Постановление по делу № Р488-14.3-13

Номер дела: Р488-14.3-13
Дата публикации: 11 июля 2013, 15:00

                                                                                             Управляющему Красноярского филиала

Банк «Клиентский» (ОАО)

<…>

 

<…>

 

                              

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № Р488-14.3-13 об административном правонарушении

 

Подпись: «09» июля 2013 года 	                                                                     г. Красноярск

 Резолютивная часть постановления оглашена 08.07.2013 года.

 В полном объеме постановление изготовлено 09.07.2013 года.

 

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко Олег Петрович,  рассмотрев материалы дела № Р488-14.3-13 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении                                   управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <..> (паспорт <…>),

в отсутствие управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…>,

УСТАНОВИЛ:

 

Событие административного правонарушения: нарушение законодательства о рекламе (часть 7 статьи 5 и пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

Время и место совершения административного правонарушения: 14 февраля 2013 г.,                    г. Красноярск.

Уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России  - заместителю руководителя – начальнику аналитического отдела Красноярского УФАС России Харченко О.П. – были переданы материалы дела № 040, возбужденного в отношении Банк «Клиентский» (ОАО),  для рассмотрения вопроса о возбуждении административного делопроизводства.

Изучив материалы дела № 040, заместитель руководителя – начальник аналитического отдела Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил следующее.

Сотрудниками Красноярского УФАС России 14.02.2013 года было выявлено распространение наружной рекламы следующего содержания: «Вклад «Зимние узоры» с ежеквартальным начислением %...12, 1 % годовых в рублях…7, 0 % годовых в долларах США или евро… Банк Клиентский…Красноярский филиал Банка «Клиентский» (ОАО)…проспект Мира, 152/2…+7 (391) 2-11-88-77…www.klbank.ru…мы ждем вас ежедневно…» (далее – Реклама). Реклама размещена на прямоугольной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной около проезжей части на перекрестке пр. Мира, 117/ул. Профсоюзов в г. Красноярске. Указанная Реклама содержит изображение снежинок и вышеуказанный текст. Также в нижней части рекламного поля содержится информация, которая изображена значительно более мелким шрифтом. Иной информации рассматриваемая Реклама не содержит.

Согласно Федеральному закону «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услуге, оказываемой Банк «Клиентский» (ОАО), формирование и поддержание интереса к ней, и ее продвижение на рынке.

Таким образом, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что информация об услуге Банк «Клиентский» (ОАО) является рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Из вышеизложенного следует, что услуга, оказываемая Банк «Клиентский» (ОАО) и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, является финансовой услугой.

На основании вышеизложенного заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что указанная Реклама является рекламой финансовой услуги (вклада), оказываемой Банк «Клиентский» (ОАО).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В приложении № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012 года об утверждении условий размещения вкладов, утвержденного заместителем Председателя Правления Банк «Клиентский» (ОАО) <…> представленном Банк «Клиентский» (ОАО), содержатся условия размещения физическими лицами денежных средств во вклад «Зимние узоры»: срок 1097 дней; минимальная сумма вклада: по вкладу в рублях – 50 000 рублей, по вкладу в долларах США – 2 000 долларов США, по вкладу в евро – 2 000 евро; вклад является пополняемым, частичное снятие денежных средств не предусмотрено; минимальная сумма дополнительного взноса: по вкладу в рублях – 10 000 рублей, по вкладу в долларах США – 300 долларов США, по вкладу в евро – 300 евро; проценты выплачиваются ежеквартально, путем начисления на текущий счет; при предъявлении пенсионного удостоверения процентная ставка по вкладу увеличивается на 0,5 % пункта; допускается досрочное закрытие вклада по истечении одного года и каждого следующего квартала без перерасчета процентов; пролонгация не предусмотрена, по истечении срока вклада сумма вклада перечисляется на текущий счет; процентные ставки по вкладу: в рублях – 11, 1%, в долларах США или евро – 6, 0%.

В результате изучения макета рассматриваемой Рекламы заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что крупным шрифтом отображена процентная ставка 12,1 % в рублях, 6,0 % в долларах США или евро. В то же время значительно более мелким шрифтом в Рекламе изложена следующая информация: ставка по вкладу «Зимние узоры» 12,1 % годовых в рублях и 7, 0 % годовых в долларах США или евро рассчитана при  предъявлении пенсионного удостоверения (с учетом акции). Вклад «Зимние узоры» принимается на срок 1097 дней по ставке 11, 6 % годовых в рублях, 6, 5 % годовых в долларах США или евро. Минимальная  сумма вклада 50 000 рублей, 2 000 долларов США или евро (с учетом акции). Допускается пополнение вклада (от 30 000 рублей, 300 долларов США или евро). Проценты выплачиваются ежеквартально, путем начисления на текущий счет. Частичное снятие денежных средств не предусмотрено. При предъявлении пенсионного удостоверения процентная ставка по вкладу увеличивается на 0,5 % пункта. Допускается досрочное закрытие вклада по истечении одного года и каждого следующего квартала без перерасчета процентов; пролонгация не предусмотрена, по истечении срока вклада сумма вклада перечисляется на текущий счет.

