Протокол Экспертного совета, заседание которого состоялось 01 ноября 2023 года

ПРОТОКОЛ

заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

при Красноярском УФАС России

01 ноября 2023 года

Красноярск, пр.Мира, 81 «Д»

Председатель                                                                                                     Ю.В. Фомушкина

Члены Экспертного совета                                                                                  Т.Ю. Бехтерева

Н.О. Еськова,

                                                                Е.Б.Байкалова,

                                                                Н. С. Арутюнян,

К. В. Ботулу

С.А. Парфенчук

В.Г. Исаев

С.Г. Рубцов

Д.М. Лепухов

О.Ю. Самохвалова

                             

Повестка заседания

1. Нарушает ли рассматриваемая реклама требования ФЗ «О рекламе» в части использования выражения «Мы № 1»?

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение физического лица по факту размещения рекламной конструкции службы доставки суши и ролов «Ёбидоёби», расположенной при съезде с виадука в сторону остановки «147 школа» следующего содержания: «Ёбидоёби  sushi & roll_ Мы № 1_ потому что 8 млн заказов – это вам не шутки* а если точнее, то  доставили уже 8 022 656 заказов_ ИП Бадьина А.А. ИНН 246607677268 ОГРН 321246800158692», «Ёбидоёби. Мы № 1_ для 3.3 миллионов клиентов в России и СНГ. Спасибо что с нами! Вы лучшие».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание  интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая Реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. Реклама призвана формировать и поддерживать интерес к товарам и услугам, реализуемым соответствующим рекламодателем.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

На основании пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой Рекламе содержится утверждение: «Мы № 1».

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» При рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам указано, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре, его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

 

Председатель обратился к Экспертному совету, предложив высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

Вопрос на голосование:

а) нарушает ли рассматриваемая реклама ООО «Ёбидоёби» «Мы № 1_ Потому что 8 миллионов заказов это вам не шутка» требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»?

б) нарушает ли реклама службы доставки суши и роллов ООО «Ёбидоёби» «Мы № 1_ для 3.3 миллионов клиентов в России и СНГ. Спасибо что с нами! Вы лучшие!» требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»?

 

 

Голосовали:

За: а) 10  б) 11  

Против: а) 0 б) 0

Воздержались: а) 1 б) 0

 

2. Нарушает ли реклама службы доставки ФЗ «О рекламе» в части использования оскорбительных образов?

 

Председатель сообщил о том, что в  адрес Красноярского УФАС России от физического лица поступило обращение по факту распространения на рекламных конструкциях непристойной, по мнению заявителя,  рекламы службы доставки суши и роллов «Ёбидоёби».

Согласно приложению к обращению, на рекламных баннерах компании доставки суши и роллов «Ёбидоёби» изображены мужчина и женщина в одежде; изображение сопровождает следующий текст: «что они себе позволяют», «бесстыжие цены на новинки».

В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста.

 

 

Председатель обратился к Экспертному совету, предложив высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

Вопрос на голосование: нарушает ли реклама службы доставки «Ёбидоёби» требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»?

 

Голосовали:

За: 0

Против: 11

Воздержались: 0

 

3. Содержатся ли в рекламе дезинсекционных услуг ООО «ДезаРус» непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения?

 

Председатель сообщил о том, что в адрес Красноярского УФАС России от физического лица поступило заявление по факту распространения рекламы следующего содержания «Заказные убийства тараканов, клопов, крыс, клещей 8-995-619-01-21 https://dezarus.tb.ru».

В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении профессии, социальной категории.

Рекламный текст «ЗАКАЗНЫЕ УБИЙСТВА тараканов, клопов» может восприниматься как неэтичная, поскольку может вызывать негативные ассоциации, связанные с преступной деятельностью, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.

 

Председатель обратился к Экспертному совету, предложив высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

Вопрос на голосование: нарушает ли рассматриваемая реклама требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»?

 

Голосовали:

За: 0

Против: 11

Воздержались: 0

 

4. Является ли предложение, озвученное менеджером, рекламным?

 

Председатель сообщил о том, что в адрес Красноярского УФАС России поступило обращение физического лица по факту поступления на используемый им абонентский номер от стороннего номера звонка с предложением услуг банков без согласия заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования.

Квалифицирующим признаком информации как рекламном является именно ее адресованность неопределенному кругу лиц.

При разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте такой информации указания на ее конкретного получателя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она получена.

Членами экспертного совета заслушана аудиозапись телефонного разговора.

 

Председатель обратился к Экспертному совету, предложив высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

Вопрос на голосование: является ли предложение, озвученное менеджером – рекламным?

 

Голосовали:

За: 1

Против: 9

Воздержались: 1

 

5. Правомерно ли использование слова «Ёбидоёби» в рекламе службы доставки суши и роллов?

 

При рассмотрении обращений в отношении рекламы службы доставки суши и роллов «Ёбидоёби», указанных выше, рассматривается вопрос о правомерности использования в рекламе торгового наименования «Ёбидоёби».

В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении профессии, социальной категории.

Арбитражным судом Красноярского края рассмотрено дело № А33-31075/2022 и вынесено решение обязать общество с ограниченной ответственностью «ЁБИДОЁБИ» (ИНН 2465142629, ОГРН 1162468066298) изменить фирменное наименование юридического лица путем внесения изменений в учредительные документы и представления в регистрирующий орган документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Суд постановил, что слово «Ёбидоёби» не является одним из общеизвестных матерных слов, но состоит из употребления подряд двух слов, образованных от общеизвестного матерного слова на букву «е». Следовательно, значительная часть потребителей может воспринять его как бранное.

По мнению суда, у большинства российских потребителей нет знаний японского языка, поэтому они могут воспринимать слово «Ёбидоёби» как относящееся к нецензурным.

А использование ассоциаций с сексуальными действиями и публичное использование ассоциаций с матерным словом, очевидно, противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Апелляционная и кассационная инстанции данное решение поддержали, согласившись с выводом суда первой инстанции о том, что содержащееся в фирменном наименовании ответчика слово «ЁБИДОЁБИ» является обозначением, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали, так как, находясь в информационном поле неограниченного числа лиц, с существенной долей вероятности слово вызовет ассоциации с бранной ненормативной лексикой русского языка.

 

Председатель обратился к Экспертному совету, предложив высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

Вопрос на голосование: нарушает ли использование слова «Ёбидоёби» в рекламе часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»?

 

Голосовали:

За: 11

Против: 0

Воздержались: 0

 

  1. а) Понимается ли слово Планета в рекламе, как обозначение ТРЦ «Планета»?

б) Нарушает ли реклама службы доставки СУШИSELL требования ФЗ «О рекламе» в части не соответствия действительности сведений о преимуществах услуги доставки СУШИSELL перед находящимися в обороте услугами ТРЦ «Планета»?

 

Председатель сообщил, что в адрес Красноярского УФАС России поступило обращение ООО «Планетамолл-Красноярск» с просьбой о принятии мер по факту размещения рекламной конструкции по адресу: ул. Авиаторов, напротив дома по ул. Алексеева, 39  следующего содержания: «СУШИSELL» - это быстрее, чем искать парковку на Планете в пятницу, 30 минут доставка по городу», а так же распространения листовки следующего содержания: СУШИSELL» - это быстрее, чем искать парковку на Планете в пятницу», на оборотной стороне листовки надписи: «ближе к городу быстрее к людям» на указанной листовке изображено здание с вывеской «ПЛАНЕТА ПЛАНЕТА» схожее с ТДЦ «Планета».

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В рассматриваемой рекламе идет сравнение своих услуг – доставки роллов и суши с услугами торгового центра, т.е. субъектами разных рынков.

 

Председатель обратился к Экспертному совету, предложив высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

 

Вопросы на голосование:

а) Однозначно ли понимается ли слово Планета в рекламе, как обозначение ТРЦ «Планета»?

б) Можно ли признать,  что данная реклама содержит сведения о  преимуществах услуги доставки СУШИSELL перед находящимися в обороте услугами ТРЦ «Планета»?

в) Нарушает ли рассматриваемая реклама службы доставки СУШИSELL  требования части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в части не соответствия действительности сведений о преимуществах услуги доставки СУШИSELL?

 

Голосовали:

За: а) 10   б) 0   в)  0

Против: а) 0   б) 11   в) 8

Воздержались: а) 1   б) 0   в) 3

 

 

7. Можно ли отнести рассматриваемую информацию к рекламе алкогольной продукции?

 

Председатель сообщил, что в адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Управления архитектуры администрации города Красноярска по факту распространения рекламы алкогольной продукции хозяйствующим субъектом – владельцем закусочной «Сиська Пива», нарушающей требования ФЗ «О рекламе».

Указанная реклама размещена на окнах первого этажа многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. им. газеты «Красноярский рабочий», д. 53 следующего содержания: «Пива Забери у меня пива! Лучшее сами знаете что! Более 20 сортов пенного. С пивом лучшее сочетание на каждый день. Зачем нужна, если в ней нет пива? Большой выбор закусок».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно пункта 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их
изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого данным Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Таким образом, если в рекламе организации (продавца алкогольной продукции) четко не указан товар, который не относится к алкогольной продукции, реклама такой организации не допускается к размещению на рекламных конструкциях.

Председатель обратился к Экспертному совету, предложив высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

Вопрос на голосование: можно ли отнести рассматриваемую информацию к рекламе алкогольной продукции?

 

Голосовали:

За: 11

Против: 0

Воздержались: 0

 

  1. Можно ли рассматривать данную рекламу как непристойную?

 

 Председатель сообщил, что в адрес Красноярского УФАС России из Енисейского управления Роскомнадзора поступило заявление физического лица по факту распространения непристойной рекламы оператора связи «Телекома» по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, д. 37 , что нарушает, по мнению Заявителя, требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

                                                                                                                                                   В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов.

При рассмотрении рекламной информации при первом взгляде кажется, что в руках девушки изображен «товар для взрослых». Только при детальном рассмотрении фотографии, можно сделать вывод, что изображение, напоминающее «товар для взрослых», - это рука и плечо девушки.

 

Председатель обратился к Экспертному совету, предложив высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

Вопрос на голосование: можно ли рассматривать данную рекламу как непристойную?

 

Голосовали:

За: 11

Против: 0

Воздержались: 0

 

Принятые решения

 

  1. По первому вопросу принято решение о том, что распространяемаяреклама службы доставки суши и роллов «Ёбидоёби» нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
  2. По второму вопросу принято решение о том, что распространяемая на рекламных конструкциях реклама службы доставки суши и роллов «Ёбидоёби» не нарушает часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
  3. По третьему вопросу в отношении ООО «ДезаРус» принято решение, что реклама не нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
  4. По четвертому вопросу принято решение о признании информации озвученной менеджером «Центра поддержки бизнеса» - персональным предложением.
  5. По пятому вопросу принято решение о том, что использование в рекламе службы доставки суши и роллов слова «Ёбидоёби» нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
  6. По шестому вопросу принято решение о том, что в рекламе идет речь о ТРЦ «Планета». А также принято решение, о том, что реклама службы доставки суши и роллов «Суши Селл» не нарушает требования ФЗ «О рекламе».
  7. По седьмому вопросу принято решение о том, что информацию, размещенную на фасаде здания, где расположен магазин разливных напитков «Сиська пива» можно рассматривать как рекламу алкогольной продукции.
  8. По восьмому вопросу принято решение о том, что реклама интернет провайдера нарушает часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

 

 

 

 

 

Председатель Экспертного совета                                                                   Ю.В. Фомушкина

 

 

Дата проведения Совета: 
3 ноября 2023, 15:50