Решение и предписание по жалобе № 145

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 145
Дата публикации: 22 марта 2013, 16:01

 

ООО «БайКос-Искра»

648360, Красняорский край, Эвенкийский район, с. Байкит,

ул. Гагарина, 10

 

Управление муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района

Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

Муниципальное казенное учреждение «Межведомственная бухгалтерия» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

Решение № 145

«22» марта 2013 года

                                     г. Красноярск

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии – Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля за размещением заказов, Н.А. Мочаловой, главного специалиста-эксперта аналитического отдела, рассмотрев жалобу ООО «БайКос-Искра» на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме «149 ЭА Предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР», реестровый номер заказа №0319300325513000200  (далее по тексту – Аукцион в электронной форме), установила следующее.

            В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «БайКос-Искра» на действия Заказчика – МКУ «Межведомственная бухгалтерия» ЭМР Красноярского края, уполномоченного органа - Управления муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края  при проведении открытого аукциона в электронной форме (далее по тексту - жалоба).

 Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба был принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.

Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Заказчику, уполномоченному органу, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.

Существо жалобы: формирование аукционной документации с нарушением требований законодательства о размещении заказов, а именно: ограничение количества участников размещения заказа путем включения в предмет заказа технологически и функционально не связанных между собой видов услуг.

Из содержания жалобы ООО «БайКос-Искра»  следует, что «Заказчиком, в нарушение законодательства о размещении заказов, объедены в один лот услуги Единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи, которые е являются между собой технологически и функционально связанные.

Согласно Извещению предметом контракта является оказание комплексных услуг связи. Между тем, Техническое задание (далее ТЗ) предусматривает, что в предмет контракта включены следующие работы, услуги, товары: услуги связи (Приложение 1 ТЗ). Проведение информационного обеспечения пользователей по программному обеспечению (консультация по работе и исправлению ошибок операционных систем офисного пакета (антивирусного) стандартного набора программ). (Приложение 1 ТЗ) Обслуживание оборудования Заказчика (Раздел 4. ТЗ).

Включение в один лот вышеуказанных услуг необоснован в силу следующего. В соответствии с ФЗ «О связи» № 126-ФЗ (далее – Закон о связи) услуга связи это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (пп. 32 статьи 2 Закона). Предоставление каналов связи, услуги передачи данных, телематических служб, передачи голосовой информации являются услугами связи. Законодательство предусматривает, что услуги связи оказывают операторы связи, имеющие соответствующие лицензии.

Проведение информационного обеспечения пользователей по программному обеспечению (консультационная деятельность) для осуществления данной деятельности не требуется наличие лицензии на оказание услуг связи. Услуги технического обслуживания оборудования Заказчика, как указано в тех задании заказчика, также не относятся к услугам связи. Таким образом, услуги связи, проведение информационного обеспечения пользователей по программному обеспечению (консультационная деятельность), услуги технического обслуживания оборудования являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию, в связи с чем, для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств, соблюдение различных технических регламентов.

Более того, техническое обслуживание оборудования Заказчика может осуществить любая организация или ИП, для чего не требуется дополнительных требований в виде наличия лицензии на услуги связи (условиями конкурса к участнику (исполнителю) предъявлено обязательное требование о наличии 4 видов лицензий: на телематические услуги связи, услуги сети передачи данных; услуги сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, на предоставление каналов связи).

Объединение в один лот технически неоднородных, имеющих различное потребительское назначение, технически и функционально не связанных между собой работ, услуг приведет к ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. К участию в торгах будет ограничен доступ потенциальных участников, не обладающих возможностью одновременно:

являться владельцем технических средств

являться оператором связи

наличие квалифицированных специалистов-консультантов по программному обеспечению (не относящемуся к услугам связи).

При этом все хозяйствующие субъекты, соответствующие названным признакам в отдельности могут принять участие в конкурсе по отдельным видам работ и услуг.

Не допускается объединять в один лот товары (работы, услуги), к поставщикам (исполнителям) которых, а также к самим товарам (работам, услугам) законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования. Формирование лотов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников торгов по реализации их права на участие в торгах. Для оказания услуг по обслуживанию оборудования наличие лицензии на оказание услуг связи также не требуется.

По условиям конкурса победитель торгов должен построить сеть доступа для предоставления услуг Единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи населенных пунктах Красноярского края. При этом оказание услуг - предоставление каналов связи для этих объектов, не предусматривается, то есть по существу это отдельная услуга (работа) никак не связанная с предметом контракта.

