В Красноярском УФАС России состоялась пресс-конференция Анатолия Голомолзина, Виталия Королева и Валерия Захарова на тему: «Регулирование рынка электроэнергетики: итоги и планы»

27 февраля 2015 года, в Красноярском УФАС Росси состоялась пресс-конференция  заместителя Руководителя Федеральной  антимонопольной службы (далее - ФАС России) Анатолия Голомолзина, начальника Управления контроля электроэнергетики ФАС России Виталия Королева и руководителя Красноярского УФАС России Валерия Захарова.

Основная часть пресс-конференции была посвящена теме: «Регулирование рынка электроэнергетики: итоги и планы». На встрече с журналистами заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин рассказал о том, что ситуация в сфере электроэнергетики на сегодняшний день в стране в целом достаточно напряженная, и Красноярский край при этом – не исключение. Так, в 2014 году на территории Российской Федерации было установлено более  четырех тысяч нарушений антимонопольного законодательства, при этом около полутора тысяч из них – нарушения на рынках электро и теплоэнергии.  

Анатолий Голомолзин отметил, что в Сибирском федеральном округе доля случаев, связанных со злоупотреблениями в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, достаточно значительная. Особенно, подчеркнул, Анатолий Голомолзин, выделяется Красноярский край, где в 2014 году было выявлено 128 нарушений Федерального закона «О защите конкуренции». Основное число нарушителей антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики - это сетевые компании. В основном, отметил Анатолий Голомолзин, злоупотребления связаны с порядком и сроками технологического присоединения к электрическим сетям.

В связи с этим, как сообщил Анатолий Голомолзин, в Правительстве Российской Федерации  был принят ряд документов, которые качественно улучшат положение дел на рынке электроэнергии. В рамках реализации дорожной создан единый информационный портал технологического присоединения. На портале содержится вся информация о наличии свободной мощности, плате за технологическое присоединение, а также с помощью портала можно подать онлайн заявку на технологическое присоединение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 № 1300 утвержден перечень объектов, размещение которых на землях государственной и муниципальной собственности может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.  Документ вступит в силу 1 марта 2015 года. Изменения позволят сетевым организациям осуществлять технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя быстрее.

В 2014 году приняты поправки в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части сокращения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых до 150 кВт. Так, с 1 октября 2015 года плата за технологическое присоединение для таких потребителей составит 50%, а с 1 октября 2017 года технологическое присоединение таких потребителей будет осуществляться бесплатно. Введение указанных изменений будет способствовать снижению финансовой нагрузки на потребителя при технологическом присоединении, учитывая то обстоятельство, что такими потребителями чаще всего являются малые и средние предприниматели, такие изменения позволят осуществить рост количества субъектов малого и среднего бизнеса в отрасли.  

Также на пресс-конференции Анатолий Голомолзин и Виталий Королев рассказали об итогах рассмотрения дела в отношении группы лиц в составе ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «Тываэнерго», возбужденного Красноярским УФАС России в 2014 году.  В результате рассмотрения дела Комиссия ФАС России приняла решение о том, что совокупность действий группы лиц в составе ОАО «МРСК Сибири» и ОАР «Тываэнерго», направленных на устранение хозяйствующих субъектов – сетевых организаций, в том числе ОАО «КРЭК», с рынка по оказанию услуг по передаче электрической энергии путем заключения договора аренды имущества до получения ОАО «Тываэнерго» тарифа на передачу электрической энергии на территории Красноярского края, нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Также на встрече с журналистами представители ФАС России рассказали об обстоятельствах, установленных в результате рассмотрения дела в отношении РЭК Красноярского края, напомнив, что РЭК Красноярского края вынес решение об отказе в установлении тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии ОАО «Тываэнерго». Решение об отказе в установлении тарифов РЭК Красноярского края вынесла ссылаясь на тот факт, что обществом не представлены копии заключенных договоров с гарантирующим поставщиком (сбытовой организацией) и с соответствующим и смежными сетевыми организациями. По мнению ФАС России, на организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, какой и является ОАО «Тываэнерго», не распространяется требование о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности. По указанным обстоятельствам ФАС России возбудила дело в отношении РЭК Красноярского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Анатолий Голомолзин также добавил, что ранее ФАС России признавала факт нарушения по аналогичным делам в отношении Комитета по тарифам Санкт - Петербурга и Региональной энергетической комиссии города Москвы. Правомерность выводов ФАС России подтверждена судебной практикой.

Отвечая на вопросы журналистов, Валерий Захаров сообщил о том, что в январе 2015 года Красноярским УФАС России совместно с сотрудниками районных прокуратур  г. Красноярска проводились внеплановые проверки торговых сетей по фактам повышения цен на продовольствие. В настоящее время Красноярским УФАС России анализируются собранные в ходе проведения проверок материалы и проводятся дополнительные проверочные мероприятия, по результатам которых будет рассмотрен вопрос о возбуждении дел о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении сетевых организаций.

Также на пресс-конференции Валерий Захаров сообщил о том, что в соответствии с поручениями ФАС России Красноярским УФАС России  осуществляется систематический сбор и анализ необходимой информации, с целю наблюдения и контроля за ситуацией, происходящей на рынке лекарственных средств.