Протокол Общественного совета при Красноярском УФАС России от 14.12.2023

 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ КРАСНОЯРСКОМ УФАС РОССИИ

П Р О Т О К О Л

14 «декабря» 2023 года                                                                                        г. Красноярск

Председательствующий – В.А. Захаров

Присутствовали:

 

Члены Общественного совета при Красноярском УФАС России

Баранов П.О., Деревягина О.Г. (по ВКС), Лапунов Г.С. (по ВКС), Лужбин Е.Л.,  Капошко Е.В., Нестеров А.Л.,

 

 

Представители Красноярского УФАС России

 

 

 

 

Мерзляков В.Л., Фомушкина Ю.В.,

Бехтерева Т.Ю., Романюта М.Г.

 

1. Нарушение антимонопольного законодательства при установлении в положении о закупках случаев проведения закупки у единственного поставщика

 (М.Г. Романюта, заместитель начальника аналитического отдела)

В своем докладе Мария Геннадьевна поделилась практикой ведомства, связанной с выявлением нарушений антимонопольного законодательства при установлении в положении о закупках случаев проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Так, за истекший период 2023 года Красноярским УФАС России рассмотрено более 20 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившимся, в том числе:

1) в установлении заказчиком необоснованно высокой стоимости закупки, на которую заказчик вправе осуществить единовременную закупку у единственного поставщика (2, 3, 5 и более млн. рублей);

2) в отсутствие совокупного годового объёма закупок, на который заказчик вправе совершить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании данного пункта;

3) в указании в Положении о закупках возможности заключения договоров с единственным поставщиком по оказанию конкретных видов работ и услуг:

 - связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудовании, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

- аренда движимого имущества;

- поставка запасных частей, узлов, агрегатов и других расходных материалов к арендуемой технике;

- технологическое обслуживание и ремонт арендуемого имущества;

- поставка продовольственных товаров и т.д.

4) в указании в Положении о закупках возможности заключения договоров с единственным поставщиком, если закупка товаров, работ, услуг осуществляется при отсутствии на рынке конкуренции поставщиков;

5) в указании в Положении о закупках возможности заключения договоров с единственным поставщиком в случае преемственности (повторной закупки) в целях совместимости с первоначальной закупкой.

Также Мария Геннадьевна обратила внимание на практику судов по рассматриваемой теме, из которой однозначно следует, что закупка у единственного поставщика целесообразна только в том случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам.

Суды отмечают, что отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.

При это праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует обязанность по обеспечению возможности участия юридических и физических лиц в закупке на конкурентной основе, стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, несоблюдение заказчиками требований Закона № 223-ФЗ, вне зависимости от способа закупки, свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

В заключение своего доклада Романюта М.Г. сообщила о конкретных примерах из практики ведомства о нарушении хозяйствующими субъектами положений запретов, предусмотренных антимонопольным законодательством.

 

Решили единогласно:

  1. Принять доклад Романюты М.Г. к сведению.

2. Вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления по комплексному развитию территорий и их влияния на конкуренцию на товарных рынках

(Лужбин Е.Л., вице-президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата»)

 

Доклад на указанную тему Лужбин Е.Л. озвучил в ходе проведения IV Всероссийской научно-практической конференции общественных советов ФАС России (далее – Конференция), в котором приняли участие члены Совета, присутствующие на его заседании.

Лужбин Е.Л. в ходе своего выступления отметил, что проблематика рассматриваемой темы заключается в наличии существенных недостатков правового регулирования реализации КРТ, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В частности, негативное влияние на конкуренцию и риск создания преимущественного положения конкретному хозяйствующему субъекту может оказать недостаточная урегулированность вопросов выбора территории для реализации КРТ, ее развития и процедуры проведения торгов на право осуществления КРТ. В преимущественном положении могут оказаться крупные ритейл-субъекты и оптовые логистические центры, поскольку реализация КРТ в существующем виде может привести к устранению с рынка действующих на этих территориях предприятий, в том числе высокотехнологичных и социально-направленных.

Вместе с тем, как сообщил докладчик, при поддержке Красноярского УФАС России, членами Общественного совета была доведена вышеуказанная проблема до сведения депутатского корпуса, общественной палаты и регионального отделения народного фронта, резолюциями которых была приостановлена реализация КРТ в Красноярском крае.

По окончании своего доклада Лужбин Е.Л. отметил, что проблемы КРТ носят Российский характер в связи с существенными недостатками правового регулирования и предложил Общественному совету ФАС России предметно рассмотреть данную тему и оказать содействие по введению моратория на реализацию КРТ, а также оказать содействие в подготовке изменений в Градостроительный кодекс в целях устранения недостатков правового регулирования.

 

После проведения Конференции члены Совета вернулись к обсуждению доклада Лужбина Е.Л. на указанную тему.

 

Решили единогласно:

  1. Принять к сведению доклад Лужбина Е.Л.
  2. Отметить результативность принятых мер.

 

  

3. Обсуждение итогов IV Всероссийской научно-практической конференции общественных советов ФАС России

(Все члены Совета)

 

По окончании заседания Совета его члены обсудили итоги IV Всероссийской научно-практической конференции общественных советов ФАС России и доклады, озвученные на ней, приняли во внимания предложения по улучшению деятельности общественного совета при территориальном органе и повышению ее эффективности. 

 

Решили единогласно:

  1. Принять к сведению информацию, озвученную в ходе проведения Конференции.  

 

Председатель Общественного

Совета при Красноярском УФАС России                                                           В.А. Захаров

 

 

Согл. Фомушкина 

части 1 и 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018.

Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2021 № 306-ЭС21-1158.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 по делу № А60-47219/2014».

Часть 1 и 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

№ 38-17-20 (024/01/17-2348/2020), № 024/01/17-2564/2022.

Часть 1 и 5 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комплексное развитие территории.

Дата проведения Совета: 
14 декабря 2023, 13:00