Решение по делу № 119-17.1/15/16-13

Номер дела: 119-17.1/15/16-13
Дата публикации: 16 июля 2013, 12:40

 

 

Прокуратура Абанского района

ул. Советская, 60, п. Абан, Абанский район,

Красноярский край, 663740

 

Районный отдел по управлению

муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края

663740, Красноярский край,

Абанский район, п. Абан, ул.  Пионерская, 4

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

ул. Копылова, 40,

г. Красноярск, 660001

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а,

г. Красноярск, 660021

 

 

РЕШЕНИЕ № 119-17.1/15/16-13

 

«15» июля 2013 года

                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «4» июля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «15» июля 2013 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 119-17.1/15/16-13
о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Сугорова В.В., начальник отдела естественных монополий, Шкарупо Т.Э., ведущий
специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело
№ 119-17.1/15/16-13 по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края (663740, Красноярский край, Абанский район, п. Абан, ул.  Пионерская, 4) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), а также по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, г. Красноярск,
ул. Копылова, 40) статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры Абанского района по вопросу проведения проверки соблюдения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

По результатам рассмотрения указанного обращения на основании Приказа Красноярского УФАС России от 10.04.2013 № 246 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Районного отдела
по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» возбуждено дело
№ 119-17.1/15/16-13 по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении
ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» возможности эксплуатации муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, по истечении срока действия договора аренды от 10.08.2010 № 18, в заключении с указанным хозяйствующим субъектом договора аренды муниципального имущества от 01.02.2012 № 1/1-01/12 без проведения процедуры торгов и в бездействии по возврату муниципального имущества из пользования ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по истечении срока действия договора аренды от 01.02.2012 № 1/1-01/12, а также по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в участии в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды муниципального имущества.

На основании статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» к участию в деле
№ 119-17.1/15/16-13 в качестве заявителя привлечена Прокуратура Абанского района, в качестве заинтересованного лица -  ОАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 119-17.1/15/16-13 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Между Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по результатам проведения процедуры торгов (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 05.08.2010 № 01-2-2010) заключен договор аренды муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, от 10.08.2010 № 18. Срок действия указанного договора определен периодом 11 месяцев.

При этом по истечении срока действия указанного договора аренды эксплуатацию имущества электросетевого комплекса продолжало осуществлять ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

Впоследствии между Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в отношении вышеуказанного муниципального имущества заключен договор аренды от 01.02.2012 № 1/1-01/12 сроком на 11 месяцев. При этом указанный договор аренды заключен без проведения процедуры торгов.

В соответствии с информацией, представленной лицами, являющимися сторонами по вышеуказанным договорам, в настоящее время по истечении срока действия договорных отношений, определенных договором от 01.02.2012 № 1/1-01/12, эксплуатацию муниципального имущества продолжает осуществлять ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

В соответствии с информацией, представленной Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в обоснование правомерности действий указанных лиц по заключению договоров аренды, ответчики ссылаются на наличие преимущественного права хозяйствующего субъекта на заключение договоров, предусмотренного частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникшего до вступления
в силу положений статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» на основании договора аренды муниципального имущества от 29.09.2005 № 67.

Кроме того, по мнению ответчиков, срок действия договора аренды муниципального имущества от 10.08.2010 № 18 продлен в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации на неопределенный срок.

В соответствии с информацией, представленной Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», правовым основанием заключения между указанными лицами договора аренды от 01.02.2012 № 1/1-01/12 являются положения части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающие возможность заключения договора аренды на новый срок без проведения процедуры торгов с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности.

По результатам анализа материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими
в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения
и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,
не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии
с которым заключение указанных договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в названной норме закона. При этом указанные положения законодательства вступили в законную силу 02.07.2008.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды муниципального имущества (заключение которого в соответствии с требованиями законодательства должно осуществляться по результатам проведения торгов), заключенный на новый срок без проведения торгов является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора.

В соответствии с частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право
на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. При этом положения указанной нормы предусматривают необходимость соблюдения прочих равных условий между претендентами на получение имущества.

Положения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривают иной порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно - по результатам торгов. Указанный порядок заключения договоров аренды путем проведения процедуры торгов обеспечивает равные условия при получении хозяйствующими субъектами муниципального имущества.

При этом статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает исключительное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество.

Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации
не являются исключением, предусмотренным частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», и, следовательно, не являются основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.

Преимущественное право арендатора, предусмотренное частью 1 статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть реализовано при проведении конкурса на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества. В случае одновременного предложения арендатором и другими участниками конкурса лучших условий по конкурсу (при прочих равных условиях), арендатор может быть признан победителем
с последующим заключением договора аренды на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации путем реализации преимущественного права.

Вышеизложенная позиция Комиссии также содержится в официальных разъяснениях
ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Относительно довода ответчиков о возобновлении договора аренды муниципальных  объектов электросетевого хозяйства Абанского района от 10.08.2010 № 18 на неопределенный срок по истечении его (договора) срока действия Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях
на неопределенный срок.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования
в отношении муниципального имущества.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи
621
Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления
в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды.

Договор аренды муниципального имущества от 10.08.2010 № 18 заключен на определенный срок (11 месяцев) с соблюдением требований антимонопольного законодательства (а именно – статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»), действующих в момент его (договора) заключения - по результатам проведения процедуры торгов. Таким образом, принимая во внимание позицию, изложенную в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в рассматриваемом случае отсутствовали правовые основания для возобновления договора от 10.08.2010 № 18 на неопределенный срок.

Кроме того, положения правовых актов, определяющих порядок заключения договоров аренды муниципального имущества (действующих по истечении срока действия договора аренды от 10.08.2010 № 18), не предусматривали возможность возобновления на новый срок договора, заключенного по результатам проведения торгов, и, соответственно возможность нахождения муниципального имущества во временном пользовании арендатора по окончании срока действия такого договора.

Таким образом, предоставление арендодателем муниципального имущества в пользование хозяйствующему субъекту по истечении срока действия договора, заключенного по результатам проведения конкурса, противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

По вопросу заключения между Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» договора аренды объектов электросетевого хозяйства
от 01.02.2012 № 1/1-01/12 сроком на 11 месяцев без проведения процедуры торгов Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» по истечении срока действия договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 закона, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность
в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять
не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающие заключение договора аренды муниципального имущества без проведения процедуры торгов, вступили в силу 06.01.2012 после истечения 10.07.2011 срока действия договора аренды от 10.08.2010 № 18, заключенного
по результатам проведения открытого конкурса. Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания применения указанных норм антимонопольного законодательства, к отношениям, действующим до вступления в силу частей 9, 10 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (в частности к договору аренды муниципального имущества от 10.08.2010 № 18, срок действия которого истек 10.07.2011).

Таким образом, действия районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края по предоставлению муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по истечении срока действия договора от 10.08.2010 № 18 (заключенного по результатам проведения торгов), а также действия отдела по заключению с указанным обществом последующего договора аренды муниципального имущества от 01.02.2012 № 1/1-01/12 и отсутствие действий (бездействие) по возврату объектов электросетевого хозяйства из пользования общества по истечении срока действия договора противоречат требованиям части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, последствием указанных действий (бездействия) районного отдела
по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района явилось создание ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» преимущественных условий
в получении возможности эксплуатации имущества, что привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды объектов электросетевого хозяйства. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия (бездействие) Районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, Комиссия усматривает в действиях ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» и Районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края нарушение статьи 16 Федерального закона
«О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»
под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе
или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»
под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие в рассматриваемом случае соглашения между указанными лицами подтверждается фактическими обстоятельствами  (эксплуатация муниципального имущества ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» без участия в публичных процедурах и предоставление со стороны районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края преимущественных условий обществу при эксплуатации имущества). Кроме того, наличие вышеизложенного соглашения также подтверждается фактом заключения между указанными лицами договора аренды муниципального имущества в нарушение требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, участие районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на получение в пользование муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, противоречит требованиям статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа относится выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая нахождение муниципального имущества в пользовании ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по истечении срока действия договора аренды муниципального имущества от 01.02.2012 № 1/1-01/12, в целях обеспечения конкуренции на рынке пользования имуществом, составляющим систему электросетевого хозяйства Абанского района, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи ответчикам по настоящему делу предписаний
о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 17.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать Районному отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

5. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 119-17.1/15/16-13 должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии

                                                       О.П. Харченко

Члены Комиссии:

                                                        В.В. Сугорова

 

                                                        Т.Э. Шкарупо                            

 

                                         

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его (решения) принятия.

stdClass Object ( [vid] => 10677 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 119-17.1/15/16-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10677 [type] => solution [language] => ru [created] => 1379393011 [changed] => 1379393011 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1379393011 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

Прокуратура Абанского района

ул. Советская, 60, п. Абан, Абанский район,

Красноярский край, 663740

 

