от 07.12.2009 г. № 888 Красноярским УФАС России возбуждено дело № 557-17.1-09 в отношении администрации п. Предивинск по признакам нарушения ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих услуги торговли.

При этом часть 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции» не исключает возможности повторного продления договора при соблюдении непрерывности договорных отношений, а также предельного срока действия таких договоров, установленного частью 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции»

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях администрации п. Предивинск Большемуртинского района Красноярского края отсутствует нарушение ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается заключать договоры аренды, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того,  закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями или не закреплено без проведения торгов на право заключения таких договоров.

Предоставление органом местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем предоставления муниципального имущества в аренду является в соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной преференцией. Согласно пункту 1 статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

При предоставлении в аренду муниципального имущества хозяйствующим субъектам без проведения торгов возникает обязанность согласования органом местного самоуправления либо уполномоченным лицом сделок с данным имуществом с антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Согласно информации, полученной управлением в рамках рассмотрения дела № 557-17.1-09, ООО «Премьер» является юридическим лицом, основная цель деятельности которого получение прибыли. Данные положения свидетельствуют о том, что ООО «Премьер» обладает статусом субъекта предпринимательской деятельности и является хозяйствующим субъектом согласно пункту 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, услуги торговли, предоставляемые ООО «Премьер» могут быть отнесены к следующим кодам классификации:

ОКВЭД 029-2007:

52 – Розничная торговля.

Таким образом, ООО «Премьер» является участником товарного рынка по осуществлению торговой деятельности.

Наряду с ООО «Премьер» деятельность на товарном рынке торговли в п. Предивинск, осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ИП Смертина А.Н., ИП Захарова Т.Г., ИП Комфахо Г.Н.

Таким образом, ООО «Премьер» не единственный хозяйствующий субъект на территории п. Предивинск, который предоставляет услуги торговли.

Существование на территории п. Предивинск других участников, осуществляющих услуги торговли, говорит о наличии конкурентной среды данного рынка.

По результатам анализа и оценки вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что передача ООО «Премьер» муниципального имущества обеспечивает последнему преимущество по сравнению иными хозяйствующими субъектами и квалифицируется как муниципальная преференция.

Согласно главе 5 ФЗ «О защите конкуренции», муниципальное имущество должно было быть передано ООО «Премьер» в целях, указанных в части 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции», и в порядке, установленном нормами статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции», с предварительного согласия антимонопольного органа, либо путём проведения торгов, в этом случае преференция является легальной.

Пунктом 1 части 2 статьи 19 Закона  установлено, что не является государственной и муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, по результатам торгов или иным способом,  определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, решение администрации п. Предивинск, о передаче муниципального имущества определенному лицу  - ООО «Премьер» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом является административным барьером для получения в пользование муниципального имущества и развития предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе потенциальным, претендующим на  получение муниципального имущества в пользование.

Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) (вх. № 331 от 26.01.2009 г.) после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительности актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества, после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  должно осуществляться в соответствии  с требованиями Закона о защите конкуренции, а именно по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной преференции.

Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ был введен п. 7 ст. 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно предоставление государственной или муниципальной преференции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа и без проведения процедуры торгов.

В соответствии с вышеизложенным, учитывая разъяснения ФАС России,  Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации п. Предивинск признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, согласно пункту 7 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона «О защите конкуренции», а именно предоставление государственной или муниципальной преференции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа и без проведения процедуры торгов.

С учетом изложенного, заключение договора аренды муниципального имущества б/№ от 01.01.2009 г. с ООО «Премьер» на предмет предоставления в аренду здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск без проведения торгов и без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа является нарушением требований части 1 статьи 15.

Однако, 29.04.2010г. (вх. № 5530) в адрес управления была представлена  информация п. Предивинск, согласно которой 11.01.2010 г. администрацией п. Предивинск опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов недвижимости, ранее находящихся в пользование ООО «Премьер», а также протокол  результатов данного конкурса от 01.03.2010г.    