На осуществление всех вышеуказанных мероприятий Заказчик не предоставляет время с момента получения Исполнителем заявки, причем в заявке может содержаться требование о предоставлении смонтированного оборудования мониторинга одновременно во всех 32 населенных пунктах. Такой срок является неисполнимым для любого участника размещения заказа».

В письменных пояснениях, представленных уполномоченным органом на рассмотрение жалобы, указано следующее «Предметом открытого аукциона является предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР с целью объединения структурных подразделений, находящихся в разных населенных пунктах Эвенкийского муниципального района для осуществления бухгалтерского и бюджетного учета, а именно: сдача и подготовка налоговой отчетности, движение по банковским счетам обслуживаемых учреждений, расчёты с контрагентами, заработная плата и т.д. Эта сеть является закрытой и предназначена для служебного пользования. Кроме предоставления услуг единой корпоративной сети передачи данных, необходимо настроить и обслуживать сетевое оборудование, требующее специализированных сетевых настроек и проведение консультирования по его работе.

Кроме того, согласно Закону о связи и подзаконным актам (приказ МИТС № 32 от 13.03.2007 г.) оператор связи обязан иметь резервный источник питания на всех узлах связи, обеспечить исполнение требований по соблюдению тайны, обеспечивать техническую поддержку в течение всего срока оказания услуг.

Обеспечение предоставления услуг единой корпоративной сети передачи данных является технологически и функционально связанными работами (услугами)».

Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.

Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).

В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Антимонопольные требования к торгам закреплены в статье 17 Закона о защите конкуренции. При проведении торгов запрещаются действия, которые проводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировании такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.

При этом, необходимо принимать во внимание, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, не допускается объединение в один предмет торгов (лот) видов работ, на которые требуется лицензия, и работ, не требующих лицензии, поскольку такое формирование лотов будет являться нарушением требований Закона о размещении заказов, а также норм антимонопольного законодательства.

            Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по оказанию услуг связи.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В постановлении Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» включены следующие виды услуг, являющиеся предметом проводимых торгов: Телематические услуги связи; Услуги связи по предоставлению каналов связи; Обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю соединений по сети передачи данных для целей передачи голосовой информации; обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю соединений по сети передачи данных.

   Как установлено Комиссией при рассмотрении жалобы, что не отрицалось представителем уполномоченного органа, на оказание услуг по предмету участникам размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов участникам размещения заказа для оказания услуг связи требуется четыре различных вида лицензий, указанных выше согласно постановлению Правительства.

Согласно техническому заданию аукционной  документации (приложение № 1) (пункт 1.4) Исполнитель должен обеспечить техническую поддержку услуг связи в течение всего срока действия соответствующего заказа на оказание услуг связи. В пункте 3.3 указано на то, что Исполнитель должен предоставить услуги по настройке и поддержке системы аудио-конференции со всеми структурными подразделениями Заказчика.  Пунктом 2.1.1. проекта договора предусмотрено следующее:  на основании Заявки (Заявок) Заказчика или Представителя Заказчика (Приложение №1) произвести подключение к сети передачи данных по адресам, указанным в Заявке и/или техническое обслуживание, ремонт и обновление персональных компьютеров и содержание периферийных устройств. Заказчик и Представитель Заказчика имеют право требовать от Исполнителя своевременного и качественного предоставления услуг, проведения регламентных и ремонтных работ (пункт 2.4.1 проекта договора).

            При выполнении перечисленных услуг участникам размещения заказа не требуется лицензий и дополнительных разрешений. Таким образом, такие услуги могут оказываться любой организацией, которая не оказывает услуги связи.

            Кроме того, Законом о связи не предусмотрено при оказании услуг связи оказание сопутствующих услуг по ремонту, техническому обслуживанию и информационному обеспечению абонентов.

            Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае услуги, являющиеся предметом рассматриваемого контракта, не находятся в технологической и функциональной связи между собой. Вместе с тем, исходя из пояснений, представленных на рассмотрение дела представителем уполномоченного органа не следует, что объединение такого рода услуг в одном лоте позволяет обеспечить их качественное выполнение, а также эффективнее расходовать бюджетные средства. Документального подтверждения доводов обоснованности объединения лота, экономической целесообразности и правомерности проведения торгов также в материалы дела заказчиком и уполномоченным органом не представлено.

С учетом изложенного, Комиссией по рассмотрению жалобы сделан вывод о том, что объединение таким образом указанных услуг в один лот при проведении торгов изначально исключило участие заинтересованных лиц в Аукционе в электронной форме, тем самым вообще не предоставив им возможность конкурировать в оказании этих услуг. Таким образом, ввиду сокращения участников размещения заказа, которые могли принять участие в торгах по отдельным лотам,  на участие в Аукционе в электронной форме принял участие один участник размещения заказа.

Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

Иных нарушений в действиях муниципального заказчика, уполномоченного органа при рассмотрении жалобы, Комиссией Красноярского УФАС России не установлено.

На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 4, 5, 9 статьи 17 частью 6 статьи 60 Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Красноярского УФАС России решила:

  1. Признать жалобу ООО «БайКос-Искра»  обоснованной в части нарушения требований статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», части 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» права и законные интересы участников размещения заказа.
  2. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа.
  3. Передать материалы по жалобе ООО «БайКос-Искра» должностному лицу для решения вопроса о применении мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          О.П. Харченко

                                                                                                                            

                                                                                                                      Я.Ю. Бычкова

                

                                                                                                                   Н.А. Мочалова

 

 

 

ООО «БайКос-Искра»

648360, Красняорский край, Эвенкийский район, с. Байкит, ул. Гагарина, 10

 

Управление муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

Муниципальное казенное учреждение «Межведомственная бухгалтерия» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  145

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа

  22 марта  2013 года

                                       г. Красноярск

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления,  членов Комиссии – Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля за размещением заказов, Н.А. Мочаловой, главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, на основании своего решения № 145, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «БайКос-Искра» на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме «149 ЭА Предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР», реестровый номер заказа №0319300325513000200, совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов, а именно:

  1. Аннулировать торги, проведенные в форме открытого аукциона в электронной форме «149 ЭА Предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР», путем совершения заказчиком и уполномоченным органом, в рамках представленных им полномочий, следующих действий:
    • отмены извещения о проведении Аукциона в электронной форме и аукционной документации;

 размещения на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации о том, что торги аннулированы.

Аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе размещения заказа.

Предложить оператору электронной торговой площадки отменить протокол от 19.03.2013.

При сохранении потребности у муниципального заказчика в работах, являющихся предметом контракта разместить заказы в соответствии с требованиями статьи 41.6 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», статьи 17 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом выводов изложенных в решении Красноярского УФАС России № 145 от 22.03.2013. 

Об исполнении предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 30 дней с момента его получения путем представления извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, сведений  о размещении на официальном сайте в сети «Интернет» указанного извещения или решения государственного заказчика об отказе от проведения торгов  (в том числе в связи с отсутствием потребности).

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            О.П. Харченко

 

Члены Комиссии                                                                                                         Я.Ю. Бычкова                                                                                                         

                                                                                                     

                                                                                                                                       Н.А. Мочалова

stdClass Object ( [vid] => 10759 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по жалобе № 145 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10759 [type] => solution [language] => ru [created] => 1380009792 [changed] => 1380009792 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1380009792 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ООО «БайКос-Искра»

648360, Красняорский край, Эвенкийский район, с. Байкит,

ул. Гагарина, 10

 

Управление муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района

Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

Муниципальное казенное учреждение «Межведомственная бухгалтерия» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

Решение № 145

«22» марта 2013 года

                                     г. Красноярск

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии – Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля за размещением заказов, Н.А. Мочаловой, главного специалиста-эксперта аналитического отдела, рассмотрев жалобу ООО «БайКос-Искра» на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме «149 ЭА Предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР», реестровый номер заказа №0319300325513000200  (далее по тексту – Аукцион в электронной форме), установила следующее.

            В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «БайКос-Искра» на действия Заказчика – МКУ «Межведомственная бухгалтерия» ЭМР Красноярского края, уполномоченного органа - Управления муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края  при проведении открытого аукциона в электронной форме (далее по тексту - жалоба).

 Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба был принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.

Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Заказчику, уполномоченному органу, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.

Существо жалобы: формирование аукционной документации с нарушением требований законодательства о размещении заказов, а именно: ограничение количества участников размещения заказа путем включения в предмет заказа технологически и функционально не связанных между собой видов услуг.

Из содержания жалобы ООО «БайКос-Искра»  следует, что «Заказчиком, в нарушение законодательства о размещении заказов, объедены в один лот услуги Единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи, которые е являются между собой технологически и функционально связанные.

Согласно Извещению предметом контракта является оказание комплексных услуг связи. Между тем, Техническое задание (далее ТЗ) предусматривает, что в предмет контракта включены следующие работы, услуги, товары: услуги связи (Приложение 1 ТЗ). Проведение информационного обеспечения пользователей по программному обеспечению (консультация по работе и исправлению ошибок операционных систем офисного пакета (антивирусного) стандартного набора программ). (Приложение 1 ТЗ) Обслуживание оборудования Заказчика (Раздел 4. ТЗ).

