Красноярское УФАС России доказало необходимость открытия автобусного маршрута «г. Красноярск – аэропорт Емельяново»

30 октября 2013 года Арбитражным судом Красноярского края отказано в удовлетворении заявления Министерства транспорта Красноярского края об оспаривании решения и предписания Красноярского УФАС России.

11 июля 2012 года в адрес Красноярского УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия (далее – МУГАДН) в отношении ООО «Крас-Бус», осуществляющего незаконные перевозки пассажиров по регулярному маршруту «А/в Красноярск – Аэропорт «Емельяново» в отсутствие утвержденного паспорта маршрута и согласованного расписания движения автобусов.

30 августа 2012 года Красноярским УФАС России в отношении ООО  «Крас-Бус» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1  статьи  14 ФЗ «О защите конкуренции» по факту  осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту «г. Красноярск – а/п Емельяново» под видом заказных, с нарушением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к осуществлению перевозочной деятельности , что поставило ООО  УК «Крас-Бус» в преимущественные условия по отношению к другим участникам рассматриваемого рынка и может иметь результатом причинение ущерба последним.

9 октября 2012 года, по результатам рассмотрения дела, Комиссия признала ООО УК «Крас-Бус» нарушившим часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» и выдала нарушителю  предписание о прекращении недобросовестной конкуренции и недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. Согласно указанному предписанию ООО УК «Крас-Бус» необходимо прекратить осуществление деятельности по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту «г. Красноярск – а/п Емельяново» под видом заказных  в нарушение требований, предусмотренных пунктом 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.

30 января 2013 года  ООО УК «Крас-Бус» обратилось в адрес Красноярского УФАС России с заявлением о пересмотре решения Красноярского УФАС России от 09.10.2012 в обоснование чего указало, что общество осуществляет перевозки по маршруту «г.Красноярск – а/п Емельяново» на основе договора, заключенного с заказчиком – ООО «ЭРА Терминал», действующим от своего имени и от имени ООО «Аэропорт Емельяново» в целях повышения качества аэропортовых услуг. Рейсы автобусов являются заказными, и  заказываются на определенные часы, график/расписание и его изменение инициируется заказчиком (ООО «ЭРА Терминал» и ООО «Аэропорт Емельяново»).

Кроме того, ООО УК «Крас-Бус» представлена копия обращения ООО «Аэропорт Емельяново», адресованного Министру транспорта и руководителям автотранспортных предприятий  г. Красноярска, из которого следует, что пассажиры испытывают затруднения, связанные с необходимостью ожидания проходящих междугородних автобусов, которые не всегда останавливаются в аэропорту Емельяново, а также в ночное время, когда пригородное сообщение вообще отсутствует. В соответствии  с этим ООО «ЭРА Терминал» был заключен договор об оказании услуг.

В связи с тем, что вышеназванные обстоятельства, в соответствии со статьей 51.2 ФЗ «О защите конкуренции», являются основаниями для пересмотра решения и выданного на его основании предписания, Комиссия Красноярского УФАС России определила пересмотреть указанные решение и предписание.

            В ходе рассмотрения дела в отношении ООО УК «Крас-Бус» Комиссией Красноярского УФАС России были выявлены  признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Министерства транспорта  Красноярского края, выразившихся в не согласовании расписания движения социально значимого и востребованного маршрута «г.Красноярск – а/п Емельяново» ООО УК «Крас-Бус».  Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении дела в отношении Министерства транспорта Красноярского края возбуждено настоящее дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией были установлены следующие обстоятельства.

В настоящий момент процедура открытия междугородного маршрута в Красноярском крае полностью не урегулирована, поэтому согласно статьи 6 ГК РФ, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, т.е. может быть применена аналогия закона.

Схожие отношения по открытию новых маршрутов регулируется Приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 № 178 «Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ» (далее – Приказ)

В соответствии с пунктами 4 - 11 Приказа инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов могут выступать юридические и физические лица. К перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии.

Также было установлено, что ООО «Аэропорт  Емельяново», в связи с жалобами,  поступающими от пассажиров, обратилось в Министерство транспорта Красноярского края   с просьбой в содействии привлечения автотранспортных предприятий для запуска автобусов и маршрутных такси из г.Красноярска в аэропорт Емельяново, поскольку пассажиропоток аэропорта с учетом сезонности  составляет в среднем за сутки пассажиров: в зимнее время – 4 681, в летнее – 7 450). По данным опроса пассажиров, проведенного совместно с базовым перевозчиком ОАО АК «Таймыр», около 20% вылетающих и прилетающих пассажиров пользуются услугами пригородных автобусов и, что после прекращения выполнения рейса №135 (аэропорт Емельяново - автовокзал г. Красноярска) пассажиры испытывают затруднения, связанные с необходимостью ожидания  проходящих междугородних автобусов, которые не всегда останавливаются в аэропорту Емельяново, а также в ночное время, когда пригородного автобусного сообщения вообще нет.

Несмотря на вышеуказанные обстоятельство Министерством транспорта Красноярского края было отказано ООО УК «Крас-Бус» в открытии маршрута «г.Красноярск – а/п Емельяново».

11 июня 2013 года Комиссией Красноярского УФАС России Министерство транспорта Красноярского края было признано нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в части необоснованного отказа в открытии маршрута «г.Красноярск – а/п Емельяново»  ООО УК «Крас-Бус» , осуществляющему деятельность на рынке пассажирских перевозок. На основании решения Комиссии Министерству транспорта Красноярского края было выдано обязательное для исполнения предписание отозвать необоснованный отказ в открытии маршрута «г.Красноярск – а/п Емельяново», а также рассмотреть заявление ООО УК «Крас-Бус» об открытии маршрута «г.Красноярск – а/п Емельяново»  в рамках компетенции Министерства транспорта Красноярского края.

Не согласившись с вынесенным решением Министерство транспорта Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания Красноярского УФАС России.

Арбитражный суд Красноярского края, изучив обстоятельства дела, признал решение и предписание Красноярского УФАС России законными и обоснованными.