<…>
ОАО «МРСК Сибири»
660021, г. Красноярск,
ул. Бограда, 144 «а»
РЕШЕНИЕ
№ 055-10-10 от 06 апреля 2010 года г. Красноярск
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 23 марта 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 06 апреля 2010 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Мироненко Т.Г. – главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрела дело № 055-10-10, возбужденное в отношении ОАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»
при участии в заседании Комиссии:
от ОАО «МРСК Сибири»:
<…>
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска для рассмотрения по подведомственности направлено заявление <…> (далее – заявитель) о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ОАО «МРСК Сибири», выразившихся в отказе в технологическом присоединении жилого дома, расположенного по адресу <…>, принадлежащего заявителю на праве собственности.
По результатам рассмотрения заявления гражданки <…> приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №36 от 26.01.2010 года в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело №055-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 26.01.2010 года рассмотрение дела назначено на 17.02.2010 года в 12:00.
Определением от 17.12.2010 года рассмотрение дела отложено на 16.03.2010 года в 12:00.
16 марта 2010 года в заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 объявлен перерыв до 23.03.2010 года 12:00.
В заседание Комиссии надлежащим образом уведомленная гражданка <…> не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представила.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права <…>, заявителю на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <…>.
07 октября 2008 года заявитель обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения вышеуказанного жилого дома к электрическим сетям сетевой организации.
Письмом ОАО «МРСК Сибири» исх. №ЦРЭС-7д3076 от 10.02.2009 года <…> отказано в выдаче технических условий на электроснабжение и заключение договора на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» жилого дома, расположенного по адресу <…> «в связи с отсутствием резерва трансформаторной мощности на питающей ПС 110/35/6кВ №42 «Березовская» и невозможностью «подключения дополнительных нагрузок».
09.04.2009 года и 14.10.2009 года заявитель обратилась в адрес сетевой организации с заявками на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу <…>. Максимальная мощность энергопринимающих устройств жилого дома согласно указанным заявкам равна 3кВт и 10кВт соответственно.
При оформлении заявок на технологическое присоединение заявителем сделана отметка о самостоятельном получении проекта договора на технологическое присоединение. Согласно письменным пояснениям представителя ОАО «МРСК Сибири» (исх. №1.3/01-1369 от 16.02.2010 года; вх. №1834 от 16.02.2010 года) гражданка <…> за получением указанного договора в сетевую организацию не обратилась, о необходимости направления его по почте или иным способом не сообщила.
Вместе с тем, ОАО «МРСК Сибири» во исполнение заявки заявителя от 09.04.2009 года подготовлен, подписан и скреплен печатью проект договора на технологическое присоединение <…>. Согласно техническим условиям, являющимися приложением к проекту договора на осуществление технологического присоединения <…>, точкой присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу <…>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» является опора 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4. Согласно письменным пояснениям представителя ОАО «МРСК «Сибири» (исх. №1.3/01-1369 от 16.02.2010 года; вх. №1834 от 16.02.2010 года) указанная точка присоединения находится на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий к проекту договора на технологическое присоединение <…> исполнитель, коим является ОАО «МРСК Сибири», осуществляет реализацию общесистемных мероприятий по присоединению электроустановки гражданки <…> к электрическим сетям ОАО «МРСК «Сибири», осуществляет присоединение объекта после выдачи органом Ростехнадзора акта допуска, заключения со сбытовой компанией договора электроснабжения (договора купли-продажи), готовности объекта к включению и по разрешению ОАО «МРСК «Сибири».
Согласно пунктам 12.1, 12.4, 12.6 заявитель в целях исполнения договора на технологическое присоединение <…> осуществляет монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения, получает разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в ЕМТУ Ростехнадзора, заключает договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).
10 марта 2010 года гражданка <…> обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявлением об аннулировании оферты и отзыве договора на осуществление технологического присоединения <…>; заявителем оформлена заявка на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу <…>, с указанием максимальной мощности энергопринимающих устройств равной 10 кВт.
10 марта 2010 года между ОАО «МРСК Сибири» и гражданкой <…> подписан договор на осуществление технологического присоединения <…>. Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью указанного договора, точкой присоединения к сети ответчика энергопринимающих устройств заявителя является ближайшая опора новой ВЛ 0,4 кВ от ТП 37-13-11; ОАО «МРСК Сибири» осуществляет подготовку и выдачу технических условий, проверку выполнения технических условий заявителем, установку опоры ВЛ 0,4 кВ у границы земельного участка заявителя, выполнение совместной подвески провода ВЛ 0,4 кВ по существующим опорам уличного освещения от РУ 0,4 кВ ТП 37-13-11 до границы участка заявителя, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя. Заявитель во исполнения договора на технологическое присоединение <…> выполняет ввод в жилой дом ВЛ 0,4 кВ проводом расчетного сечения от точки присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири».
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №055-10-10 пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об электроэнергетике» и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технологической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – физическое лицо), принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с физическими лицами распределяются следующим образом:
- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 Правил).
В соответствии с пунктом 25.1 Правил в технических условиях для физических лиц должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности) устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанности между сторонами по исполнению технических условий:
- в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;
- до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Таким образом, в ходе анализа вышеуказанных норм законодательства, регулирующих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых физическими лицами для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 приходит к выводу о незаконном включении ОАО «МРСК Сибири» в договор <…> условий об обязанности гражданки <…> осуществить монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения опора 3 Л-2 ВЛ 0,4 ТП 10/0,4 кВ №37-13-4, расположенной на расстоянии 300 метров от границы земельного участка, принадлежащего заявителю.
Комиссия отмечает, что включение ОАО «МРСК Сибири» в договор <…> условий об обязанности заявителя получить разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в Енисейском межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора противоречит подпункту «е» пункта 18 Правил, в соответствии с которым для заявителей – физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя.
Кроме того, противоречит нормам действующего законодательства включение ОАО «МРСК Сибири» в технические условия к договору на технологическое присоединение обязанности заявителя заключить договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).
Согласно пункту 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением, в том числе, документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке.
При этом из буквального содержания пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861, процедура технологического присоединения завершается составлением акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Вместе с тем, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором, согласно пункту 7 Правил является промежуточным этапом в технологическом присоединении энергопринимающих устройств, что дает основание Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 считать незаконным включение ОАО «МРСК Сибири» в технологические условия обязанности заявителя заключить договор на электроснабжение при отсутствии завершенного технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба (наряду с Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав имеющиеся в деле документальные доказательства, устные и письменные пояснения заявителя и ответчика, приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Сибири» нарушений части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в совершении следующих действий, повлекших ущемление законных интересов гражданки Захаровой М.В.:
- в указании в технических условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> точки присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу <…>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» (опоры 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4), расположенной на расстоянии более 25 метров от границ земельного участка заявителя;
- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> осуществить монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения (опоры 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4), расположенной на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя;
- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> (обратившейся за технологическим присоединением энергопринимающего устройства, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, используемого для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) получить разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в Енисейском межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора;
- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> заключить договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией) до завершения технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к сетям ОАО «МРСК Сибири»
Вместе с тем, Комиссия по рассмотрению дела №055-10-10 отмечает, что 10.03.2010 года между ОАО «МРСК Сибири» и гражданкой <…>. заключен договор на осуществление технологического присоединения <…>. Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью указанного договора, положения, включение которых рассматривалось антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела №055-10-10 как нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
РЕШИЛА:
Производство по делу №055-10-10 в отношении ОАО «МРСК Сибири» прекратить в связи с добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии | В.М. Захаров |
Члены Комиссии | А.В. Баранова Т.Г. Мироненко |
stdClass Object
(
[vid] => 7112
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 055-10-10, возбужденному в отношении ОАО "МРСК Сибири"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7112
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1323938959
[changed] => 1368777041
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368777041
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
<…>
ОАО «МРСК Сибири»
660021, г. Красноярск,
ул. Бограда, 144 «а»
РЕШЕНИЕ
№ 055-10-10 от 06 апреля 2010 года г. Красноярск
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 23 марта 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 06 апреля 2010 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Мироненко Т.Г. – главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрела дело № 055-10-10, возбужденное в отношении ОАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»
при участии в заседании Комиссии:
от ОАО «МРСК Сибири»:
<…>
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска для рассмотрения по подведомственности направлено заявление <…> (далее – заявитель) о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ОАО «МРСК Сибири», выразившихся в отказе в технологическом присоединении жилого дома, расположенного по адресу <…>, принадлежащего заявителю на праве собственности.
По результатам рассмотрения заявления гражданки <…> приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №36 от 26.01.2010 года в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело №055-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 26.01.2010 года рассмотрение дела назначено на 17.02.2010 года в 12:00.
Определением от 17.12.2010 года рассмотрение дела отложено на 16.03.2010 года в 12:00.
16 марта 2010 года в заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 объявлен перерыв до 23.03.2010 года 12:00.
В заседание Комиссии надлежащим образом уведомленная гражданка <…> не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представила.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права <…>, заявителю на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <…>.
07 октября 2008 года заявитель обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения вышеуказанного жилого дома к электрическим сетям сетевой организации.
Письмом ОАО «МРСК Сибири» исх. №ЦРЭС-7д3076 от 10.02.2009 года <…> отказано в выдаче технических условий на электроснабжение и заключение договора на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» жилого дома, расположенного по адресу <…> «в связи с отсутствием резерва трансформаторной мощности на питающей ПС 110/35/6кВ №42 «Березовская» и невозможностью «подключения дополнительных нагрузок».
09.04.2009 года и 14.10.2009 года заявитель обратилась в адрес сетевой организации с заявками на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу <…>. Максимальная мощность энергопринимающих устройств жилого дома согласно указанным заявкам равна 3кВт и 10кВт соответственно.
При оформлении заявок на технологическое присоединение заявителем сделана отметка о самостоятельном получении проекта договора на технологическое присоединение. Согласно письменным пояснениям представителя ОАО «МРСК Сибири» (исх. №1.3/01-1369 от 16.02.2010 года; вх. №1834 от 16.02.2010 года) гражданка <…> за получением указанного договора в сетевую организацию не обратилась, о необходимости направления его по почте или иным способом не сообщила.
Вместе с тем, ОАО «МРСК Сибири» во исполнение заявки заявителя от 09.04.2009 года подготовлен, подписан и скреплен печатью проект договора на технологическое присоединение <…>. Согласно техническим условиям, являющимися приложением к проекту договора на осуществление технологического присоединения <…>, точкой присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу <…>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» является опора 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4. Согласно письменным пояснениям представителя ОАО «МРСК «Сибири» (исх. №1.3/01-1369 от 16.02.2010 года; вх. №1834 от 16.02.2010 года) указанная точка присоединения находится на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий к проекту договора на технологическое присоединение <…> исполнитель, коим является ОАО «МРСК Сибири», осуществляет реализацию общесистемных мероприятий по присоединению электроустановки гражданки <…> к электрическим сетям ОАО «МРСК «Сибири», осуществляет присоединение объекта после выдачи органом Ростехнадзора акта допуска, заключения со сбытовой компанией договора электроснабжения (договора купли-продажи), готовности объекта к включению и по разрешению ОАО «МРСК «Сибири».
Согласно пунктам 12.1, 12.4, 12.6 заявитель в целях исполнения договора на технологическое присоединение <…> осуществляет монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения, получает разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в ЕМТУ Ростехнадзора, заключает договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).
10 марта 2010 года гражданка <…> обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявлением об аннулировании оферты и отзыве договора на осуществление технологического присоединения <…>; заявителем оформлена заявка на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу <…>, с указанием максимальной мощности энергопринимающих устройств равной 10 кВт.
10 марта 2010 года между ОАО «МРСК Сибири» и гражданкой <…> подписан договор на осуществление технологического присоединения <…>. Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью указанного договора, точкой присоединения к сети ответчика энергопринимающих устройств заявителя является ближайшая опора новой ВЛ 0,4 кВ от ТП 37-13-11; ОАО «МРСК Сибири» осуществляет подготовку и выдачу технических условий, проверку выполнения технических условий заявителем, установку опоры ВЛ 0,4 кВ у границы земельного участка заявителя, выполнение совместной подвески провода ВЛ 0,4 кВ по существующим опорам уличного освещения от РУ 0,4 кВ ТП 37-13-11 до границы участка заявителя, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя. Заявитель во исполнения договора на технологическое присоединение <…> выполняет ввод в жилой дом ВЛ 0,4 кВ проводом расчетного сечения от точки присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири».
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №055-10-10 пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об электроэнергетике» и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технологической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – физическое лицо), принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с физическими лицами распределяются следующим образом:
- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 Правил).
В соответствии с пунктом 25.1 Правил в технических условиях для физических лиц должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности) устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанности между сторонами по исполнению технических условий:
- в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;
- до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Таким образом, в ходе анализа вышеуказанных норм законодательства, регулирующих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых физическими лицами для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 приходит к выводу о незаконном включении ОАО «МРСК Сибири» в договор <…> условий об обязанности гражданки <…> осуществить монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения опора 3 Л-2 ВЛ 0,4 ТП 10/0,4 кВ №37-13-4, расположенной на расстоянии 300 метров от границы земельного участка, принадлежащего заявителю.
Комиссия отмечает, что включение ОАО «МРСК Сибири» в договор <…> условий об обязанности заявителя получить разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в Енисейском межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора противоречит подпункту «е» пункта 18 Правил, в соответствии с которым для заявителей – физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя.
Кроме того, противоречит нормам действующего законодательства включение ОАО «МРСК Сибири» в технические условия к договору на технологическое присоединение обязанности заявителя заключить договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).
Согласно пункту 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением, в том числе, документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке.
При этом из буквального содержания пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861, процедура технологического присоединения завершается составлением акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Вместе с тем, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором, согласно пункту 7 Правил является промежуточным этапом в технологическом присоединении энергопринимающих устройств, что дает основание Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 считать незаконным включение ОАО «МРСК Сибири» в технологические условия обязанности заявителя заключить договор на электроснабжение при отсутствии завершенного технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба (наряду с Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав имеющиеся в деле документальные доказательства, устные и письменные пояснения заявителя и ответчика, приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Сибири» нарушений части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в совершении следующих действий, повлекших ущемление законных интересов гражданки Захаровой М.В.:
- в указании в технических условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> точки присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу <…>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» (опоры 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4), расположенной на расстоянии более 25 метров от границ земельного участка заявителя;
- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> осуществить монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения (опоры 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4), расположенной на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя;
- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> (обратившейся за технологическим присоединением энергопринимающего устройства, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, используемого для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) получить разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в Енисейском межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора;
- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> заключить договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией) до завершения технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к сетям ОАО «МРСК Сибири»
Вместе с тем, Комиссия по рассмотрению дела №055-10-10 отмечает, что 10.03.2010 года между ОАО «МРСК Сибири» и гражданкой <…>. заключен договор на осуществление технологического присоединения <…>. Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью указанного договора, положения, включение которых рассматривалось антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела №055-10-10 как нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
РЕШИЛА:
Производство по делу №055-10-10 в отношении ОАО «МРСК Сибири» прекратить в связи с добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии | В.М. Захаров |
Члены Комиссии | А.В. Баранова Т.Г. Мироненко |
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
<…>
ОАО «МРСК Сибири»
660021, г. Красноярск,
ул. Бограда, 144 «а»
РЕШЕНИЕ
№ 055-10-10 от 06 апреля 2010 года г. Красноярск
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 23 марта 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 06 апреля 2010 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Мироненко Т.Г. – главный государственный инспектор правового отдела, рассмотрела дело № 055-10-10, возбужденное в отношении ОАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»
при участии в заседании Комиссии:
от ОАО «МРСК Сибири»:
<…>
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска для рассмотрения по подведомственности направлено заявление <…> (далее – заявитель) о признании нарушающими антимонопольное законодательство действий ОАО «МРСК Сибири», выразившихся в отказе в технологическом присоединении жилого дома, расположенного по адресу <…>, принадлежащего заявителю на праве собственности.
По результатам рассмотрения заявления гражданки <…> приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю №36 от 26.01.2010 года в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело №055-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 26.01.2010 года рассмотрение дела назначено на 17.02.2010 года в 12:00.
Определением от 17.12.2010 года рассмотрение дела отложено на 16.03.2010 года в 12:00.
16 марта 2010 года в заседании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 объявлен перерыв до 23.03.2010 года 12:00.
В заседание Комиссии надлежащим образом уведомленная гражданка <…> не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представила.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права <…>, заявителю на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <…>.
07 октября 2008 года заявитель обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического присоединения вышеуказанного жилого дома к электрическим сетям сетевой организации.
Письмом ОАО «МРСК Сибири» исх. №ЦРЭС-7д3076 от 10.02.2009 года <…> отказано в выдаче технических условий на электроснабжение и заключение договора на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» жилого дома, расположенного по адресу <…> «в связи с отсутствием резерва трансформаторной мощности на питающей ПС 110/35/6кВ №42 «Березовская» и невозможностью «подключения дополнительных нагрузок».
09.04.2009 года и 14.10.2009 года заявитель обратилась в адрес сетевой организации с заявками на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу <…>. Максимальная мощность энергопринимающих устройств жилого дома согласно указанным заявкам равна 3кВт и 10кВт соответственно.
При оформлении заявок на технологическое присоединение заявителем сделана отметка о самостоятельном получении проекта договора на технологическое присоединение. Согласно письменным пояснениям представителя ОАО «МРСК Сибири» (исх. №1.3/01-1369 от 16.02.2010 года; вх. №1834 от 16.02.2010 года) гражданка <…> за получением указанного договора в сетевую организацию не обратилась, о необходимости направления его по почте или иным способом не сообщила.
Вместе с тем, ОАО «МРСК Сибири» во исполнение заявки заявителя от 09.04.2009 года подготовлен, подписан и скреплен печатью проект договора на технологическое присоединение <…>. Согласно техническим условиям, являющимися приложением к проекту договора на осуществление технологического присоединения <…>, точкой присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу <…>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» является опора 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4. Согласно письменным пояснениям представителя ОАО «МРСК «Сибири» (исх. №1.3/01-1369 от 16.02.2010 года; вх. №1834 от 16.02.2010 года) указанная точка присоединения находится на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий к проекту договора на технологическое присоединение <…> исполнитель, коим является ОАО «МРСК Сибири», осуществляет реализацию общесистемных мероприятий по присоединению электроустановки гражданки <…> к электрическим сетям ОАО «МРСК «Сибири», осуществляет присоединение объекта после выдачи органом Ростехнадзора акта допуска, заключения со сбытовой компанией договора электроснабжения (договора купли-продажи), готовности объекта к включению и по разрешению ОАО «МРСК «Сибири».
Согласно пунктам 12.1, 12.4, 12.6 заявитель в целях исполнения договора на технологическое присоединение <…> осуществляет монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения, получает разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в ЕМТУ Ростехнадзора, заключает договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).
10 марта 2010 года гражданка <…> обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с заявлением об аннулировании оферты и отзыве договора на осуществление технологического присоединения <…>; заявителем оформлена заявка на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу <…>, с указанием максимальной мощности энергопринимающих устройств равной 10 кВт.
10 марта 2010 года между ОАО «МРСК Сибири» и гражданкой <…> подписан договор на осуществление технологического присоединения <…>. Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью указанного договора, точкой присоединения к сети ответчика энергопринимающих устройств заявителя является ближайшая опора новой ВЛ 0,4 кВ от ТП 37-13-11; ОАО «МРСК Сибири» осуществляет подготовку и выдачу технических условий, проверку выполнения технических условий заявителем, установку опоры ВЛ 0,4 кВ у границы земельного участка заявителя, выполнение совместной подвески провода ВЛ 0,4 кВ по существующим опорам уличного освещения от РУ 0,4 кВ ТП 37-13-11 до границы участка заявителя, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя. Заявитель во исполнения договора на технологическое присоединение <…> выполняет ввод в жилой дом ВЛ 0,4 кВ проводом расчетного сечения от точки присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири».
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №055-10-10 пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об электроэнергетике» и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технологической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – физическое лицо), принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с физическими лицами распределяются следующим образом:
- заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
- сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя (пункт 16.3 Правил).
В соответствии с пунктом 25.1 Правил в технических условиях для физических лиц должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности) устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанности между сторонами по исполнению технических условий:
- в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;
- до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Таким образом, в ходе анализа вышеуказанных норм законодательства, регулирующих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых физическими лицами для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 приходит к выводу о незаконном включении ОАО «МРСК Сибири» в договор <…> условий об обязанности гражданки <…> осуществить монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения опора 3 Л-2 ВЛ 0,4 ТП 10/0,4 кВ №37-13-4, расположенной на расстоянии 300 метров от границы земельного участка, принадлежащего заявителю.
Комиссия отмечает, что включение ОАО «МРСК Сибири» в договор <…> условий об обязанности заявителя получить разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в Енисейском межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора противоречит подпункту «е» пункта 18 Правил, в соответствии с которым для заявителей – физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя.
Кроме того, противоречит нормам действующего законодательства включение ОАО «МРСК Сибири» в технические условия к договору на технологическое присоединение обязанности заявителя заключить договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией).
Согласно пункту 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением, в том числе, документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке.
При этом из буквального содержания пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861, процедура технологического присоединения завершается составлением акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Вместе с тем, выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором, согласно пункту 7 Правил является промежуточным этапом в технологическом присоединении энергопринимающих устройств, что дает основание Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №055-10-10 считать незаконным включение ОАО «МРСК Сибири» в технологические условия обязанности заявителя заключить договор на электроснабжение при отсутствии завершенного технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба (наряду с Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав имеющиеся в деле документальные доказательства, устные и письменные пояснения заявителя и ответчика, приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Сибири» нарушений части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в совершении следующих действий, повлекших ущемление законных интересов гражданки Захаровой М.В.:
- в указании в технических условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> точки присоединения энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного по адресу <…>, к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» (опоры 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4), расположенной на расстоянии более 25 метров от границ земельного участка заявителя;
- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> осуществить монтаж ВЛ 0,4 кВ проводом СИП до объекта от точки присоединения (опоры 3 Л-21 ВЛ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ №37-13-4), расположенной на расстоянии 300 метров от границ земельного участка заявителя;
- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> (обратившейся за технологическим присоединением энергопринимающего устройства, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, используемого для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) получить разрешение на допуск электроустановки в эксплуатацию в Енисейском межрегиональном территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора;
- во включении в технические условия к проекту договора на технологическое присоединение <…> обязанности гражданки <…> заключить договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком электроэнергии (энергосбытовой организацией, энергоснабжающей организацией) до завершения технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к сетям ОАО «МРСК Сибири»
Вместе с тем, Комиссия по рассмотрению дела №055-10-10 отмечает, что 10.03.2010 года между ОАО «МРСК Сибири» и гражданкой <…>. заключен договор на осуществление технологического присоединения <…>. Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью указанного договора, положения, включение которых рассматривалось антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела №055-10-10 как нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
РЕШИЛА:
Производство по делу №055-10-10 в отношении ОАО «МРСК Сибири» прекратить в связи с добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии
|
В.М. Захаров
|
Члены Комиссии
|
А.В. Баранова
Т.Г. Мироненко
|
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 055-10-10
[format] =>
[safe_value] => 055-10-10
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[fid] => 869
[uid] => 5
[filename] => 288.doc
[uri] => public://288.doc
[filemime] => application/msword
[filesize] => 88578
[status] => 1
[timestamp] => 1323938959
[origname] => 288.doc
[rdf_mapping] => Array
(
)
[display] => 1
[description] => Решение по делу № 055-10-10
)
)
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.
Контроль органов власти
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
- выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
- осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.
Контроль товарных рынков и экономической концентрации
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
- осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
- проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
- определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
- осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Контроль локальных и естественных монополий
- предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
- осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html
[weight] => 9
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-12-14 17:00:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-04-05 17:00:00
[timezone] => Asia/Krasnoyarsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1323938959
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Красноярское УФАС России
)