Верховный суд не поддержал монополию на установку газосчетчиков

Высшая судебная инстанция подтвердила законность решения Красноярского УФАС, которым ОАО "Красноярскрайгаз" признано виновным в нарушении правил регистрации газовых счетчиков (дело А33-1036/2014). Оказывать услуги по установке газовых счетчиков может не только ресурсоснабжающая организация, но и любая другая, с соблюдением установленных законом требований. 

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что ОАО "Красноярскрайгаз", являясь поставщиком газа, отказалась опломбировать газовый счетчик, установленный в квартире жительницы Красноярска. Поводами для отказа стали установка прибора сервисмным центром предпринимателя, не имеющего права на выполнение соответствующего вида работ, поскольку он не является специализированной организацией, уполномоченной устанавливать и обслуживать приборы учета газа, а кроме того у него отсутствует свидетельство саморегулируемой организации строителей о допуске к выполнению опасных работ.

Красноярское УФАС России не нашло доводы ОАО "Красноярсккрайгаз" обоснованными и привлекло поставщика газа к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП ("Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности").  Обществу было назначено минимально возможное в данном случае наказание – штраф в размере 50000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, газоснабжающее предприятие обратилось в суд.

Арбитражный суд Красноярского края, рассматривая дело в первой инстанции установил, что предприниматель, установивший газосчетчик имел сертификат соответствия оказываемых им услуг по установке (монтажу), наладке, ремонту и обслуживанию приборов учета расхода газа. Отдельно суд подчеркнул, что "установка прибора учета газа неспециализированной организацией, исходя из содержания Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ ["Об энергоэффективности и энергосбережении и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"], не является основанием для отказа в опломбировке прибора учета газа". Тем самым ссылка ресурсоснабжающей организации на возможность выполнения работ только газораспределительной или иной специализированной организацией была признана краевым арбитражным судом необоснованной. Не содержат оснований отказа для опломбировки приборов учета и регулирующие этот вопрос – Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователей помещений в многоквартирных домах, указал АС края в своем решении. Оба документа устанавливают лишь условия, при которых счетчики должны быть опломбированы, среди которых, в том числе, их исправность. Но обстоятельства, на которые ссылался "Красноярскрайгаз", к таковым не относятся.

С этими выводами согласился и Третий арбитражный апелляционный суд, почти дословно воспроизведя их в своем постановлении.  Суд апелляционной инстанции отклонил ссылку ОАО "Красноярскрайгаз" на п. 1.11 Правил учета газа, согласно которому все работы по монтажу узлов учета газа должны выполняться организациями, имеющими разрешения Госгортехнадзора России или Минстроя России на право проведения указанных работ.  По мнению коллегии судей 3 ААС, этот документ должен применяться с учетом положений закона "Об энергоэффективности…", "который не исключает помимо служб, входящих в состав местной газораспределительной организации, производства вышеназванных работ иными лицами, отвечающим требованиям, установленным действующий законодательством".  Поскольку установка приборов учета газа не является строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, что составляет предмет регулирования Градостроительного кодекса, суд обоснованно отверг довод ресурсоснабжающей организации о необходимости наличия у исполнителя работ по установке счетчика газа свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ, обоснованный ссылкой на этот документ.

Верховный суд, куда обратилось не согласное с вынесенными по делу судебными актами ОАО "Красноярскрайгаз", подтвердил их законность и обоснованность.  В своем постановлении ВС еще раз подчеркнул, что законом "Об энергосбережении…" не предусмотрено такое основание для отказа в опломбировке прибора учета газа как установление прибора учета без допуска саморегулируемой организации. Помимо этого, ВС разъяснил, что отказано в опломбировке счетчиков может быть только при отсутствии условий для ввода приборов учета в эксплуатацию, предусмотренных п. 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Применительно к установке новых счетчиков условиями их опломбировки (т.е. ввода в эксплуатацию) являются: соответствие заводского номера на  приборе  учета  номеру, указанному в его паспорте, а также соответствие прибора  учета  технической  документации изготовителя и его работоспособность.  Отсутствие названных условий по логике Верховного суда, надлежит рассматривать в качестве оснований отказа в опломбировке приборов учета, перечень которых является исчерпывающим. Поскольку у ОАО "Красноярскрайгаз" не имелось таких оснований и обратное им не было доказано, действия поставщика газа правомерно квалифицированы судами как уклонение от опломбировки счетчика, образующие состав вмененного ему правонарушения.