В связи с изложенным выше заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что в рассматриваемой Рекламе указан полный перечень условий, изложенных в Приложении № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012, однако в указании процентной ставки в рассматриваемой Рекламе и в Приложении № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012 имеются противоречия, так, согласно Приложению № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012, процентная ставка по вкладу «Зимние узоры» составляет 11,1 % годовых в рублях, 6,0 % годовых в долларах США или евро, в то время как в рассматриваемой Рекламе указана процентная ставка - 12,1 % годовых в рублях и 7,0 % годовых в долларах США или евро, что не соответствует утверждённому приказу № 262 от 26.12.2012.

Учитывая условия размещения физическими лицами денежных средств во вклад «Зимние узоры», утвержденные приказом № 262 от 26.12.2012, процентная ставка по вкладу при предъявлении пенсионного удостоверения увеличивается на 0,5 %, что составляет 11,6 % годовых в рублях и 6,5 % в долларах США или евро, но, не смотря на вышеуказанные утвержденные условия, рассматриваемая Реклама содержит иные процентные ставки: 12,1 % годовых в рублях и 7,0 % годовых в долларах США или евро, что противоречит приказу № 262 от 26.12.2012.

Также учитывая особенности размещения Рекламы (месторасположение рассматриваемой Рекламы (на рекламной конструкции – призматроне размером 3мх6м, размещенном вдоль проезжей части дороги), ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги (вклада), по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста) потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, размещается на рекламной конструкции, расположенной вдоль проезжей части дороги, что является подтверждением того факта, что данная Реклама обращена, в том числе, к потребителям, двигающимся на автомобильном либо ином транспорте, которые не имеют возможности подойти на определенное расстояние к Рекламе, с которого становится возможным восприятие текста, изображенного мелким шрифтом.

При этом заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение возможности восприятия указанной в рекламе информации в полном объеме, в связи с тем, что реклама направлена на импульсивное восприятие потребителями.

Учитывая размер рекламной конструкции, на которой размещена указанная Реклама и высоту расположения Рекламы относительно глаз потребителей, а также учитывая то, что условия, влияющие на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры», расположены в правом нижнем углу рекламного поля, мелким размером шрифта относительно шрифта основной, привлекательной информации (12,1 % годовых в рублях, 7,0 % годовых в долларах США или евро), потребитель Рекламы не имеет возможности ознакомиться в полном объеме с информацией, указанной в Рекламе, в том, числе с условиями, влияющими на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры». Ознакомление с информацией об условиях, влияющих на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры» фактически указанными в Рекламе является не возможным для потребителей без использования специальных технических средств, в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. Следовательно, условия, влияющие на сумму расходов/доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры» изображены таким способом, что данная информация оказывается нечитабельной и не воспринимается потребителями Рекламы, что свидетельствует об отсутствии информации, наличие которой необходимо в Рекламе.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть достоверной и добросовестной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что рассматриваемая Реклама, не содержит условий, влияющих на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры», указанных в Рекламе, сведения о которых являются существенной информацией, так как их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации о рекламе.

Поскольку распространенная Банк «Клиентский» (ОАО) Реклама финансовых услуг (вклада) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (процентная ставка по вкладу), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие, либо формальное присутствие с изложением нечитабельным для потребителя шрифтом какой-либо существенной части информации в рекламе об условиях приобретения продукта приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой (вкладом «Зимние узоры»).

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

На основании вышеизложенного заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В материалах дела имеется должностная инструкция управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО), утвержденной приказом № 105/2 от 12.09.2011 года заместителем председателя правления Банка «Клиентский» (ОАО) <…>, согласно абзацу 3 пункта 4.1 которой управляющий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) несет ответственность за эффективную организацию рекламно-информационных и представительских мероприятий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО).

На основании приказа № 069-лс от 12.09.2011 <…> назначена на должность управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) с 12.09.2011 года.

Таким образом, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. пришел к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой Рекламы является Банк «Клиентский» (ОАО). 

Письмом Красноярского УФАС России от 21.05.2013 исх. № 8869 управляющему Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> было предложено явиться 24 июня 2013 в 12 часов 00 минут в Красноярское УФАС России для составления протокола об административном правонарушении.

