Протокол заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

Протокол

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

 

22 марта 2018 года

12 часов 00 минут

г. Красноярск

 

Присутствовали:

Захаров В.М. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, сопредседатель Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее- ОКС);

           Захаров В.А. – руководитель Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», сопредседатель ОКС.

           Члены ОКС:

           Андрияшкин В.Н. – исполнительный директор Регионального отделения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края»;

           Капсудин Е.В. – заместитель руководителя Красноярского УФАС России,  ответственный секретарь ОКС; 

           Лапунов Г.С.- Вице-президент  Союза предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края;

           Лужбин Е.Л. - Вице-президент Союза Центрально-Сибирской торгово-промышленной  палаты.

           Повестка дня:

           1) Обсуждение Публичной  декларации целей и задач ФАС России на 2018 год, отчета об ее исполнении за 2017 год;  проекта плана ФАС России по реализации Концепции открытости на 2018 год, отчета об ее исполнении за 2017 год; проекта графика раскрытия ФАС России приоритетных социально-значимых наборов данных в 2018 году, отчета об его исполнении за 2017 год. 2) Утверждение плана работы Совета на 2018 год.

           Захаров В.А. открыл заседание ОКС, огласил повестку.

           Капсудин Е.В. огласил Публичную декларацию  целей и задач ФАС России на 2018 год  (в обсуждении приняли участие: Андрияшкин В.Н., Захаров В.М., Захаров В.А., Лужбин Е.Л.).

          Рассказал о ходе исполнения публичной декларации целей и задач ФАС России в 2017 году, в частности,  что Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 утверждены основные направления государственной политики по развитию конкуренции (далее — Указ), что последний разработан в целях реализации положений статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации, направлен на развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности и утверждает Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы (далее – Национальный план). В частности, что Указом определены основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции, такие как сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, на товарных рынках; обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на всей территории Российской Федерации; признание государственной политики по развитию конкуренции гарантом свободы экономической деятельности; обеспечение развития малого и среднего предпринимательства; направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции; обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков и прочие. Обратил внимание, что утвержденный Указом Национальный план закрепляет за Правительством Российской Федерации обязанность реализовать комплекс мероприятий организационного и правового характера, что приложением к Национальному плану является Перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции, которым закрепляются конкретные ожидаемые результаты (ключевые показатели) по соответствующим отраслям (видам) экономической деятельности, каждый из которых имеет цифровой показатель (критерий). Отметил, что приказом ФАС России от 29.12.2017 № 1841/17 утвержден План мероприятий Федеральной антимонопольной службы по реализации Указа.

        Акцентировал внимание присутствующих, что в 2017 году проведено 7 заседаний Методического совета ФАС России по тарифному регулированию, в рамках которых обсуждались: проекты федеральных законов и проекты нормативных правовых актов ФАС России по регулированию тарифов, в том числе: проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»; проект приказа ФАС России «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов»; порядок расчета тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи по методу, обеспечивающему возможность получения прибыли от эффективности управления издержками и правил их применения; вопросы учета амортизации, начисленной на внеоборотные активы (основные средства), приобретенные за счет бюджетных средств (субсидий); учет расходов на подключение регулируемых организаций к ГИС ЖКХ; создание нормативных правовых условий для утверждения тарифными органами экономически обоснованных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) посредством введения прямого запрета на учет расходов на организацию приема платы за такие ресурсы (услуги) при расчете указанных тарифов; учета в тарифах дополнительных добровольных расходов субъектов естественных монополий в пользу своего персонала, в том числе: страховых взносов по видам добровольного страхования; дополнительных выплат, непосредственно не связанных с оплатой труда производственного персонала; страховых платежей; расходов, возникающих в связи с предоставлением льгот персоналу субъекта естественной монополии, кроме расходов, предусмотренных трудовым законодательством. Рассказал, что в рамках реализации проконкурентной тарифной политики ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов» (далее — проект постановления), что целями данного проекта постановления являются закрепление учета складывающейся конъюнктуры рынков нефти (нефтепродуктов) при установлении тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов, что  в настоящее время проводится обсуждение проекта постановления с заинтересованными организациями и органами исполнительной власти. Кроме того, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26.04.2017 № Пр-818 об организации подготовки законопроекта «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – законопроект) ФАС России разработана концепция проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», которая 26.09.2017 одобрена первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации ФАС России разработан проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Целью разработки законопроекта является создание комплексной системы правового регулирования отношений в сфере государственного регулирования цен (тарифов). В настоящее время законопроект направлен в Минэкономразвития России для обсуждения на заседании рабочей группы по проблемам тарифного регулирования в инфраструктурном секторе. В соответствии с Поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 16.11.2017 № ИШ-П13-7634, ФАС России доработан и направлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации в Минэкономразвития России (письмо от 23.01.2018 № СП/3908-ПР/18), Минфин России (письмо от 23.01.2018 № СП/3913-ПР/18), а также в Минюст России (письмо от 23.01.2018 № СП/3917-ПР/18) для проведения правовой экспертизы.

         Обратил внимание присутствующих, что в 2017 году ФАС России реализован комплекс мероприятий по созданию эффективных механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций и нарушениями антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, что работа проводилась по ряду направлений и заключалась в подготовке конкретных документов, закрепляющих указанные механизмы, а также в дальнейшем их согласовании с зарубежными партнерами и продвижении инициатив по их принятию на международных площадках. Одним из таких документов стал Инструментарий по международному сотрудничеству конкурентных ведомств по противодействию недобросовестным практикам крупных транснациональных корпораций и трансграничных нарушений правил конкуренции (далее - Инструментарий). Разрабатывая данный документ, ФАС России исходила из понимания, что Инструментарий станет дополнением к Секции F «Международные меры» Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (далее - Комплекс), принятого в 1980 году Генеральной Ассамблеей ООН. Разработанный ФАС России проект Инструментария получил одобрение антимонопольных органов государств-участников СНГ, соответствующее решение нашло отражение в Протоколе 46-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), состоявшегося 17 марта 2017 года в г. Кишиневе. Также было принято решение о совместном представлении инициативы по принятию Инструментария в ходе 16-й сессии Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции в июле 2017 года. По итогам прошедшего обсуждения на 16-й сессии представители конкурентных ведомств Австрии, Аргентины, Армении, Беларуси, Бразилии, Италии, Казахстана, Киргизии, Мексики, США, ЮАР, а также Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) выразили поддержку инициативе по принятию Инструментария. Завершение работы по Инструментарию запланировано на 2020 год в целях его обсуждения в рамках 8-й Конференции ООН по рассмотрению всех аспектов Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Кроме того, ФАС России в рамках создания эффективных механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций и нарушениями антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, продолжена работа над Конвенцией по борьбе с картелями (далее - Конвенция). В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации вопрос разработки и принятия Конвенции проработан ФАС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе МИД России, Минэкономразвития России, Минюстом России, МВД России, Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Подтверждена целесообразность разработки и принятия Конвенции, которая позволит восполнить имеющийся правовой пробел в этой сфере международных отношений. Результатом проведенной работы также стала подготовка базового проекта Конвенции, в результате обсуждения которого в рамках межведомственной рабочей группы принято решение о его приоритете для дальнейшего продвижения инициативы по принятию Конвенции. Важным событием 2017 года стало заключение Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в антимонопольной сфере между ФАС России и Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Народной Республики (NDRC). Важность данного события обусловлена тем, что NDRC является третьим ведомством Китая, входящим в систему антимонопольного регулирования и контроля, с которым заключен двусторонний меморандум. С подписанием Меморандума сформирована правовая база сотрудничества ФАС России и NDRC по всем направлениям антимонопольной политики Китая. ФАС России в развитие подписанных двусторонних соглашений о сотрудничестве в 2017 году подписаны двухгодичные программы сотрудничества с антимонопольными органами Бразилии, Финляндии и Китая. Кроме того, в 2017 году были достигнуты договоренности о заключении такого рода соглашений с антимонопольными органами Республики Беларусь и Королевства Норвегия, также разработаны проекты документов, которые в настоящее время проходят процедуры согласования сторонами. Подписание этих соглашений планируется в 2018 году.

         Рассказал присутствующим, что  2017 году ФАС России разработан план мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции в здравоохранении», который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.01.2018 № 9-р. Приказом ФАС России от 10.05.2017 № 612/17 (совместно с Банком России) утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг». Приказом Минтранса России от 01.03.2017 № 228 утвержден план развития конкуренции («дорожная карта») в сфере труда и социальной защиты на 2017 - 2018 годы.

Приказом Минпромторга России от 29.11.2017 № 4172 утвержден план развития конкуренции («дорожная карта») в отраслях промышленности на 2018-2019 годы. О результатах разработки планов развития конкуренции («дорожных карт») в соответствующих отраслях на 2017-2018 годы, разрабатываемых  федеральными органами исполнительной власти, доложено в Правительство Российской Федерации от 01.12.2017 № АГ/84793-ДСП-ПР/17. Письмом от 29.11.2017 № АГ/84015/17 ФАС России согласовала с замечаниями проект Плана развития конкуренции («дорожной карты») в агропромышленном комплексе Российской Федерации на 2018-2019 годы (далее – Проект Плана). 30.11.2017 года в Минсельхозе России состоялось согласительное совещание по разногласиям по Проекту Плана, на котором не удалось выработать единую позицию, в связи с чем письмом от 01.12.2017 № АГ/84217/17 в Минсельхоз России направлена таблица разногласий по Проекту Плана. По информации Минсельхоза России, в настоящее время Проект Плана направлен в Правительство Российской Федерации. По инициативе ФАС России в рамках исполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 № 954-р, «дорожная карта» по развитию производства минеральных удобрений в Российской Федерации на период до 2025 года дополнена мероприятиями, направленными на соблюдение антимонопольного законодательства.

           Доложил о Плане ФАС России по реализации Концепции открытости федеральных на 2018 год, о ее исполнении в 2017 году.

         Ознакомил присутствующих с проектом графика раскрытия ФАС России приоритетных социально-значимых наборов данных в 2018 году и отчитался об исполнение графика в 2017 году.   

По второму вопросу выступили Захаров В.М., Захаров В.А., Лужбин Е.Л., в частности Захаров В.М. предложил включить в план работы ОКС на первое полугодие 2018 года на рассмотрение вопрос предоставления мер государственной поддержки на  проведение добровольной сертификации пищевых продуктов организаций сельскохозяйственной отрасли края и на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по продвижению пищевых продуктов.

Захаров В.А. предложил включить в план работы и рассмотреть вопрос, касающийся дискриминационного подхода органов государственной власти и местного самоуправления  при решении вопросов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях и сферах экономики региона.

Капсудин Е.В., Лужбин Е.Л. предложили на рассмотрение ОКС вопроса, предложенного Захаровым В.М. пригласить представителей  как органов государственной власти Красноярского края, курирующих названное направление, так и организаций   сельскохозяйственной отрасли края, осуществляющих производство пищевой продукции.

Члены ОКС решили:

         1. Одобрить и принять к сведению доклад   Капсудина Е.В.

         2. .Включить в план работы ОКС на первое полугодие 2018 года на рассмотрение вопросы:

         - Предоставление мер государственной поддержки на  проведение добровольной сертификации пищевых продуктов организаций сельскохозяйственной отрасли края и на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по продвижению пищевых продуктов

         - Дискриминационный подход органов государственной власти и местного самоуправления  при решении вопросов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в отдельных отраслях и сферах экономики региона.

         3. Предложить  органам государственной власти Красноярского края, курирующим сельскохозяйственную отрасль и организациям  сельскохозяйственной отрасли края, осуществляющим производство пищевой продукции принять участие в следующем заседании ОКС.

4.Разместить настоящий протокол на официальном сайте Красноярского УФАС России.

Дата проведения Совета: 
22 марта 2018, 12:00