Решение по делу № 122-16-13

Номер дела: 122-16-13
Дата публикации: 30 августа 2013, 12:49

 

 

Прокуратура Казачинского района

ул. Партизанская, 18, с. Казачинское, Красноярский край, 663100

 

Администрация Казачинского района

ул. Советская, 144, с. Казачинское,

Казачинский район,

Красноярский край, 663100

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

ул. Копылова, 40,

г. Красноярск, 660001

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а,

г. Красноярск, 660021

 

РЕШЕНИЕ № 122-16-13

 

«30» августа 2013 года

                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» августа 2013 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 122-16-13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Сугорова В.В., начальник отдела естественных монополий, Ковалевская И.Н., главный  
специалист-эксперт аналитического отдела, рассмотрев дело № 122-16-13 по признакам нарушения администрацией Казачинского района (663100, Красноярский край, Казачинский район,
с. Казачинское, ул. Советская, 144
) и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, г. Красноярск, ул. Копылова, 40) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры Казачинского района по вопросу проведения проверки соблюдения администрацией Казачинского района требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства) в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

По результатам рассмотрения указанного обращения на основании Приказа Красноярского УФАС России от 10.04.2013 № 248 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» возбуждено дело
№ 122-16-13 по признакам нарушения администрацией Казачинского района
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» статьи 16 Федерального закона
«О защите конкуренции», выразившегося в участии в соглашении, предполагающем действие договора аренды муниципального имущества от 01.03.2009 № 9, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды муниципального имущества.

На основании статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» к участию в деле
№ 122-16-13 в качестве заявителя привлечена Прокуратура Казачинского района, в качестве заинтересованного лица -  ОАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 122-16-13 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Между администрацией Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключен договор аренды муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства) от 09.04.2008 № 2-19/08. Срок действия указанного договора определен периодом с 01.05.2008 по 31.03.2009 (11 месяцев).

По окончании срока действия договора аренды муниципального имущества между указанными лицами заключен договор аренды муниципальных объектов электросетевого хозяйства от 01.03.2009 № 9. Срок действия договора определен с 01.04.2009 и установлен
на неопределенный срок. При этом указанный договор аренды имущества заключен без проведения процедуры торгов.

В соответствии с информацией, представленной ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в обоснование правомерности заключения договора аренды муниципального имущества без проведения процедуры торгов, общество ссылается на факт возникновения первоначальных договорных отношений с администрацией Казачинского района
до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» на основании договора аренды муниципального имущества от 09.04.2008 № 2-19/08.

Кроме того, по мнению ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», договор аренды имущества от 09.04.2008 № 2-19/08 по истечении срока его (договора) действия был возобновлен на неопределенный срок в порядке части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения
и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,
не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии
с которым заключение указанных договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в названной норме закона. При этом указанные положения законодательства вступили в законную силу 02.07.2008.

В соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем, те которые действовали при заключении договора.

В соответствии с пунктом 31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации договор аренды, заключенный на новый срок, является  новым договором аренды. Таким образом, при заключении  договора на новый срок у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим на момент их возникновения.

Учитывая изложенное, договоры аренды муниципального имущества, заключенные
до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», признаются действующими до установленного в них срока. С момента вступления в силу указанных положений антимонопольного законодательства, устанавливающих требования к порядку заключения договоров, заключение договоров аренды муниципального имущества на новый срок без проведения торгов, является нарушением требований статьи 17.1 Федерального закона
«О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды муниципального имущества (заключение которого в соответствии с требованиями законодательства должно осуществляться по результатам проведения торгов), заключенный на новый срок без проведения торгов является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды.

Согласно части 2 статьи частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В рассматриваемом случае договор аренды муниципального имущества, заключенный между администрацией Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
не возобновлен (согласно позиции, изложенной в Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73) в связи заключением договора от 01.03.2009 № 9 на новый срок.

Таким образом, договор аренды муниципальных объектов электросетевого хозяйства
от 01.03.2009 № 9 заключен с нарушением требований антимонопольного законодательства
без проведения процедуры торгов.

В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона «О защите конкуренции», определяющей сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Учитывая то обстоятельство, что момент заключения договора не является длящимся правонарушением, в рассматриваемом случае у антимонопольного органа по результатам рассмотрения обращения прокуратуры Казачинского района при принятии решения о возбуждении 10.04.2013 настоящего дела отсутствовали правовые основания для возбуждения дела о нарушении администрацией статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» по факту заключения договора аренды от 01.03.2009 № 9 в нарушение требований антимонопольного законодательства (в отсутствие проведенной процедуры торгов).

Вместе с тем, действия ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»
и администрации Казачинского района противоречат требованиям статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»
под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие в рассматриваемом случае соглашения между указанными лицами подтверждается фактическими обстоятельствами  (эксплуатация муниципального имущества ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» без участия в публичных процедурах и предоставление
со стороны администрации преимущественных условий обществу при эксплуатации имущества). Кроме того, наличие вышеизложенного соглашения также подтверждается фактом заключения между указанными лицами договора аренды муниципального имущества в нарушение требований антимонопольного законодательства - в отсутствие обязательной для заключения договора процедуры проведения торгов.

Учитывая то обстоятельство, что договор аренды муниципального имущества от 01.03.2009 № 9 заключен на неопределенный срок, недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством соглашение между администрацией Казачинского района
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» является длящимся правонарушением.

В соответствии с информацией, представленной ОАО «МРСК Сибири», на момент заключения между  администрацией Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» указанного выше договора аренды муниципального имущества
ОАО «МРСК Сибири» являлось потенциальным претендентом на получение муниципальных объектов электросетевого хозяйства Казачинского района.

Таким образом, участие администрации Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на получение в пользование муниципальных объектов электросетевого хозяйства (в том числе ОАО «МРСК Сибири»), противоречит требованиям статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа относится выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая нахождение муниципального имущества в пользовании ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», в целях обеспечения конкуренции на рынке пользования объектами электросетевого хозяйства Казачинского района, Комиссия делает вывод
о необходимости выдачи ответчикам по настоящему делу предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 122-16-13 должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса
о применении мер административной ответственности.

 

Председатель Комиссии

                  

                                                     О.П. Харченко

Члены Комиссии:

                                                       В.В. Сугорова

 

                                                 И.Н. Ковалевская

 

                                         

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его (решения) принятия.

stdClass Object ( [vid] => 10680 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 122-16-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10680 [type] => solution [language] => ru [created] => 1379393416 [changed] => 1379393416 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1379393416 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

Прокуратура Казачинского района

ул. Партизанская, 18, с. Казачинское, Красноярский край, 663100

 

Администрация Казачинского района

ул. Советская, 144, с. Казачинское,

Казачинский район,

Красноярский край, 663100

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

ул. Копылова, 40,

г. Красноярск, 660001

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а,

г. Красноярск, 660021

 

РЕШЕНИЕ № 122-16-13

 

«30» августа 2013 года

                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» августа 2013 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 122-16-13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Сугорова В.В., начальник отдела естественных монополий, Ковалевская И.Н., главный  
специалист-эксперт аналитического отдела, рассмотрев дело № 122-16-13 по признакам нарушения администрацией Казачинского района (663100, Красноярский край, Казачинский район,
с. Казачинское, ул. Советская, 144
) и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, г. Красноярск, ул. Копылова, 40) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры Казачинского района по вопросу проведения проверки соблюдения администрацией Казачинского района требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства) в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

По результатам рассмотрения указанного обращения на основании Приказа Красноярского УФАС России от 10.04.2013 № 248 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» возбуждено дело
№ 122-16-13 по признакам нарушения администрацией Казачинского района
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» статьи 16 Федерального закона
«О защите конкуренции», выразившегося в участии в соглашении, предполагающем действие договора аренды муниципального имущества от 01.03.2009 № 9, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды муниципального имущества.

На основании статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» к участию в деле
№ 122-16-13 в качестве заявителя привлечена Прокуратура Казачинского района, в качестве заинтересованного лица -  ОАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 122-16-13 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Между администрацией Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключен договор аренды муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства) от 09.04.2008 № 2-19/08. Срок действия указанного договора определен периодом с 01.05.2008 по 31.03.2009 (11 месяцев).

По окончании срока действия договора аренды муниципального имущества между указанными лицами заключен договор аренды муниципальных объектов электросетевого хозяйства от 01.03.2009 № 9. Срок действия договора определен с 01.04.2009 и установлен
на неопределенный срок. При этом указанный договор аренды имущества заключен без проведения процедуры торгов.

В соответствии с информацией, представленной ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в обоснование правомерности заключения договора аренды муниципального имущества без проведения процедуры торгов, общество ссылается на факт возникновения первоначальных договорных отношений с администрацией Казачинского района
до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» на основании договора аренды муниципального имущества от 09.04.2008 № 2-19/08.

Кроме того, по мнению ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», договор аренды имущества от 09.04.2008 № 2-19/08 по истечении срока его (договора) действия был возобновлен на неопределенный срок в порядке части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения
и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,
не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии
с которым заключение указанных договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в названной норме закона. При этом указанные положения законодательства вступили в законную силу 02.07.2008.

В соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем, те которые действовали при заключении договора.

В соответствии с пунктом 31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации договор аренды, заключенный на новый срок, является  новым договором аренды. Таким образом, при заключении  договора на новый срок у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим на момент их возникновения.