Вызов на составление протокола об административном правонарушении от 21.05.2013              исх. № 8869 был направлен управляющему Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> заказным письмом с уведомлением и вручен 28.05.2013 (№ 66001721346596).

На составление протокола об административном правонарушении управляющий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> не явилась, представила ходатайство с просьбой о составлении протокола об административном правонарушении в ее отсутствие (вх. № 8969 от 21.05.2013)

Вышеизложенные обстоятельства, установленные заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П., нашли отражение в протоколе об административном правонарушении № Р488-14.3-13 от 24.06.2013.

Копия протокола об административном правонарушении № Р488-14.3-13 от 24.06.2013 и определение о назначении времени и места рассмотрения дела № Р488-14.3-13 об административном правонарушении были направлены в адрес управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> заказным письмом с уведомлением.

В указанное в определении о назначении времени и места рассмотрения дела                         № Р488-14.3-13 время управляющий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> не явилась, представила ходатайство с просьбой о рассмотрении дела № Р488-14.3-13 об административном правонарушении в ее отсутствие (вх. № 12651 от 08.07.2013). На основании поступления указанного ходатайства заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. дело об административном правонарушении № Р488-14.3-13 было рассмотрено в отсутствие управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…>.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

В связи с вышеизложенным <…>, являясь должностным лицом, управляющим Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО), распространив ненадлежащую Рекламу, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.  

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом установлена административная ответственность. Совершение  должностным лицом – управляющим Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> рассматриваемых действий, подтверждает наличие вины в совершении административного правонарушения. Таким образом, заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. было установлено наличие вины в действиях должностного лица – управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…>.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного положения, имущественного и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие, административную ответственность.  В ходе рассмотрения дела № Р488-14.3-13 заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. не было установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного, при отсутствии обстоятельств, исключающих  возможность рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.2 КоАП РФ), а также обстоятельств, при которых производство по делу подлежит прекращению (ст. 28.9 КоАП РФ), установив факт нарушения законодательства о рекламе, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать должностное лицо – управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Привлечь должностное лицо – управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> к административной ответственности и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В трехдневный срок с момента уплаты штрафа в адрес Красноярского УФАС России надлежит представить надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.

Сумма наложенного штрафа должна быть уплачена по следующим реквизитам:

Получатель УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России)

Р/с 40101810600000010001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск

БИК 040407001

ИНН 2466009115

КПП 246601001

ОКАТО 04401000000

КБК 161 116 26000 01 6000 140

Назначение платежа за нарушение законодательства о рекламе, ст. 14.3 КоАП РФ

Примечание:

Наименование взыскателя: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, 660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 «Д».

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

Согласно статье 31.9 КоАП РФ и статьи 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок предъявления постановления к исполнению 1 год.

  Подпись: Заместитель руководителя управления 	                               О.П. Харченко

 

Слаутина Елена Михайловна

 (391) 265-02-19

 

stdClass Object ( [vid] => 10480 [uid] => 5 [title] => Постановление по делу № Р488-14.3-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10480 [type] => solution [language] => ru [created] => 1373612511 [changed] => 1373612511 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1373612511 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                                             Управляющему Красноярского филиала

Банк «Клиентский» (ОАО)

<…>

 

<…>

 

                              

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № Р488-14.3-13 об административном правонарушении

 

Подпись: «09» июля 2013 года 	                                                                     г. Красноярск

 Резолютивная часть постановления оглашена 08.07.2013 года.

 В полном объеме постановление изготовлено 09.07.2013 года.

 

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко Олег Петрович,  рассмотрев материалы дела № Р488-14.3-13 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении                                   управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <..> (паспорт <…>),

в отсутствие управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…>,

УСТАНОВИЛ:

 

Событие административного правонарушения: нарушение законодательства о рекламе (часть 7 статьи 5 и пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

Время и место совершения административного правонарушения: 14 февраля 2013 г.,                    г. Красноярск.

Уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России  - заместителю руководителя – начальнику аналитического отдела Красноярского УФАС России Харченко О.П. – были переданы материалы дела № 040, возбужденного в отношении Банк «Клиентский» (ОАО),  для рассмотрения вопроса о возбуждении административного делопроизводства.

Изучив материалы дела № 040, заместитель руководителя – начальник аналитического отдела Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил следующее.

Сотрудниками Красноярского УФАС России 14.02.2013 года было выявлено распространение наружной рекламы следующего содержания: «Вклад «Зимние узоры» с ежеквартальным начислением %...12, 1 % годовых в рублях…7, 0 % годовых в долларах США или евро… Банк Клиентский…Красноярский филиал Банка «Клиентский» (ОАО)…проспект Мира, 152/2…+7 (391) 2-11-88-77…www.klbank.ru…мы ждем вас ежедневно…» (далее – Реклама). Реклама размещена на прямоугольной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной около проезжей части на перекрестке пр. Мира, 117/ул. Профсоюзов в г. Красноярске. Указанная Реклама содержит изображение снежинок и вышеуказанный текст. Также в нижней части рекламного поля содержится информация, которая изображена значительно более мелким шрифтом. Иной информации рассматриваемая Реклама не содержит.

