Протокол заседания Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

Протокол

заседания Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Совет)

 

29 июня 2020 года

11 часов 00 минут

г. Красноярск

 

В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) и угрозой ее распространения заседание Общественного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Совет) состоялось в формате web-видеоконференции.

 

Председательствовал:

Захаров В.А., председатель Совета - председатель Красноярского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

 

Присутствовали:

Члены Совета:

Андрияшкин В.Н. – исполнительный директор Регионального отделения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей  Красноярского края»;

Войлошников В.А. - директор ООО «Устье»;

Деревягина О.Е. - старший преподаватель кафедры предпринимательского, конкурентного и финансового права ЮИ ФГАОУ ВО «СФУ»;

Лужбин Е.Л.- вице-президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата»;

Гречишкин А.С., - представитель Лапунова Г.С., первого вице-президента Союза товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края;

Сотрудники ФАС России (территориального органа):

Захаров В.М. – руководитель Красноярского УФАС России;

Годованюк А.А., секретарь Совета – заместитель руководителя Красноярского УФАС России;

Сергань С.А. – заместитель начальника правового отдела Красноярского УФАС России;

Бехтерева Т.Ю. - старший государственный инспектор отдела естественных монополий Красноярского УФАС России;

 

Повестка дня:

1. Аспекты конкуренции между медицинскими организациями, оказывающими медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования, в условиях пандемии  (докладчик - вице-президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Лужбин Е.Л.).

2. Практика выдачи заключений Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельствах) в условиях принятых ограничительных мер в связи с распространением короновирусной инфекции COVID-19 и её влияние на конкуренцию (докладчик - вице-президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Лужбин Е.Л.).

3. Заключение дополнительных соглашений к договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, увеличивающих срок выполнения мероприятий. Проблема привлечения сетевых организаций к административной ответственности, сроки привлечения, последствия отсутствия урегулирования в действующем законодательстве порядка заключения данных дополнительных соглашений (докладчик – Сергань И.А., заместитель начальника правового отдела Красноярского УФАС России).

4. Обсуждение документов, направленных ФАС России в рамках поручения №АЦ/38731/20 от 08.05.2020:

  1. Публичной декларации целей и задач ФАС России на 2020 год;
  2. Отчета об исполнении Публичной декларации целей и задач ФАС России за 2019 год;
  3. Ведомственного плана Федеральной антимонопольной службы по реализации Концепции открытости на 2020 год;
  4. Отчета об исполнении Ведомственного плана Федеральной антимонопольной службы по реализации Концепции открытости за 2019 год;
  5. Плана ФАС России по реализации мероприятий в области открытых на 2020 год и графика раскрытия ФАС России приоритетных социально значимых наборов данных;
  6. Отчета об исполнении Плана ФАС России по реализации мероприятий в области открытых на 2020 год и графика раскрытия ФАС России приоритетных социально значимых наборов данных за 2019 год;
  7. Переченя проектов общественно-значимых НПА, которые планируются к разработке в 2020 году, опубликованного на официальном сайте ФАС России (fas.gov.ru/pages/otkryitoe-vedomstvo/perechen_proektov_npa_na_2020_god).

 

Захаров В.А., как председатель ОС, озвучил повестку заседания Совета.

 

1. Аспекты конкуренции между медицинскими организациями, оказывающими медицинские услуги в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), в условиях пандемии 

(докладчик - вице-президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Лужбин Е.Л.).

Лужбин Е.Л. отметил, что в целом ситуация на рынке ОМС в период пандемии не изменилась. Отметил, что организации столкнулись с такой проблемой как неоплата Фондом ОСМ услуг, оказанных свыше установленного объема.

Лужбин Е.Л. сообщил, что в Союз «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» обращаются частные клиники. Содержание обращения – возможность получения выплат из федерального бюджета врачам, работающим в частных клиниках, которые в период пандемии осуществляют прием пациентов, заболевших коронавирусом и оказавшихся в группе риска по COVID-19. На основании поступивших обращений подготовлен документ о даче разъяснений и направлен в Министерство здравоохранения Красноярского края. Ответ до настоящего времени не поступил.

 

2. Практика выдачи заключений Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельствах) в условиях принятых ограничительных мер в связи с распространением короновирусной инфекции COVID-19 и её влияние на конкуренцию

(докладчик - вице-президент Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» Лужбин Е.Л.).

 

Лужбин Е.Л.  сообщил, что Правительство Российской Федерации поручило Торгово-промышленной палате и ее региональным отделениям производить  выдачу заключений об обстоятельствах непреодолимой силы для внешнеэкономических и внутрироссийских сделок.

Отметил, что в соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации к обстоятельствам непреодолимой силы не относится отсутствие финансовых средств у контрагента. Соответственно, Торгово-промышленная палата России и ее региональные отделения не могут давать заключений при невыполнении контрагентом обязательств по оплате по договорам аренды, лизинга, и иным договорам, в том числе вытекающим из кредитных обязательств.

При этом Лужбин Е.Л. обратил внимание, что сложившаяся ситуация с коронавирусной инфекцией была признана форс-мажорной Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным судом Российской Федерации (обзоры судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 21.04.2020 и 30.04.2020), в связи с чем с 26.03.2020 Торгово-промышленной палатой России и ее региональными отделениями стали выдаваться соответствующие заключения при неоплате по договорам аренды, лизинга, и иным договорам, в том числе вытекающим из кредитных обязательств,

За период пандемии в Центрально-Сибирскую торгово-промышленную палату поступило около 800 обращений, по итогам рассмотрения которых было выдано более 300 заключений. Отказ в выдаче заключения в подавляющем большинстве случаев обусловлен непредставлением заявителем документов, подтверждающих наличие форс-мажорных обстоятельств.

Также Лужбин Е.Л. в своем докладе рассмотрел положения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 №762-р «Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости» и их реализацию на уровне субъекта РФ – Красноярского края.

 

3. Заключение дополнительных соглашений к договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, увеличивающих срок выполнения мероприятий. Проблема привлечения сетевых организаций к административной ответственности, сроки привлечения, последствия отсутствия урегулирования в действующем законодательстве порядка заключения данных дополнительных соглашений

(докладчик – Сергань И.А., заместитель начальника правового отдела Красноярского УФАС России).

 

В своем докладе Сергань И.А. рассмотрела вопрос о порядке осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, определенном Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 (далее – Правила). Предельный срок осуществления указанных мероприятий установлен пунктом 16 Правил, в зависимости от необходимости строительства или отдаленности объектов он может быть разный – 1 год, 2 года, 6 месяцев и т.п.; в случае нарушения сетевыми организациями – субъектами естественных монополий данного срока осуществления мероприятий указанные действия входят в состав нарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП.

Сергань И.А. обратила внимание на то, что Правилами не урегулировано продление данных сроков путем заключения дополнительных соглашений, однако фактически данные сроки продлеваются по различным причинам, в том числе по инициативе заявителей, что породило противоречивую правоприменительную практику относительно возможности заключения данных дополнительных соглашений и, как следствие, правомерности привлечения к ответственности по ст. 9.21 КоАП.

В своем докладе Сергань И.А. выделила следующие позиции судов:

  1. Срок выполнения мероприятий является императивным, вследствие чего сделка считается ничтожной. Данная практика имеется на уровне Третьего арбитражного апелляционного суда.
  2. Заключение дополнительных соглашений входит в предмет гражданско-правового законодательства и не подпадает под состав ст. 9.21 КоАП.

Руководствуясь второй, либо первой позицией суды приходят к выводу, что в случае наличия дополнительного соглашения срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП (1 год) начинает течь с момента истечения срока по основному договору. Ввиду того, что, в основном, антимонопольным органом инициируются проверки сетевых организаций в рамках ст. 9.21 КоАП по заявлениям потерпевших, которые обращаются после истечения сроков по дополнительным соглашениям, срок давности на момент обращения уже проходит и у антимонопольного органа отсутствует возможность применения мер административного реагирования, в том числе возможность выдачи представлений об устранении причин и условий, способствующих правонарушению.

  1. Суды указывают, что срок давности по ст. 9.21 КоАП необходимо считать с момента истечения срока осуществления мероприятий, установленных дополнительным соглашением, что говорит о правомерности заключения данного соглашения.

В завершение доклада Сергань И.А. акцентировала внимание на том, что правоприменительная практика по данному вопросу не сформирована, указанный вопрос не поступал на разрешение Верховного суда Российской Федерации, имеющиеся дела обжаловались только в кассационных инстанциях.

Отсутствие урегулирования в действующем законодательстве порядка заключения данных дополнительных соглашений, а также единообразной правоприменительной практики приводит к ущемлению интересов потребителей различных категорий, ввиду того, что в определенных случаях у антимонопольного органа отсутствуют рычаги воздействия на сетевые организации.

 

4. Обсуждение документов, направленных ФАС России в рамках поручения №АЦ/38731/20 от 08.05.2020:

 

Члены Совета с содержанием документов ознакомились, возражений, предложений, вопросов не последовало.

 

Решение, принятое на заседании Совета:

 

В срок до 06.07.2020 представить в Красноярское УФАС России вопросы и предложения, подлежащие включению к обсуждению на следующем заседании Совета.

 

 

Председатель ОС                                                                                                               В.А. Захаров

           

Ответственный секретарь ОС                                                                                      А.А. Годованюк

 

 

 

 

Дата проведения Совета: 
29 июня 2020, 11:00