В Красноярском УФАС России состоялась пресс-конференция, посвященная итогам работы Управления за 2021 год

  В ходе пресс-конференции руководитель Красноярского УФАС России и его заместители  рассказали об основных результатах работы Управления за 2021 год и планах на предстоящий период.

 

  Сегодня, 17 января 2021 года, в Красноярском УФАС России состоялась пресс-конференция руководителя Красноярского УФАС России Александра Годованюка и его заместителей - Александра Овчара и Александры Кирилловой.

  Александр Годованюк начал мероприятие с главной новости конца 2021 года, о том, что   Губернатор Красноярского края Александр Усс утвердил план мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции в Красноярском крае на 2022-2025 годы.

  Важно отметить, что «дорожная карта» была утверждена после согласования с Федеральной антимонопольной службой.

  В краевую «дорожную карту» включено более 120 мероприятий в различных сферах экономики Красноярского края, направленных на улучшение конкурентной среды в целом.

  «Принятая «дорожная карта» является одним из ключевых документов и ориентиров для органов власти и органов местного самоуправления региона для решения задач по развитию конкуренции, малого и среднего предпринимательства, отдельных сфер экономики. Важно, что результатом реализации запланированных в рамках «дорожной карты» мероприятий станет экономическое развитие и, соответственно, повышение благополучия граждан Красноярского края.» - отметил Александр Годованюк.

  Подводя итоги, Александр Годованюк сообщил о том, что Красноярское УФАС России за  2021 год рассмотрело порядка 6000 жалоб, заявлений и обращений физических и юридических лиц,  вынесло 546 постановлений о назначении административных штрафов, при этом сумма оплаченных штрафов в 2021 году составила более 60 млн. руб.

  Также в ходе мероприятия были озвучены результаты рассмотрения прецедентных дел о  нарушении антимонопольного законодательства при реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, на рынке оказания услуг по внедрению и сопровождению системы безналичного расчета за школьное питание в столовых общеобразовательных учреждений г. Красноярска, на рынке выполнения работ по благоустройству и озеленению на территории г. Красноярска, а также на рынке по предоставлению работ и услуг, связанных с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в МКД, которое было поддержано судами четырех инстанций, в том числе Верховным судом РФ.

  Вернувшись к статистическим данным, Александр Годованюк сообщил о том, что в 2021 году в адрес Красноярского  поступило 1306 жалоб по Закону о контрактной системе (44-ФЗ), и 335 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и по Закону о закупках (223-ФЗ). Соотношение рассмотренных жалоб распределяется следующим образом  70% необоснованных и  30% обоснованных жалоб из числа рассмотренных.

  Также Управление осуществляет деятельность в рамках реализации национальных проектов.  Жалоб по закупкам, проведенным в рамках национальных проектов, поступило 36, 31 из них рассмотрена, 21 жалоба признана  не обоснованной и 9 обоснованными.

  Кроме того, Красноярским УФАС России по поручению ЦА ФАС России ежемесячно проводятся 5 инициативных внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов.

  Еще одним направлением деятельности антимонопольного органа является контроль рекламы. Основная часть дел связана с незаконным распространением рекламы по сетям электросвязи (звонки, смс-сообщения, электронная почта) без согласия абонентов на ее получение. Такие нарушения фиксируются по всей и России и носят массовый характер.

  Распространение такой рекламы допустимо только при условии, что рассылка осуществляется по предварительному согласию абонента.

  При поддержке ФАС России с 2014 года в федеральный закон «О связи» были внесены важные изменения - у операторов связи появилась законная возможность применять антиспам­платформы по заявлениям абонентов. Это означает, что абонент вправе обратиться к своему оператору с требованием прекратить передачу на его телефон смс­сообщений с указанием номеров или кодов идентификации, от которых он отказывается. Важно, что эта услуга предоставляется бесплатно.

  Введение таких норм позволило минимизировать количество спам­сообщений, а также значительно упростило работу по выявлению рекламораспространителя, виновного в незаконной рассылке.

  Вторая часть пресс-конференции была посвящена докладу заместителя руководителя управления – начальника контрольного отдела Александра Овчара о положительных итогах внедрения системы обеспечения соответствия деятельности органов власти требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) и перспектив распространения данного института на хозяйствующие субъекты.

  Антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

  Александр Овчар также сообщил о том, что Красноярское УФАС России на 2022 год для совместной с другими территориальными органами специализации выбрало тему «Развитие института антимонопольного комплаенса» ввиду чего Управлением в 2022 году запланировано проведение работы по оказанию помощи органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Красноярского края в разрешении вопросов в части реализации антимонопольного комплаенса, а также планируется проведение ряда мероприятий, направленных на внедрение института антимонопольного комплаенса в деятельность хозяйствующих субъектов на территории Красноярского края. 

  Заключительная часть пресс-конференции была посвящена изменениям в законодательстве, согласно которым с 1 января 2022 года Закон о контрактной системе претерпел весьма существенную трансформацию. Временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Александра Кириллова отметила, что помимо того, что была видоизменена структура Закона, он также значительно изменился и в содержательной части. Основные изменения:

- изменился способ направления жалоб в контрольный орган и требования к их содержанию;

- сократилось количество конкурентных способов закупок;

- введен институт независимых гарантий (взамен банковских гарантий);

- сокращение срока для отмены процедуры закупок;

- отменена необходимость составления документаций при проведении электронных закупок;

- к участникам закупок с НМЦК от 20 млн руб. устанавливаются дополнительные требования;

- сокращены сроки осуществления сторонами действий, направленных на заключение контракта;

- заказчики имеют правовые основания в случае ненадлежащего исполнения поставщиками, подрядчиками, исполнителями обязательств по контракту уменьшить сумму оплаты на размер неустойки;

- сокращены сроки оплаты по контрактам.

  Самыми ожидаемыми изменениями стали изменения, связанные с порядком подачи жалоб, в том числе с учетом того, что жалобы могут быть поданы только лицами, подтвердившими свое соответствие дополнительным требованиям. Полагается, что указанные изменения позволят защитить добросовестных участников контрактной системы от действий, в том числе «профессиональных» подателей жалоб.

  «Реализация государственной политики по развитию конкуренции – это не разовое мероприятие, а одно из ключевых направлений и факторов экономического роста, следовательно, не может рассматриваться как отдельный процесс в отрыве от комплекса мероприятий, реализуемых в рамках стратегии развития экономики в целом» - закрывая пресс-конференцию, подчеркнул Александр Годованюк.