Решение по делу № 473-10-12

Номер дела: 473-10-12
Дата публикации: 21 мая 2013, 17:37

ООО «КУЖФ «ЮСТАС»

ул. Словцова, 13 а

г. Красноярск, 660130

 

ООО «ЖС «УЮТ»

ул. Гусарова, 6, кв. 11,

г. Красноярск, 660130

 

ООО «ЖС Ветлужанка «Краспромэнергоремонт»

ул. Словцова, 13 а

г. Красноярск, 660130

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№473-10-12 от 21 мая 2013 года                                                                                           г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 07 мая 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2013 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Шмыгин С.И., государственный инспектор отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 473-10-12, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компания по управлению жилищным фондом «ЮСТАС» (юридический адрес: 660130, г. Красноярск, ул. Петра Словцова, 13 а) (далее – ООО «КУЖФ «ЮСТАС», управляющая компания, ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

при участии в заседании Комиссии по рассмотрению дела №473-10-12:

от ООО «КУЖФ «ЮСТАС»: <…>

ООО «ЖС Ветлужанка «Краспромэнергоремонт», ООО «ЖС «УЮТ» надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения настоящего дела на заседание Комиссии не явились, своих представителей не направили.

В связи с поступлением в адрес Красноярского УФАС России обращений граждан <…> (вх.№11858 от 20.07.2012), <…> (вх.№13875 от 17.08.2012) на действия ООО «КУЖФ «ЮСТАС», выразившиеся во взимании платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, в размере 400 рублей за один прибор, приказом Красноярского УФАС России от 02 ноября 2012 года №826 возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

Определением от 06.11.2012 года рассмотрение дела №473-10-12 назначено на 22.11.2012 в 12:00, к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

Определением от 22.11.2012 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 11.12.2012 в 10:00, в связи с необходимостью представления дополнительной информации ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела перенесено с 10:00 11.12.2012 на 09:30, стороны уведомлены о месте и времени рассмотрения дела телефонограммой.

Определением от 11.12.2012 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 18.01.2013 в 10:00, в связи с необходимостью представления дополнительной информации ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела перенесено с 10:00 18.01.2013 на 14:30, стороны уведомлены о месте и времени рассмотрения дела телефонограммой.

Определением от 18.01.2013 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 04.03.2013 в 10:30, в связи с необходимостью представления ООО «КУЖФ «ЮСТАС» дополнительной информации.

Определением от 04.03.2013 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 30.04.2013 в 10:30, в связи с необходимостью представления ООО «КУЖФ «ЮСТАС» дополнительной информации.

В ходе заседания Комиссии был объявлен перерыв по делу №473-10-12 с 30.04.2013 до 07.05.2013 в 17:00, в связи с необходимостью уточнения представленной ответчиком информации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ООО «КУЖФ «ЮСТАС» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1062463061253, ИНН/КПП 2463082639/246301001.

ООО «ЖС «УЮТ» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1122468033160, ИНН/КПП 2463238156/246301001.

09.06.2012 г. между ООО «КУЖФ «ЮСТАС» и ООО «ЖС «УЮТ» заключен договор №1/12 на текущее содержание и ремонт инженерных конструктивных элементов и придомовой территории от 09.06.2012 г.

ООО «КУЖФ «ЮСТАС» и ООО «ЖС «УЮТ» составляет одну группу лиц в соответствии с положениями части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку в соответствии с учредительными документами, учредитель ООО «ЖС «УЮТ» <…> имеет в силу своего участия в ООО «КУЖФ «ЮСТАС» пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на долю в уставном капитале ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действие (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

В соответствии с решениями общего собрания собственников помещений жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.Гусарова,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 17,19,20,21а,22,23,25,27,28,30,32,33,38,46,48,49,50,51,52,53,54,57,58,59,60,61,62,63,64,65,68,69,71,72,73,74,75,76,77,79,80; ул. Мирошниченко, 1,2,4,6; ул. Словцова, 2,3,4,6,7,8,9,11,12,13; ул. Чернышева, 2; ул. Садовая, 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,15,17,18,19,21,22,23 ответчик избран в качестве управляющей этими домами организацией, что подтверждено соответствующими протоколами.

Из информации представленной ООО «КУЖФ «ЮСТАС» (исх.№545 от 30.08.2012, вх.№14724 от 30.08.2012), следует, что дополнительные услуги, в том числе, связанные с опломбировкой места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей, в том числе платные оказываются подрядной организацией ООО «ЖС «УЮТ».

