Необеспечение ОАО «МРСК Сибири» передачи электрической энергии надлежащего качества нарушает требования антимонопольного законодательства

Арбитражный суд Красноярского края оставил в силе решение Красноярского УФАС России о признании ОАО «МРСК Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление гражданина Коваля С.В. на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в невыполнении организационно-технологических мероприятий, которые бы привели уровень напряжения электрической энергии в жилом доме потребителя в соответствие с требованиями действующих стандартов (вх. от 14.02.2012 № 2154).

В результате рассмотрения  указанного заявления Красноярским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела комиссией Красноярского УФАС России были установлены следующие обстоятельства.

Граждане Коваль В.А., Коваль З.В., Коваль С.В. являются совладельцами индивидуального жилого дома, расположенного в г. Красноярске на ул. Подъемная. Между Ковалем В.А. и ОАО «Красноярскэнерго», правопредшественником ОАО «Красноярскэнергосбыт», заключен договор от 22.10.2003 на отпуск и потребление электроэнергии владельцем индивидуального жилого дома. На основании договора последнее обязуется подавать абоненту электроэнергию, соответствующую по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов.

В целях исполнения договора на отпуск и потребление электроэнергии с потребителем ОАО «Красноярскэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, и ОАО «МРСК Сибири», как сетевая организация, заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 14.01.2009. Пунктом 3.3.1 договора установлена обязанность ОАО «МРСК Сибири» обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности (с учетом пропускной способности электрической сети), в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.

Согласно действующему законодательству нормально допустимое напряжение в жилом доме потребителя должно находиться в пределах 209 – 231 В, предельно допустимое (в течение суток не более 1 ч. 12 мин.) – 198 – 242 В.

Вместе с тем, комиссией Красноярского УФАС России были установлены доказательства, свидетельствующие о том, что качество электрической энергии, поставляемой в жилой дом Коваля С.В., не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97, и в некоторые периоды уровень напряжения было зафиксирован в размере 140 В.

Проблема некачественного электроснабжения ул. Подъемная г. Красноярска не является вновь возникшей – первый документ, свидетельствующий о том, что ОАО «МРСК Сибири» (в лице правопредшественника) сложившаяся ситуация известна, датирован 2006 годом. ОАО «МРСК Сибири» также подтверждается, что указанная проблема обусловлена техническим состоянием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства (ВЛ 0,4 кВ, КТП 319). Сетевой организацией предпринимались определенные меры, но они не приводили к окончательному решению проблемы.

Нормами действующего законодательства установлено, что обязанность по обеспечению поставки электрической энергии надлежащего качества лежит как на гарантирующем поставщике, так и на сетевой организации.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия установила, что рассматриваемое бездействие ОАО «МРСК Сибири» свидетельствует о выходе общества за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав путем наложения на потребителей электрической энергии необоснованных ограничений, связанных с невозможностью реализовать свое право на качественное электроснабжение, в том числе, без использования дополнительных технических средств, позволяющих стабилизировать и нормализовать отклонения напряжения электроэнергии.

На основании вышеизложенного комиссией Красноярского УФАС России было принято решение о признании ОАО «МРСК Сибири»  нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в форме обеспечения выполнения организационно-технологических мероприятий, которые бы привели к передаче электрической энергии надлежащего качества потребителям.  

ОАО «МРСК Сибири» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Красноярского УФАС России. Арбитражный суд Красноярского края, рассмотрев имеющиеся материалы дела и выслушав доводы сторон, признал вынесенные Красноярским УФАС России ненормативные акты законными и обоснованными.