Согласно Федеральному закону «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услуге, оказываемой Банк «Клиентский» (ОАО), формирование и поддержание интереса к ней, и ее продвижение на рынке.

Таким образом, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что информация об услуге Банк «Клиентский» (ОАО) является рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Из вышеизложенного следует, что услуга, оказываемая Банк «Клиентский» (ОАО) и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, является финансовой услугой.

На основании вышеизложенного заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что указанная Реклама является рекламой финансовой услуги (вклада), оказываемой Банк «Клиентский» (ОАО).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В приложении № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012 года об утверждении условий размещения вкладов, утвержденного заместителем Председателя Правления Банк «Клиентский» (ОАО) <…> представленном Банк «Клиентский» (ОАО), содержатся условия размещения физическими лицами денежных средств во вклад «Зимние узоры»: срок 1097 дней; минимальная сумма вклада: по вкладу в рублях – 50 000 рублей, по вкладу в долларах США – 2 000 долларов США, по вкладу в евро – 2 000 евро; вклад является пополняемым, частичное снятие денежных средств не предусмотрено; минимальная сумма дополнительного взноса: по вкладу в рублях – 10 000 рублей, по вкладу в долларах США – 300 долларов США, по вкладу в евро – 300 евро; проценты выплачиваются ежеквартально, путем начисления на текущий счет; при предъявлении пенсионного удостоверения процентная ставка по вкладу увеличивается на 0,5 % пункта; допускается досрочное закрытие вклада по истечении одного года и каждого следующего квартала без перерасчета процентов; пролонгация не предусмотрена, по истечении срока вклада сумма вклада перечисляется на текущий счет; процентные ставки по вкладу: в рублях – 11, 1%, в долларах США или евро – 6, 0%.

В результате изучения макета рассматриваемой Рекламы заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что крупным шрифтом отображена процентная ставка 12,1 % в рублях, 6,0 % в долларах США или евро. В то же время значительно более мелким шрифтом в Рекламе изложена следующая информация: ставка по вкладу «Зимние узоры» 12,1 % годовых в рублях и 7, 0 % годовых в долларах США или евро рассчитана при  предъявлении пенсионного удостоверения (с учетом акции). Вклад «Зимние узоры» принимается на срок 1097 дней по ставке 11, 6 % годовых в рублях, 6, 5 % годовых в долларах США или евро. Минимальная  сумма вклада 50 000 рублей, 2 000 долларов США или евро (с учетом акции). Допускается пополнение вклада (от 30 000 рублей, 300 долларов США или евро). Проценты выплачиваются ежеквартально, путем начисления на текущий счет. Частичное снятие денежных средств не предусмотрено. При предъявлении пенсионного удостоверения процентная ставка по вкладу увеличивается на 0,5 % пункта. Допускается досрочное закрытие вклада по истечении одного года и каждого следующего квартала без перерасчета процентов; пролонгация не предусмотрена, по истечении срока вклада сумма вклада перечисляется на текущий счет.

В связи с изложенным выше заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что в рассматриваемой Рекламе указан полный перечень условий, изложенных в Приложении № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012, однако в указании процентной ставки в рассматриваемой Рекламе и в Приложении № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012 имеются противоречия, так, согласно Приложению № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012, процентная ставка по вкладу «Зимние узоры» составляет 11,1 % годовых в рублях, 6,0 % годовых в долларах США или евро, в то время как в рассматриваемой Рекламе указана процентная ставка - 12,1 % годовых в рублях и 7,0 % годовых в долларах США или евро, что не соответствует утверждённому приказу № 262 от 26.12.2012.

Учитывая условия размещения физическими лицами денежных средств во вклад «Зимние узоры», утвержденные приказом № 262 от 26.12.2012, процентная ставка по вкладу при предъявлении пенсионного удостоверения увеличивается на 0,5 %, что составляет 11,6 % годовых в рублях и 6,5 % в долларах США или евро, но, не смотря на вышеуказанные утвержденные условия, рассматриваемая Реклама содержит иные процентные ставки: 12,1 % годовых в рублях и 7,0 % годовых в долларах США или евро, что противоречит приказу № 262 от 26.12.2012.

Также учитывая особенности размещения Рекламы (месторасположение рассматриваемой Рекламы (на рекламной конструкции – призматроне размером 3мх6м, размещенном вдоль проезжей части дороги), ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги (вклада), по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста) потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, размещается на рекламной конструкции, расположенной вдоль проезжей части дороги, что является подтверждением того факта, что данная Реклама обращена, в том числе, к потребителям, двигающимся на автомобильном либо ином транспорте, которые не имеют возможности подойти на определенное расстояние к Рекламе, с которого становится возможным восприятие текста, изображенного мелким шрифтом.

При этом заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение возможности восприятия указанной в рекламе информации в полном объеме, в связи с тем, что реклама направлена на импульсивное восприятие потребителями.

Учитывая размер рекламной конструкции, на которой размещена указанная Реклама и высоту расположения Рекламы относительно глаз потребителей, а также учитывая то, что условия, влияющие на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры», расположены в правом нижнем углу рекламного поля, мелким размером шрифта относительно шрифта основной, привлекательной информации (12,1 % годовых в рублях, 7,0 % годовых в долларах США или евро), потребитель Рекламы не имеет возможности ознакомиться в полном объеме с информацией, указанной в Рекламе, в том, числе с условиями, влияющими на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры». Ознакомление с информацией об условиях, влияющих на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры» фактически указанными в Рекламе является не возможным для потребителей без использования специальных технических средств, в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. Следовательно, условия, влияющие на сумму расходов/доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры» изображены таким способом, что данная информация оказывается нечитабельной и не воспринимается потребителями Рекламы, что свидетельствует об отсутствии информации, наличие которой необходимо в Рекламе.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть достоверной и добросовестной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что рассматриваемая Реклама, не содержит условий, влияющих на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры», указанных в Рекламе, сведения о которых являются существенной информацией, так как их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации о рекламе.

Поскольку распространенная Банк «Клиентский» (ОАО) Реклама финансовых услуг (вклада) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (процентная ставка по вкладу), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие, либо формальное присутствие с изложением нечитабельным для потребителя шрифтом какой-либо существенной части информации в рекламе об условиях приобретения продукта приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой (вкладом «Зимние узоры»).

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

На основании вышеизложенного заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В материалах дела имеется должностная инструкция управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО), утвержденной приказом № 105/2 от 12.09.2011 года заместителем председателя правления Банка «Клиентский» (ОАО) <…>, согласно абзацу 3 пункта 4.1 которой управляющий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) несет ответственность за эффективную организацию рекламно-информационных и представительских мероприятий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО).

На основании приказа № 069-лс от 12.09.2011 <…> назначена на должность управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) с 12.09.2011 года.

Таким образом, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. пришел к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой Рекламы является Банк «Клиентский» (ОАО). 

Письмом Красноярского УФАС России от 21.05.2013 исх. № 8869 управляющему Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> было предложено явиться 24 июня 2013 в 12 часов 00 минут в Красноярское УФАС России для составления протокола об административном правонарушении.

Вызов на составление протокола об административном правонарушении от 21.05.2013              исх. № 8869 был направлен управляющему Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> заказным письмом с уведомлением и вручен 28.05.2013 (№ 66001721346596).

На составление протокола об административном правонарушении управляющий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> не явилась, представила ходатайство с просьбой о составлении протокола об административном правонарушении в ее отсутствие (вх. № 8969 от 21.05.2013)

Вышеизложенные обстоятельства, установленные заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П., нашли отражение в протоколе об административном правонарушении № Р488-14.3-13 от 24.06.2013.

Копия протокола об административном правонарушении № Р488-14.3-13 от 24.06.2013 и определение о назначении времени и места рассмотрения дела № Р488-14.3-13 об административном правонарушении были направлены в адрес управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> заказным письмом с уведомлением.

В указанное в определении о назначении времени и места рассмотрения дела                         № Р488-14.3-13 время управляющий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> не явилась, представила ходатайство с просьбой о рассмотрении дела № Р488-14.3-13 об административном правонарушении в ее отсутствие (вх. № 12651 от 08.07.2013). На основании поступления указанного ходатайства заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. дело об административном правонарушении № Р488-14.3-13 было рассмотрено в отсутствие управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…>.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

В связи с вышеизложенным <…>, являясь должностным лицом, управляющим Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО), распространив ненадлежащую Рекламу, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.  

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом установлена административная ответственность. Совершение  должностным лицом – управляющим Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> рассматриваемых действий, подтверждает наличие вины в совершении административного правонарушения. Таким образом, заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. было установлено наличие вины в действиях должностного лица – управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…>.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного положения, имущественного и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие, административную ответственность.  В ходе рассмотрения дела № Р488-14.3-13 заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. не было установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного, при отсутствии обстоятельств, исключающих  возможность рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.2 КоАП РФ), а также обстоятельств, при которых производство по делу подлежит прекращению (ст. 28.9 КоАП РФ), установив факт нарушения законодательства о рекламе, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать должностное лицо – управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Привлечь должностное лицо – управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> к административной ответственности и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В трехдневный срок с момента уплаты штрафа в адрес Красноярского УФАС России надлежит представить надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.