Управлением в адрес ООО «ЖС «УЮТ» был направлен запрос (исх.№16102 от 03.10.2012). По информации представленной обществом (вх.№ 17861 от 19.10.2012), следует, что услуга по опломбировке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды производится управляющей компанией.

Из заявлений граждан <…> (вх.№11858 от 20.07.2012), <…> (вх.№13875 от 17.08.2012), и приложенных материалов к ним, следует, что денежные средства за оплату услуг по опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды оплачивались в кассе ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «КУЖФ «ЮСТАС» пояснил, что общество не взимает плату за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды; приборы учета принимаются в эксплуатацию на основании актов, представляемых гражданами; общество не оказывает дополнительных услуг населению, дополнительные услуги, в том числе, связанные с опломбировкой места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей, оказываются подрядной организацией ООО «ЖС «УЮТ»; представить реестр лиц, которыми были оплачены услуги по опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета общество не может, так как учет не велся. Однако, в адрес управления поступила информация ООО «КУЖФ «ЮСТАС» (исх.№172 от 04.03.2013, вх.№3062 от 05.03.2013), согласно которой управляющая компания производит возврат денежных средств за пломбировку мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, в соответствии с приказом №4 от 26 февраля 2013 года «О возврате денежных средств за опломбировку мест установки приборов учета горячей и холодной воды».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №473-10-12 пришла к следующим выводам.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила).

При этом согласно нормам-дефинициям, содержащимся в пункте 3 указанного нормативного акта, «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «внутридомовые инженерные системы» - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме; «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; «индивидуальный прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким договором, исходя из фактических обстоятельств дела и норм жилищного законодательства, является договор управления многоквартирным домом, заключаемым в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ.

В соответствии пунктом 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с пунктом 22 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно пункту 23 Правил и подпункту 1 пункта 3 приложения 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:

 

,

 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Таким образом, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержит и четкого определения момента возникновения оснований для применения  порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил.

Вместе с тем, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

В свою очередь корреспондирующие вышеуказанным обязанностям потребителя права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен  исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы  индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Анализ действующего законодательства позволяет Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 473-10-12 прийти к выводу о том, что сложившаяся практика по опломбированию места установки приборов учета холодной и горячей воды в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС» является практикой, не обусловленной требованиями действующего законодательства, и направленной на обеспечение интересов всех жителей многоквартирного дома, а, следовательно, интересов управляющей компании, принявшей на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом. Таким образом, получение владельцами индивидуальных  приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «КУЖФ «ЮСТАС», ООО «ЖС «УЮТ» указанной «услуги» за плату владельцами помещений вызвано тем, что ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета (которая осуществляется за плату).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», которые были вынуждены обратиться в управляющую компанию за опломбировкой места установки приборов учета холодной и горячей воды и оплатить эти работы для дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов учета, несмотря на то, что опломбировка места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством.

Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрев аналитический отчет анализа рынка услуг по управлению жилыми многоквартирными домами, находящимися под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», установила, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100 %, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «КУЖФ «ЮСТАС» признано доминирующим.

На рассмотрение дела 07 мая 2013 года ООО «КУЖФ «ЮСТАС» представило информацию, согласно которой на сайте управляющей компании (www.ustas24.ru) указано: «Возврат денежных средств за опломбировку. Уважаемые жители! ООО «КУЖФ «ЮСТАС» производит возврат денежных средств за опломбировку индивидуальных приборов учета. Для получения денежных средств необходимо предоставить документы, подтверждающие оплату за опломбировку приборов учета». Также на подъездах домов, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», были размещены объявления следующего содержания: «Уважаемые жители! ООО «Компания по управлению жилищным фондом «ЮСТАС» производит возврат денежных средств за опломбировку узлов учета. Для получения денежных средств необходимо предоставить документы подтверждающие оплату за опломбировку узлов учета. Администрация ООО «КУЖФ «ЮСТАС». Кроме того, управляющей компанией представлены копии платежных документов для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, подтверждающие возврат денежных средств за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «КУЖФ «ЮСТАС», выразившиеся во взимании платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
  2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №473-10-12 в отношении ООО «КУЖФ «ЮСТАС», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

С.И. Шмыгин

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 10223 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 473-10-12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10223 [type] => solution [language] => ru [created] => 1369129174 [changed] => 1369129174 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1369129174 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО «КУЖФ «ЮСТАС»