Включение в один лот вышеуказанных услуг необоснован в силу следующего. В соответствии с ФЗ «О связи» № 126-ФЗ (далее – Закон о связи) услуга связи это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (пп. 32 статьи 2 Закона). Предоставление каналов связи, услуги передачи данных, телематических служб, передачи голосовой информации являются услугами связи. Законодательство предусматривает, что услуги связи оказывают операторы связи, имеющие соответствующие лицензии.

Проведение информационного обеспечения пользователей по программному обеспечению (консультационная деятельность) для осуществления данной деятельности не требуется наличие лицензии на оказание услуг связи. Услуги технического обслуживания оборудования Заказчика, как указано в тех задании заказчика, также не относятся к услугам связи. Таким образом, услуги связи, проведение информационного обеспечения пользователей по программному обеспечению (консультационная деятельность), услуги технического обслуживания оборудования являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию, в связи с чем, для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств, соблюдение различных технических регламентов.

Более того, техническое обслуживание оборудования Заказчика может осуществить любая организация или ИП, для чего не требуется дополнительных требований в виде наличия лицензии на услуги связи (условиями конкурса к участнику (исполнителю) предъявлено обязательное требование о наличии 4 видов лицензий: на телематические услуги связи, услуги сети передачи данных; услуги сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, на предоставление каналов связи).

Объединение в один лот технически неоднородных, имеющих различное потребительское назначение, технически и функционально не связанных между собой работ, услуг приведет к ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. К участию в торгах будет ограничен доступ потенциальных участников, не обладающих возможностью одновременно:

являться владельцем технических средств

являться оператором связи

наличие квалифицированных специалистов-консультантов по программному обеспечению (не относящемуся к услугам связи).

При этом все хозяйствующие субъекты, соответствующие названным признакам в отдельности могут принять участие в конкурсе по отдельным видам работ и услуг.

Не допускается объединять в один лот товары (работы, услуги), к поставщикам (исполнителям) которых, а также к самим товарам (работам, услугам) законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования. Формирование лотов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников торгов по реализации их права на участие в торгах. Для оказания услуг по обслуживанию оборудования наличие лицензии на оказание услуг связи также не требуется.

По условиям конкурса победитель торгов должен построить сеть доступа для предоставления услуг Единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи населенных пунктах Красноярского края. При этом оказание услуг - предоставление каналов связи для этих объектов, не предусматривается, то есть по существу это отдельная услуга (работа) никак не связанная с предметом контракта.

На осуществление всех вышеуказанных мероприятий Заказчик не предоставляет время с момента получения Исполнителем заявки, причем в заявке может содержаться требование о предоставлении смонтированного оборудования мониторинга одновременно во всех 32 населенных пунктах. Такой срок является неисполнимым для любого участника размещения заказа».

В письменных пояснениях, представленных уполномоченным органом на рассмотрение жалобы, указано следующее «Предметом открытого аукциона является предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР с целью объединения структурных подразделений, находящихся в разных населенных пунктах Эвенкийского муниципального района для осуществления бухгалтерского и бюджетного учета, а именно: сдача и подготовка налоговой отчетности, движение по банковским счетам обслуживаемых учреждений, расчёты с контрагентами, заработная плата и т.д. Эта сеть является закрытой и предназначена для служебного пользования. Кроме предоставления услуг единой корпоративной сети передачи данных, необходимо настроить и обслуживать сетевое оборудование, требующее специализированных сетевых настроек и проведение консультирования по его работе.

Кроме того, согласно Закону о связи и подзаконным актам (приказ МИТС № 32 от 13.03.2007 г.) оператор связи обязан иметь резервный источник питания на всех узлах связи, обеспечить исполнение требований по соблюдению тайны, обеспечивать техническую поддержку в течение всего срока оказания услуг.

Обеспечение предоставления услуг единой корпоративной сети передачи данных является технологически и функционально связанными работами (услугами)».

Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.

Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).

В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Антимонопольные требования к торгам закреплены в статье 17 Закона о защите конкуренции. При проведении торгов запрещаются действия, которые проводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировании такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.

При этом, необходимо принимать во внимание, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, не допускается объединение в один предмет торгов (лот) видов работ, на которые требуется лицензия, и работ, не требующих лицензии, поскольку такое формирование лотов будет являться нарушением требований Закона о размещении заказов, а также норм антимонопольного законодательства.

            Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по оказанию услуг связи.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В постановлении Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» включены следующие виды услуг, являющиеся предметом проводимых торгов: Телематические услуги связи; Услуги связи по предоставлению каналов связи; Обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю соединений по сети передачи данных для целей передачи голосовой информации; обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю соединений по сети передачи данных.

   Как установлено Комиссией при рассмотрении жалобы, что не отрицалось представителем уполномоченного органа, на оказание услуг по предмету участникам размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов участникам размещения заказа для оказания услуг связи требуется четыре различных вида лицензий, указанных выше согласно постановлению Правительства.

Согласно техническому заданию аукционной  документации (приложение № 1) (пункт 1.4) Исполнитель должен обеспечить техническую поддержку услуг связи в течение всего срока действия соответствующего заказа на оказание услуг связи. В пункте 3.3 указано на то, что Исполнитель должен предоставить услуги по настройке и поддержке системы аудио-конференции со всеми структурными подразделениями Заказчика.  Пунктом 2.1.1. проекта договора предусмотрено следующее:  на основании Заявки (Заявок) Заказчика или Представителя Заказчика (Приложение №1) произвести подключение к сети передачи данных по адресам, указанным в Заявке и/или техническое обслуживание, ремонт и обновление персональных компьютеров и содержание периферийных устройств. Заказчик и Представитель Заказчика имеют право требовать от Исполнителя своевременного и качественного предоставления услуг, проведения регламентных и ремонтных работ (пункт 2.4.1 проекта договора).

            При выполнении перечисленных услуг участникам размещения заказа не требуется лицензий и дополнительных разрешений. Таким образом, такие услуги могут оказываться любой организацией, которая не оказывает услуги связи.

            Кроме того, Законом о связи не предусмотрено при оказании услуг связи оказание сопутствующих услуг по ремонту, техническому обслуживанию и информационному обеспечению абонентов.

            Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае услуги, являющиеся предметом рассматриваемого контракта, не находятся в технологической и функциональной связи между собой. Вместе с тем, исходя из пояснений, представленных на рассмотрение дела представителем уполномоченного органа не следует, что объединение такого рода услуг в одном лоте позволяет обеспечить их качественное выполнение, а также эффективнее расходовать бюджетные средства. Документального подтверждения доводов обоснованности объединения лота, экономической целесообразности и правомерности проведения торгов также в материалы дела заказчиком и уполномоченным органом не представлено.

С учетом изложенного, Комиссией по рассмотрению жалобы сделан вывод о том, что объединение таким образом указанных услуг в один лот при проведении торгов изначально исключило участие заинтересованных лиц в Аукционе в электронной форме, тем самым вообще не предоставив им возможность конкурировать в оказании этих услуг. Таким образом, ввиду сокращения участников размещения заказа, которые могли принять участие в торгах по отдельным лотам,  на участие в Аукционе в электронной форме принял участие один участник размещения заказа.

Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

Иных нарушений в действиях муниципального заказчика, уполномоченного органа при рассмотрении жалобы, Комиссией Красноярского УФАС России не установлено.

На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 4, 5, 9 статьи 17 частью 6 статьи 60 Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Красноярского УФАС России решила:

  1. Признать жалобу ООО «БайКос-Искра»  обоснованной в части нарушения требований статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», части 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» права и законные интересы участников размещения заказа.
  2. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа.
  3. Передать материалы по жалобе ООО «БайКос-Искра» должностному лицу для решения вопроса о применении мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          О.П. Харченко

                                                                                                                            

                                                                                                                      Я.Ю. Бычкова

                

                                                                                                                   Н.А. Мочалова

 

 

 

ООО «БайКос-Искра»

648360, Красняорский край, Эвенкийский район, с. Байкит, ул. Гагарина, 10

 

Управление муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

Муниципальное казенное учреждение «Межведомственная бухгалтерия» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  145

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа

  22 марта  2013 года

                                       г. Красноярск

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления,  членов Комиссии – Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля за размещением заказов, Н.А. Мочаловой, главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, на основании своего решения № 145, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «БайКос-Искра» на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме «149 ЭА Предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР», реестровый номер заказа №0319300325513000200, совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов, а именно:

  1. Аннулировать торги, проведенные в форме открытого аукциона в электронной форме «149 ЭА Предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР», путем совершения заказчиком и уполномоченным органом, в рамках представленных им полномочий, следующих действий:
    • отмены извещения о проведении Аукциона в электронной форме и аукционной документации;

 размещения на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации о том, что торги аннулированы.

Аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе размещения заказа.

Предложить оператору электронной торговой площадки отменить протокол от 19.03.2013.

При сохранении потребности у муниципального заказчика в работах, являющихся предметом контракта разместить заказы в соответствии с требованиями статьи 41.6 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», статьи 17 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом выводов изложенных в решении Красноярского УФАС России № 145 от 22.03.2013. 

Об исполнении предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 30 дней с момента его получения путем представления извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, сведений  о размещении на официальном сайте в сети «Интернет» указанного извещения или решения государственного заказчика об отказе от проведения торгов  (в том числе в связи с отсутствием потребности).

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            О.П. Харченко

 

Члены Комиссии                                                                                                         Я.Ю. Бычкова                                                                                                         

                                                                                                     

                                                                                                                                       Н.А. Мочалова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ООО «БайКос-Искра»

648360, Красняорский край, Эвенкийский район, с. Байкит,

ул. Гагарина, 10

 

Управление муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района

Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

Муниципальное казенное учреждение «Межведомственная бухгалтерия» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

Решение № 145

«22» марта 2013 года

                                     г. Красноярск

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии – Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля за размещением заказов, Н.А. Мочаловой, главного специалиста-эксперта аналитического отдела, рассмотрев жалобу ООО «БайКос-Искра» на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме «149 ЭА Предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР», реестровый номер заказа №0319300325513000200  (далее по тексту – Аукцион в электронной форме), установила следующее.

            В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «БайКос-Искра» на действия Заказчика – МКУ «Межведомственная бухгалтерия» ЭМР Красноярского края, уполномоченного органа - Управления муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края  при проведении открытого аукциона в электронной форме (далее по тексту - жалоба).

 Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба был принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.

Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Заказчику, уполномоченному органу, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.

Существо жалобы: формирование аукционной документации с нарушением требований законодательства о размещении заказов, а именно: ограничение количества участников размещения заказа путем включения в предмет заказа технологически и функционально не связанных между собой видов услуг.

Из содержания жалобы ООО «БайКос-Искра»  следует, что «Заказчиком, в нарушение законодательства о размещении заказов, объедены в один лот услуги Единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи, которые е являются между собой технологически и функционально связанные.

Согласно Извещению предметом контракта является оказание комплексных услуг связи. Между тем, Техническое задание (далее ТЗ) предусматривает, что в предмет контракта включены следующие работы, услуги, товары: услуги связи (Приложение 1 ТЗ). Проведение информационного обеспечения пользователей по программному обеспечению (консультация по работе и исправлению ошибок операционных систем офисного пакета (антивирусного) стандартного набора программ). (Приложение 1 ТЗ) Обслуживание оборудования Заказчика (Раздел 4. ТЗ).

Включение в один лот вышеуказанных услуг необоснован в силу следующего. В соответствии с ФЗ «О связи» № 126-ФЗ (далее – Закон о связи) услуга связи это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (пп. 32 статьи 2 Закона). Предоставление каналов связи, услуги передачи данных, телематических служб, передачи голосовой информации являются услугами связи. Законодательство предусматривает, что услуги связи оказывают операторы связи, имеющие соответствующие лицензии.

Проведение информационного обеспечения пользователей по программному обеспечению (консультационная деятельность) для осуществления данной деятельности не требуется наличие лицензии на оказание услуг связи. Услуги технического обслуживания оборудования Заказчика, как указано в тех задании заказчика, также не относятся к услугам связи. Таким образом, услуги связи, проведение информационного обеспечения пользователей по программному обеспечению (консультационная деятельность), услуги технического обслуживания оборудования являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию, в связи с чем, для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств, соблюдение различных технических регламентов.

Более того, техническое обслуживание оборудования Заказчика может осуществить любая организация или ИП, для чего не требуется дополнительных требований в виде наличия лицензии на услуги связи (условиями конкурса к участнику (исполнителю) предъявлено обязательное требование о наличии 4 видов лицензий: на телематические услуги связи, услуги сети передачи данных; услуги сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, на предоставление каналов связи).

Объединение в один лот технически неоднородных, имеющих различное потребительское назначение, технически и функционально не связанных между собой работ, услуг приведет к ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. К участию в торгах будет ограничен доступ потенциальных участников, не обладающих возможностью одновременно:

являться владельцем технических средств

являться оператором связи

наличие квалифицированных специалистов-консультантов по программному обеспечению (не относящемуся к услугам связи).

