Подведены итоги работы Красноярского УФАС России за 2022 год

Об этом 26 декабря рассказали на пресс-конференции в антимонопольном  управлении.

 

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Елена Куштысева в рамках пресс-конференции сообщила о работе ведомства в 2022 году.

 

Так, Красноярским УФАС России в 2022 году было рассмотрено более 560 заявлений [1]. по результатам рассмотрения которых было возбуждено 42 дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдано 19 предписаний, а также 45 предупреждений (24 из которых в настоящее время исполнены).

 

Помимо указанного антимонопольным органом продолжаются фиксироваться факты нарушения  требований технологического присоединения, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 9.21 КоАП. В текущем году по указанному факту поступило порядка 1150 заявлений.

 

Одним из наиболее фиксируемых нарушений в сфере электроснабжения  является злоупотребление доминирующим положением гарантирующим поставщиком электрической энергии при введении ограничения (отключения энергии) в отношении некоммерческих садоводческих товариществ в связи с задолженностью. При этом гарантирующий поставщик согласился с выводами антимонопольного органа о том, что его неправомерные действия не только могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, но повлечь нарушение прав добросовестных потребителей электроэнергии, являющихся участниками товариществ[2].

 

Возвращаясь к статистическим данным, спикер сообщила, что по делам об административных правонарушениях по нарушениям антимонопольного законодательства и требований технологического присоединения вынесены постановления о назначении административных штрафов на общую сумму более 93 млн. рублей.

 

Около 300 обращений о нарушении законодательства о рекламе рассмотрено антимонопольным органом в 2022 году, из которых по 58 возбуждены дела, по 18 - выданы предписания о прекращении нарушения. Основная часть дел связана с незаконным распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонентов на ее получение. Такие нарушения фиксируются по всей и России и носят массовый характер.

 

Учитывая, что с 1 июня 2022 года на сайте Федерального антимонопольной службы появилась специальная форма для пользователей со ссылками для жалоб на порталах «МегаФона», МТС и Tele2, а также «Билайн», позволяющая оперативного реагировать на факты незаконной спам-рассылки, количество соответствующих обращений в территориальный орган уменьшилось в несколько раз.

 

Как сообщила в своем докладе начальник отдела контроля органов власти Юлия Фомушкина, со стороны органов власти и органов местного самоуправления в уходящем году допущены нарушения в сферах передачи муниципального имущества хозяйствующим субъектам, пассажирских перевозок и багажа автомобильным транспортом, а также при осуществлении указанными органами иных действий (создании преимущественных условий деятельности муниципальным предприятиям, направлении подведомственным учреждениям писем об обязательном заключении договоров на покупку определенных товаров   (программного обеспечения), принятии нормативно-правовых актов, препятствующих осуществлению деятельности во временных сооружениях и др.). 

 

При этом случаи обжалования решений, предписаний и предупреждений антимонопольного органа, выданных органам власти за 2022 год минимально - 2 решения, 1 предупреждение. Указанная статистика говорит об обоснованности выводов антимонопольного органа и согласии лиц, в действиях которых были установлены нарушения, с позицией антимонопольного органа.

 

Несмотря на общую положительную статистику, по сравнению с предыдущим периодом, случаи заключения антиконкуретных соглашений и нарушений правил проведения торгов в 2022 году также продолжают выявляться.

 

Временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Вячеслав Мерзляков также обратил внимание на то, что сокращение круга участников торгов, а также заключение контракта с конкретным хозяйствующим субъектом рынка, без проведения конкурентных процедур без ограничения по сумме недопустимо и влечет не только нарушение принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, но и негативные правовые последствия для заказчика, в том числе финансовые.

 

Важным блок пресс-конференции был посвящен переменам в 2022 году в законодательстве о контрактной системе: Закон о контрактной системе[3] претерпел существенную трансформацию, была видоизменена его структура, содержательная часть. Изменились положения и иных Федеральных законов[4].

 

Заместитель руководителя управления Марина Дударева сообщила, что в начале 2022 году Красноярское УФАС России выявляло большое количество нарушений, которые были допущены субъектами контроля ввиду указанных изменений. В частности, заказчики игнорировали или неверно толковали требования закона, злоупотребляли предоставленными ими правами при рассмотрении заявок, а в ряде случаев вовсе не отслеживали последние изменения.

 

Ввиду изменений законодательства в 2022 году количество обращений о включении в РНП в сравнении с 2021 годом значительно выросло - 652 против 496 обращений.

 

При этом, как было отмечено в заключении пресс-конференции, в 2022 году уполномоченные органы стали более требовательны к заказчикам, предотвращая тем самым большое количество нарушений, при этом такие требования коррелируются с позицией контрольного органа. Указанное обстоятельство видится весьма позитивным и в конечном итоге приводит к прозрачности в сфере закупок и более здоровой конкуренции.

 

[1]  ст. 10, 11, 14, 15, 16, 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

[2]  Решение антимонопольного органа не обжаловалось

[3] Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ

[4] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и прочие.