ул. Словцова, 13 а

г. Красноярск, 660130

 

ООО «ЖС «УЮТ»

ул. Гусарова, 6, кв. 11,

г. Красноярск, 660130

 

ООО «ЖС Ветлужанка «Краспромэнергоремонт»

ул. Словцова, 13 а

г. Красноярск, 660130

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№473-10-12 от 21 мая 2013 года                                                                                           г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 07 мая 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2013 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Шмыгин С.И., государственный инспектор отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 473-10-12, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компания по управлению жилищным фондом «ЮСТАС» (юридический адрес: 660130, г. Красноярск, ул. Петра Словцова, 13 а) (далее – ООО «КУЖФ «ЮСТАС», управляющая компания, ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

при участии в заседании Комиссии по рассмотрению дела №473-10-12:

от ООО «КУЖФ «ЮСТАС»: <…>

ООО «ЖС Ветлужанка «Краспромэнергоремонт», ООО «ЖС «УЮТ» надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения настоящего дела на заседание Комиссии не явились, своих представителей не направили.

В связи с поступлением в адрес Красноярского УФАС России обращений граждан <…> (вх.№11858 от 20.07.2012), <…> (вх.№13875 от 17.08.2012) на действия ООО «КУЖФ «ЮСТАС», выразившиеся во взимании платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, в размере 400 рублей за один прибор, приказом Красноярского УФАС России от 02 ноября 2012 года №826 возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

Определением от 06.11.2012 года рассмотрение дела №473-10-12 назначено на 22.11.2012 в 12:00, к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

Определением от 22.11.2012 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 11.12.2012 в 10:00, в связи с необходимостью представления дополнительной информации ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела перенесено с 10:00 11.12.2012 на 09:30, стороны уведомлены о месте и времени рассмотрения дела телефонограммой.

Определением от 11.12.2012 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 18.01.2013 в 10:00, в связи с необходимостью представления дополнительной информации ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела перенесено с 10:00 18.01.2013 на 14:30, стороны уведомлены о месте и времени рассмотрения дела телефонограммой.

Определением от 18.01.2013 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 04.03.2013 в 10:30, в связи с необходимостью представления ООО «КУЖФ «ЮСТАС» дополнительной информации.

Определением от 04.03.2013 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 30.04.2013 в 10:30, в связи с необходимостью представления ООО «КУЖФ «ЮСТАС» дополнительной информации.

В ходе заседания Комиссии был объявлен перерыв по делу №473-10-12 с 30.04.2013 до 07.05.2013 в 17:00, в связи с необходимостью уточнения представленной ответчиком информации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ООО «КУЖФ «ЮСТАС» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1062463061253, ИНН/КПП 2463082639/246301001.

ООО «ЖС «УЮТ» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1122468033160, ИНН/КПП 2463238156/246301001.

09.06.2012 г. между ООО «КУЖФ «ЮСТАС» и ООО «ЖС «УЮТ» заключен договор №1/12 на текущее содержание и ремонт инженерных конструктивных элементов и придомовой территории от 09.06.2012 г.

ООО «КУЖФ «ЮСТАС» и ООО «ЖС «УЮТ» составляет одну группу лиц в соответствии с положениями части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку в соответствии с учредительными документами, учредитель ООО «ЖС «УЮТ» <…> имеет в силу своего участия в ООО «КУЖФ «ЮСТАС» пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на долю в уставном капитале ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действие (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

В соответствии с решениями общего собрания собственников помещений жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.Гусарова,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 17,19,20,21а,22,23,25,27,28,30,32,33,38,46,48,49,50,51,52,53,54,57,58,59,60,61,62,63,64,65,68,69,71,72,73,74,75,76,77,79,80; ул. Мирошниченко, 1,2,4,6; ул. Словцова, 2,3,4,6,7,8,9,11,12,13; ул. Чернышева, 2; ул. Садовая, 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,15,17,18,19,21,22,23 ответчик избран в качестве управляющей этими домами организацией, что подтверждено соответствующими протоколами.

Из информации представленной ООО «КУЖФ «ЮСТАС» (исх.№545 от 30.08.2012, вх.№14724 от 30.08.2012), следует, что дополнительные услуги, в том числе, связанные с опломбировкой места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей, в том числе платные оказываются подрядной организацией ООО «ЖС «УЮТ».

Управлением в адрес ООО «ЖС «УЮТ» был направлен запрос (исх.№16102 от 03.10.2012). По информации представленной обществом (вх.№ 17861 от 19.10.2012), следует, что услуга по опломбировке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды производится управляющей компанией.

Из заявлений граждан <…> (вх.№11858 от 20.07.2012), <…> (вх.№13875 от 17.08.2012), и приложенных материалов к ним, следует, что денежные средства за оплату услуг по опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды оплачивались в кассе ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «КУЖФ «ЮСТАС» пояснил, что общество не взимает плату за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды; приборы учета принимаются в эксплуатацию на основании актов, представляемых гражданами; общество не оказывает дополнительных услуг населению, дополнительные услуги, в том числе, связанные с опломбировкой места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей, оказываются подрядной организацией ООО «ЖС «УЮТ»; представить реестр лиц, которыми были оплачены услуги по опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета общество не может, так как учет не велся. Однако, в адрес управления поступила информация ООО «КУЖФ «ЮСТАС» (исх.№172 от 04.03.2013, вх.№3062 от 05.03.2013), согласно которой управляющая компания производит возврат денежных средств за пломбировку мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, в соответствии с приказом №4 от 26 февраля 2013 года «О возврате денежных средств за опломбировку мест установки приборов учета горячей и холодной воды».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №473-10-12 пришла к следующим выводам.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила).

При этом согласно нормам-дефинициям, содержащимся в пункте 3 указанного нормативного акта, «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «внутридомовые инженерные системы» - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме; «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; «индивидуальный прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким договором, исходя из фактических обстоятельств дела и норм жилищного законодательства, является договор управления многоквартирным домом, заключаемым в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ.

В соответствии пунктом 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с пунктом 22 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно пункту 23 Правил и подпункту 1 пункта 3 приложения 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:

 

,

 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Таким образом, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержит и четкого определения момента возникновения оснований для применения  порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил.

Вместе с тем, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

В свою очередь корреспондирующие вышеуказанным обязанностям потребителя права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен  исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы  индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Анализ действующего законодательства позволяет Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 473-10-12 прийти к выводу о том, что сложившаяся практика по опломбированию места установки приборов учета холодной и горячей воды в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС» является практикой, не обусловленной требованиями действующего законодательства, и направленной на обеспечение интересов всех жителей многоквартирного дома, а, следовательно, интересов управляющей компании, принявшей на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом. Таким образом, получение владельцами индивидуальных  приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «КУЖФ «ЮСТАС», ООО «ЖС «УЮТ» указанной «услуги» за плату владельцами помещений вызвано тем, что ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета (которая осуществляется за плату).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», которые были вынуждены обратиться в управляющую компанию за опломбировкой места установки приборов учета холодной и горячей воды и оплатить эти работы для дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов учета, несмотря на то, что опломбировка места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством.

Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрев аналитический отчет анализа рынка услуг по управлению жилыми многоквартирными домами, находящимися под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», установила, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100 %, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «КУЖФ «ЮСТАС» признано доминирующим.

На рассмотрение дела 07 мая 2013 года ООО «КУЖФ «ЮСТАС» представило информацию, согласно которой на сайте управляющей компании (www.ustas24.ru) указано: «Возврат денежных средств за опломбировку. Уважаемые жители! ООО «КУЖФ «ЮСТАС» производит возврат денежных средств за опломбировку индивидуальных приборов учета. Для получения денежных средств необходимо предоставить документы, подтверждающие оплату за опломбировку приборов учета». Также на подъездах домов, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», были размещены объявления следующего содержания: «Уважаемые жители! ООО «Компания по управлению жилищным фондом «ЮСТАС» производит возврат денежных средств за опломбировку узлов учета. Для получения денежных средств необходимо предоставить документы подтверждающие оплату за опломбировку узлов учета. Администрация ООО «КУЖФ «ЮСТАС». Кроме того, управляющей компанией представлены копии платежных документов для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, подтверждающие возврат денежных средств за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «КУЖФ «ЮСТАС», выразившиеся во взимании платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
  2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №473-10-12 в отношении ООО «КУЖФ «ЮСТАС», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

С.И. Шмыгин

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ООО «КУЖФ «ЮСТАС»

ул. Словцова, 13 а

г. Красноярск, 660130

 

ООО «ЖС «УЮТ»

ул. Гусарова, 6, кв. 11,

г. Красноярск, 660130

 

ООО «ЖС Ветлужанка «Краспромэнергоремонт»

ул. Словцова, 13 а

г. Красноярск, 660130

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№473-10-12 от 21 мая 2013 года                                                                                           г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 07 мая 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 21 мая 2013 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Шмыгин С.И., государственный инспектор отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 473-10-12, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Компания по управлению жилищным фондом «ЮСТАС» (юридический адрес: 660130, г. Красноярск, ул. Петра Словцова, 13 а) (далее – ООО «КУЖФ «ЮСТАС», управляющая компания, ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

при участии в заседании Комиссии по рассмотрению дела №473-10-12:

от ООО «КУЖФ «ЮСТАС»: <…>

ООО «ЖС Ветлужанка «Краспромэнергоремонт», ООО «ЖС «УЮТ» надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения настоящего дела на заседание Комиссии не явились, своих представителей не направили.

В связи с поступлением в адрес Красноярского УФАС России обращений граждан <…> (вх.№11858 от 20.07.2012), <…> (вх.№13875 от 17.08.2012) на действия ООО «КУЖФ «ЮСТАС», выразившиеся во взимании платы за опломбировку мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, в размере 400 рублей за один прибор, приказом Красноярского УФАС России от 02 ноября 2012 года №826 возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

Определением от 06.11.2012 года рассмотрение дела №473-10-12 назначено на 22.11.2012 в 12:00, к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

Определением от 22.11.2012 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 11.12.2012 в 10:00, в связи с необходимостью представления дополнительной информации ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела перенесено с 10:00 11.12.2012 на 09:30, стороны уведомлены о месте и времени рассмотрения дела телефонограммой.

Определением от 11.12.2012 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 18.01.2013 в 10:00, в связи с необходимостью представления дополнительной информации ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела перенесено с 10:00 18.01.2013 на 14:30, стороны уведомлены о месте и времени рассмотрения дела телефонограммой.

Определением от 18.01.2013 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 04.03.2013 в 10:30, в связи с необходимостью представления ООО «КУЖФ «ЮСТАС» дополнительной информации.

Определением от 04.03.2013 рассмотрение дела №473-10-12 отложено на 30.04.2013 в 10:30, в связи с необходимостью представления ООО «КУЖФ «ЮСТАС» дополнительной информации.

В ходе заседания Комиссии был объявлен перерыв по делу №473-10-12 с 30.04.2013 до 07.05.2013 в 17:00, в связи с необходимостью уточнения представленной ответчиком информации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ООО «КУЖФ «ЮСТАС» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1062463061253, ИНН/КПП 2463082639/246301001.

ООО «ЖС «УЮТ» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1122468033160, ИНН/КПП 2463238156/246301001.

09.06.2012 г. между ООО «КУЖФ «ЮСТАС» и ООО «ЖС «УЮТ» заключен договор №1/12 на текущее содержание и ремонт инженерных конструктивных элементов и придомовой территории от 09.06.2012 г.

ООО «КУЖФ «ЮСТАС» и ООО «ЖС «УЮТ» составляет одну группу лиц в соответствии с положениями части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку в соответствии с учредительными документами, учредитель ООО «ЖС «УЮТ» <…> имеет в силу своего участия в ООО «КУЖФ «ЮСТАС» пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на долю в уставном капитале ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действие (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

В соответствии с решениями общего собрания собственников помещений жилых многоквартирных домов, расположенных по ул.Гусарова,1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 17,19,20,21а,22,23,25,27,28,30,32,33,38,46,48,49,50,51,52,53,54,57,58,59,60,61,62,63,64,65,68,69,71,72,73,74,75,76,77,79,80; ул. Мирошниченко, 1,2,4,6; ул. Словцова, 2,3,4,6,7,8,9,11,12,13; ул. Чернышева, 2; ул. Садовая, 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,15,17,18,19,21,22,23 ответчик избран в качестве управляющей этими домами организацией, что подтверждено соответствующими протоколами.

Из информации представленной ООО «КУЖФ «ЮСТАС» (исх.№545 от 30.08.2012, вх.№14724 от 30.08.2012), следует, что дополнительные услуги, в том числе, связанные с опломбировкой места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей, в том числе платные оказываются подрядной организацией ООО «ЖС «УЮТ».

