Красноярское УФАС России выдало предупреждение о прекращении действий которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Администрация Ачинского района Красноярского края

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

                НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО «Малахит» с жалобой на действия Администрации Ачинского района, связанные с принятием решения  об отказе во внесении ифзменений в разрешение на строительство многоквартирного дома на земельном участке по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал 2, участок 23.

По  результатам анализа  информации, представленной ООО «Малахит» (далее – заявитель), было установлено следующее.

Между администрацией Ачинского района и обществом с ограниченной ответственностью «МКС «Строй» 13.02.2015 заключен договор аренды № 11/15 земельного участка 24:02:7101005:478 для строительства многоквартирного пятиэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещения на первом этаже, срок действия договора -  с 11.12.15 по 10.02.2018.

ООО МКС «Строй» 02.06.2016 выдано разрешение на строительство № 24-02-43-2016.

ООО МКС «Строй» 24.04.2016 переуступило права и обязанности по договору аренды № 11/15 от 13.02.2015 ООО «Малахит», о чем общество уведомило администрацию.

Администрация 08.06.2017 внесла изменения в разрешение № 24-02-43-2016, заявителю выдано разрешение на строительство № 24-02-43-2016 сроком до 02.06.2019 в части изменения наименования застройщика с ООО МКС «Строй» на ООО «Малахит».

Между администрацией Ачинского района и ООО «МКС «Строй» 11.01.2018 заключен договор аренды № 4/18 земельного участка 24:02:7101005:478, общей площадью 4946 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал 2, участок 23, для строительства многоквартирного пятиэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже, на срок с 11.02.18 по 10.02.2021. Степень готовности объекта на момент заключения договора аренды 30%.

ООО «Малахит» 27.03.2019 обратилось в администрацию Ачинского района с заявлением, зарегистрированным за входящим номером 66, о продлении срока действия разрешения № 24-02-43-2016.

Заявителем 07.05.2019 получено письмо № 08-1360 от 15.04.2019 за подписью главы Ачинского района, которым сообщено, что заявление ООО «Малахит» от 27.03.2019 оставлено без рассмотрения, так как «услуга «Продление срока действия разрешения на строительство», регламентированная частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утратила силу с 04.08.2018».

ООО «Малахит» повторно обратилось 08.05.2019 с заявлением (исх. № 111) в администрацию Ачинского района о внесении изменений в разрешение на строительство (в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) № 24-02-43-2016 от 02.06.2016.

Письмом № 08-2075 от 29.05.2019 администрация Ачинского района отказала во внесении изменений в разрешение на строительство на основании пункта 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Полагая, что решения администрации Ачинского района Красноярского края об отказе внесения изменения в разрешение на строительство в части продления срока, оформленные письмами от 15.04.2019 № 08-1360 и от 29.05.2019 № 08-2075, нарушают действующее законодательство, права и законные интересы, ООО «Малахит» обратилось в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.01.2020 по делу № А33-18003/2019 признано незаконным решение администрации Ачинского района Красноярского края об отказе внесения изменений в разрешение на строительство в части продления срока, оформленного письмом от 29.05.2019, как несоответствующее Градостроительному кодексу.  Постановлением Третьего апелляционного арбитражного суда от 03.06.2020 по делу № А33-18003/2019 указанное решение Арбитражного суда Красноярского края оставлено без изменения.

Заявитель 17.06.2020 получил отказ (письмо исх. № 08-2237) администрации Ачинского района во внесении  изменений в разрешение на строительство в части его продления, несмотря на вступившие в силу судебные акты, предписывающие рассмотреть заявление ООО «Малахит» по существу. 

Как указывает заявитель, подобные действия препятствуют осуществлению деятельности ООО «Малахит», что выражается в невозможности принять участие в торгах по программе переселения из ветхого и аварийного жилья в Красноярском крае и по обеспечению жилыми помещениями, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 

Анализ вышеизложенных обстоятельств  позволил прийти Красноярскому УФАС России к выводу о наличии признаков нарушения администрацией Ачинского района антимонопольного законодательства ввиду следующего.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 статьи 51 ГрК РФ, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

Согласно части 21.14 статьи 51 ГрК РФ в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи.

В соответствии с частью 7 названной статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 -6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются, в том числе следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: проект организации строительства объекта капитального строительства; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ.

Согласно части 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

В соответствии с частью 19 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

ООО «Малахит» для строительства объекта капитального строительства «Многоквартирный пятиэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже (1 этап)» по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал, 2 строение № 23 администрацией Ачинского района выдано разрешение на строительство от 02.06.2016 № 24-02-43-2016.

ООО «Малахит» 08.05.2019 повторно обратилось в администрацию Ачинского района с заявлением (исх. № 111) о внесении изменений в разрешение на строительство (в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) от 02.06.2016 № 24-02-43-2016, представив весь пакет документов, предусмотренный частью 21.14 статьи 51 ГрК РФ.

Письмом от  29.05.2019 № 08-2075 администрация Ачинского района отказала во внесении изменений в разрешение на строительство на основании пункта 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ.

Пунктом 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления информации о выявленном в рамках муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству.

Таким образом, во внесении изменений в разрешение на строительство может быть отказано при наличии совокупности указанных обстоятельств, а именно при:

- наличии у уполномоченного органа местного самоуправления информации о факте отсутствия начатых работ по строительству;

- выявлении указанного факта в рамках муниципального земельного контроля.

На основании обращения (письмо исх. № 130) ООО «Малахит» в целях выявления факта начатых работ по строительству проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 24:02:7101005:478 по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал 2, участок 23.

Из акта обследования земельного участка КН24:02:7101005:478 по адресу: Ачинский район, п. Малиновка, квартал 2, участок 23 от 17.05.2019 следует, что рабочей группой в составе первого заместителя главы Ачинского района; главного специалиста, архитектор администрации Ачинского района; инженера по организации, эксплуатации и ремонту зданий и сооружений МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района; главы Малиновского сельсовета в присутствии представителей ООО «Малахит» Журавлева Дмитрия Николаевича и Ломакина Михаила Анатольевича, произведен визуальный осмотр строительной площадки для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: Ачинский район, п. Малиновка, квартал 2, участок 23.

Таким образом, муниципальный земельный контроль по факту отсутствия начатых работ по строительству не осуществлялся. Данное обстоятельство также установлено и подтверждено в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А33-26528/2019 (абз. 6 стр. 5).

В результате проведенного 17.05.2019 осмотра установлено, что «выполнены работы по организации строительной площадки, выполнено устройство котлована; дно котлована частично заполнено водой, частично покрыто травяным покровом; наземные конструкции дома отсутствуют, в связи, с чем не представляется возможным определить факт начала строительства объекта. Ограждение территории выполнено из металлического профилированного листа, высотой около одного метра, что не соответствует требованиям ГОСТ и требования проектной документации».

Из письма от 17.06.2019 № 12-7099 Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края следует, что рассмотрев обращение общества по вопросу определения объемов фактически выполненных работ на незавершенном строительством объекте «Многоквартирный пятиэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже (1 этап)», расположенном по адресу: Красноярский край, Ачинский р-он, п. Малиновка, квартал 2, стр. № 23, Службой 04.06.2019 проведен осмотр строительной площадки объекта. На момент осмотра установлено, что выполнены работы по устройству котлована.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости («Сведения о характеристиках объекта недвижимости) объект учета располагается в кадастровом квартале 24:02:7101005. На земельном участке с кадастровым номером 24:02:7101005:478. По сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером 24:02:7101005:478 значится по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал 2, участок 23. Объект учета - объект незавершенного строительства (Многоквартирный пятиэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями не первом этаже (1 этаже). Количество этажей - 6, в том числе 1 (подземный). Материал стен -кирпичные. Процент готовности - 30. Количество квартир -28. Проектируемая общая площадь ОКС составляет 2682,2 кв.м. Общая площадь квартир составляет 1467,10 кв.м. Застроенная площадь составляет 542,0 кв.м. Сведения о назначении имеют статус «Актуальные незасвидетельствованные».

Извещение о начале работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в отношении объекта: «Многоквартирный пятиэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже по адресу: Ачинский район, п. Малиновка, квартал 2, участок 23» подано в Службу строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю 17.06.2016 (входящий № 165).

В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды № 4/18 от 11.01.2018, заключённого администрацией с собственником объекта незавершённого строительства - ООО «Малахит», со сроком действия до 10.02.2021, обществом принят в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:02:7101005:478 для среднеэтажной застройки, расположенной по вышеуказанному адресу. Исходя из пункта 1.2 указанного договора, общество обладает на праве собственности многоквартирным пятиэтажным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями на момент заключения договора аренды 30%.

