Протокол заседания Экспертного совета от 14 июня 2019 года

П Р О Т О К О Л

заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе

 при Красноярском УФАС России

 

14 июня 2019 года

г. Красноярск, пр. Мира, 81 «Д»

 

Председатель

О. П. Харченко

Члены Экспертного совета

О. А. Чуракова,

Н.Д.Петряков,

Н. С. Арутюнян,

от С. Г. Рубцова - представитель Н.С.Арутюнян,

от В. А. Перекотия - представитель Н.С.Арутюнян,

от В. А. Лепешева – представитель Н.С.Арутюнян,

от Парфенчука С.А. – представитель Н.С.Арутюнян,

М.О. Шахян,

от Д. Н. Поварова – представитель М.О.Шахян,

О. Ю. Самохвалова,

от В.В.Лепухова - представитель

О.Ю.Самохвалова,

от Д. И. Юсьмы – представитель                      Н. С. Арутюнян,

от И.Г.Третьяковой – представитель Н. С. Арутюнян,

 

Повестка заседания

 

  1. В целях оценки эффективности внедрения ФАС России и ее территориальными органами механизмов реализации принципов открытости, предусмотренных Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, а также в целях повышения качества взаимодействия с референтными группами ФАС России в соответствии с Методическими рекомендациями по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013№ АМ-П36-89пр обсуждение проекта Доклада о состоянии конкуренции за 2018 год.

2. О наличии либо отсутствии рекламы на конструкциях, размещенных на фасаде помещения, в котором ООО «Ломбард Кедр» осуществляет свою деятельность.  

3. О соответствии рекламы услуг по проведению внутренней обработки сливов требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 3 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

4. О соответствии рекламы магазина «Milavitsa» требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

5. О соответствии рекламы, распространяемой эфире СМИ «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК», требованиям  части 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».

7. О наличии рекламы в журнале «TOPLIST ru» на странице 54 под названием «Лучшая база отдыха»

 

Председатель поприветствовал присутствующих членов Экспертного совета, изложил содержание повестки заседания Экспертного совета и предложил начать заседание.

 

1. Обсуждение Доклада о состоянии конкуренции за 2018 год.

Председатель сообщил о том, что Конституция Российской Федерации устанавливает гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.

Защита конкуренции и обеспечение конкурентных рыночных отношений, недопущение монополистической деятельности являются основой существования и развития рыночной экономики, а активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации, безусловно, является приоритетным направлением деятельности органов власти.

Направления структурных реформ, а также цели, задачи и принципы деятельности для решения поставленных задач определены в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее также – Указ № 618, Указ Президента Российской Федерации № 618, Указ Президента № 618, Указ).

Указом № 618 установлено, что активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

5 апреля 2018 года состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию конкуренции в стране, на котором Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни». По итогам обсуждения Президентом Российской Федерации утвержден Перечень поручений по итогам заседания Госсовета по вопросу развития конкуренции от 15.05.2018 № Пр-817ГС. Основы новой региональной политики по развитию конкуренции определены Поручением Правительства Российской Федерации от 22.05.2018 № ДМ-П13-2864.

Высокий уровень развития конкуренции во всех отраслях способен обеспечить стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности, повышение благосостояния потребителей и повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

По результатам анализа экономической ситуации в России Федеральная антимонопольная служба ежегодно представляет Доклад о состоянии конкуренции, в котором отражаются основные проблемы и перспективы развития товарных рынков, содержатся предложения по повышению эффективности их функционирования.

Оценка состояния конкуренции как в целом, так и в отдельных отраслях и сферах является важнейшим инструментом разработки и реализации государственной экономической политики.

Для возможности противостоять глобальным экономическим вызовам необходим комплекс масштабных мероприятий по содействию развитию конкуренции, а также консолидация усилий по выполнению поставленных задач как органов власти всех ветвей и уровней, так и всех институтов гражданского общества.

В целях реализации государственной политики, направленной на развитие конкуренции, органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане должны быть обеспечены систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Официальным документом, отражающим такую информацию, является Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации (далее – Доклад).

Федеральная антимонопольная служба представляет Доклад, подготовленный в соответствии с пунктом 10 частью 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Доклад служит основой для реализации органами государственной власти и местного самоуправления приоритетных направлений деятельности по обеспечению и развитию конкуренции, определенных Указом № 618.

 

Председатель обратился к Экспертному совету, предложив высказать мнения и задать интересующие вопросы.

 

Вопрос на голосование: одобряем Доклад о состоянии конкуренции за 2018 год?

Голосовали:

За: 14

Против: 0

Воздержались: 0

 

2. О наличии либо отсутствии рекламы на конструкциях, размещенных на фасаде помещения, в котором ООО «Ломбард Кедр» осуществляет свою деятельность.

Председатель сообщил присутствующим о том, что в адрес Красноярского УФАС России поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное заместителем прокурора Кировского района г. Красноярска в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Кедр» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в распространении ненадлежащей, по мнению Прокуратуры Кировского района г. Красноярска, рекламы на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кутузова,     д. 77 «А», следующего содержания: «ЛОМБАРД мы работаем круглосуточно ремонт ноутбуков и сотовых телефонов».

По мнению Прокуратуры Кировского района г. Красноярска, указанная конструкция является рекламной и направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым ООО «Ломбард Кедр» по выдаче займа и хранению вещей, осуществление которых круглосуточно запрещена законодательством о ломбардах.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством  Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

 

 Вопрос на голосование: конструкция, размещенная на фасаде помещения, в котором ООО «Ломбард Кедр» осуществляет свою деятельность, не является рекламной?

 

Голосовали:

За: 14

Против: 0

Воздержались: 0

 

3. О соответствии рекламы услуг по проведению внутренней обработки сливов требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 3 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

Председатель перешел ко второму вопросу и сообщил присутствующим о том, что Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в адрес Красноярского края передано заявление физического лица по факту распространения рекламных листовок на фасаде многоквартирного жилого дома следующего содержания: «Уважаемые жильцы! В связи с увеличением водопроводных засоров, сообщаем, что с 01.04.19 по 04.04.19 в жилых помещениях вашего дома будет производиться внутренняя обработка слива вашей ванны, раковины и унитаза БЕЗ снятия труб! Поэтому, ОБЯЗАТЕЛЬНО позвоните по телефону ниже, чтобы записаться в очередь на профилактические работы: 271-271-3. Прием заявок с 9:00 до 20:00 Режим работы. ПН-СБ ЗАПИСЫВАТЬСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО!»

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

По мнению заявителя, указанная реклама нарушает требования Федерального закона «О рекламе».

Использование слов «ОБЯЗАТЕЛЬНО» может вводить в заблуждение потребителей относительно обязательной необходимости срочного проведения внутренней обработки сливов  в течение определенного периода времени.  

 

Председатель обратился к членам Экспертного совета и предложил высказать мнения.

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

 

Вопрос на голосование: реклама услуг по проведению внутренней обработки сливов нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 3 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе»?

Голосовали:

За: 14

Против: 0

Воздержались: 0  

 

3. О соответствии рекламы магазина «Milavitsa» требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Председатель сообщил о том, что в адрес Красноярского УФАС России поступило заявления физического лица по факту распространения на пересечении ул. Авиаторов и ул. Алексеева наружной рекламы магазина «Milavitsa».

По мнению заявителя, учитывая то обстоятельство, что реклама размещена возле ТРЦ «Планета» - в месте скопления людей, в том числе детей, не достигших совершеннолетия, изображение обнаженной женщины негативно сказывается на их психике.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

 

Председатель предложил просмотреть видеозаписи рекламных роликов.

 

Председатель обратился к членам Экспертного совета и предложил высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

 

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

 

Вопрос на голосование: реклама магазина «Milavitsa» не нарушает требования части  6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»?

         Голосовали:

За: 13

Против: 0

Воздержались: 1

 

4. О соответствии рекламы, распространяемой эфире СМИ «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК», требованиям  части 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».

 

Председатель сообщил членам Экспертного совета о поступлении в адрес Красноярского УФАС России материалов систематического наблюдения Енисейского управления Роскомнадзора в отношении ООО «ТК 8 КАНАЛ» по факту распространения в период с 14.01.2019 по 20.01.2019 в эфире СМИ «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» рекламы в объеме, превышающем допустимый частью 3 статьи 14 Федерального закона от «О рекламе».

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

Согласно свидетельству о регистрации СМИ телеканал «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК» зарегистрирован в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера.

На основании части 11 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» требования, установленные частями 1 - 10, 14.1 настоящей статьи, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.

Однако для того, чтобы требования части 11 статьи 14 Федерального закона «О рекламе», могли быть применимы средство массовой информации, специализирующееся на сообщениях и материалах рекламного характера должно осуществлять трансляцию на основании лицензии на вещание, при этом продолжительность рекламы, транслируемой такой телепрограммой, должна составлять восемьдесят и более процентов фактического вещания в течение суток.

Продолжительность рекламы, выходящей в эфир в рамках СМИ «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК», составляет менее восьмидесяти процентов времени вещания в течение суток и превышает двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток.

По данному факту Красноярским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела ООО «ТК 8 КАНАЛ» представлены письменные пояснения из которых следует, что за счет использования товарных знаков резко повышается отличительная способность товаров и услуг от товаров и услуг конкурентов. Зачастую рекламируется не товар или услуга, и не сам рекламодатель, а товарный знак. В эфире всего выпуска программы «Новости» на телеканале присутствует логотип спонсора ООО «СвязьТехнология», данную программу необходимо также считать рекламой, так как используется иной способ наложения рекламы, как логотип спонсора. Следовательно,  продолжительность рекламы, выходящей в эфир в рамках СМИ «ВОСЬМОЙ KAНAЛ КРАСНОЯРСК», составляет более 80% времени фактического вещания в течение суток.

 

Председатель обратился к Экспертному совету и предложил высказать мнения.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

 

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

 

Вопрос на голосование: реклама, распространяемая эфире СМИ «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК», соответствует требованиям  части 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе»?

 

Голосовали:

За:11

Против:0

Воздержались:3

 

5. О наличии рекламы в журнале «TOPLIST ru» на странице 54 под названием «Лучшая база отдыха».

Председатель обратился к членам Экспертного совета и сообщил о том, что в адрес Красноярского УФАС России поступило обращение ООО «Эко-парк «Адмирал» по факту распространения ООО «МЕДИАСФЕРА» рекламы, размещенной в печатном издании - журнале «TOPLIST ru» под названием «Лучшая база отдыха», в которой приведен рейтинг ряда баз отдыха Красноярского края, в числе которых на последнем месте указана база отдыха «Адмирал».

По мнению заявителя, вышеуказанная Реклама нарушает требования  Федерального закона «О рекламе», так как содержит недостоверную информацию о рейтинге баз отдыха Красноярского края.

По данному факту Красноярским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела ООО «МЕДИАСФЕРА» были представлены письменные пояснения, из которых следует «…Печатная версия TOPLIST.ru является отражением рейтингов различных организаций (ресторанов, магазинов и т.д.) на сайте toplist.ru. В настоящее время на сайте представлены 9 категорий {красота, здоровье, отдых, еда, дети, ЗОЖ, покупки, интерьер, свадьбы), в которых собраны тематические списки организаций. Рейтинги открытые. Любой желающий может зайти на сайт в любую категорию и отдать свой голос любому частнику. Голос отдается выбором звезд - от 1 до 5. Проголосовать можно один раз в сутки за одного участника каждого рейтинга. Таким образом, формируется рейтинг. В связи с тем, что сайт работает на стандартной системе 1 С Битрикс и использует стандартные модули системы рейтингов и голосований, которые не предусматривают возможности изменения количества голосов или оценок, со стороны администраторов «накручивание» голосов техническими средствами административной панели невозможно. Результаты голосований не сохраняются, меняются динамически в зависимости от количества голосов. Соответственно узнать рейтинг можно в реальном времени и только на этот момент.

Голосование на сайте toplist.ru проводится круглосуточно в режиме нон-стоп и не имеет каких-либо ограничений для категорий пользователей. Таким образом, это абсолютно открытое волеизъявление пользователей сети Интернет. Участие в голосовании бесплатное, в список для голосований может быть включен любой участник. Также любой участник, который не желает участвовать в голосовании, по его просьбе в любой удобной форме может быть исключен из списка для голосования… Следует отметить, что в рейтингах печатной версии TOPLIST.ru указывается только общеизвестное название участника (без указания юридического лица, организационно-правовой формы, товарного знака, контактных сведений и т.д.). При публикации рейтингов редакцией toplist.ru не преследуются цели привлечения внимания к конкретным участникам голосования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижения на рынке. В то же время данные рейтинги являются выбором пользователей сети Интернет и в печатной версии публикуются только десять лучших участников. Соответственно, говоря о лучших в своей отрасли сложно предположить, что целью таких действий может являться недобросовестная или недостоверная реклама».

Учитывая позицию ответчика о том, что данный материал не является рекламным и выдается в издании, как справочно-информационный материал, не имеющий в качестве основной цели продвижение товаров (услуг) на рынке, в адрес Красноярского УФАС России поступило ходатайство генерального директора  ООО «Медиасфера» о рассмотрении вопроса на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Красноярском УФАС России.

 

Председатель обратился к Экспертному совету, предложил высказать мнения.

Перед членами Экспертного совета выступил генеральный директор                 ООО «Медиасфера» и высказал свою позицию по поставленному вопросу.

Желающие члены Экспертного совета высказали свои мнения по поставленному вопросу.

 

Председатель предложил членам Экспертного совета перейти к голосованию.

 

Вопрос на голосование: информация, размещенная в журнале «TOPLIST ru» на странице 54 под названием «Лучшая база отдыха», не является рекламой?

Голосовали:

За: 13

Против: 0

Воздержались:1

 

Принятые решения

 

  1. По результатам обсуждения Доклада о состоянии конкуренции за 2018 год, большинство членов Экспертного совета одобрили его содержание.  
  2. По второму вопросу о  наличии либо отсутствии рекламы на конструкциях, размещенных на фасаде помещения, в котором                         ООО «Ломбард Кедр» осуществляет свою деятельность, члены Экспертного совета приняли решение об отсутствии рекламы.  
  3. По третьему  вопросу о соответствии рекламы услуг по проведению внутренней обработки сливов требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 3 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе» принято решение наличии нарушения Федерального закона «О рекламе».
  4. По четвертому вопросу о соответствии рекламы магазина «Milavitsa» требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» большинство членов Экспертного совета проголосовали за  отсутствие нарушения законодательства о рекламе. 
  5. По вопросу о соответствии рекламы, распространяемой эфире СМИ «ВОСЬМОЙ КАНАЛ КРАСНОЯРСК», требованиям  части 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» большинство членов Экспертного совета приняли решение об отсутствии нарушения законодательства о рекламе.
  6. По вопросу о наличии рекламы в журнале «TOPLIST ru» на странице 54 под названием «Лучшая база отдыха» большинством голосов членов Экспертного совета принято решение об отсутствии рекламы.

 

 

Председатель Экспертного совета

 

Ответственный секретарь

 

О.П. Харченко

 

О.А.Чуракова  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чуракова Ольга Анатольевна

(391) 211-18-30

Дата проведения Совета: 
14 июня 2019, 18:06