УФАС запретило власти регулировать цены

Федеральная антимонопольная служба запретила властям регионов ограничивать стоимость продуктов, дабы не допустить госрегулирования цен. В нескольких субъектах местные правительства приняли радикальные меры и установили максимальный размер торговых надбавок. В нашем же крае чиновники договорились с крупными сетями заморозить стоимость социально значимых продуктов. Чего же нам ждать - роста цен или падения, выяснила Наталья Истомина. 

- Конкретно этот сыр можно найти и за 300 рублей, а можно и за 500. У кого на сколько хватает совести - на сколько накрутить. 

Ольга Аношенко, как любая хозяйка, часто бывает в магазинах. Говорит: после Нового года ценники стали особенно бросаться в глаза. Все начало резко дорожать, причем не на два или 5 рублей, а сразу на десятки. Самое обидное - с этим ничего не поделаешь, говорит Ольга.

Ольга Аношенко, покупательница: «Народ приходит, видит цену, вздыхает, берет и идет домой. Потому что продукты - первая необходимость, и никуда не деться - их нужно в любом случае покупать». 

В пик нестабильности власти во всех регионах начали искать выход из сложившейся ситуации. Где-то губернаторы пошли на радикальный шаг и установили предельные торговые надбавки. У нас же чиновники договорились с несколькими крупными сетями о заморозке цен на социально значимые товары. В конце прошлого года министерство торговли и промышленности созвало всех журналистов, чтобы зафиксировать этот торжественный момент. 

А спустя месяцы федеральные антимонопольщики напомнили, что вообще-то стоимость товаров у нас никак не регулируется государством, и запретили региональным властям вмешиваться в ценообразование. Так-то оно так. Но шаг ведь был хороший, считают в ассоциации розничных торговцев.

Сергей Новиков, исполнительный директор Ассоциации предпринимателей розничной торговли края: «Я многих поступков нашего федерального правительства не понимаю, в том числе и этого. Потому что такие решения, честно говоря, в голове не укладываются». 

Однако местные антимонопольщики сегодня разъяснили, что красноярцам не надо расстраиваться. По мнению Олега Харченко, все подписанные нашим правительством соглашения с сетями о заморозке цен носили сугубо маркетинговый характер.

Олег Харченко, заместитель руководителя УФАС по краю: «У нас заморозки никакой не было. Отдельные сети вместо того, чтобы объявлять распродажи сезонные, назвали это сдерживанием цен. С точки зрения маркетинга можно всегда сказать: вот, такая-то сеть... И она прозвучала в положительном ключе в каких-то новостях». 

В правительстве сегодня подтвердили, что нормативных актов по заморозке цен они не принимали, а соглашения с сетями добровольные - юридической силы не имеют. Специалисты крупных торговых сетей вообще говорят, что к термину "заморозка цен" покупателям не следует относиться серьезно.

Вадим Журов, директор по маркетингу торговой сети: «Две недели назад мы отмечали тот факт, что та замороженная цена на регулярный товар уже выше рыночной цены, что существует. То есть цену заморозили, но цена уже давно ниже ушла на рынке, в другой же сети она до сих пор высокая». 

По данным красноярских статистиков, по отношению к декабрю прошлого года в марте цены на мясо выросли почти на 2%, на хлеб - почти на 6%, молоко подорожало на 4%, стоимость рыбы выросла больше, чем на 14%, но больше всего подскочили в цене овощи - сразу на 25%. При этом прогнозы экономистов неутешительны: даже с дальнейшим укреплением рубля возврата к старой стоимости не будет. Эксперты говорят: закон рынка показывает, что люди хоть и жалуются, но привыкают к новым ценникам.

Наталья Истомина, Евгений Шестаков