При этом все хозяйствующие субъекты, соответствующие названным признакам в отдельности могут принять участие в конкурсе по отдельным видам работ и услуг.

Не допускается объединять в один лот товары (работы, услуги), к поставщикам (исполнителям) которых, а также к самим товарам (работам, услугам) законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования. Формирование лотов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников торгов по реализации их права на участие в торгах. Для оказания услуг по обслуживанию оборудования наличие лицензии на оказание услуг связи также не требуется.

По условиям конкурса победитель торгов должен построить сеть доступа для предоставления услуг Единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи населенных пунктах Красноярского края. При этом оказание услуг - предоставление каналов связи для этих объектов, не предусматривается, то есть по существу это отдельная услуга (работа) никак не связанная с предметом контракта.

На осуществление всех вышеуказанных мероприятий Заказчик не предоставляет время с момента получения Исполнителем заявки, причем в заявке может содержаться требование о предоставлении смонтированного оборудования мониторинга одновременно во всех 32 населенных пунктах. Такой срок является неисполнимым для любого участника размещения заказа».

В письменных пояснениях, представленных уполномоченным органом на рассмотрение жалобы, указано следующее «Предметом открытого аукциона является предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР с целью объединения структурных подразделений, находящихся в разных населенных пунктах Эвенкийского муниципального района для осуществления бухгалтерского и бюджетного учета, а именно: сдача и подготовка налоговой отчетности, движение по банковским счетам обслуживаемых учреждений, расчёты с контрагентами, заработная плата и т.д. Эта сеть является закрытой и предназначена для служебного пользования. Кроме предоставления услуг единой корпоративной сети передачи данных, необходимо настроить и обслуживать сетевое оборудование, требующее специализированных сетевых настроек и проведение консультирования по его работе.

Кроме того, согласно Закону о связи и подзаконным актам (приказ МИТС № 32 от 13.03.2007 г.) оператор связи обязан иметь резервный источник питания на всех узлах связи, обеспечить исполнение требований по соблюдению тайны, обеспечивать техническую поддержку в течение всего срока оказания услуг.

Обеспечение предоставления услуг единой корпоративной сети передачи данных является технологически и функционально связанными работами (услугами)».

Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.

Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).

В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Антимонопольные требования к торгам закреплены в статье 17 Закона о защите конкуренции. При проведении торгов запрещаются действия, которые проводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировании такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.

При этом, необходимо принимать во внимание, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, не допускается объединение в один предмет торгов (лот) видов работ, на которые требуется лицензия, и работ, не требующих лицензии, поскольку такое формирование лотов будет являться нарушением требований Закона о размещении заказов, а также норм антимонопольного законодательства.

            Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по оказанию услуг связи.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В постановлении Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» включены следующие виды услуг, являющиеся предметом проводимых торгов: Телематические услуги связи; Услуги связи по предоставлению каналов связи; Обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю соединений по сети передачи данных для целей передачи голосовой информации; обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю соединений по сети передачи данных.

   Как установлено Комиссией при рассмотрении жалобы, что не отрицалось представителем уполномоченного органа, на оказание услуг по предмету участникам размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов участникам размещения заказа для оказания услуг связи требуется четыре различных вида лицензий, указанных выше согласно постановлению Правительства.

Согласно техническому заданию аукционной  документации (приложение № 1) (пункт 1.4) Исполнитель должен обеспечить техническую поддержку услуг связи в течение всего срока действия соответствующего заказа на оказание услуг связи. В пункте 3.3 указано на то, что Исполнитель должен предоставить услуги по настройке и поддержке системы аудио-конференции со всеми структурными подразделениями Заказчика.  Пунктом 2.1.1. проекта договора предусмотрено следующее:  на основании Заявки (Заявок) Заказчика или Представителя Заказчика (Приложение №1) произвести подключение к сети передачи данных по адресам, указанным в Заявке и/или техническое обслуживание, ремонт и обновление персональных компьютеров и содержание периферийных устройств. Заказчик и Представитель Заказчика имеют право требовать от Исполнителя своевременного и качественного предоставления услуг, проведения регламентных и ремонтных работ (пункт 2.4.1 проекта договора).

            При выполнении перечисленных услуг участникам размещения заказа не требуется лицензий и дополнительных разрешений. Таким образом, такие услуги могут оказываться любой организацией, которая не оказывает услуги связи.

            Кроме того, Законом о связи не предусмотрено при оказании услуг связи оказание сопутствующих услуг по ремонту, техническому обслуживанию и информационному обеспечению абонентов.

            Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае услуги, являющиеся предметом рассматриваемого контракта, не находятся в технологической и функциональной связи между собой. Вместе с тем, исходя из пояснений, представленных на рассмотрение дела представителем уполномоченного органа не следует, что объединение такого рода услуг в одном лоте позволяет обеспечить их качественное выполнение, а также эффективнее расходовать бюджетные средства. Документального подтверждения доводов обоснованности объединения лота, экономической целесообразности и правомерности проведения торгов также в материалы дела заказчиком и уполномоченным органом не представлено.

С учетом изложенного, Комиссией по рассмотрению жалобы сделан вывод о том, что объединение таким образом указанных услуг в один лот при проведении торгов изначально исключило участие заинтересованных лиц в Аукционе в электронной форме, тем самым вообще не предоставив им возможность конкурировать в оказании этих услуг. Таким образом, ввиду сокращения участников размещения заказа, которые могли принять участие в торгах по отдельным лотам,  на участие в Аукционе в электронной форме принял участие один участник размещения заказа.

Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

Иных нарушений в действиях муниципального заказчика, уполномоченного органа при рассмотрении жалобы, Комиссией Красноярского УФАС России не установлено.

На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 4, 5, 9 статьи 17 частью 6 статьи 60 Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Красноярского УФАС России решила:

  1. Признать жалобу ООО «БайКос-Искра»  обоснованной в части нарушения требований статьи 41.6 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», части 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» права и законные интересы участников размещения заказа.
  2. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа.
  3. Передать материалы по жалобе ООО «БайКос-Искра» должностному лицу для решения вопроса о применении мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          О.П. Харченко

                                                                                                                            

                                                                                                                      Я.Ю. Бычкова

                

                                                                                                                   Н.А. Мочалова

 

 

 

ООО «БайКос-Искра»

648360, Красняорский край, Эвенкийский район, с. Байкит, ул. Гагарина, 10

 

Управление муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

Муниципальное казенное учреждение «Межведомственная бухгалтерия» Эвенкийского муниципального района Красноярского края

648000, Красноярский край, Эвенкийский р-н, Тура п, Советская, 2

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  145

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа

  22 марта  2013 года

                                       г. Красноярск

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления,  членов Комиссии – Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля за размещением заказов, Н.А. Мочаловой, главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, на основании своего решения № 145, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «БайКос-Искра» на действия Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме «149 ЭА Предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР», реестровый номер заказа №0319300325513000200, совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов, а именно:

  1. Аннулировать торги, проведенные в форме открытого аукциона в электронной форме «149 ЭА Предоставление услуг единой корпоративной сети передачи данных (ЕКСПД) по средствам спутниковых каналов связи и оптико-волоконных линий связи на территории ЭМР», путем совершения заказчиком и уполномоченным органом, в рамках представленных им полномочий, следующих действий:
    • отмены извещения о проведении Аукциона в электронной форме и аукционной документации;

 размещения на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации о том, что торги аннулированы.

Аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе размещения заказа.

Предложить оператору электронной торговой площадки отменить протокол от 19.03.2013.

При сохранении потребности у муниципального заказчика в работах, являющихся предметом контракта разместить заказы в соответствии с требованиями статьи 41.6 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», статьи 17 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом выводов изложенных в решении Красноярского УФАС России № 145 от 22.03.2013. 

Об исполнении предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 30 дней с момента его получения путем представления извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, сведений  о размещении на официальном сайте в сети «Интернет» указанного извещения или решения государственного заказчика об отказе от проведения торгов  (в том числе в связи с отсутствием потребности).

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            О.П. Харченко

 

Члены Комиссии                                                                                                         Я.Ю. Бычкова                                                                                                         

                                                                                                     

                                                                                                                                       Н.А. Мочалова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 145 [format] => [safe_value] => 145 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

 

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией. Основные задачи:

  • Осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд государственными заказчиками Красноярского края (далее – государственный заказчик), муниципальными заказчиками, органом, уполномоченным на осуществление функций  по размещению государственных (муниципальных) заказов для государственных (муниципальных) заказчиков (далее также – уполномоченный орган), конкурсной, аукционной или котировочной комиссией;
  • Согласование решения о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) государственными и муниципальными заказчиками;
  • Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) государственного (муниципального) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу;
  • Осуществление контроля за исполнением предписаний управления, выданных государственному (муниципальному) заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии

Свод основных документов, регламентирующих контроль в сфере размещения госзаказа

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа" и пояснительная записка

Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-22 08:01:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-22 08:01:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1380009792 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )