Руководитель Красноярского УФАС Александр Годованюк на очередном заседании оперативного штаба подробно рассказал об отношениях в сфере закупок

       Вопросы контроля за ценообразованием в регионе стали основными во время заседания оперативного штаба по обеспечению устойчивости экономики Красноярского края под руководством Губернатора края Александра Усса.

       По данным министерства сельского хозяйства и торговли региона, запасы по основным товарам в регионе соответствуют нормативам. По отдельным категориям объем товара сформирован на 50 дней и более. При этом ассортимент крупных и мелких торговых сетей постоянно обновляется за счет новых поставок.

      «По данным мониторинга объем продаж круп и консервов стабилизировался. Сейчас он вернулся к среднедневным продажам начала февраля. Сохраняется спрос на сахар-песок. Однако дефицита в регионе нет. Если сахар отсутствует в каком-то магазине, то это значит, что его просто разобрали, а новые пакеты фасуются и будут выложены на полки. На прошлой неделе в регионе отгружена партия в 1200 тонн сахара», - пояснил заместитель председателя Правительства края - министр сельского хозяйства и торговли Леонид Шорохов.

        Контроль за ценообразованием обеспечивает Красноярское УФАС России. Красноярское УФАС совместно с сотрудниками прокуратуры края и Министерством сельского хозяйства принял участие в выездной проверке прокуратуры по торговым сетям Красноярска, где был выявлен ряд нарушений при ценообразовании, в том числе и на сахар.

        Как отметил глава края Александр Усс, причин для паники и ажиотажного спроса на отдельные категории товаров сейчас нет. «Ситуация по ценам выглядит, конечно, далеко не так, как нам бы хотелось. Но в то же время именно активное включение всех рычагов, которые у нас на сегодня имеются, позволяют сохранить стабильность. У нас достаточно товарных запасов, у нас нет оснований для паники», - отметил Александр Усс.

        В ходе заседания руководитель Красноярского УФАС России Александр Годованюк рассказал, что сложившаяся вокруг экономики Российской Федерации ситуация требует незамедлительной реакции в том числе в отношении сферы закупок. В федеральный Закон №44-ФЗ оперативно внесены коррективы. Так, появилось право менять существенные условия контрактов. Это позволит и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах.

       Однако наибольшие сложности в настоящий момент вызывает поставка по ранее заключенным контрактам, а также отсутствие заявок участников закупок по объявленным заказчиками процедурам.

-     В управление поступают сигналы от заказчиков, что поставщики, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, отказываются от исполнения контрактов, либо настаивают на увеличении стоимости по контрактам, - отметил Руководитель Красноярского УФАС Александр Годованюк. - Следует напомнить, что поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с целью исключения голословных заявлений о невозможности исполнить обязательства, должны быть  представлены информация и документы, подтверждающие факт того, что он предпринял все меры, чтобы надлежащим образом исполнить контракт и материалы, доказывающие обстоятельства непреодолимой силы. Поэтому поставщикам, попавшим в сложную экономическую ситуацию при исполнении контрактов, сейчас необходимо собирать такие доказательства.

         Кроме того, поставщик обязан предоставлять достоверную информацию заказчику о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта. В противном случае заказчик вправе расторгать контракты в одностороннем порядке и направлять в антимонопольный орган сведения о таких поставщиках для включения в РНП.

         Сведенья, поступившие в РНП будут рассматриваться антимонопольным органом в 5-дневный срок, и в случае неподтверждения добросовестности будут приниматься решения превентивного характера.

         На данный момент управлением уже включены в РНП два поставщика, которые заключили контракты с заказчиком – КГБУЗ «КМКБСМП им. Н.С. Карповича» на  «Поставку фруктов на 2021-2022 год» и на «Поставку с доставкой датчиков для аппарата УЗИ  VIVID E9» и не исполнили их в полном объеме. При этом не представили доказательств невозможности исполнения контрактов.

         На рассмотрении находятся материалы от лечебных учреждений об уклонении участников закупки от заключения контрактов на поставку мяса говядины на 2022-2023 г., и на поставку медицинских изделий.

         Кроме того, Красноярским УФАС России в инициативном порядке направлены  запросы заказчикам социальной сферы в Красноярске по предоставлению сведений о лицах, которые отказываются от исполнения контрактов, либо настаивают на увеличении стоимости по контрактам, либо уклоняются от заключения контрактов.

         Красноярское УФАС России также осуществляет контроль за реализацией национальных проектов в крае. Самое главное в реализации нацпроектов – это как идет нацпроект и каковы его результаты.

           По результатам оперативного совещания под председательством Алексея Подкорытова организовано рабочее взаимодействие с Правительством Красноярского края в части выработки единого подхода к внесенным изменениям в Закон №44-ФЗ, позволяющим осуществлять закупки на региональном уровне с единственным поставщиком, а также в части изменения существенных условий контракта. Ведется конструктивный диалог с профильными министерствами и ведомствами, уполномоченными на разработку проекта постановления Правительства Красноярского края, с учетом рекомендаций, разработанных ФАС России. С целью недопущения дисбаланса на конкурентных рынках, создания дискриминационных условий при введении в действие разрабатываемого проекта постановления.