ООО «Малахит» представлены документы по работам, произведенным на участке, подтверждающие использование обследуемого участка по назначению, а также отражающие объем произведенных работ по задавливанию 195 свай длинной 12 метров, а именно: извещение о начале работ по строительству объекта; договоры генподряда и поставок; первичная документация, счет-фактуры, товарно-транспортные накладные, путевые листы, акты выполненных работ, на технику, услуги, материалы и железобетонные изделия и др.; технические паспорта использованных железобетонных изделий; фотоотчет производства работ; уведомление о временной консервации объекта; выписка из ЕГРН о регистрации объекта незавершенного строительства, технический план объекта незавершенного строительства.

Вышеизложенное свидетельствует о факте начатых работ, что также подтверждается первичными документами с подрядчиками, осуществляющими работы на указанном доме, иными документами, представленными в администрацию Ачинского района сопроводительным письмом 20.05.2019 (вх. № 4119), техническим заключением ООО «Пропорция» от 19.09.2019, отчетом по инженерным изысканиям на объекте, договором аренды № 4/18.

Таким образом, отсутствует совокупность обстоятельств, выражающихся в отсутствии начатых работ по строительству и выявленного факта отсутствия таких работ в рамках муниципального земельного контроля, следовательно, основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, предусмотренные пунктом 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ, у администрации отсутствовали.

С учетом вышеизложенного, решение администрации Ачинского района Красноярского края об отказе внесения изменения в разрешение на строительство в части продления срока, оформленное письмом от 29.05.2019 № 08-2075, является несоответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации, создающим препятствие для осуществления деятельности ООО «Малахит», что выражается в том числе в невозможности последующего участия в торгах по программе переселения из ветхого и аварийного жилья в Красноярском крае и по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо продажи жилых помещений (квартир) в ином порядке.

Несмотря на вступившие в законную силу решение Арбитражного суда  Красноярского края от 27.01.2020 и постановление Третьего апелляционного арбитражного суда от 03.06.2020 по делу № А33-18003/2019, предписывающих администрации Ачинского района Красноярского края в семидневный срок с даты вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ООО «Малахит» от 08.05.2019 № 111 о внесении изменений в разрешение на строительство (в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) администрация Ачинского района письмом от 17.06.2020 снова отказала во внесении изменений в разрешение на строительство в части его продления, мотивируя свой отказ тем, что заявление ООО «Малахит» будет рассмотрено после вступления в силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-18003/2019 о признании отсутствующим права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:02:7101005:809, площадь застройка 542 кв.м., со степенью готовности 30%, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п.Малиновка, квартал 3, участок 23,

Определением Арбитражного суда по Красноярскому краю от 20.06.2019 по делу № А33-18003/2019 заявление администрации Ачинского района об обеспечении иска удовлетворено частично.

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Красноярского края запрещено осуществлять кадастровый учет и совершать регистрационные действия в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 24:02:7101005:809, площадь застройки 542 кв.м, со степенью готовности объекта 30%, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал 3, участок 23.

Администрации Ачинского района отказано в удовлетворении заявления об обеспечении иска в части запрета ООО «Малахит» осуществлять строительство на территории земельного участка с кадастровым номером 24:02:7101005:478 по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал 3, участок 23.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2020 по делу № А33-18003/2019 заседание было отложено на 14.10.2020.

С учетом того, что Арбитражный суд отказал в удовлетворении обеспечительной меры в виде запрета осуществлять строительство на территории земельного участка с кадастровым номером 24:02:7101005:478 по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал 3, участок 23, основания для отложения рассмотрения заявления по причине необходимости вступления в силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-18003/2019 являются необоснованными по следующим причинам.

Как ранее было отмечено, в соответствии с частью 21.14 ГрК РФ к заявлению о внесении изменений в разрешение на строительство в части его продления прикладываются документы, в перечень которых не входит наличие правоустанавливающих документов на объект незавершенного строительства.

Кроме того, отказ суда в принятии обеспечительных мер в части запрета на строительство на территории земельного участка с кадастровым номером 24:02:7101005:478 свидетельствует о том, что ООО «Малахит» может продолжать работы по возведению жилого дома.

Таким образом, у администрации Ачинского района отсутствуют основания для не рассмотрения по существу, в соответствии с частью 21.15 ГрК РФ, заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в части продления его срока.

            Согласно части 1 статьи 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Действия администрации Ачинского района, выражающиеся в отказе во внесении изменений в разрешение на строительство в части его продления, создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности ООО «Малахит», что указывает на нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного Красноярское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает о необходимости прекращения вышеуказанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.  С этой целью администрации Ачинского района надлежит в срок до 30.11.2020:

- рассмотреть по существу заявление ООО «Малахит» от 08.05.2019 № 111 о внесении изменений в разрешение на строительство, в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство, с учетом положений Градостроительного кодекса РФ, в частности части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.