Решение и предписание по жалобе № 328

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 328
Дата публикации: 17 мая 2013, 11:32


 

 

 

ООО «Красноярские инженерные системы»

660127, г. Красноярск,

ул. Мате Залки, 11А

 

ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю»

660041, Красноярский край, Красноярск г, Свободный, 68

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

Решение № 328

 «17» мая 2013 года                                                                                                 г. Красноярск

            Комиссия Красноярского УФ АС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председателя комиссии – О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела по контролю за размещением государственных заказов, Н.А, Мочаловой, главного специалиста отдела естественных монополий, рассмотрев жалобу ООО «Красноярские инженерные системы» на действия государственного заказчика –  ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» при проведении открытого аукциона в электронной форме «Восстановление магистрального трубопровода Ду 700 мм L 626 м» в проекте «Реконструкция Есаульской оросительной системы (1 очередь, 1 пусковой комплекс) Берёзовский район Красноярский край» (далее по тексту – Аукцион), реестровый номер торгов – 0319100023013000002, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «Красноярские инженерные системы» на действия государственного заказчика –  ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» при проведении открытого аукциона в электронной форме (далее – жалоба).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.

Красноярским УФАС России в адрес заказчика, оператора электронной площадки и подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Государственному заказчику, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.

Существо жалобы: составление аукционной документации с нарушением требований статьи 41.6 Закон о размещении заказов; нарушение заказчиком статьи 41.7 Закона о размещении заказов.

            Из содержания жалобы ООО «Красноярские инженерные системы»  следует, что «заказчиком неправомерно установлены требования к участником размещения заказа. Заказчиком в нарушение установленных требований не даны разъяснения положений аукционной документации».

            Представитель государственного заказчика пояснил следующее. «В части нарушения заказчиком статьи 41.6 Закона о размещении заказов жалоба является необоснованной.  Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1048, 04.05.2013, 05.05.2013 являлись выходными днями. Все сотрудники учреждения не находились на рабочем месте. В связи с чем, не было произведено своевременное размещение разъяснение положений аукционной документации».

            Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

1. В связи с возникшей потребностью в работах по «Восстановлению магистрального трубопровода Ду 700 мм L 626 м» в проекте «Реконструкция Есаульской оросительной системы (1 очередь, 1 пусковой комплекс) Берёзовский район Красноярский край» государственным заказчиком совершены действия по размещению государственного заказа в форме открытого аукциона в электронной форме.

В силу части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов указанный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Закона  размещении заказов).

Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено следующее. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Подпункт в) пункта 2.1 раздела «Требования к участникам размещения заказа инструкции документации об аукционе» предусматривает, наличие у участника размещения заказа внутренней системы контроля качества выполняемых работ и строительной продукции в соответствии с требованиями статьи 53 Градостроительного кодекса РФ.

Указанный допуск предоставляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право осуществлять на основании договора строительный контроль от своего имени.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с "Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства") строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Из положений изложенных норм следует, что при исполнении работ согласно предмету контракта подрядным способом законодательством предусмотрено осуществление строительного контроля как подрядчиком (внутренняя система контроля), так и заказчиком (внешний строительный контроль).

Выполнение подрядчиком функции внутреннего строительного контроля за выполненными им работами предусмотрено в силу закона, поэтому наличие отдельного разрешения для осуществления этой обязанности действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, установление заказчиком в аукционной документации условия о наличии у участника размещения заказа внутренней системы контроля качества выполняемых работ и строительной продукции в соответствии с требованиями статьи 53 Градостроительного кодекса РФ не противоречит требованиям законодательства о размещении заказов.

2. В требованиях к качеству работ и материалов (раздел 2 аукционной документации) предусмотрено следующее.

- материалы, и комплектующие изделия, применяемые при выполнении работ, должны соответствовать ГОСТам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты и паспорта. Срок действия указанных сертификатов и паспортов должен соответствовать срокам окончания работ по контракту. Сертификаты соответствия и паспорта качества на материалы представляются Заказчику в составе заявки на открытый аукцион в электронной форме.

Вместе с тем, согласно частям 4, 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны содержаться в заявке на участие в торгах. Частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 указанной статьи документов и сведений, не допускается.

Указанные нормы закона не позволяют заказчику устанавливать в требованиях к формированию заявки дополнительное предоставление сертификатов соответствия и паспортов качества на материалы в ее (заявки) составе.

  Таким образом, требование, сформулированное в аукционной документации о том, что  сертификаты соответствия и паспорта качества на материалы представляются Заказчику в составе заявки, является неправомерным.

  Кроме того, заказчиком неправомерно установлено требованием о том, что выполняемые работы должны удовлетворять ГОСТ ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества» ввиду следующего. Согласно документу "Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО 9001-2001" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15.08.2001 № 333-ст) (ред. от 07.07.2003) настоящий стандарт мог использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования. Таким образом, указанная система - является системой добровольной сертификации. Более того, указанный документ утратил силу с 13.11.2009 в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 471-ст.

  Оценив предъявленное требование, комиссия УФАС пришла к выводу о том, что данное требование не основано на законе и является ограничением количества потенциальных участников аукциона без объективной в том необходимости.

Таким образом, заказчиком нарушения требования статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

3. В силу части 5 статьи  41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов предусмотрено обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

К документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе (часть 5 статьи 34 Закона о размещении заказов).

Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.

Таким образом, исходя из анализа требований законодательства о размещении заказов положения аукционной документации должны быть установлены в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, не должны противоречить между собой, а также исключать двусмысленное толкование участниками размещения заказов таких положений. Требования не должны вводить участников размещения заказов в заблуждение, а четко и однозначно излагать необходимые критерии допуска к участию в торгах (установление критериев, условий допуска).

Согласно требованиям аукционной документации указано следующее:

 Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения и документы, в том числе: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме (копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к выполнению работ, указанных в техническом задании и влияющих на безопасность объекта). (Пункт 2.3 раздела Б. Требования к заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме). В техническом задании аукционной документации указано следующее. На работы, оказывающие влияние на безопасность объекта согласно Перечню, утвержденному Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 г. № 624, которые будут выполняться собственными силами Подрядчика, требуются свидетельства на допуск к этим работам, выданные саморегулируемой организацией.

- Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)

Устройство оклеечной изоляции

Гидроизоляция строительных конструкций

- Устройство наружных сетей водопровода

Укладка трубопроводов водопроводных

Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.

В проекте государственного контракта установлено, что Подрядчик обязуется в соответствии с Техническим заданием Заказчика и условиями Контракта выполнить своими силами и материально-техническими средствами все работы с возможным привлечением субподрядных организаций. Подрядчик обязуется согласовывать с Заказчиком привлечение субподрядной организации для производства работ по Контракту (пункты 2.3, 2.4 проекта Контракта). То есть, из документации следует, что участник размещения заказа может выполнять работы самостоятельно (лично), являющиеся предметом государственного заказа (иметь допуски СРО на все виды работ, являющиеся предметом контракта), или с привлечением субподрядных организаций, имея соответствующий допуск СРО.

В нарушение названных норм заказчиком в документации об аукционе установлены противоречивые требования к условиям исполнения контракта – участникам размещения заказа (исходя из проекта контракта следует, что у участника размещения заказа имеется возможность привлекать субподрядные организации для исполнения работ, тогда как в самой аукционной документации эта возможность у участников размещения заказа отсутствует). Установление в документации об аукционе противоречащих друг другу требований не позволяет участникам размещения заказа осуществить подготовку заявки на участие в аукционе, соответствующую требованиям документации и, следовательно, является условием для необоснованного ограничения количества участников размещения заказа или участников аукциона, что противоречит публичным интересам, препятствует достижению целей эффективного использования средств бюджетов, расширению возможностей участия юридических лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.

Таким образом, государственным заказчиком были допущены нарушения вышеприведенных положений Закона о размещении заказов в части неустановления в документации об аукционе допуска СРО № 33.

4. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.

В документации об аукционе указано следующее. Любой участник размещения заказа независимо от наличия у него аккредитации на электронной торговой площадке вправе направить на адрес электронной торговой площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной торговой площадки направляет запрос заказчику.

 В течение 2-х дней со дня поступления от оператора электронной торговой площадки запроса на разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме заказчик размещает на официальном сайте разъяснение положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

В течение одного часа с момента размещения на официальном сайте разъяснений положений документации об открытом аукционе оператор электронной торговой площадки направляет уведомление о таких разъяснениях всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе лицу, направившему запрос о разъяснениях положений документации об открытом аукционе (раздел 1.8. «Разъяснения положений документации об аукционе» аукционной документации).

Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее. В адрес государственного заказчика 03.05.2013 поступил запрос от ООО «Красноярские инженерные системы» с просьбой дать разъяснения по положениям аукционной документации. На момент подачи жалобы 13.05.2013, а также на момент рассмотрения жалобы такие разъяснения заказчиком не представлены.

Законодательством о размещении заказов не предусмотрено исчисление сроков по даче разъяснений положений аукционной документации в рабочих днях. Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа, исследуя вопрос о фактической возможности размещения на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации, установила, что 06.05.2013, 07.05.2013, 08.05.2013 являлись рабочими днями, и заказчик имел возможность соблюсти требования, установленные статьей 41.7 Закона о размещении заказов, однако, эту обязанность заказчик не исполнил, чем нарушил статью 41.7 Закона о размещении заказов.

На основании изложенного и, руководствуясь частью 6 статьи 60, частями 4, 5, 9 статьи 17 Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Комиссия Красноярского УФАС России решила:

1. Признать жалобу  ООО «Красноярские инженерные системы» обоснованной.

2. Признать действия государственного заказчика нарушившим требования статей 11,  41.6, 41.7 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и права и законные интересы участников размещения заказа.

3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.           

          4. Передать материалы жалобы  должностному лицу Управления для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика. 

Председатель Комиссии                                                                                       О.П. Харченко

 

Члены Комиссии                                                                                                   Я.Ю. Бычкова

 

                                                                                                                                           Н.А. Мочалова

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

-

ООО «Красноярские инженерные системы»

660127, г. Красноярск,

ул. Мате Залки, 11А

 

ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю»

660041, Красноярский край, Красноярск г, Свободный, 68

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

Предписание № 328

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
в сфере размещения заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа

17 мая 2013 года                                                                                                                   г. Красноярск

         Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председатель комиссии – заместитель руководителя управления О.П. Харченко, заместитель руководителя управления, члены Комиссии – начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт Н.А. Мочалова, на основании решения Комиссия № 328 от 17.05.2013, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Красноярские инженерные системы» на действия государственного заказчика –  ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» при проведении открытого аукциона в электронной форме «Восстановление магистрального трубопровода Ду 700 мм L 626 м» в проекте «Реконструкция Есаульской оросительной системы (1 очередь, 1 пусковой комплекс) Берёзовский район Красноярский край» (далее по тексту – Аукцион), предписывает заказчику совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, с этой целью:

1. Внести в порядке статьи 41.7 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) изменения в аукционную документацию в электронной форме путем приведения ее в соответствие с требованиями статьи 41.6 указанного закона, с учетом замечаний и выводов, указанных в Решении № 328.

2. Продлить срок подачи заявок не менее чем на 15 дней с момента опубликования данных изменений на официальном сайте.

3. Уведомить участников размещения заказа о внесенных изменениях в документацию и о возможности отозвать ранее поданные заявки с целью приведения их (заявок) в соответствии с внесенными изменениями в документацию об аукционе в электронной форме.

Об исполнении предписания сообщить в адрес управления в 20-дневный срок с представлением документальных доказательств.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии                                                                                   О.П. Харченко

 

Члены Комиссии                                                                                                Я.Ю. Бычкова                                                                                                          

                                                                                                     

                                                                                                                            Н.А. Мочалова

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 10797 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по жалобе № 328 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10797 [type] => solution [language] => ru [created] => 1380252839 [changed] => 1380252839 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1380252839 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


 

 

 

ООО «Красноярские инженерные системы»

660127, г. Красноярск,

ул. Мате Залки, 11А

 

ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю»

660041, Красноярский край, Красноярск г, Свободный, 68

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

Решение № 328

 «17» мая 2013 года                                                                                                 г. Красноярск

            Комиссия Красноярского УФ АС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председателя комиссии – О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела по контролю за размещением государственных заказов, Н.А, Мочаловой, главного специалиста отдела естественных монополий, рассмотрев жалобу ООО «Красноярские инженерные системы» на действия государственного заказчика –  ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» при проведении открытого аукциона в электронной форме «Восстановление магистрального трубопровода Ду 700 мм L 626 м» в проекте «Реконструкция Есаульской оросительной системы (1 очередь, 1 пусковой комплекс) Берёзовский район Красноярский край» (далее по тексту – Аукцион), реестровый номер торгов – 0319100023013000002, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «Красноярские инженерные системы» на действия государственного заказчика –  ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» при проведении открытого аукциона в электронной форме (далее – жалоба).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.

Красноярским УФАС России в адрес заказчика, оператора электронной площадки и подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Государственному заказчику, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.

Существо жалобы: составление аукционной документации с нарушением требований статьи 41.6 Закон о размещении заказов; нарушение заказчиком статьи 41.7 Закона о размещении заказов.

            Из содержания жалобы ООО «Красноярские инженерные системы»  следует, что «заказчиком неправомерно установлены требования к участником размещения заказа. Заказчиком в нарушение установленных требований не даны разъяснения положений аукционной документации».

            Представитель государственного заказчика пояснил следующее. «В части нарушения заказчиком статьи 41.6 Закона о размещении заказов жалоба является необоснованной.  Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1048, 04.05.2013, 05.05.2013 являлись выходными днями. Все сотрудники учреждения не находились на рабочем месте. В связи с чем, не было произведено своевременное размещение разъяснение положений аукционной документации».

            Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

1. В связи с возникшей потребностью в работах по «Восстановлению магистрального трубопровода Ду 700 мм L 626 м» в проекте «Реконструкция Есаульской оросительной системы (1 очередь, 1 пусковой комплекс) Берёзовский район Красноярский край» государственным заказчиком совершены действия по размещению государственного заказа в форме открытого аукциона в электронной форме.

В силу части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов указанный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Закона  размещении заказов).

Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено следующее. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Подпункт в) пункта 2.1 раздела «Требования к участникам размещения заказа инструкции документации об аукционе» предусматривает, наличие у участника размещения заказа внутренней системы контроля качества выполняемых работ и строительной продукции в соответствии с требованиями статьи 53 Градостроительного кодекса РФ.

Указанный допуск предоставляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право осуществлять на основании договора строительный контроль от своего имени.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с "Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства") строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Из положений изложенных норм следует, что при исполнении работ согласно предмету контракта подрядным способом законодательством предусмотрено осуществление строительного контроля как подрядчиком (внутренняя система контроля), так и заказчиком (внешний строительный контроль).

Выполнение подрядчиком функции внутреннего строительного контроля за выполненными им работами предусмотрено в силу закона, поэтому наличие отдельного разрешения для осуществления этой обязанности действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, установление заказчиком в аукционной документации условия о наличии у участника размещения заказа внутренней системы контроля качества выполняемых работ и строительной продукции в соответствии с требованиями статьи 53 Градостроительного кодекса РФ не противоречит требованиям законодательства о размещении заказов.

2. В требованиях к качеству работ и материалов (раздел 2 аукционной документации) предусмотрено следующее.

- материалы, и комплектующие изделия, применяемые при выполнении работ, должны соответствовать ГОСТам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты и паспорта. Срок действия указанных сертификатов и паспортов должен соответствовать срокам окончания работ по контракту. Сертификаты соответствия и паспорта качества на материалы представляются Заказчику в составе заявки на открытый аукцион в электронной форме.

Вместе с тем, согласно частям 4, 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны содержаться в заявке на участие в торгах. Частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 указанной статьи документов и сведений, не допускается.

Указанные нормы закона не позволяют заказчику устанавливать в требованиях к формированию заявки дополнительное предоставление сертификатов соответствия и паспортов качества на материалы в ее (заявки) составе.

  Таким образом, требование, сформулированное в аукционной документации о том, что  сертификаты соответствия и паспорта качества на материалы представляются Заказчику в составе заявки, является неправомерным.

  Кроме того, заказчиком неправомерно установлено требованием о том, что выполняемые работы должны удовлетворять ГОСТ ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества» ввиду следующего. Согласно документу "Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО 9001-2001" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15.08.2001 № 333-ст) (ред. от 07.07.2003) настоящий стандарт мог использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования. Таким образом, указанная система - является системой добровольной сертификации. Более того, указанный документ утратил силу с 13.11.2009 в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 471-ст.

  Оценив предъявленное требование, комиссия УФАС пришла к выводу о том, что данное требование не основано на законе и является ограничением количества потенциальных участников аукциона без объективной в том необходимости.

Таким образом, заказчиком нарушения требования статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

3. В силу части 5 статьи  41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов предусмотрено обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

К документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе (часть 5 статьи 34 Закона о размещении заказов).

Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.

Таким образом, исходя из анализа требований законодательства о размещении заказов положения аукционной документации должны быть установлены в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, не должны противоречить между собой, а также исключать двусмысленное толкование участниками размещения заказов таких положений. Требования не должны вводить участников размещения заказов в заблуждение, а четко и однозначно излагать необходимые критерии допуска к участию в торгах (установление критериев, условий допуска).

Согласно требованиям аукционной документации указано следующее:

 Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения и документы, в том числе: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме (копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к выполнению работ, указанных в техническом задании и влияющих на безопасность объекта). (Пункт 2.3 раздела Б. Требования к заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме). В техническом задании аукционной документации указано следующее. На работы, оказывающие влияние на безопасность объекта согласно Перечню, утвержденному Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 г. № 624, которые будут выполняться собственными силами Подрядчика, требуются свидетельства на допуск к этим работам, выданные саморегулируемой организацией.

- Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)

Устройство оклеечной изоляции

Гидроизоляция строительных конструкций

- Устройство наружных сетей водопровода

Укладка трубопроводов водопроводных

Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.

В проекте государственного контракта установлено, что Подрядчик обязуется в соответствии с Техническим заданием Заказчика и условиями Контракта выполнить своими силами и материально-техническими средствами все работы с возможным привлечением субподрядных организаций. Подрядчик обязуется согласовывать с Заказчиком привлечение субподрядной организации для производства работ по Контракту (пункты 2.3, 2.4 проекта Контракта). То есть, из документации следует, что участник размещения заказа может выполнять работы самостоятельно (лично), являющиеся предметом государственного заказа (иметь допуски СРО на все виды работ, являющиеся предметом контракта), или с привлечением субподрядных организаций, имея соответствующий допуск СРО.

В нарушение названных норм заказчиком в документации об аукционе установлены противоречивые требования к условиям исполнения контракта – участникам размещения заказа (исходя из проекта контракта следует, что у участника размещения заказа имеется возможность привлекать субподрядные организации для исполнения работ, тогда как в самой аукционной документации эта возможность у участников размещения заказа отсутствует). Установление в документации об аукционе противоречащих друг другу требований не позволяет участникам размещения заказа осуществить подготовку заявки на участие в аукционе, соответствующую требованиям документации и, следовательно, является условием для необоснованного ограничения количества участников размещения заказа или участников аукциона, что противоречит публичным интересам, препятствует достижению целей эффективного использования средств бюджетов, расширению возможностей участия юридических лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.

Таким образом, государственным заказчиком были допущены нарушения вышеприведенных положений Закона о размещении заказов в части неустановления в документации об аукционе допуска СРО № 33.

4. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.

В документации об аукционе указано следующее. Любой участник размещения заказа независимо от наличия у него аккредитации на электронной торговой площадке вправе направить на адрес электронной торговой площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной торговой площадки направляет запрос заказчику.

 В течение 2-х дней со дня поступления от оператора электронной торговой площадки запроса на разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме заказчик размещает на официальном сайте разъяснение положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

В течение одного часа с момента размещения на официальном сайте разъяснений положений документации об открытом аукционе оператор электронной торговой площадки направляет уведомление о таких разъяснениях всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе лицу, направившему запрос о разъяснениях положений документации об открытом аукционе (раздел 1.8. «Разъяснения положений документации об аукционе» аукционной документации).

Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее. В адрес государственного заказчика 03.05.2013 поступил запрос от ООО «Красноярские инженерные системы» с просьбой дать разъяснения по положениям аукционной документации. На момент подачи жалобы 13.05.2013, а также на момент рассмотрения жалобы такие разъяснения заказчиком не представлены.

Законодательством о размещении заказов не предусмотрено исчисление сроков по даче разъяснений положений аукционной документации в рабочих днях. Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа, исследуя вопрос о фактической возможности размещения на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации, установила, что 06.05.2013, 07.05.2013, 08.05.2013 являлись рабочими днями, и заказчик имел возможность соблюсти требования, установленные статьей 41.7 Закона о размещении заказов, однако, эту обязанность заказчик не исполнил, чем нарушил статью 41.7 Закона о размещении заказов.

На основании изложенного и, руководствуясь частью 6 статьи 60, частями 4, 5, 9 статьи 17 Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Комиссия Красноярского УФАС России решила:

1. Признать жалобу  ООО «Красноярские инженерные системы» обоснованной.

2. Признать действия государственного заказчика нарушившим требования статей 11,  41.6, 41.7 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и права и законные интересы участников размещения заказа.

3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.           

          4. Передать материалы жалобы  должностному лицу Управления для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика. 

Председатель Комиссии                                                                                       О.П. Харченко

 

Члены Комиссии                                                                                                   Я.Ю. Бычкова

 

                                                                                                                                           Н.А. Мочалова

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

-

ООО «Красноярские инженерные системы»

660127, г. Красноярск,

ул. Мате Залки, 11А

 

ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю»

660041, Красноярский край, Красноярск г, Свободный, 68

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

Предписание № 328

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
в сфере размещения заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа

17 мая 2013 года                                                                                                                   г. Красноярск

         Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председатель комиссии – заместитель руководителя управления О.П. Харченко, заместитель руководителя управления, члены Комиссии – начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт Н.А. Мочалова, на основании решения Комиссия № 328 от 17.05.2013, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Красноярские инженерные системы» на действия государственного заказчика –  ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» при проведении открытого аукциона в электронной форме «Восстановление магистрального трубопровода Ду 700 мм L 626 м» в проекте «Реконструкция Есаульской оросительной системы (1 очередь, 1 пусковой комплекс) Берёзовский район Красноярский край» (далее по тексту – Аукцион), предписывает заказчику совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, с этой целью:

1. Внести в порядке статьи 41.7 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) изменения в аукционную документацию в электронной форме путем приведения ее в соответствие с требованиями статьи 41.6 указанного закона, с учетом замечаний и выводов, указанных в Решении № 328.

2. Продлить срок подачи заявок не менее чем на 15 дней с момента опубликования данных изменений на официальном сайте.

3. Уведомить участников размещения заказа о внесенных изменениях в документацию и о возможности отозвать ранее поданные заявки с целью приведения их (заявок) в соответствии с внесенными изменениями в документацию об аукционе в электронной форме.

Об исполнении предписания сообщить в адрес управления в 20-дневный срок с представлением документальных доказательств.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии                                                                                   О.П. Харченко

 

Члены Комиссии                                                                                                Я.Ю. Бычкова                                                                                                          

                                                                                                     

                                                                                                                            Н.А. Мочалова

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

ООО «Красноярские инженерные системы»

660127, г. Красноярск,

ул. Мате Залки, 11А

 

ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю»

660041, Красноярский край, Красноярск г, Свободный, 68

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

Решение № 328

 «17» мая 2013 года                                                                                                 г. Красноярск

            Комиссия Красноярского УФ АС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председателя комиссии – О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела по контролю за размещением государственных заказов, Н.А, Мочаловой, главного специалиста отдела естественных монополий, рассмотрев жалобу ООО «Красноярские инженерные системы» на действия государственного заказчика –  ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» при проведении открытого аукциона в электронной форме «Восстановление магистрального трубопровода Ду 700 мм L 626 м» в проекте «Реконструкция Есаульской оросительной системы (1 очередь, 1 пусковой комплекс) Берёзовский район Красноярский край» (далее по тексту – Аукцион), реестровый номер торгов – 0319100023013000002, установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО «Красноярские инженерные системы» на действия государственного заказчика –  ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» при проведении открытого аукциона в электронной форме (далее – жалоба).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.

Красноярским УФАС России в адрес заказчика, оператора электронной площадки и подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Государственному заказчику, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.

Существо жалобы: составление аукционной документации с нарушением требований статьи 41.6 Закон о размещении заказов; нарушение заказчиком статьи 41.7 Закона о размещении заказов.

            Из содержания жалобы ООО «Красноярские инженерные системы»  следует, что «заказчиком неправомерно установлены требования к участником размещения заказа. Заказчиком в нарушение установленных требований не даны разъяснения положений аукционной документации».

            Представитель государственного заказчика пояснил следующее. «В части нарушения заказчиком статьи 41.6 Закона о размещении заказов жалоба является необоснованной.  Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1048, 04.05.2013, 05.05.2013 являлись выходными днями. Все сотрудники учреждения не находились на рабочем месте. В связи с чем, не было произведено своевременное размещение разъяснение положений аукционной документации».

            Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

1. В связи с возникшей потребностью в работах по «Восстановлению магистрального трубопровода Ду 700 мм L 626 м» в проекте «Реконструкция Есаульской оросительной системы (1 очередь, 1 пусковой комплекс) Берёзовский район Красноярский край» государственным заказчиком совершены действия по размещению государственного заказа в форме открытого аукциона в электронной форме.

В силу части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов указанный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Закона  размещении заказов).

Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено следующее. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Подпункт в) пункта 2.1 раздела «Требования к участникам размещения заказа инструкции документации об аукционе» предусматривает, наличие у участника размещения заказа внутренней системы контроля качества выполняемых работ и строительной продукции в соответствии с требованиями статьи 53 Градостроительного кодекса РФ.

Указанный допуск предоставляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право осуществлять на основании договора строительный контроль от своего имени.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с "Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства") строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Из положений изложенных норм следует, что при исполнении работ согласно предмету контракта подрядным способом законодательством предусмотрено осуществление строительного контроля как подрядчиком (внутренняя система контроля), так и заказчиком (внешний строительный контроль).

Выполнение подрядчиком функции внутреннего строительного контроля за выполненными им работами предусмотрено в силу закона, поэтому наличие отдельного разрешения для осуществления этой обязанности действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, установление заказчиком в аукционной документации условия о наличии у участника размещения заказа внутренней системы контроля качества выполняемых работ и строительной продукции в соответствии с требованиями статьи 53 Градостроительного кодекса РФ не противоречит требованиям законодательства о размещении заказов.

2. В требованиях к качеству работ и материалов (раздел 2 аукционной документации) предусмотрено следующее.

- материалы, и комплектующие изделия, применяемые при выполнении работ, должны соответствовать ГОСТам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты и паспорта. Срок действия указанных сертификатов и паспортов должен соответствовать срокам окончания работ по контракту. Сертификаты соответствия и паспорта качества на материалы представляются Заказчику в составе заявки на открытый аукцион в электронной форме.

Вместе с тем, согласно частям 4, 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны содержаться в заявке на участие в торгах. Частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 указанной статьи документов и сведений, не допускается.

Указанные нормы закона не позволяют заказчику устанавливать в требованиях к формированию заявки дополнительное предоставление сертификатов соответствия и паспортов качества на материалы в ее (заявки) составе.

  Таким образом, требование, сформулированное в аукционной документации о том, что  сертификаты соответствия и паспорта качества на материалы представляются Заказчику в составе заявки, является неправомерным.

  Кроме того, заказчиком неправомерно установлено требованием о том, что выполняемые работы должны удовлетворять ГОСТ ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества» ввиду следующего. Согласно документу "Системы менеджмента качества. Требования. ГОСТ Р ИСО 9001-2001" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15.08.2001 № 333-ст) (ред. от 07.07.2003) настоящий стандарт мог использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования. Таким образом, указанная система - является системой добровольной сертификации. Более того, указанный документ утратил силу с 13.11.2009 в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 471-ст.

  Оценив предъявленное требование, комиссия УФАС пришла к выводу о том, что данное требование не основано на законе и является ограничением количества потенциальных участников аукциона без объективной в том необходимости.

Таким образом, заказчиком нарушения требования статьи 41.6 Закона о размещении заказов.

3. В силу части 5 статьи  41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов предусмотрено обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

К документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе (часть 5 статьи 34 Закона о размещении заказов).

Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.

Таким образом, исходя из анализа требований законодательства о размещении заказов положения аукционной документации должны быть установлены в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, не должны противоречить между собой, а также исключать двусмысленное толкование участниками размещения заказов таких положений. Требования не должны вводить участников размещения заказов в заблуждение, а четко и однозначно излагать необходимые критерии допуска к участию в торгах (установление критериев, условий допуска).

Согласно требованиям аукционной документации указано следующее:

 Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения и документы, в том числе: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме (копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к выполнению работ, указанных в техническом задании и влияющих на безопасность объекта). (Пункт 2.3 раздела Б. Требования к заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме). В техническом задании аукционной документации указано следующее. На работы, оказывающие влияние на безопасность объекта согласно Перечню, утвержденному Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 г. № 624, которые будут выполняться собственными силами Подрядчика, требуются свидетельства на допуск к этим работам, выданные саморегулируемой организацией.

- Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)

Устройство оклеечной изоляции

Гидроизоляция строительных конструкций

- Устройство наружных сетей водопровода

Укладка трубопроводов водопроводных

Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.

В проекте государственного контракта установлено, что Подрядчик обязуется в соответствии с Техническим заданием Заказчика и условиями Контракта выполнить своими силами и материально-техническими средствами все работы с возможным привлечением субподрядных организаций. Подрядчик обязуется согласовывать с Заказчиком привлечение субподрядной организации для производства работ по Контракту (пункты 2.3, 2.4 проекта Контракта). То есть, из документации следует, что участник размещения заказа может выполнять работы самостоятельно (лично), являющиеся предметом государственного заказа (иметь допуски СРО на все виды работ, являющиеся предметом контракта), или с привлечением субподрядных организаций, имея соответствующий допуск СРО.

В нарушение названных норм заказчиком в документации об аукционе установлены противоречивые требования к условиям исполнения контракта – участникам размещения заказа (исходя из проекта контракта следует, что у участника размещения заказа имеется возможность привлекать субподрядные организации для исполнения работ, тогда как в самой аукционной документации эта возможность у участников размещения заказа отсутствует). Установление в документации об аукционе противоречащих друг другу требований не позволяет участникам размещения заказа осуществить подготовку заявки на участие в аукционе, соответствующую требованиям документации и, следовательно, является условием для необоснованного ограничения количества участников размещения заказа или участников аукциона, что противоречит публичным интересам, препятствует достижению целей эффективного использования средств бюджетов, расширению возможностей участия юридических лиц в размещении заказов, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.

Таким образом, государственным заказчиком были допущены нарушения вышеприведенных положений Закона о размещении заказов в части неустановления в документации об аукционе допуска СРО № 33.

4. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.

В документации об аукционе указано следующее. Любой участник размещения заказа независимо от наличия у него аккредитации на электронной торговой площадке вправе направить на адрес электронной торговой площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной торговой площадки направляет запрос заказчику.

 В течение 2-х дней со дня поступления от оператора электронной торговой площадки запроса на разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме заказчик размещает на официальном сайте разъяснение положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

В течение одного часа с момента размещения на официальном сайте разъяснений положений документации об открытом аукционе оператор электронной торговой площадки направляет уведомление о таких разъяснениях всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе лицу, направившему запрос о разъяснениях положений документации об открытом аукционе (раздел 1.8. «Разъяснения положений документации об аукционе» аукционной документации).

Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее. В адрес государственного заказчика 03.05.2013 поступил запрос от ООО «Красноярские инженерные системы» с просьбой дать разъяснения по положениям аукционной документации. На момент подачи жалобы 13.05.2013, а также на момент рассмотрения жалобы такие разъяснения заказчиком не представлены.

Законодательством о размещении заказов не предусмотрено исчисление сроков по даче разъяснений положений аукционной документации в рабочих днях. Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа, исследуя вопрос о фактической возможности размещения на официальном сайте разъяснений положений аукционной документации, установила, что 06.05.2013, 07.05.2013, 08.05.2013 являлись рабочими днями, и заказчик имел возможность соблюсти требования, установленные статьей 41.7 Закона о размещении заказов, однако, эту обязанность заказчик не исполнил, чем нарушил статью 41.7 Закона о размещении заказов.

На основании изложенного и, руководствуясь частью 6 статьи 60, частями 4, 5, 9 статьи 17 Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Комиссия Красноярского УФАС России решила:

1. Признать жалобу  ООО «Красноярские инженерные системы» обоснованной.

2. Признать действия государственного заказчика нарушившим требования статей 11,  41.6, 41.7 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и права и законные интересы участников размещения заказа.

3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.           

          4. Передать материалы жалобы  должностному лицу Управления для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика. 

Председатель Комиссии                                                                                       О.П. Харченко

 

Члены Комиссии                                                                                                   Я.Ю. Бычкова

 

                                                                                                                                           Н.А. Мочалова

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

-

ООО «Красноярские инженерные системы»

660127, г. Красноярск,

ул. Мате Залки, 11А

 

ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю»

660041, Красноярский край, Красноярск г, Свободный, 68

 

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, г. Москва,

ул. Большая Татарская, 9

 

Предписание № 328

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
в сфере размещения заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа

17 мая 2013 года                                                                                                                   г. Красноярск

         Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председатель комиссии – заместитель руководителя управления О.П. Харченко, заместитель руководителя управления, члены Комиссии – начальник отдела Я.Ю. Бычкова, главный специалист-эксперт Н.А. Мочалова, на основании решения Комиссия № 328 от 17.05.2013, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Красноярские инженерные системы» на действия государственного заказчика –  ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю» при проведении открытого аукциона в электронной форме «Восстановление магистрального трубопровода Ду 700 мм L 626 м» в проекте «Реконструкция Есаульской оросительной системы (1 очередь, 1 пусковой комплекс) Берёзовский район Красноярский край» (далее по тексту – Аукцион), предписывает заказчику совершить действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, с этой целью:

1. Внести в порядке статьи 41.7 Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) изменения в аукционную документацию в электронной форме путем приведения ее в соответствие с требованиями статьи 41.6 указанного закона, с учетом замечаний и выводов, указанных в Решении № 328.

2. Продлить срок подачи заявок не менее чем на 15 дней с момента опубликования данных изменений на официальном сайте.

3. Уведомить участников размещения заказа о внесенных изменениях в документацию и о возможности отозвать ранее поданные заявки с целью приведения их (заявок) в соответствии с внесенными изменениями в документацию об аукционе в электронной форме.

Об исполнении предписания сообщить в адрес управления в 20-дневный срок с представлением документальных доказательств.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии                                                                                   О.П. Харченко

 

Члены Комиссии                                                                                                Я.Ю. Бычкова                                                                                                          

                                                                                                     

                                                                                                                            Н.А. Мочалова

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 328 [format] => [safe_value] => 328 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] =>

 

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией. Основные задачи:

  • Осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд государственными заказчиками Красноярского края (далее – государственный заказчик), муниципальными заказчиками, органом, уполномоченным на осуществление функций  по размещению государственных (муниципальных) заказов для государственных (муниципальных) заказчиков (далее также – уполномоченный орган), конкурсной, аукционной или котировочной комиссией;
  • Согласование решения о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) государственными и муниципальными заказчиками;
  • Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) государственного (муниципального) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу;
  • Осуществление контроля за исполнением предписаний управления, выданных государственному (муниципальному) заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии

Свод основных документов, регламентирующих контроль в сфере размещения госзаказа

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа" и пояснительная записка

Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

[format] => full_html [weight] => 11 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-17 03:32:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-17 03:32:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1380252839 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )