Красноярское УФАС представило на пресс-конференции основные результаты работы за первое полугодие 2023 года

В докладе проанализированы промежуточные итоги работы и планы на предстоящий период

 

 

Заместитель руководителя управления Елена Куштысева представила общую статистику работы, отметив, что в первом полугодии 2023 года в сфере нарушения антимонопольного законодательству рассмотрено 198 заявлений, по результатам рассмотрения которых возбуждено 25 дел, выдано 7 предписаний, выдано 6 предупреждений.

 

Также Елена Васильевна отметила, что по делам об административных правонарушениях по нарушениям АМЗ и требований технологического присоединения вынесены постановления о назначении административных штрафов на общую сумму более 92 млн. рублей, в доход бюджета взыскано более 46 миллионов рублей.

 

Относительно вопроса технологического присоединения в первом полугодии 2023 года в отношении сетевых организаций сумма назначенных штрафов составила более 83  000  000 рублей. Более 80% выявленных нарушений составляют нарушения срока осуществления социально значимой услуги технологического присоединения.

 
 

 

 

В первом полугодии 2023 года отмечено   снижение количества обращений по фактам злоупотребления доминирующим положением сетевыми организациями, решением антимонопольного органа установлен в указанный период один факт нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В вопросе цен на бензин Красноярское УФАС России на постоянной основе осуществляет мониторинг цен, по которым реализуются ГСМ. Во втором квартале 2023 года наблюдается рост стоимости на бензин, в связи с чем управление на постоянной основе проводит аналитическую работу с целью установления причин. Хозяйствующими субъектами обозначено, что основная причина увеличения стоимости бензина и дизельного топлива – увеличение биржевых цен.

Начальник отдела контроля органов власти Юлия Фомушкина обратила внимание, что практика последних лет показывает, что основным нарушением со стороны органов власти являются нарушения, совершаемые органами местного самоуправления Красноярского края, связанные с передачей муниципального имущества системы коммунального назначения без торгов с нарушением требований ряда законов.

 

В целом правоприменительная практика первого полугодия 2023 года в сфере контроля органов власти весьма разнообразна. Отмечены нарушения в действиях органов местного самоуправления края, связанные с незаконным созданием муниципальных автономных учреждений на конкурентных ранках (в сфере оказания услуг автостоянок, велопроката), нарушения в сфере организации пассажирских перевозок и оказания услуг кадастра и технического учета недвижимости.

 

В сфере контроля рекламы в первом полугодии 2023 года рассмотрено около 155 обращений о нарушении законодательства о рекламе. Основная часть дел связана с незаконным распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонентов на ее получение. Такие нарушения фиксируются по всей и России и носят массовый характер.

 

Еще в 2022 году ФАС России и операторы связи запустили единую систему для приема жалоб от пользователей и блокировки номеров спамеров и навязчивой рекламы по SMS и с помощью голосовых звонков. Спикер отметила, что после запуска данной системы в адрес Красноярского УФАС России стало меньше поступать жалоб на навязчивые рекламные звонки и рекламную смс-рассылку.

 

Начальник правового отдела Юрий Наследников сообщил, что в 1 полугодии 2023 года продолжена работа антимонопольного органа по выявлению антиконкурентных соглашений как между хозяйствующими субъектами, так   и с участием органов власти.

 

В частности, было доказано наличие соглашения между Красноярским научным центром Сибирского отделения РАН и ООО «ТКО» при заключении в обход проведения конкурентных процедур договора на поставку горюче-смазочных материалов. Обществу назначен штраф в размере 9 511 460 рублей.

 

Также Управлением при совместной работе с прокуратурой было выявлено нарушение на рынке строительных работ по капитальному ремонту дорог общего пользования, выразившееся в допуске подрядчика к выполнению работ до организации процедуры аукциона.

 

Кроме того, контрольным отделом установлены признаки антиконкурентного соглашения между региональным оператором по обращению с ТКО в Ачинской и Назаровской технологических зонах и победителем торгов на оказание услуг по транспортированию таких отходов в указанных технологических зонах. Общая цена договоров составила 3,9 млрд. рублей, что в целом могло повлиять и на рост тарифа на услуги по обращению с ТКО.

 

Говоря о типичных нарушениях при проведении торгов в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, допускаемых заказчиками, отмечены нарушения, связанные с включением необоснованных и незаконных требований к участникам торгов, ограничивающих возможность их участия в закупках;   не включением в закупочную документацию условий о возможности поставки эквивалента товара или характеристик, позволяющих определить эквивалент товара;   необоснованным отклонением заявок участников закупки.

 

Заместитель руководителя управления Марина Дударева: «В 2023 году большинство из поступавших в Красноярское УФАС России обращений о включении информации о поставщиках в РНП были направлены по причине одностороннего отказа заказчиков от исполнения контрактов в связи с существенным нарушением условий контрактов, в том числе еще на стадии подачи заявки. При этом стоит отметить, что в 2023 году ситуации, при которых неисполнение обязательств были вызваны экономической ситуацией, рассматривались намного реже, чем в 2022 году».

 

Кроме того, Красноярское УФАС России нередко устанавливало, что заказчики выставляли собственные упущения сроков для проведения конкурентных процедур, как обстоятельства непреодолимой силы и заключали контракты с единственным поставщиком. Такое поведение заказчиков недопустимо и наказуемо, как минимум в порядке, предусмотренном кодексом об административных правонарушениях.

 

В заключении заместитель руководителя отметила, что уровень правовой грамотности в рамках законодательства о контрактной системе стал у субъектов контроля намного выше и все чаще встречаются не банальные нарушения однозначно сформулированных требований закона, а нарушения, связанные с несовершенством механизма правового регулирования и неоднозначностью его норм