Управлением в адрес ООО «ЖС «УЮТ» был направлен запрос (исх.№16102 от 03.10.2012). По информации представленной обществом (вх.№ 17861 от 19.10.2012), следует, что услуга по опломбировке индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды производится управляющей компанией.

Из заявлений граждан <…> (вх.№11858 от 20.07.2012), <…> (вх.№13875 от 17.08.2012), и приложенных материалов к ним, следует, что денежные средства за оплату услуг по опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды оплачивались в кассе ООО «КУЖФ «ЮСТАС».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «КУЖФ «ЮСТАС» пояснил, что общество не взимает плату за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды; приборы учета принимаются в эксплуатацию на основании актов, представляемых гражданами; общество не оказывает дополнительных услуг населению, дополнительные услуги, в том числе, связанные с опломбировкой места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей, оказываются подрядной организацией ООО «ЖС «УЮТ»; представить реестр лиц, которыми были оплачены услуги по опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета общество не может, так как учет не велся. Однако, в адрес управления поступила информация ООО «КУЖФ «ЮСТАС» (исх.№172 от 04.03.2013, вх.№3062 от 05.03.2013), согласно которой управляющая компания производит возврат денежных средств за пломбировку мест установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, в соответствии с приказом №4 от 26 февраля 2013 года «О возврате денежных средств за опломбировку мест установки приборов учета горячей и холодной воды».

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №473-10-12 пришла к следующим выводам.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила).

При этом согласно нормам-дефинициям, содержащимся в пункте 3 указанного нормативного акта, «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «внутридомовые инженерные системы» - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме; «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; «индивидуальный прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким договором, исходя из фактических обстоятельств дела и норм жилищного законодательства, является договор управления многоквартирным домом, заключаемым в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ.

В соответствии пунктом 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с пунктом 22 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно пункту 23 Правил и подпункту 1 пункта 3 приложения 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:

 

,

 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Таким образом, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержит и четкого определения момента возникновения оснований для применения  порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил.

Вместе с тем, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

В свою очередь корреспондирующие вышеуказанным обязанностям потребителя права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен  исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы  индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Анализ действующего законодательства позволяет Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 473-10-12 прийти к выводу о том, что сложившаяся практика по опломбированию места установки приборов учета холодной и горячей воды в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС» является практикой, не обусловленной требованиями действующего законодательства, и направленной на обеспечение интересов всех жителей многоквартирного дома, а, следовательно, интересов управляющей компании, принявшей на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом. Таким образом, получение владельцами индивидуальных  приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «КУЖФ «ЮСТАС», ООО «ЖС «УЮТ» указанной «услуги» за плату владельцами помещений вызвано тем, что ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета (которая осуществляется за плату).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», которые были вынуждены обратиться в управляющую компанию за опломбировкой места установки приборов учета холодной и горячей воды и оплатить эти работы для дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов учета, несмотря на то, что опломбировка места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством.

Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрев аналитический отчет анализа рынка услуг по управлению жилыми многоквартирными домами, находящимися под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», установила, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет 100 %, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «КУЖФ «ЮСТАС» признано доминирующим.

На рассмотрение дела 07 мая 2013 года ООО «КУЖФ «ЮСТАС» представило информацию, согласно которой на сайте управляющей компании (www.ustas24.ru) указано: «Возврат денежных средств за опломбировку. Уважаемые жители! ООО «КУЖФ «ЮСТАС» производит возврат денежных средств за опломбировку индивидуальных приборов учета. Для получения денежных средств необходимо предоставить документы, подтверждающие оплату за опломбировку приборов учета». Также на подъездах домов, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», были размещены объявления следующего содержания: «Уважаемые жители! ООО «Компания по управлению жилищным фондом «ЮСТАС» производит возврат денежных средств за опломбировку узлов учета. Для получения денежных средств необходимо предоставить документы подтверждающие оплату за опломбировку узлов учета. Администрация ООО «КУЖФ «ЮСТАС». Кроме того, управляющей компанией представлены копии платежных документов для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, подтверждающие возврат денежных средств за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «КУЖФ «ЮСТАС», выразившиеся во взимании платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «КУЖФ «ЮСТАС», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
  2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №473-10-12 в отношении ООО «КУЖФ «ЮСТАС», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

С.И. Шмыгин

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 473-10-12 [format] => [safe_value] => 473-10-12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 49 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 49 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-21 09:37:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-21 09:37:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1369129174 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )