Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной антимонопольной службы Максимом Шаскольским

Обсуждались вопросы контроля за ценообразованием на социально значимых товарных рынках, в том числе мониторинг цен на продовольствие, лекарства, бензин, стройматериалы, услуги сотовой связи, а также в сфере электронной коммерции

 

Из стенограммы:

 

М.Мишустин: Уважаемый Максим Алексеевич!

 

В преддверии 20-летнего юбилея Федеральной антимонопольной службы хочу Вас поздравить с этим праздником. И в Вашем лице весь коллектив ФАС, всех, кто имеет отношение к службе, поблагодарить за работу.

 

Федеральная антимонопольная служба сделала всё для того, чтобы в России была конкурентная среда, чтобы были созданы все механизмы рыночной экономики, реализованы и внедрены все необходимые для этого элементы. Это в первую очередь возможности закупок на конкурентной основе, когда по критериям преимущество получает наиболее эффективный участник торгов и конкурса.

 

Также очень важная функция ФАС связана с ценообразованием. То есть вы мониторите цены на товарных рынках, сырьевых рынках. Это впрямую влияет на инфляцию и экономические показатели страны.

 

Хочу, чтобы Вы подробнее рассказали, как идёт работа в целом по мониторингу цен, с кем взаимодействуете и какая сейчас ситуация на рынке.

 

Практика заключения соглашений хорошо себя показала именно в работе по стабилизации цен на куриное яйцо. Мы направили в регионы рекомендации о порядке заключения ценовых соглашений с производителями и продавцами куриного яйца, и сейчас наметилась тенденция к снижению цен.

 

Рынок автомобильного топлива также является социально значимым. По поручению Правительства мы проверяем экономическую обоснованность различных составляющих, которые включаются в конечную цену для потребителей. В случае выявления экономически необоснованных цен принимаем меры антимонопольного реагирования. Так, по итогам проверок возбуждено 30 антимонопольных дел в 19 регионах. В результате совместной работы министерств, ведомств изменение розничных цен на топливо в 2023 году не превысило темпов инфляции.

 

Но на фоне развития спроса должны развиваться и предложение товаров и услуг, и производительность труда, и инновационность решений, которые предлагаются, особенно в современных инструментах торговли.

 

Сейчас очень много торговли перемещается в сектор электронной коммерции. Это и платформы, которые торгуют товарами и услугами, и каршеринг, и услуги такси, и многие другие платформы. И здесь в ценообразовании нужно, как говорится, держать ухо востро. Поэтому необходимо понимать, как этот бизнес устроен, все его элементы, и контролировать ценообразование.

 

Что служба делает в этом направлении? Насколько вы хорошо чувствуете то, что там происходит сейчас?

 

М.Шаскольский: Действительно, рассматривая обращения потребителей, мы всё чаще сталкиваемся с примерами так называемого динамического (или арифметического, алгоритмического) ценообразования. Такие механизмы установления цен применяются при определении цены на услуги железнодорожного транспорта, авиасообщения, такси, гостиничного бизнеса и так далее.

 

При этом, очевидно, как правило, никакого роста себестоимости не происходит. Но происходит дополнительное ценовое давление на потребителя, которое нельзя назвать экономически обоснованным и оправданным.

 

Вопрос динамического ценообразования, конечно, находится в сфере баланса спроса и предложения. Пока мы применяем здесь инструменты мягкого регулирования с целью поиска оптимальных решений для сдерживания цен на те или иные услуги с учётом баланса необходимости окупаемости услуги и социальной ответственности этого бизнеса.

 

Например, одной из крупнейших авиакомпаний мы выдали предупреждение о необходимости разработки коммерческой политики, которая будет предусматривать установление тарифов на экономически обоснованном уровне.

 

М.Мишустин: Максим Алексеевич, у службы достаточно полномочий, чтобы контролировать ценообразование, в том числе в таких, скажем, сложных инструментах и конструкциях, какими являются электронные площадки. Необходимо устанавливать недобросовестных поставщиков товаров и услуг или тех, кто завышает необоснованно цены на услуги, на поставку, и реагировать теми средствами и способами, которые имеются в арсенале Федеральной антимонопольной службы.

 

И конечно, взаимодействовать с Федеральным казначейством и Федеральной налоговой службой. Здесь необходимо такое достаточно плотное взаимодействие, для того чтобы незамедлительно принимать меры реагирования в случае необоснованного роста цен. И хотел бы подчеркнуть, что это особенно важно делать при осуществлении работы с государственным оборонным заказом. Это очень важное направление, и ФАС здесь имеет все полномочия, чтобы эффективно заниматься в том числе и контрольными мероприятиями.

 

https://fas.gov.ru/news/33120