Районный отдел по управлению

муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края

663740, Красноярский край,

Абанский район, п. Абан, ул.  Пионерская, 4

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

ул. Копылова, 40,

г. Красноярск, 660001

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а,

г. Красноярск, 660021

 

 

РЕШЕНИЕ № 119-17.1/15/16-13

 

«15» июля 2013 года

                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «4» июля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «15» июля 2013 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 119-17.1/15/16-13
о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Сугорова В.В., начальник отдела естественных монополий, Шкарупо Т.Э., ведущий
специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело
№ 119-17.1/15/16-13 по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края (663740, Красноярский край, Абанский район, п. Абан, ул.  Пионерская, 4) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), а также по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, г. Красноярск,
ул. Копылова, 40) статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры Абанского района по вопросу проведения проверки соблюдения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

По результатам рассмотрения указанного обращения на основании Приказа Красноярского УФАС России от 10.04.2013 № 246 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Районного отдела
по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» возбуждено дело
№ 119-17.1/15/16-13 по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении
ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» возможности эксплуатации муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, по истечении срока действия договора аренды от 10.08.2010 № 18, в заключении с указанным хозяйствующим субъектом договора аренды муниципального имущества от 01.02.2012 № 1/1-01/12 без проведения процедуры торгов и в бездействии по возврату муниципального имущества из пользования ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по истечении срока действия договора аренды от 01.02.2012 № 1/1-01/12, а также по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в участии в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды муниципального имущества.

На основании статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» к участию в деле
№ 119-17.1/15/16-13 в качестве заявителя привлечена Прокуратура Абанского района, в качестве заинтересованного лица -  ОАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 119-17.1/15/16-13 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Между Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по результатам проведения процедуры торгов (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 05.08.2010 № 01-2-2010) заключен договор аренды муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, от 10.08.2010 № 18. Срок действия указанного договора определен периодом 11 месяцев.

При этом по истечении срока действия указанного договора аренды эксплуатацию имущества электросетевого комплекса продолжало осуществлять ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

Впоследствии между Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в отношении вышеуказанного муниципального имущества заключен договор аренды от 01.02.2012 № 1/1-01/12 сроком на 11 месяцев. При этом указанный договор аренды заключен без проведения процедуры торгов.

В соответствии с информацией, представленной лицами, являющимися сторонами по вышеуказанным договорам, в настоящее время по истечении срока действия договорных отношений, определенных договором от 01.02.2012 № 1/1-01/12, эксплуатацию муниципального имущества продолжает осуществлять ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

В соответствии с информацией, представленной Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в обоснование правомерности действий указанных лиц по заключению договоров аренды, ответчики ссылаются на наличие преимущественного права хозяйствующего субъекта на заключение договоров, предусмотренного частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникшего до вступления
в силу положений статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» на основании договора аренды муниципального имущества от 29.09.2005 № 67.

Кроме того, по мнению ответчиков, срок действия договора аренды муниципального имущества от 10.08.2010 № 18 продлен в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации на неопределенный срок.

В соответствии с информацией, представленной Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», правовым основанием заключения между указанными лицами договора аренды от 01.02.2012 № 1/1-01/12 являются положения части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающие возможность заключения договора аренды на новый срок без проведения процедуры торгов с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности.

По результатам анализа материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими
в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения
и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,
не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии
с которым заключение указанных договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в названной норме закона. При этом указанные положения законодательства вступили в законную силу 02.07.2008.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды муниципального имущества (заключение которого в соответствии с требованиями законодательства должно осуществляться по результатам проведения торгов), заключенный на новый срок без проведения торгов является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора.

В соответствии с частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право
на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. При этом положения указанной нормы предусматривают необходимость соблюдения прочих равных условий между претендентами на получение имущества.

Положения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривают иной порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно - по результатам торгов. Указанный порядок заключения договоров аренды путем проведения процедуры торгов обеспечивает равные условия при получении хозяйствующими субъектами муниципального имущества.

При этом статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает исключительное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество.

Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации
не являются исключением, предусмотренным частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», и, следовательно, не являются основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.

Преимущественное право арендатора, предусмотренное частью 1 статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть реализовано при проведении конкурса на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества. В случае одновременного предложения арендатором и другими участниками конкурса лучших условий по конкурсу (при прочих равных условиях), арендатор может быть признан победителем
с последующим заключением договора аренды на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации путем реализации преимущественного права.