Учитывая изложенное, договоры аренды муниципального имущества, заключенные
до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», признаются действующими до установленного в них срока. С момента вступления в силу указанных положений антимонопольного законодательства, устанавливающих требования к порядку заключения договоров, заключение договоров аренды муниципального имущества на новый срок без проведения торгов, является нарушением требований статьи 17.1 Федерального закона
«О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды муниципального имущества (заключение которого в соответствии с требованиями законодательства должно осуществляться по результатам проведения торгов), заключенный на новый срок без проведения торгов является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды.

Согласно части 2 статьи частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В рассматриваемом случае договор аренды муниципального имущества, заключенный между администрацией Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
не возобновлен (согласно позиции, изложенной в Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73) в связи заключением договора от 01.03.2009 № 9 на новый срок.

Таким образом, договор аренды муниципальных объектов электросетевого хозяйства
от 01.03.2009 № 9 заключен с нарушением требований антимонопольного законодательства
без проведения процедуры торгов.

В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона «О защите конкуренции», определяющей сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Учитывая то обстоятельство, что момент заключения договора не является длящимся правонарушением, в рассматриваемом случае у антимонопольного органа по результатам рассмотрения обращения прокуратуры Казачинского района при принятии решения о возбуждении 10.04.2013 настоящего дела отсутствовали правовые основания для возбуждения дела о нарушении администрацией статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» по факту заключения договора аренды от 01.03.2009 № 9 в нарушение требований антимонопольного законодательства (в отсутствие проведенной процедуры торгов).

Вместе с тем, действия ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»
и администрации Казачинского района противоречат требованиям статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»
под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие в рассматриваемом случае соглашения между указанными лицами подтверждается фактическими обстоятельствами  (эксплуатация муниципального имущества ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» без участия в публичных процедурах и предоставление
со стороны администрации преимущественных условий обществу при эксплуатации имущества). Кроме того, наличие вышеизложенного соглашения также подтверждается фактом заключения между указанными лицами договора аренды муниципального имущества в нарушение требований антимонопольного законодательства - в отсутствие обязательной для заключения договора процедуры проведения торгов.

Учитывая то обстоятельство, что договор аренды муниципального имущества от 01.03.2009 № 9 заключен на неопределенный срок, недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством соглашение между администрацией Казачинского района
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» является длящимся правонарушением.

В соответствии с информацией, представленной ОАО «МРСК Сибири», на момент заключения между  администрацией Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» указанного выше договора аренды муниципального имущества
ОАО «МРСК Сибири» являлось потенциальным претендентом на получение муниципальных объектов электросетевого хозяйства Казачинского района.

Таким образом, участие администрации Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на получение в пользование муниципальных объектов электросетевого хозяйства (в том числе ОАО «МРСК Сибири»), противоречит требованиям статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа относится выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая нахождение муниципального имущества в пользовании ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», в целях обеспечения конкуренции на рынке пользования объектами электросетевого хозяйства Казачинского района, Комиссия делает вывод
о необходимости выдачи ответчикам по настоящему делу предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 122-16-13 должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса
о применении мер административной ответственности.

 

Председатель Комиссии

                  

                                                     О.П. Харченко

Члены Комиссии:

                                                       В.В. Сугорова

 

                                                 И.Н. Ковалевская

 

                                         

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его (решения) принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

Прокуратура Казачинского района

ул. Партизанская, 18, с. Казачинское, Красноярский край, 663100

 

Администрация Казачинского района

ул. Советская, 144, с. Казачинское,

Казачинский район,

Красноярский край, 663100

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

ул. Копылова, 40,

г. Красноярск, 660001

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а,

г. Красноярск, 660021

 

РЕШЕНИЕ № 122-16-13

 

«30» августа 2013 года

                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» августа 2013 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 122-16-13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Сугорова В.В., начальник отдела естественных монополий, Ковалевская И.Н., главный  
специалист-эксперт аналитического отдела, рассмотрев дело № 122-16-13 по признакам нарушения администрацией Казачинского района (663100, Красноярский край, Казачинский район,
с. Казачинское, ул. Советская, 144
) и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, г. Красноярск, ул. Копылова, 40) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры Казачинского района по вопросу проведения проверки соблюдения администрацией Казачинского района требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства) в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

По результатам рассмотрения указанного обращения на основании Приказа Красноярского УФАС России от 10.04.2013 № 248 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» возбуждено дело
№ 122-16-13 по признакам нарушения администрацией Казачинского района
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» статьи 16 Федерального закона
«О защите конкуренции», выразившегося в участии в соглашении, предполагающем действие договора аренды муниципального имущества от 01.03.2009 № 9, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды муниципального имущества.

На основании статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» к участию в деле
№ 122-16-13 в качестве заявителя привлечена Прокуратура Казачинского района, в качестве заинтересованного лица -  ОАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 122-16-13 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Между администрацией Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключен договор аренды муниципального имущества (объектов электросетевого хозяйства) от 09.04.2008 № 2-19/08. Срок действия указанного договора определен периодом с 01.05.2008 по 31.03.2009 (11 месяцев).

По окончании срока действия договора аренды муниципального имущества между указанными лицами заключен договор аренды муниципальных объектов электросетевого хозяйства от 01.03.2009 № 9. Срок действия договора определен с 01.04.2009 и установлен
на неопределенный срок. При этом указанный договор аренды имущества заключен без проведения процедуры торгов.

В соответствии с информацией, представленной ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в обоснование правомерности заключения договора аренды муниципального имущества без проведения процедуры торгов, общество ссылается на факт возникновения первоначальных договорных отношений с администрацией Казачинского района
до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» на основании договора аренды муниципального имущества от 09.04.2008 № 2-19/08.

Кроме того, по мнению ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», договор аренды имущества от 09.04.2008 № 2-19/08 по истечении срока его (договора) действия был возобновлен на неопределенный срок в порядке части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения
и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,
не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии
с которым заключение указанных договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в названной норме закона. При этом указанные положения законодательства вступили в законную силу 02.07.2008.

В соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем, те которые действовали при заключении договора.

В соответствии с пунктом 31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации договор аренды, заключенный на новый срок, является  новым договором аренды. Таким образом, при заключении  договора на новый срок у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим на момент их возникновения.

Учитывая изложенное, договоры аренды муниципального имущества, заключенные
до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», признаются действующими до установленного в них срока. С момента вступления в силу указанных положений антимонопольного законодательства, устанавливающих требования к порядку заключения договоров, заключение договоров аренды муниципального имущества на новый срок без проведения торгов, является нарушением требований статьи 17.1 Федерального закона
«О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды муниципального имущества (заключение которого в соответствии с требованиями законодательства должно осуществляться по результатам проведения торгов), заключенный на новый срок без проведения торгов является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды.

Согласно части 2 статьи частью 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В рассматриваемом случае договор аренды муниципального имущества, заключенный между администрацией Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» до вступления в силу статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
не возобновлен (согласно позиции, изложенной в Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73) в связи заключением договора от 01.03.2009 № 9 на новый срок.

Таким образом, договор аренды муниципальных объектов электросетевого хозяйства
от 01.03.2009 № 9 заключен с нарушением требований антимонопольного законодательства
без проведения процедуры торгов.

В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона «О защите конкуренции», определяющей сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Учитывая то обстоятельство, что момент заключения договора не является длящимся правонарушением, в рассматриваемом случае у антимонопольного органа по результатам рассмотрения обращения прокуратуры Казачинского района при принятии решения о возбуждении 10.04.2013 настоящего дела отсутствовали правовые основания для возбуждения дела о нарушении администрацией статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» по факту заключения договора аренды от 01.03.2009 № 9 в нарушение требований антимонопольного законодательства (в отсутствие проведенной процедуры торгов).

Вместе с тем, действия ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»
и администрации Казачинского района противоречат требованиям статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»
под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие в рассматриваемом случае соглашения между указанными лицами подтверждается фактическими обстоятельствами  (эксплуатация муниципального имущества ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» без участия в публичных процедурах и предоставление
со стороны администрации преимущественных условий обществу при эксплуатации имущества). Кроме того, наличие вышеизложенного соглашения также подтверждается фактом заключения между указанными лицами договора аренды муниципального имущества в нарушение требований антимонопольного законодательства - в отсутствие обязательной для заключения договора процедуры проведения торгов.

Учитывая то обстоятельство, что договор аренды муниципального имущества от 01.03.2009 № 9 заключен на неопределенный срок, недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством соглашение между администрацией Казачинского района
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» является длящимся правонарушением.

В соответствии с информацией, представленной ОАО «МРСК Сибири», на момент заключения между  администрацией Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» указанного выше договора аренды муниципального имущества
ОАО «МРСК Сибири» являлось потенциальным претендентом на получение муниципальных объектов электросетевого хозяйства Казачинского района.

Таким образом, участие администрации Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на получение в пользование муниципальных объектов электросетевого хозяйства (в том числе ОАО «МРСК Сибири»), противоречит требованиям статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа относится выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая нахождение муниципального имущества в пользовании ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», в целях обеспечения конкуренции на рынке пользования объектами электросетевого хозяйства Казачинского района, Комиссия делает вывод
о необходимости выдачи ответчикам по настоящему делу предписаний о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Казачинского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 122-16-13 должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса
о применении мер административной ответственности.

 

Председатель Комиссии

                  

                                                     О.П. Харченко

Члены Комиссии:

                                                       В.В. Сугорова

 

                                                 И.Н. Ковалевская

 

                                         

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его (решения) принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 122-16-13 [format] => [safe_value] => 122-16-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 48 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 48 [vid] => 6 [name] => Торговая деятельность [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-30 04:49:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-30 04:49:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1379393416 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )