Повестка заседания Экспертного совета на 04.09.2014

Сообщаем о том, что 04 сентября 2014 года в 16:00 в Красноярском УФАС России состоится очередное заседание Экспертного совета.

       1. В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица, содержащее указание на факт распространения в газете «АвтоСтоп-Красноярск» № 30 рекламы Торгово-сервисной сети «Автомотив», содержащей, по мнению заявителя, образ медицинского работника.

    В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

2. В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица, содержащее указание на факт распространения ненадлежащей, по мнению заявителя, рекламы, размещенной на шумоизоляционном ограждении в районе многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова, д. 1.

В заявлении указано на то обстоятельство, что реклама спортивно-оздоровительного центра «ТОНУС-КЛУБ» сообщает о возможности избавления от таких заболеваний как: лишний вес, варикоз, целлюлит, отеки, боли в спине и суставах, при этом указанная организация не является медицинской.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезней, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.  

3.  В ФАС России поступило заявление физического лица о проведении проверки по факту распространения в г. Норильске рекламы развлекательного мероприятия в клубе «Рублев». Учитывая подведомственность территории распространения рекламы, указанное заявление было передано ФАС России для рассмотрения в адрес Красноярского УФАС России.

По мнению заявителя, указанная реклама нарушает требования законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку «..афиши содержали в себе матерные слова. Некоторые буквы были заменены с русских на английские или на цифры, а части графем отсутствовали. Но это не мешало прочтению данных слов…».

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия.

4. В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица о распространении по адресу: г. Красноярск, ул. Щорса, 41 рекламных буклетов ОАО КБ «КЕДР», следующего содержания: «…Партнерство. Услуги для бизнеса. Банк Кедр. Успеха! Снижение расходов предприятия. Экономия времени. Оптимизация денежных потоков…www.kedrbank.com… ЗАО КБ «КЕДР». Генеральная лицензия ЦБ РФ № 1574…». По мнению заявителя, на странице 6 указанной рекламы содержится изображение образа человека демонстрирующего процесс курения.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

По данному факту Красноярским УФАС России в отношении ОАО КБ «КЕДР» было возбуждено дело № 193 по признакам нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального  закона «О рекламе» (далее – Дело).

В письменных пояснениях, представленных ОАО КБ «КЕДР» в материалы дела указано следующее: «…Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение табака представляет собой использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления. Данная формулировка фактически дублирует положения закона действовавшего на момент  разработки и изготовления макета № 87-ФЗ от 10.07.2011г. «Об ограничении курения табака»: курение табака - вдыхание дыма тлеющих табачных изделий.

Законодательство РФ прямо не дает определения непосредственного процесса курения. По смыслу вышеуказанных формулировок, курение представляет собой процесс вдыхания человеком дыма тлеющих табачных изделий.

В рассматриваемом макете отсутствует изображение людей, используются графические изображения, являющиеся художественным замыслом. Абстрактные изображения, являющиеся неотъемлемой частью художественного замысла, облегчают восприятие информации и выполнены в нереалистичном стиле.

Кроме того, принятые законодателем меры, направленные на усиление борьбы с курением, направлены, в первую очередь, на ограничение стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия (п.5 ст.11, п.1 ст.16 ФЗ от I 2.2013г.№ 15-ФЗ). В представленном макете в качестве объекта рекламирования, на привлечение внимания к которому направлена реклама, согласно трактовке, установленной в п.2 ст.3 ФЗ от 13.03.2006 от № 38-Ф3, являются банковские услуги: расчетно-кассовое обслуживание, инкассация, депозиты, международные операции и валютный контроль, зарплатные проекты, корпоративные пластиковые карты, эквайринг, операции с ценными бумагами, кредитование. Страница 6 макета направлена на формирование первичного интереса и побуждение потребителя к обращению в Банк для возможной реализации банковских услуг в части осуществления международных операций и валютного контроля. Привлечение внимания реализовано через раскрытие данного направления в непосредственном перечислении осуществляемых Банком действий, а также через указание роли Банка на российском и международном денежных рынках…».

В назначенное время на рассмотрение Дела явилась представитель ОАО КБ «КЕДР» по доверенности и заявила ходатайство о включении вопроса о соответствии спорной рекламы требованиям Федерального закона «О рекламе» в повестку заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Красноярском УФАС России. Комиссией Красноярского УФАС России было принято решение об удовлетворении ходатайства ОАО КБ «КЕДР».

5. В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление жителя                   г. Красноярска на действия Коммерческого банка «Канский», выразившиеся во включении в логотип банка, используемого в рекламе, следующего выражения: «since 1865». В заявлении указано, что согласно словарю английского языка, слово «since» переводится как: «после того», «с тех пор», «с тех времен», в связи с чем, по мнению заявителя, в практике делового оборота и в общеупотребительном понимании пользователей рекламы, указанная в контексте логотипа  фраза понимается как: «Банк Канский существует с 1865». Воспроизведение в наименовании данного банка вышеприведенной фразы создает у потребителей данной рекламы ложное мнение о том, что Банк «Канский» оказывает свои услуги с 1865 года, что вводит меня, как потенциального клиента в заблуждение…».

В ходе проведенной проверки Красноярским УФАС России были получены пояснения представителя ООО КБ «Канский», содержащие следующие сведения: «…По общедоступной информации в сети Интернет, а именно на сайте Центрального Банка Российской Федерации, на сайте КБ «Канский» ООО…, на сайте Бюджетной системы Российской Федерации… указано, что по документам Госархива в 1865 г. В Красноярске было открыто Отделение III разряда Государственного банка, что подтверждается»памятной книжкой Енисейской губернии». К Красноярскому отделению Госбанка были приписаны 5 казначейств, которые находились в окружных центрах губернии (Красноярск, Енисейск, Канск, Ачинск, Минусинск) и централизованно кредитовали предприятия, торговцев, ремесленников Енисейской губернии. Красноярское отделение Госбанка по эффективности работы входило в число лидеров по Сибири.

В связи с преобразованием 7 декабря 1934 г. Енисейской губернии в Красноярский край, отделение Государственного банка было реорганизовано в Красноярскую краевую контору Государственного банка СССР. В 1962 г.в состав Красноярской краевой конторы Государственного банка входило 77 отделений и 3 субконторы с общим штатом 2169 работников.

1987-1989 гг. стали поворотными в истории банковской системы СССР, В условиях создания нового хозяйственного механизма была предпринята попытка построить многоуровневую банковскую систему. Красноярские краевые конторы Госбанка СССР и Стройбанка СССР были преобразованы в Красноярские краевые управления Госбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Промстройбанка СССР. При этом в отдельных районах и городах на базе бывших отделений Госбанка СССР образовались отделения вновь созданных баков с учетом специализации экономики данной административной единицы. Так, на базе Минусинского отделения Красноярской краевой конторы Госбанка СССР было образовано отделение Агропромбанка СССР, Северо-Енисейского – отделение Промстройбанка СССР.

Спустя месяц после принятия Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР Постановлением Верховного Совета РСФСР № 92-1 от 13.07.1990 Российский Республиканский банк Госбанка СССР был объявлен собственностью РСФСР и преобразован в Государственный банк РСФСР. Учреждения государственных специализированных банков в автономных республиках, краях и областях РСФСР должны были быть преобразованы в коммерческие банки до 1 января 1991 года. Таким образом, в России началось создание двухуровневой банковской системы, полностью соответствующей принципам рыночной экономики.

Уже в 1990 году на территории края было зарегистрировано 10 банков на базе филиалов спецбанков и начали создаваться коммерческие банки. В том числе и КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК «КАНСКИЙ» общество с ограниченной ответственностью.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что выражение «since 1865» имеет историческую ценность, так как с 1865г. Канское казначейство Енисейской губернии вошло в Банковскую систему Российской империи, из  которого далее преобразовалось КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК «КАНСКИЙ» общество с ограниченной ответственностью, который был зарегистрирован как самостоятельный коммерческий банк «21» ноября 1990г.

Ноябрь 1865 года можно считать стартовой датой образования КБ «Каннский» ООО в том виде, в каком банк существует в настоящее время…».

 

        Таким образом, на повестку заседания Экспертного совета выносятся следующие вопросы:

  1. Распространяются ли требования пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» на рекламу Торгово-сервисной сети «Автомотив»?
  2.  Соответствует ли реклама спортивно-оздоровительного центра «ТОНУС-КЛУБ» пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»?
  3. Соответствует ли требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама развлекательного мероприятия в клубе «Рублев»?
  4. Нарушает ли реклама ОАО КБ «КЕДР» требования пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»?
  5. Соответствует ли требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама КБ «Канский» ООО?

 

                                             

Информируем Вас о том, что материалы, содержащие изображения рекламы, рассматриваемой в рамках настоящего Экспертного совета, размещены по адресу: http://krsk.fas.gov.ru/protocol/12366

Дата проведения Совета: 
4 сентября 2014, 11:36