Вышеизложенная позиция Комиссии также содержится в официальных разъяснениях
ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Относительно довода ответчиков о возобновлении договора аренды муниципальных  объектов электросетевого хозяйства Абанского района от 10.08.2010 № 18 на неопределенный срок по истечении его (договора) срока действия Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях
на неопределенный срок.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования
в отношении муниципального имущества.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи
621
Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления
в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды.

Договор аренды муниципального имущества от 10.08.2010 № 18 заключен на определенный срок (11 месяцев) с соблюдением требований антимонопольного законодательства (а именно – статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»), действующих в момент его (договора) заключения - по результатам проведения процедуры торгов. Таким образом, принимая во внимание позицию, изложенную в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в рассматриваемом случае отсутствовали правовые основания для возобновления договора от 10.08.2010 № 18 на неопределенный срок.

Кроме того, положения правовых актов, определяющих порядок заключения договоров аренды муниципального имущества (действующих по истечении срока действия договора аренды от 10.08.2010 № 18), не предусматривали возможность возобновления на новый срок договора, заключенного по результатам проведения торгов, и, соответственно возможность нахождения муниципального имущества во временном пользовании арендатора по окончании срока действия такого договора.

Таким образом, предоставление арендодателем муниципального имущества в пользование хозяйствующему субъекту по истечении срока действия договора, заключенного по результатам проведения конкурса, противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

По вопросу заключения между Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» договора аренды объектов электросетевого хозяйства
от 01.02.2012 № 1/1-01/12 сроком на 11 месяцев без проведения процедуры торгов Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» по истечении срока действия договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 закона, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность
в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять
не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающие заключение договора аренды муниципального имущества без проведения процедуры торгов, вступили в силу 06.01.2012 после истечения 10.07.2011 срока действия договора аренды от 10.08.2010 № 18, заключенного
по результатам проведения открытого конкурса. Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания применения указанных норм антимонопольного законодательства, к отношениям, действующим до вступления в силу частей 9, 10 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (в частности к договору аренды муниципального имущества от 10.08.2010 № 18, срок действия которого истек 10.07.2011).

Таким образом, действия районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края по предоставлению муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по истечении срока действия договора от 10.08.2010 № 18 (заключенного по результатам проведения торгов), а также действия отдела по заключению с указанным обществом последующего договора аренды муниципального имущества от 01.02.2012 № 1/1-01/12 и отсутствие действий (бездействие) по возврату объектов электросетевого хозяйства из пользования общества по истечении срока действия договора противоречат требованиям части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, последствием указанных действий (бездействия) районного отдела
по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района явилось создание ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» преимущественных условий
в получении возможности эксплуатации имущества, что привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды объектов электросетевого хозяйства. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия (бездействие) Районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, Комиссия усматривает в действиях ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» и Районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края нарушение статьи 16 Федерального закона
«О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»
под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе
или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»
под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие в рассматриваемом случае соглашения между указанными лицами подтверждается фактическими обстоятельствами  (эксплуатация муниципального имущества ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» без участия в публичных процедурах и предоставление со стороны районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края преимущественных условий обществу при эксплуатации имущества). Кроме того, наличие вышеизложенного соглашения также подтверждается фактом заключения между указанными лицами договора аренды муниципального имущества в нарушение требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, участие районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на получение в пользование муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, противоречит требованиям статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа относится выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая нахождение муниципального имущества в пользовании ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по истечении срока действия договора аренды муниципального имущества от 01.02.2012 № 1/1-01/12, в целях обеспечения конкуренции на рынке пользования имуществом, составляющим систему электросетевого хозяйства Абанского района, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи ответчикам по настоящему делу предписаний
о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 17.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать Районному отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

5. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 119-17.1/15/16-13 должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии

                                                       О.П. Харченко

Члены Комиссии:

                                                        В.В. Сугорова

 

                                                        Т.Э. Шкарупо                            

 

                                         

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его (решения) принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

Прокуратура Абанского района

ул. Советская, 60, п. Абан, Абанский район,

Красноярский край, 663740

 

Районный отдел по управлению

муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края

663740, Красноярский край,

Абанский район, п. Абан, ул.  Пионерская, 4

 

ООО «Красноярская региональная энергетическая компания»

ул. Копылова, 40,

г. Красноярск, 660001

 

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а,

г. Красноярск, 660021

 

 

РЕШЕНИЕ № 119-17.1/15/16-13

 

«15» июля 2013 года

                                                г. Красноярск

 

Резолютивная часть решения оглашена «4» июля 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено «15» июля 2013 года.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 119-17.1/15/16-13
о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: Харченко О.П., заместитель руководителя управления – начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Сугорова В.В., начальник отдела естественных монополий, Шкарупо Т.Э., ведущий
специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, рассмотрев дело
№ 119-17.1/15/16-13 по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края (663740, Красноярский край, Абанский район, п. Абан, ул.  Пионерская, 4) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), а также по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (660001, г. Красноярск,
ул. Копылова, 40) статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение прокуратуры Абанского района по вопросу проведения проверки соблюдения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

По результатам рассмотрения указанного обращения на основании Приказа Красноярского УФАС России от 10.04.2013 № 246 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Районного отдела
по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» возбуждено дело
№ 119-17.1/15/16-13 по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении
ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» возможности эксплуатации муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, по истечении срока действия договора аренды от 10.08.2010 № 18, в заключении с указанным хозяйствующим субъектом договора аренды муниципального имущества от 01.02.2012 № 1/1-01/12 без проведения процедуры торгов и в бездействии по возврату муниципального имущества из пользования ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по истечении срока действия договора аренды от 01.02.2012 № 1/1-01/12, а также по признакам нарушения Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в участии в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды муниципального имущества.

На основании статьи 42 Федерального закона «О защите конкуренции» к участию в деле
№ 119-17.1/15/16-13 в качестве заявителя привлечена Прокуратура Абанского района, в качестве заинтересованного лица -  ОАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а).

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 119-17.1/15/16-13 Комиссией установлены следующие обстоятельства.

Между Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по результатам проведения процедуры торгов (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 05.08.2010 № 01-2-2010) заключен договор аренды муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, от 10.08.2010 № 18. Срок действия указанного договора определен периодом 11 месяцев.

При этом по истечении срока действия указанного договора аренды эксплуатацию имущества электросетевого комплекса продолжало осуществлять ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

Впоследствии между Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в отношении вышеуказанного муниципального имущества заключен договор аренды от 01.02.2012 № 1/1-01/12 сроком на 11 месяцев. При этом указанный договор аренды заключен без проведения процедуры торгов.

В соответствии с информацией, представленной лицами, являющимися сторонами по вышеуказанным договорам, в настоящее время по истечении срока действия договорных отношений, определенных договором от 01.02.2012 № 1/1-01/12, эксплуатацию муниципального имущества продолжает осуществлять ООО «Красноярская региональная энергетическая компания».

В соответствии с информацией, представленной Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в обоснование правомерности действий указанных лиц по заключению договоров аренды, ответчики ссылаются на наличие преимущественного права хозяйствующего субъекта на заключение договоров, предусмотренного частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникшего до вступления
в силу положений статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» на основании договора аренды муниципального имущества от 29.09.2005 № 67.

Кроме того, по мнению ответчиков, срок действия договора аренды муниципального имущества от 10.08.2010 № 18 продлен в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации на неопределенный срок.

В соответствии с информацией, представленной Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края
и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», правовым основанием заключения между указанными лицами договора аренды от 01.02.2012 № 1/1-01/12 являются положения части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающие возможность заключения договора аренды на новый срок без проведения процедуры торгов с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности.

По результатам анализа материалов и пояснений, представленных лицами, участвующими
в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения
и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,
не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии
с которым заключение указанных договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в названной норме закона. При этом указанные положения законодательства вступили в законную силу 02.07.2008.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды муниципального имущества (заключение которого в соответствии с требованиями законодательства должно осуществляться по результатам проведения торгов), заключенный на новый срок без проведения торгов является ничтожным, равно как и соглашение о продлении такого договора.

В соответствии с частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право
на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. При этом положения указанной нормы предусматривают необходимость соблюдения прочих равных условий между претендентами на получение имущества.

Положения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривают иной порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно - по результатам торгов. Указанный порядок заключения договоров аренды путем проведения процедуры торгов обеспечивает равные условия при получении хозяйствующими субъектами муниципального имущества.

При этом статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает исключительное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество.

Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации
не являются исключением, предусмотренным частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», и, следовательно, не являются основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.

Преимущественное право арендатора, предусмотренное частью 1 статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть реализовано при проведении конкурса на право заключения договора аренды государственного или муниципального имущества. В случае одновременного предложения арендатором и другими участниками конкурса лучших условий по конкурсу (при прочих равных условиях), арендатор может быть признан победителем
с последующим заключением договора аренды на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации путем реализации преимущественного права.

Вышеизложенная позиция Комиссии также содержится в официальных разъяснениях
ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Относительно довода ответчиков о возобновлении договора аренды муниципальных  объектов электросетевого хозяйства Абанского района от 10.08.2010 № 18 на неопределенный срок по истечении его (договора) срока действия Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 621 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях
на неопределенный срок.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» определен порядок заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования
в отношении муниципального имущества.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи
621
Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления
в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды.

Договор аренды муниципального имущества от 10.08.2010 № 18 заключен на определенный срок (11 месяцев) с соблюдением требований антимонопольного законодательства (а именно – статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»), действующих в момент его (договора) заключения - по результатам проведения процедуры торгов. Таким образом, принимая во внимание позицию, изложенную в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в рассматриваемом случае отсутствовали правовые основания для возобновления договора от 10.08.2010 № 18 на неопределенный срок.

Кроме того, положения правовых актов, определяющих порядок заключения договоров аренды муниципального имущества (действующих по истечении срока действия договора аренды от 10.08.2010 № 18), не предусматривали возможность возобновления на новый срок договора, заключенного по результатам проведения торгов, и, соответственно возможность нахождения муниципального имущества во временном пользовании арендатора по окончании срока действия такого договора.

Таким образом, предоставление арендодателем муниципального имущества в пользование хозяйствующему субъекту по истечении срока действия договора, заключенного по результатам проведения конкурса, противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

По вопросу заключения между Районным отделом по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» договора аренды объектов электросетевого хозяйства
от 01.02.2012 № 1/1-01/12 сроком на 11 месяцев без проведения процедуры торгов Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» по истечении срока действия договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 закона, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность
в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять
не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения части 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающие заключение договора аренды муниципального имущества без проведения процедуры торгов, вступили в силу 06.01.2012 после истечения 10.07.2011 срока действия договора аренды от 10.08.2010 № 18, заключенного
по результатам проведения открытого конкурса. Следовательно, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания применения указанных норм антимонопольного законодательства, к отношениям, действующим до вступления в силу частей 9, 10 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (в частности к договору аренды муниципального имущества от 10.08.2010 № 18, срок действия которого истек 10.07.2011).

Таким образом, действия районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края по предоставлению муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, в пользование ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по истечении срока действия договора от 10.08.2010 № 18 (заключенного по результатам проведения торгов), а также действия отдела по заключению с указанным обществом последующего договора аренды муниципального имущества от 01.02.2012 № 1/1-01/12 и отсутствие действий (бездействие) по возврату объектов электросетевого хозяйства из пользования общества по истечении срока действия договора противоречат требованиям части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, последствием указанных действий (бездействия) районного отдела
по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района явилось создание ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» преимущественных условий
в получении возможности эксплуатации имущества, что привело к недопущению конкуренции между претендентами на заключение договора аренды объектов электросетевого хозяйства. 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия (бездействие) Районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, Комиссия усматривает в действиях ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» и Районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края нарушение статьи 16 Федерального закона
«О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»
под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе
или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»
под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие в рассматриваемом случае соглашения между указанными лицами подтверждается фактическими обстоятельствами  (эксплуатация муниципального имущества ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» без участия в публичных процедурах и предоставление со стороны районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края преимущественных условий обществу при эксплуатации имущества). Кроме того, наличие вышеизложенного соглашения также подтверждается фактом заключения между указанными лицами договора аренды муниципального имущества в нарушение требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, участие районного отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в соглашении, которое привело к недопущению конкуренции между претендентами на получение в пользование муниципального имущества, составляющего систему электросетевого хозяйства Абанского района, противоречит требованиям статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» к полномочиям антимонопольного органа относится выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Учитывая нахождение муниципального имущества в пользовании ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» по истечении срока действия договора аренды муниципального имущества от 01.02.2012 № 1/1-01/12, в целях обеспечения конкуренции на рынке пользования имуществом, составляющим систему электросетевого хозяйства Абанского района, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи ответчикам по настоящему делу предписаний
о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 17.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать Районный отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать Районному отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Абанского района Красноярского края и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

5. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 119-17.1/15/16-13 должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административной ответственности.

 

 

Председатель Комиссии

                                                       О.П. Харченко

Члены Комиссии:

                                                        В.В. Сугорова

 

                                                        Т.Э. Шкарупо                            

 

                                         

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его (решения) принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 119-17.1/15/16-13 [format] => [safe_value] => 119-17.1/15/16-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 48 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 48 [vid] => 6 [name] => Торговая деятельность [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-16 04:40:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-15 04:40:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1379393011 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )