Экспертный совет по рекламе оценил курящего банковского клиента и "обнаженку" напротив детдома

Открывая очередное заседание экспертного совета по рекламе при Красноярском УФАС, замруководителя ведомства Олег Харченко рассказал, что лето для антимонопольщиков было отмечено наплывом жалоб на рассылку интернет-рекламы. Все эти случаи, впрочем, он охарактеризовал как "не очень интересные с точки зрения правоприменения".

Первой в повестке значилась печатная реклама торгово-сервисной сети "Автомотив", посвященная услугам по обслуживанию автомобильных аккумуляторов, но содержащая изображение девушки в одежде медицинского работника. Харченко отдельно обратил внимание экспертов на прическу фотомодели.

- Может быть, в ролевых играх это и уместно, но медицинским работникам нельзя волосы распускать, — резонно заметил замглавы Красноярского УФАС.

Упоминание о ролевых играх заметно взволновало экспертов, которые в итоге сошлись на том, что предлагаемые услуги по определению не могут иметь лечебных свойств, а, значит, девушка точно не будет воспринята потребителями как врач. "То, что она в руках держит, не похоже на дефибриллятор, нет?", — без особой надежды поинтересовался Харченко. Но нет — нарушения п.4 ч.5 ст.5 ФЗ "О рекламе" в данном случае совет не усмотрел.

Далее эксперты разбирались с наружной рекламой спортивно-оздоровительного центра "ТОНУС-КЛУБ", размещенная на фасаде жилого дома в Красноярске, по ул. Молокова. Заявителя встревожило, что реклама "сообщает о возможности избавления от таких заболеваний как лишний вес, варикоз, целлюлит, отеки, боли в спине и суставах, при этом оказываемые услуги медицинскими не являются". В соответствии с п. 6 ч. 5 ст.5 ФЗ „О рекламе“ в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезней, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Бдительный совет, однако, указал, что хоть рекламируются и не медицинские услуги, но и перечисленные явления, строго говоря, болезнями счесть нельзя, а, следовательно, ни о каком нарушении тоже говорить не приходится.

Редкое единодушие эксперты продемонстрировали и по следующему вопросу. Сознательный житель Норильска пожаловался на распространяемую в городе рекламу развлекательного мероприятия в клубе "Рублев" — он усмотрел в афишах "матерные слова". Изучив раздаточный материал, вслед за норильчанином нецензурную лексику усмотрели и все члены экспертного совета. Тот факт, что некоторые буквы были заменены на английские, организацию не спас; напротив, это стало поводом вменить ей в вину  к ч. 6 ст.5 ФЗ "О рекламе" еще одно нарушение — использование в рекламе иностранных слов без русского перевода.

- Даже с учетом северной специфики? — поинтересовался Харченко, подразумевая, возможно, суровые заполярные нравы, требующие столь же суровых средств воздействия на потребителя. Но даже северная специфика не помешала совету проголосовать за признание рекламы ненадлежащей.

Епархия "на тоненького" включила в повестку девичье тело, размещенное на баннере неподалеку от красноярского детского дома "Родничок" и сопровождаемое слоганом "Испытай новые ощущения в новом месте…". Тело рекламирует "Relax-студию "Reflex", и поначалу именно неприятное сочетание двух англоязычных слов в названии организации больше всего возмутило эстетически настроенную часть экспертного совета. Потом – сразу на черно-белом листке с изображением баннера было не разглядеть – выяснилось, что девушка обнажена. Несмотря на то, что создатели изображения предприимчиво прикрыли соски на грудях звездочками, "ню", с учетом места распространения, было признано неуместным, а реклама – ненадлежащей.

После этого в повестке осталось два вопроса, связанных с рекламой услуг из банковского сектора. ОАО КБ "Кедр" отправил на экспертный совет своего представителя, которая долго и аргументировано доказывала, что нарисованный в рекламном буклете курящий человечек – это вовсе не человечек, а "графическое изображение", часть художественного замысла. Представитель банка указала, что "законодательство прямо не дает определения непосредственно процесса курения", но по смыслу существующих формулировок курение – это скорее процесс вдыхания именно человеком (не графическим изображением) дыма. Она объяснила, что здесь рекламируется не курение, а банковские услуги, и картинка "направлена на формирование первичного интереса и побуждение потребителя к обращению в банк для возможной реализации банковских услуг". Кроме того, банк уже озаботился тем, что не рекомендовал своим филиалам распространять буклет, а сама реклама была изготовлена до усиления борьбы с курением.  

Большинство экспертов в итоге воздержались от оценки спорного изображения, зато не смог смолчать представитель епархии: он сказал, что лично ему банк "по-человечески жаль", но в изображении "есть подтекст" — нарисованный персонаж явно не является отрицательным героем, а, напротив, должен ассоциироваться у клиента банка с положительным семьянином.

- У нас и так большинство мужчин курит, — посетовал батюшка. После этого судьба рекламы была предрешена – большинством голосов эксперты ее "осудили" по п.3 ч.5 ст.5 ФЗ "О рекламе".

В заключение совет прояснял вопрос о соответствии рекламы ООО Коммерческий банк "Канский" требованиям п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе". В логотипе банка используется выражение "since 1865", которое, по мнению заявителя, вводит в заблуждение потребителей рекламы и создает ложное мнение о том, что банк оказывает свои услуги с 1865 года. Как следует из пояснений банка, своим предтечей они полагают местное казначейство, приписанное к отделению III разряда Государственного банка, открытого в Красноярске как раз в 1865 году. Поскольку юридически подтвердить эту преемственность коммерческое учреждение не в силах, эксперты посчитали это формальным, но все-таки имеющим место нарушением.

За сим заседание было окончено.