Сумма наложенного штрафа должна быть уплачена по следующим реквизитам:

Получатель УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России)

Р/с 40101810600000010001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск

БИК 040407001

ИНН 2466009115

КПП 246601001

ОКАТО 04401000000

КБК 161 116 26000 01 6000 140

Назначение платежа за нарушение законодательства о рекламе, ст. 14.3 КоАП РФ

Примечание:

Наименование взыскателя: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, 660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 «Д».

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

Согласно статье 31.9 КоАП РФ и статьи 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок предъявления постановления к исполнению 1 год.

  Подпись: Заместитель руководителя управления 	                               О.П. Харченко

 

Слаутина Елена Михайловна

 (391) 265-02-19

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                                             Управляющему Красноярского филиала

Банк «Клиентский» (ОАО)

<…>

 

<…>

 

                              

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № Р488-14.3-13 об административном правонарушении

 

Подпись: «09» июля 2013 года 	                                                                     г. Красноярск<br />

 Резолютивная часть постановления оглашена 08.07.2013 года.

 В полном объеме постановление изготовлено 09.07.2013 года.

 

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко Олег Петрович,  рассмотрев материалы дела № Р488-14.3-13 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), возбужденного в отношении                                   управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <..> (паспорт <…>),

в отсутствие управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…>,

УСТАНОВИЛ:

 

Событие административного правонарушения: нарушение законодательства о рекламе (часть 7 статьи 5 и пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

Время и место совершения административного правонарушения: 14 февраля 2013 г.,                    г. Красноярск.

Уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России  - заместителю руководителя – начальнику аналитического отдела Красноярского УФАС России Харченко О.П. – были переданы материалы дела № 040, возбужденного в отношении Банк «Клиентский» (ОАО),  для рассмотрения вопроса о возбуждении административного делопроизводства.

Изучив материалы дела № 040, заместитель руководителя – начальник аналитического отдела Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил следующее.

Сотрудниками Красноярского УФАС России 14.02.2013 года было выявлено распространение наружной рекламы следующего содержания: «Вклад «Зимние узоры» с ежеквартальным начислением %...12, 1 % годовых в рублях…7, 0 % годовых в долларах США или евро… Банк Клиентский…Красноярский филиал Банка «Клиентский» (ОАО)…проспект Мира, 152/2…+7 (391) 2-11-88-77…www.klbank.ru…мы ждем вас ежедневно…» (далее – Реклама). Реклама размещена на прямоугольной рекламной конструкции (3мх6м), расположенной около проезжей части на перекрестке пр. Мира, 117/ул. Профсоюзов в г. Красноярске. Указанная Реклама содержит изображение снежинок и вышеуказанный текст. Также в нижней части рекламного поля содержится информация, которая изображена значительно более мелким шрифтом. Иной информации рассматриваемая Реклама не содержит.

Согласно Федеральному закону «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услуге, оказываемой Банк «Клиентский» (ОАО), формирование и поддержание интереса к ней, и ее продвижение на рынке.

Таким образом, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что информация об услуге Банк «Клиентский» (ОАО) является рекламой.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Из вышеизложенного следует, что услуга, оказываемая Банк «Клиентский» (ОАО) и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, является финансовой услугой.

На основании вышеизложенного заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что указанная Реклама является рекламой финансовой услуги (вклада), оказываемой Банк «Клиентский» (ОАО).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В приложении № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012 года об утверждении условий размещения вкладов, утвержденного заместителем Председателя Правления Банк «Клиентский» (ОАО) <…> представленном Банк «Клиентский» (ОАО), содержатся условия размещения физическими лицами денежных средств во вклад «Зимние узоры»: срок 1097 дней; минимальная сумма вклада: по вкладу в рублях – 50 000 рублей, по вкладу в долларах США – 2 000 долларов США, по вкладу в евро – 2 000 евро; вклад является пополняемым, частичное снятие денежных средств не предусмотрено; минимальная сумма дополнительного взноса: по вкладу в рублях – 10 000 рублей, по вкладу в долларах США – 300 долларов США, по вкладу в евро – 300 евро; проценты выплачиваются ежеквартально, путем начисления на текущий счет; при предъявлении пенсионного удостоверения процентная ставка по вкладу увеличивается на 0,5 % пункта; допускается досрочное закрытие вклада по истечении одного года и каждого следующего квартала без перерасчета процентов; пролонгация не предусмотрена, по истечении срока вклада сумма вклада перечисляется на текущий счет; процентные ставки по вкладу: в рублях – 11, 1%, в долларах США или евро – 6, 0%.

В результате изучения макета рассматриваемой Рекламы заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что крупным шрифтом отображена процентная ставка 12,1 % в рублях, 6,0 % в долларах США или евро. В то же время значительно более мелким шрифтом в Рекламе изложена следующая информация: ставка по вкладу «Зимние узоры» 12,1 % годовых в рублях и 7, 0 % годовых в долларах США или евро рассчитана при  предъявлении пенсионного удостоверения (с учетом акции). Вклад «Зимние узоры» принимается на срок 1097 дней по ставке 11, 6 % годовых в рублях, 6, 5 % годовых в долларах США или евро. Минимальная  сумма вклада 50 000 рублей, 2 000 долларов США или евро (с учетом акции). Допускается пополнение вклада (от 30 000 рублей, 300 долларов США или евро). Проценты выплачиваются ежеквартально, путем начисления на текущий счет. Частичное снятие денежных средств не предусмотрено. При предъявлении пенсионного удостоверения процентная ставка по вкладу увеличивается на 0,5 % пункта. Допускается досрочное закрытие вклада по истечении одного года и каждого следующего квартала без перерасчета процентов; пролонгация не предусмотрена, по истечении срока вклада сумма вклада перечисляется на текущий счет.

В связи с изложенным выше заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что в рассматриваемой Рекламе указан полный перечень условий, изложенных в Приложении № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012, однако в указании процентной ставки в рассматриваемой Рекламе и в Приложении № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012 имеются противоречия, так, согласно Приложению № 1 к приказу № 262 от 26.12.2012, процентная ставка по вкладу «Зимние узоры» составляет 11,1 % годовых в рублях, 6,0 % годовых в долларах США или евро, в то время как в рассматриваемой Рекламе указана процентная ставка - 12,1 % годовых в рублях и 7,0 % годовых в долларах США или евро, что не соответствует утверждённому приказу № 262 от 26.12.2012.

Учитывая условия размещения физическими лицами денежных средств во вклад «Зимние узоры», утвержденные приказом № 262 от 26.12.2012, процентная ставка по вкладу при предъявлении пенсионного удостоверения увеличивается на 0,5 %, что составляет 11,6 % годовых в рублях и 6,5 % в долларах США или евро, но, не смотря на вышеуказанные утвержденные условия, рассматриваемая Реклама содержит иные процентные ставки: 12,1 % годовых в рублях и 7,0 % годовых в долларах США или евро, что противоречит приказу № 262 от 26.12.2012.

Также учитывая особенности размещения Рекламы (месторасположение рассматриваемой Рекламы (на рекламной конструкции – призматроне размером 3мх6м, размещенном вдоль проезжей части дороги), ограниченное время считывания информации для потребителей, фактический мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия оказания услуги (вклада), по сравнению со шрифтом основной, привлекательной для потребителя информации об услуге, высоту расположения текста) потребители Рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

Реклама, являющаяся предметом рассмотрения дела, размещается на рекламной конструкции, расположенной вдоль проезжей части дороги, что является подтверждением того факта, что данная Реклама обращена, в том числе, к потребителям, двигающимся на автомобильном либо ином транспорте, которые не имеют возможности подойти на определенное расстояние к Рекламе, с которого становится возможным восприятие текста, изображенного мелким шрифтом.

При этом заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что действующее законодательство не предусматривает обязанности потребителя осуществлять дополнительные действия, направленные на обеспечение возможности восприятия указанной в рекламе информации в полном объеме, в связи с тем, что реклама направлена на импульсивное восприятие потребителями.

Учитывая размер рекламной конструкции, на которой размещена указанная Реклама и высоту расположения Рекламы относительно глаз потребителей, а также учитывая то, что условия, влияющие на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры», расположены в правом нижнем углу рекламного поля, мелким размером шрифта относительно шрифта основной, привлекательной информации (12,1 % годовых в рублях, 7,0 % годовых в долларах США или евро), потребитель Рекламы не имеет возможности ознакомиться в полном объеме с информацией, указанной в Рекламе, в том, числе с условиями, влияющими на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры». Ознакомление с информацией об условиях, влияющих на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры» фактически указанными в Рекламе является не возможным для потребителей без использования специальных технических средств, в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации. Следовательно, условия, влияющие на сумму расходов/доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры» изображены таким способом, что данная информация оказывается нечитабельной и не воспринимается потребителями Рекламы, что свидетельствует об отсутствии информации, наличие которой необходимо в Рекламе.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть достоверной и добросовестной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что рассматриваемая Реклама, не содержит условий, влияющих на сумму расходов, либо доходов, которые понесут, либо получат воспользовавшиеся рекламируемыми услугами лица, в рамках вклада «Зимние узоры», указанных в Рекламе, сведения о которых являются существенной информацией, так как их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации о рекламе.

Поскольку распространенная Банк «Клиентский» (ОАО) Реклама финансовых услуг (вклада) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя (процентная ставка по вкладу), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие, либо формальное присутствие с изложением нечитабельным для потребителя шрифтом какой-либо существенной части информации в рекламе об условиях приобретения продукта приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой (вкладом «Зимние узоры»).

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

На основании вышеизложенного заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. установил, что рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

В материалах дела имеется должностная инструкция управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО), утвержденной приказом № 105/2 от 12.09.2011 года заместителем председателя правления Банка «Клиентский» (ОАО) <…>, согласно абзацу 3 пункта 4.1 которой управляющий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) несет ответственность за эффективную организацию рекламно-информационных и представительских мероприятий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО).

На основании приказа № 069-лс от 12.09.2011 <…> назначена на должность управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) с 12.09.2011 года.

Таким образом, заместитель руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. пришел к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой Рекламы является Банк «Клиентский» (ОАО). 

Письмом Красноярского УФАС России от 21.05.2013 исх. № 8869 управляющему Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> было предложено явиться 24 июня 2013 в 12 часов 00 минут в Красноярское УФАС России для составления протокола об административном правонарушении.

Вызов на составление протокола об административном правонарушении от 21.05.2013              исх. № 8869 был направлен управляющему Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> заказным письмом с уведомлением и вручен 28.05.2013 (№ 66001721346596).

На составление протокола об административном правонарушении управляющий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> не явилась, представила ходатайство с просьбой о составлении протокола об административном правонарушении в ее отсутствие (вх. № 8969 от 21.05.2013)

Вышеизложенные обстоятельства, установленные заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П., нашли отражение в протоколе об административном правонарушении № Р488-14.3-13 от 24.06.2013.

Копия протокола об административном правонарушении № Р488-14.3-13 от 24.06.2013 и определение о назначении времени и места рассмотрения дела № Р488-14.3-13 об административном правонарушении были направлены в адрес управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> заказным письмом с уведомлением.

В указанное в определении о назначении времени и места рассмотрения дела                         № Р488-14.3-13 время управляющий Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> не явилась, представила ходатайство с просьбой о рассмотрении дела № Р488-14.3-13 об административном правонарушении в ее отсутствие (вх. № 12651 от 08.07.2013). На основании поступления указанного ходатайства заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. дело об административном правонарушении № Р488-14.3-13 было рассмотрено в отсутствие управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…>.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

В связи с вышеизложенным <…>, являясь должностным лицом, управляющим Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО), распространив ненадлежащую Рекламу, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.  

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом установлена административная ответственность. Совершение  должностным лицом – управляющим Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> рассматриваемых действий, подтверждает наличие вины в совершении административного правонарушения. Таким образом, заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. было установлено наличие вины в действиях должностного лица – управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…>.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного положения, имущественного и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие, административную ответственность.  В ходе рассмотрения дела № Р488-14.3-13 заместителем руководителя Красноярского УФАС России Харченко О.П. не было установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного, при отсутствии обстоятельств, исключающих  возможность рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.2 КоАП РФ), а также обстоятельств, при которых производство по делу подлежит прекращению (ст. 28.9 КоАП РФ), установив факт нарушения законодательства о рекламе, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать должностное лицо – управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Привлечь должностное лицо – управляющего Красноярского филиала Банка «Клиентский» (ОАО) <…> к административной ответственности и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В трехдневный срок с момента уплаты штрафа в адрес Красноярского УФАС России надлежит представить надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.

Сумма наложенного штрафа должна быть уплачена по следующим реквизитам:

Получатель УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России)

Р/с 40101810600000010001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск

БИК 040407001

ИНН 2466009115

КПП 246601001

ОКАТО 04401000000

КБК 161 116 26000 01 6000 140

Назначение платежа за нарушение законодательства о рекламе, ст. 14.3 КоАП РФ

Примечание:

Наименование взыскателя: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, 660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 «Д».

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

Согласно статье 31.9 КоАП РФ и статьи 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок предъявления постановления к исполнению 1 год.

  Подпись: Заместитель руководителя управления 	                               О.П. Харченко<br />

 

Слаутина Елена Михайловна

 (391) 265-02-19

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р488-14.3-13 [format] => [safe_value] => Р488-14.3-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

 

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. Основные задачи, решаемые в рамках контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией:

  • осуществление контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами правил добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе коммерческих и некоммерческие организаций, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

[format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-11 07:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-09 07:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1373612511 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )