Руководитель Красноярского УФАС России Валерий Михайлович Захаров и заместитель управления Олег Петрович Харченко провели пресс-конференцию, посвященную Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-

Вчера, 23 октября 2013 года, в пресс-центре ЗАО «ИД «Комсомольская правда», состоялась пресс-конференция руководителя Красноярского УФАС России Валерия Михайловича Захарова и его заместителя Олега Петровича Харченко.

В рамках пресс-конференции были освещены положения Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг., определяющей основные направления деятельности антимонопольных органов в рамках следующих приоритетов в деятельности Службы:

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

На пресс-конференции Валерий Михайлович отметил, что Стратегия направлена на создание благоприятных условий для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики, повышение качества принимаемых антимонопольными органами решений, обеспечение единообразия подходов на всей территории России, снижение количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера и совершенствования Кодекса об административных правонарушениях, а также повышение эффективности проведения торгов и развитие конкуренции при осуществлении закупок.

 Также в ходе пресс-конференции руководитель Красноярского УФАС России отметил инновационные задачи, обозначенные в Стратегии:

 - распространить сферу применения новых правовых институтов – предупреждений и предостережений – на антиконкурентные акты и действия публично-правовых образований, а также на недобросовестную конкуренцию;

- распространить сферу применения Закона о защите конкуренции на соглашения по использованию исключительных прав, приводящие к ограничению, недопущению, устранению конкуренции при реализации товара;

- исключить уведомительный контроль за экономической концентрацией;

- внедрить процедуры досудебного обжалования решений территориальных органов ФАС России в центральном аппарате ФАС России в целях повышения единообразия применения законодательства при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;

- разработать меры, направленные на развитие конкуренции и сокращение избыточного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках деятельности Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства;

- ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны;

- ввести процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, которые планируется наделить правом осуществления предпринимательской деятельности.

В целом, меры, обозначенные в Стратегии должны привести к созданию условий для развития конкуренции в отдельных отраслях российской экономики, совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере антимонопольного регулирования, обеспечению единообразия применения антимонопольного законодательства.

Кроме того,  на пресс-конференции были освещены основные вопросы правоприменения антимонопольного законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства, а также в области технологического присоединения коммунальных электрических сетей к объектам инфраструктуры и качества передаваемой энергии. Руководитель Красноярского УФАС рассказал журналистам о практике введения оборотных штрафов для монополистов – злостных нарушителей законодательства о конкуренции, антикартельной деятельности антимонопольного органа, а также об институте предостережения и предупреждения нарушений, набирающем силу в настоящее время.  В частности, Красноярское  УФАС выдает предупреждения о недопустимости антиконкурентных действий субъектам естественных монополий. Институт предупреждений уже на раннем этапе показал свою состоятельность и привел к снижению числа нарушений законодательства со стороны монополистов. А вот если субъект, получив предупреждение, за определенное время не ликвидировал нарушения, возбуждается дело, рассматривается, затем следует наказание.

Один из вопросов, который журналисты задали руководителю управления антимонопольной службы, касался дисквалификации должностных лиц, которые нарушают антимонопольное законодательство. Руководитель Красноярского УФАС России отметил, что ФАС планирует, в зависимости от характера совершенного сотрудником органа государственной власти правонарушения, убрать штраф и оставить только дисквалификацию. Будут вноситься изменения, будут названы критерии, определяющие характер правонарушения. 

Одним из наиболее характерных и частых нарушений органами местного самоуправления антимонопонопольного законодательства является предоставление земель и зданий, находящихся в муниципальной собственности, администрациями районов и сельских поселений в аренду без проведения необходимых конкурсных процедур. Таких нарушений выявляется много, и штрафы для одних и тех же должностных лиц не являются единичными.

Также на пресс-конференции была поднята тема контрольных мероприятий в сфере государственных муниципальных закупок в преддверии внедрения федеральной контрактной системы.  Заместитель руководителя Красноярского УФАС России  рассказал о ежегодном повышении количества поступающих жалоб, связанных с проведением государственных закупок, и сообщил о том, что в истекшем периоде 2013 года в управление поступило более 1200 подобных жалоб на рассмотрение, приведя наиболее распространенные и показательные примеры нарушений.

Заметный интерес у представителей СМИ вызвала информация об изменении подхода антимонопольного органа к нарушениям в сфере рекламного законодательства. Учитывая продолжающуюся в 2013 году тенденцию к увеличению количества обращений граждан и юридических лиц о нарушениях в рекламной сфере, Красноярское УФАС России при назначении наказания за нарушения Федерального закона о рекламе не ограничивается привлечением к административной ответственности виновных должностных лиц и применяет штрафные санкции так же в отношении юридических лиц. По мнению Харченко Олега Петровича, назначение наказаний ввиде незначительных сумм штрафов, предусмотренных законодательством в отношении должностных лиц, не приводит к сокращению числа нарушений, а напротив свидетельствует о халатном отношении субъектов, действующих в сфере рекламы, к положениям законодательства о рекламе.