Комиссия,  проанализировав вышеуказанную информацию, пришла к выводу о добровольном устранении нарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 557-17.1-09, возбужденного в отношении администрации п. Предивинск Красноярского края по признакам нарушения статьи 17.1, 20, 15 ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель   Комиссии                                                                                      Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                              О.Е. Деревягина

 

                                                                                                                     Е.В. Сычева

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                Н.О. Высотина

 

 

 

                                                  

 

 

Файлы для скачивания

Решение по делу №557-17.1-09
Тип файла: doc
Размер файла: 0.06 МБ
stdClass Object ( [vid] => 6846 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №557-17.1-09, возбужденному в отношении администрации п.Предивинск Красноярского края [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6846 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323759067 [changed] => 1368777041 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368777041 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

                     Администрация

                   п. Предивинск

                   Большемуртинского района

 

                   663065, Красноярский край,

                    Большемуртинский район,

                     п. Предивинск,

                     ул. Молокова, 3

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от 17 мая  2010 г. по делу № 557-17.1-09                                                           г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 30 апреля 2010 г. В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2010 г.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Деревягина О.Е., начальник контрольного отдела, Сычева Е.В., старший государственный инспектор отдела естественных монополий; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 557-17.1-09, по признакам нарушения администрации Северо-Енисейского района (663065, Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск, ул. Молокова, 3) статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Дело рассмотрено с участием главы администрации п. Предивинск – Трухина Александра Филипповича.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:

Красноярским УФАС России был направлен запрос (исх. № 13709 от 10.11.2009 г.) в адрес администрации п. Предивинск. По результатам анализа полученной информации в отношении администрации п. Предивинск (663065, Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск, ул. Молокова, 3) установлено, что администрацией п. Предивинск был заключен договор аренды б/№ от 01.01.2009 г. с ООО «Премьер» (муниципальное имущество общей площадью 400,0 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск) и передано имущество без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом. Срок действия договора аренды устанавливается с 01.01.2009 г. до 31.12.2009 г.

По данному факту на основании приказа от 07.12.2009 г. № 888 Красноярским УФАС России возбуждено дело № 557-17.1-09 в отношении администрации п. Предивинск по признакам нарушения ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих услуги торговли.

При этом часть 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции» не исключает возможности повторного продления договора при соблюдении непрерывности договорных отношений, а также предельного срока действия таких договоров, установленного частью 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции»

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях администрации п. Предивинск Большемуртинского района Красноярского края отсутствует нарушение ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается заключать договоры аренды, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того,  закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями или не закреплено без проведения торгов на право заключения таких договоров.

Предоставление органом местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем предоставления муниципального имущества в аренду является в соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной преференцией. Согласно пункту 1 статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

При предоставлении в аренду муниципального имущества хозяйствующим субъектам без проведения торгов возникает обязанность согласования органом местного самоуправления либо уполномоченным лицом сделок с данным имуществом с антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Согласно информации, полученной управлением в рамках рассмотрения дела № 557-17.1-09, ООО «Премьер» является юридическим лицом, основная цель деятельности которого получение прибыли. Данные положения свидетельствуют о том, что ООО «Премьер» обладает статусом субъекта предпринимательской деятельности и является хозяйствующим субъектом согласно пункту 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, услуги торговли, предоставляемые ООО «Премьер» могут быть отнесены к следующим кодам классификации:

ОКВЭД 029-2007:

52 – Розничная торговля.

Таким образом, ООО «Премьер» является участником товарного рынка по осуществлению торговой деятельности.

Наряду с ООО «Премьер» деятельность на товарном рынке торговли в п. Предивинск, осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ИП Смертина А.Н., ИП Захарова Т.Г., ИП Комфахо Г.Н.

Таким образом, ООО «Премьер» не единственный хозяйствующий субъект на территории п. Предивинск, который предоставляет услуги торговли.

Существование на территории п. Предивинск других участников, осуществляющих услуги торговли, говорит о наличии конкурентной среды данного рынка.

По результатам анализа и оценки вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что передача ООО «Премьер» муниципального имущества обеспечивает последнему преимущество по сравнению иными хозяйствующими субъектами и квалифицируется как муниципальная преференция.

Согласно главе 5 ФЗ «О защите конкуренции», муниципальное имущество должно было быть передано ООО «Премьер» в целях, указанных в части 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции», и в порядке, установленном нормами статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции», с предварительного согласия антимонопольного органа, либо путём проведения торгов, в этом случае преференция является легальной.

Пунктом 1 части 2 статьи 19 Закона  установлено, что не является государственной и муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, по результатам торгов или иным способом,  определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, решение администрации п. Предивинск, о передаче муниципального имущества определенному лицу  - ООО «Премьер» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом является административным барьером для получения в пользование муниципального имущества и развития предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе потенциальным, претендующим на  получение муниципального имущества в пользование.

Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) (вх. № 331 от 26.01.2009 г.) после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительности актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества, после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  должно осуществляться в соответствии  с требованиями Закона о защите конкуренции, а именно по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной преференции.

Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ был введен п. 7 ст. 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно предоставление государственной или муниципальной преференции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа и без проведения процедуры торгов.

В соответствии с вышеизложенным, учитывая разъяснения ФАС России,  Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации п. Предивинск признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, согласно пункту 7 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона «О защите конкуренции», а именно предоставление государственной или муниципальной преференции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа и без проведения процедуры торгов.

С учетом изложенного, заключение договора аренды муниципального имущества б/№ от 01.01.2009 г. с ООО «Премьер» на предмет предоставления в аренду здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск без проведения торгов и без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа является нарушением требований части 1 статьи 15.

Однако, 29.04.2010г. (вх. № 5530) в адрес управления была представлена  информация п. Предивинск, согласно которой 11.01.2010 г. администрацией п. Предивинск опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов недвижимости, ранее находящихся в пользование ООО «Премьер», а также протокол  результатов данного конкурса от 01.03.2010г.    

Комиссия,  проанализировав вышеуказанную информацию, пришла к выводу о добровольном устранении нарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 557-17.1-09, возбужденного в отношении администрации п. Предивинск Красноярского края по признакам нарушения статьи 17.1, 20, 15 ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель   Комиссии                                                                                      Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                              О.Е. Деревягина

 

                                                                                                                     Е.В. Сычева

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                Н.О. Высотина

 

 

 

                                                  

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

                     Администрация

                   п. Предивинск

                   Большемуртинского района

 

                   663065, Красноярский край,

                    Большемуртинский район,

                     п. Предивинск,

                     ул. Молокова, 3

 

 

РЕШЕНИЕ

 

от 17 мая  2010 г. по делу № 557-17.1-09                                                           г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена сторонам по делу на заседании Комиссии 30 апреля 2010 г. В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2010 г.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии – Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии – Деревягина О.Е., начальник контрольного отдела, Сычева Е.В., старший государственный инспектор отдела естественных монополий; Высотина Н.О., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 557-17.1-09, по признакам нарушения администрации Северо-Енисейского района (663065, Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск, ул. Молокова, 3) статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»).

Дело рассмотрено с участием главы администрации п. Предивинск – Трухина Александра Филипповича.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:

Красноярским УФАС России был направлен запрос (исх. № 13709 от 10.11.2009 г.) в адрес администрации п. Предивинск. По результатам анализа полученной информации в отношении администрации п. Предивинск (663065, Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск, ул. Молокова, 3) установлено, что администрацией п. Предивинск был заключен договор аренды б/№ от 01.01.2009 г. с ООО «Премьер» (муниципальное имущество общей площадью 400,0 кв. м, расположенное по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск) и передано имущество без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом. Срок действия договора аренды устанавливается с 01.01.2009 г. до 31.12.2009 г.

По данному факту на основании приказа от 07.12.2009 г. № 888 Красноярским УФАС России возбуждено дело № 557-17.1-09 в отношении администрации п. Предивинск по признакам нарушения ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих услуги торговли.

При этом часть 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции» не исключает возможности повторного продления договора при соблюдении непрерывности договорных отношений, а также предельного срока действия таких договоров, установленного частью 4 статьи 53 ФЗ «О защите конкуренции»

Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях администрации п. Предивинск Большемуртинского района Красноярского края отсутствует нарушение ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается заключать договоры аренды, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, вне зависимости от того,  закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями или не закреплено без проведения торгов на право заключения таких договоров.

Предоставление органом местного самоуправления преимуществ, которые обеспечивают отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем предоставления муниципального имущества в аренду является в соответствии с пунктом 20 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальной преференцией. Согласно пункту 1 статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

При предоставлении в аренду муниципального имущества хозяйствующим субъектам без проведения торгов возникает обязанность согласования органом местного самоуправления либо уполномоченным лицом сделок с данным имуществом с антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Согласно информации, полученной управлением в рамках рассмотрения дела № 557-17.1-09, ООО «Премьер» является юридическим лицом, основная цель деятельности которого получение прибыли. Данные положения свидетельствуют о том, что ООО «Премьер» обладает статусом субъекта предпринимательской деятельности и является хозяйствующим субъектом согласно пункту 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, услуги торговли, предоставляемые ООО «Премьер» могут быть отнесены к следующим кодам классификации:

ОКВЭД 029-2007:

52 – Розничная торговля.

Таким образом, ООО «Премьер» является участником товарного рынка по осуществлению торговой деятельности.

Наряду с ООО «Премьер» деятельность на товарном рынке торговли в п. Предивинск, осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ИП Смертина А.Н., ИП Захарова Т.Г., ИП Комфахо Г.Н.

Таким образом, ООО «Премьер» не единственный хозяйствующий субъект на территории п. Предивинск, который предоставляет услуги торговли.

Существование на территории п. Предивинск других участников, осуществляющих услуги торговли, говорит о наличии конкурентной среды данного рынка.

По результатам анализа и оценки вышеизложенных обстоятельств Комиссия пришла к выводу о том, что передача ООО «Премьер» муниципального имущества обеспечивает последнему преимущество по сравнению иными хозяйствующими субъектами и квалифицируется как муниципальная преференция.

Согласно главе 5 ФЗ «О защите конкуренции», муниципальное имущество должно было быть передано ООО «Премьер» в целях, указанных в части 1 статьи 19 ФЗ «О защите конкуренции», и в порядке, установленном нормами статьи 20 ФЗ «О защите конкуренции», с предварительного согласия антимонопольного органа, либо путём проведения торгов, в этом случае преференция является легальной.

Пунктом 1 части 2 статьи 19 Закона  установлено, что не является государственной и муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, по результатам торгов или иным способом,  определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, решение администрации п. Предивинск, о передаче муниципального имущества определенному лицу  - ООО «Премьер» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом является административным барьером для получения в пользование муниципального имущества и развития предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе потенциальным, претендующим на  получение муниципального имущества в пользование.

Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) (вх. № 331 от 26.01.2009 г.) после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, предусмотренного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительности актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества, после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  должно осуществляться в соответствии  с требованиями Закона о защите конкуренции, а именно по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной преференции.

Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ был введен п. 7 ст. 15 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно предоставление государственной или муниципальной преференции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа и без проведения процедуры торгов.

В соответствии с вышеизложенным, учитывая разъяснения ФАС России,  Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации п. Предивинск признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, согласно пункту 7 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона «О защите конкуренции», а именно предоставление государственной или муниципальной преференции без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа и без проведения процедуры торгов.

С учетом изложенного, заключение договора аренды муниципального имущества б/№ от 01.01.2009 г. с ООО «Премьер» на предмет предоставления в аренду здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район, п. Предивинск без проведения торгов и без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа является нарушением требований части 1 статьи 15.

Однако, 29.04.2010г. (вх. № 5530) в адрес управления была представлена  информация п. Предивинск, согласно которой 11.01.2010 г. администрацией п. Предивинск опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов недвижимости, ранее находящихся в пользование ООО «Премьер», а также протокол  результатов данного конкурса от 01.03.2010г.    

Комиссия,  проанализировав вышеуказанную информацию, пришла к выводу о добровольном устранении нарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, статьей 48, частью 1 статьи 49  Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 557-17.1-09, возбужденного в отношении администрации п. Предивинск Красноярского края по признакам нарушения статьи 17.1, 20, 15 ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель   Комиссии                                                                                      Е.Л. Лужбин

 

Члены Комиссии                                                                                              О.Е. Деревягина

 

                                                                                                                     Е.В. Сычева

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                Н.О. Высотина

 

 

 

                                                  

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 557-17.1-09 [format] => [safe_value] => 557-17.1-09 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 526 [uid] => 5 [filename] => 423.doc [uri] => public://423.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 64514 [status] => 1 [timestamp] => 1323759067 [origname] => 423.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение по делу №557-17.1-09 ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-12 17:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-05-16 17:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323759067 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )