ФАС предлагает продлить меру по определению базового перевозчика аэропорта Норильска для сохранения и повышения транспортной доступности региона

Служба разработала соответствующий проект Постановления Правительства

 

В марте 2021 года Росавиация, Правительство Красноярского края, АО «Авиакомпания «НордСтар» и ООО «Аэропорт «Норильск» подписали соглашение об осуществлении деятельности в сфере перевозок пассажиров воздушным транспортом. Оно касается маршрутов, по которым пунктом отправления или назначения является аэропорт Норильск (Алыкель) в Красноярском крае. Авиакомпания «НордСтар» определена базовым пассажирским авиаперевозчиком аэропорта. Сейчас действие соглашения ограничено датой 31.12.2024 в связи с таким же сроком действия общих исключений. В целях сохранения положительных эффектов ФАС России в соответствии с предложением Губернатора Красноярского края предлагает продлить срок действия общих исключений по 31 декабря 2029 года.  

 

Напомним, Закон о защите конкуренции устанавливает запрет на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений между органами власти и хозсубъектами. При этом Правительству РФ предоставлено право устанавливать случаи, в которых заключение таких соглашений в течение определенного срока допускается (общие исключения)*.

 

Так, допускается заключение соглашения об определении базового авиаперевозчика для соответствующего аэропорта. Такой перевозчик обязан обеспечить гарантированный объем оказания услуг вне зависимости от загрузки воздушных судов и фактора сезонности. Вместе с тем общие исключения устанавливают специальный порядок доступа к услугам главного оператора аэропорта со стороны иных авиаперевозчиков.

 

В ходе реализации соглашения в Красноярском крае удалось сохранить и повысить показатели транспортной доступности Норильского промышленного района. Кроме того, сформирована самая широкая среди северных аэропортов России сеть регулярных пассажирских маршрутов, рейсы по которым выполняются на круглогодичной основе.

 

Все билеты в рамках соглашения реализуются по фиксированной стоимости вне зависимости от сезона и спроса с контролируемым механизмом корректировки 1 раз в год на величину не более чем уровень инфляции. Это повысило доступность перелетов для пассажиров и стало сдерживающим фактором для роста тарифов других перевозчиков. Также полностью обеспечивается потребность в кресельной ёмкости для удовлетворения пассажирского спроса вне зависимости от сезона.

 

ФАС России отмечает, что воздушный транспорт является безальтернативным видом транспорта для населения Норильского промышленного района. Он обеспечивает круглогодичное сообщение с краевым центром и другими регионами. Кроме того, природно-климатические условия создают для авиаперевозчиков дополнительные риски, связанные с задержками рейсов, уходом воздушных судов на запасные аэродромы, «перекосом» полетных графиков, необходимостью привлечения кадровых ресурсов, обладающих уникальным летным опытом в сложных условиях Арктики.

 

Наличие базового перевозчика позволяет оперативно реагировать на меняющиеся потребности территории, обеспечивает поддержку социальной стабильности и доступность авиаперевозок без привлечения бюджетных средств.

 

* постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2019 № 1590