ДОЛГИЙ МАРШРУТ В АЭРОПОРТ

Как уже сообщалось, с 5 июня в красноярский аэропорт Емельяново начал курсировать из краевого центра круглосуточный экспресс.
 

С железнодорожного и междугороднего автовокзалов пассажиров доставляют до места назначения или обратно в город комфортабельные автобусы германской марки всего за 83 рубля 50 копеек. Трудно переоценить социальную значимость давно ожидаемого события. Несколько лет, с момента прекращения в 2011 году действия маршрута N 135 "Междугородний автовокзал - аэропорт Емельяново", жители и гости Красноярска поднимали вопрос в разных инстанциях о восстановлении такого сообщения. И вот свершилось. Но, как рассказывают в Красноярском Управлении федеральной антимонопольной службы России, именно им пришлось усердно побороться за очевидно полезное дело не менее двух лет.

Когда предприятие, осуществлявшее прежде пассажирские перевозки на данном маршруте, прекратило работу, сославшись на нерентабельность маршрута, в администрацию аэропорта посыпались жалобы. Люди вынуждены были добираться за 40 километров личным транспортом, на такси или ловить проходящие междугородние автобусы, которые не всегда останавливались в аэропорту. Особенно проблематично было успеть к самолётам, вылетающим в 6 утра. Требовалось прибыть уже к 4.00. А прилёты рейсов в аэропорт начинаются ориентировочно с 3.30 утра. Естественно, что заинтересованными сторонами возобновления специализированного маршрута были как пассажиры, так и аэропорт Емельяново, представители "ЭРА Терминал". Они провели исследование, по данным которого, например, за 2012 год через воздушные ворота Красноярского края прошло рекордное количество пассажиров - более 1,9 миллиона человек. Статистика показывает и сегодня, что ежедневно в аэропорт и из него проходит поток от 5 до 7 тысяч пассажиров и их встречающих или провожающих.

Когда, вынужденные на определённом этапе подключиться к решению данной проблемы, красноярские антимонопольщики провели собственное анкетирование, было установлено, что более 78 процентов опрошенных граждан считают необходимым установить автобусное сообщение по маршруту: "город Красноярск - аэропорт Емельяново - город Красноярск". Тем более, что проходящие в другие населённые пункты мимо аэропорта междугородние автобусы не могут обеспечить потребности возросшего пассажиропотока, а в ночное время пригородное сообщение вообще отсутствует.

Подключиться же к решению вопроса Красноярскому УФАС пришлось именно потому, что в краевом Минтрансе считали по-прежнему маршрут нерентабельным, а услуги проходящих мимо аэропорта автобусов - достаточными для удовлетворения потребностей его пассажиров. Казалось бы, действительно, промежуточную остановку в аэропорту Емельяново должны иметь 19 проходящих мимо автобусных маршрутов. Но, как говорилось выше, они не всегда останавливаются и не обеспечивают обслуживание в часы пик. И в этих обстоятельствах нашёлся перевозчик, который счёл работу на маршруте "Красноярск - аэропорт Емельяново - Красноярск" достаточно выгодной, и предложил свои услуги ещё в 2012 году. При этом он мог бы закрыть всю потребность в сообщении с аэропортом. Это, кстати, то самое предприятие - ООО "Крас-Бус", которому наконец-то с июня нынешнего года и поручено обслуживать маршрут. Однако два года назад этой же компании было отказано в открытии нового, столь социально значимого и востребованного маршрута и в согласовании его расписания.

Нужда в таком сообщении заставила в 2012 году ООО "Эра Терминал", действовавшего от имени аэропорта Емельяново, заключить всё-таки с "Крас-Бусом" договор на заказные перевозки авиапассажиров и составить свой график движения. Но это было обходом существующих законов - перевозки пассажиров по регулярному маршруту в отсутствии утверждённого паспорта и согласованного расписания движения автобусов считались незаконными. Одновременно и необоснованный отказ Минтранса также нарушал антимонопольное законодательство. Вот эту коллизию и вынуждено было в течение двух лет решать Красноярское УФАС.

Его сотрудники рассказывают, что и красноярский аэропорт Емельяново, и транспортная компания "Крас-Бус" обращались в антимонопольную службу за содействием. Администрацию аэропорта подталкивали многочисленные жалобы пассажиров и желание наладить более качественное их обслуживание. А "Крас-Бус" считал, что ущемлены его экономические интересы как субъекта предпринимательской деятельности. В результате ещё год назад конфликт рассмотрела комиссия Красноярского УФАС и нашла отказ в открытии маршрута "город Красноярск - аэропорт Емельяново - город Красноярск" необоснованным. Но потребовался ещё целый год и недюжинная настойчивость антимонопольной службы края, прежде чем вопрос был решён положительно. Столь долгие проволочки, как объясняют в Красноярском УФАС, оправдывались тем, что процедура открытия новых междугородних маршрутов в Красноярском крае на сегодняшний день не полностью урегулирована. Но, согласно статье 6 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда отношения прямо не урегулированы законом или соглашением сторон, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. Такие законодательные акты, касающиеся открытия новых маршрутов в крае действуют.

Но главным аргументом в решении проблемы УФАС считает не только наличие ряда необходимых законодательных аналогий, но, прежде всего, доказанную востребованность функционирования социально значимого маршрута, который сегодня сделал сообщение краевого центра с аэропортом Емельяново удобным и доступным по стоимости.