Красноярское УФАС России выдало предупреждение о прекращении действий которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

Муниципальное казенное учреждение «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства»

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

                НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение<…>с просьбой проверить законность размещения рекламных информационных щитов на остановках общественного транспорта г. Красноярска.

Из обращения заявителя следует, что с автономной некоммерческой организацией содействия благоустройству малых городов «Идеальный город» (далее – АНО «Идеальный город» и с автономной некоммерческой организацией «Чистоград» (далее – АНО «Чистоград») муниципальное казенное учреждение г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства» (далее – МКУ «УДИБ) заключило безвозмездные соглашения на оказание содействия по очистке автобусных остановок общественного транспорта от расклейки объявлений частного и коммерческого содержания «самоклея» и установке информационных щитов для размещения информационных объявлений на остановках.

 В ходе выборочного осмотра остановок г. Красноярска (остановки «Торговый центр», «Техникум», «Правый берег») заявителем не обнаружены информационные щиты АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград». Однако имеются рекламные щиты «Инфощит», «ВАН». Кроме того, продажу рекламных мест на автобусных остановках предлагает ИП Мезин А.Э. (Рекламное агентство «Рекламный альянс»).

По результатам анализа информации, представленной заявителем, Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска, МКУ «УДИБ», АНО «Идеальный город», АНО «Чистоград», осмотра автобусных остановок установлено следующее.

По информации, представленной Управлением Архитектуры администрации г.Красноярска,  по результатам проводимых торгов 27.01.2020, 29.05.2020, между управлением архитектуры с ИП Мезиным А.Э. заключены договоры и выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в составе остановочного пункта движения общественного транспорта по адресам: пр-т имени газеты «Красноярский рабочий», 180 (договор от 04.06.2020 № 59/20-УЭ, разрешение от 06.04.2020 № М-1884-ек);  пр-т имени газеты «Красноярский рабочий», 195, 1-я конструкция (договор от 06.02.2020 № 15/20-УЭ, разрешение от 20.07.2020 № М-3666-ек).

Из письма Департамента городского хозяйства г. Красноярска (исх. 10-5296-гх от 21.09.2020, вх. 17179 от 25.09.2020) следует, что в целях реализации положений Правил благоустройства территории г. Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 № В-378, повышения взаимодействия  социально ориентированных служб и структур с населением г. Красноярска, между МКУ «УДИБ» и АНО «Идеальный город», АНО «Чистоград» по инициативе данных организаций ежегодно заключаются соглашения о содействии в очистке объектов улично-дорожной сети города. Данные мероприятия согласовываются с администрациями районов в городе Красноярске, в которых располагаются соответствующие объекты и Департаментом  городского хозяйства г. Красноярска.

С АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград» заключены МКУ «УДИБ» идентичные по содержанию соглашения о безвозмездном содействии от 18.12.2019 (далее – Соглашения от 18.12.2019). Указанные соглашения от 18.12.2019 согласованы департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска письмом от 08.09.2020 № 02/3944-гх.

Предметом соглашений являются работы по очистке автобусных остановок общественного транспорта, опор освещения, дорожных знаков, опор трубопроводов, мостовых сооружений, кабельных линий, растяжек, расположенных на автомобильных дорогах города от самовольно размещенных объявлений, афиш, плакатов, иных информационных материалов в соответствии с пунктами 2.1, 2.13 Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 № В-378, а также установка информационных щитов для размещения информационных объявлений, размещения информационных объявлений от частных лиц и организаций, в том числе  социально-ориентированных служб на информационных щитах.

За АНО «Идеальный город» закреплены автобусные остановки в Советском, Октябрьском, Свердловском районах, за АНО «Чистоград» - автобусные остановки в Железнодорожном, Центральном, Кировском, Ленинском районе.

Услуги по очистке автобусных остановок оказываются организациями безвозмездно, заключенные соглашения от 18.12.2019 действуют до 31.12.2020.

По информации Департамента городского хозяйства г. Красноярска (письмо № 10-5296-гх от 21.09.2020) соглашений с иными организациями МКУ «УДИБ» не заключало, инициатива по заключению данных соглашений исходила только от АНО «Идеальный город», АНО «Чистоград». Информационные щиты на остановках размещаются либо указанными организациями, либо иными организациями по их заданиям и под их контролем содержания информации, размещенной на щитах в рамках реализации соглашений.

Сотрудником Красноярского УФАС России 24.10.2020 был проведен выборочный осмотр автобусных остановок в Октябрьском, Центральном, Советском районах, в рамках которого было зафиксировано размещение рекламных объявлений на щитах, установленных на автобусных остановках (акт осмотра от 24.10.2020).

Также установлено, что МКУ «УДИБ» проводило электронный аукцион, по результатам которого с муниципальным предприятием города Красноярска «Специализированное автотранспортное предприятие» (далее - МП «САТП») заключен муниципальный контракт № Ф.2018.685036 от 09.01.2019 на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети города Красноярска в 2019-2020 гг.

Согласно СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденному Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр под  улично-дорожной сетью понимается система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства.

В соответствии с Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, остановочные пункты входят в состав обстановки дорог. Следовательно, остановочные пункты являются частью  дорожной сети.

Приложение № 5 к муниципальному контракту № Ф.2018.685036 от 09.01.2019 содержит перечень единичных расценок с наименованием видов работ,  среди которых в 37 пункте поименованы работы по очистке поверхности от объявлений вручную шпателями или щетками.

Таким образом, потребность в очистке поверхностей автобусных остановок от самоклеянных рекламных объявлений удовлетворяются МП «САТП» в рамках заключенного муниципального контракта

Отношения, возникающие в связи с удовлетворением государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе») и реализуются посредством размещения государственных и муниципальных заказов.

В силу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О контрактной системе» под заказчиком понимается заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 ФЗ «О контрактной системе» бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Согласно пункту 1.2 Устава МКУ «УДИБ», утвержденного распоряжением администрации г. Красноярск от 02.07.2013 № 74-гх (далее – Устав), учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для организации выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию дорог в городе Красноярске, а также искусственных сооружений, расположенных на улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города Красноярска, благоустройства и озеленения. МКУ «УДИБ» создано в целях реализации полномочий органа местного самоуправления по организации исполнения функций по содержанию вышеуказанных объектов муниципальной собственности. Осуществляет от имени муниципального образования город Красноярск функции заказчика.

Пунктом 2.1 Устава установлено, что Учреждение создано для исполнения за счет бюджетных средств муниципальных контрактов от имени муниципального образования в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств, путем осуществления технического надзора и контроля за выполнением работ по капитальному ремонту, содержанию городских дорог местного значения в границах г. Красноярска, искусственных сооружений на них, объектов внешнего благоустройства, санитарной очистки города, осуществления деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Красноярска, благоустройства и озеленения.

В соответствии с п. 2.2.1 Устава в целях исполнения функций муниципального заказчика по направлениям деятельности, предусмотренной пунктом 1.10 Устава, Учреждение: формирует муниципальный заказ; подготавливает документацию для размещения муниципального заказа; заключает муниципальные контракты (договоры) от имени муниципального образования г. Красноярск; осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств по муниципальным контрактам (договорам), заказчиком по которым выступает Учреждение; осуществляет технический надзор и контроль за ходом выполнения работ, оказания услуг; выполняет иные функции муниципального заказчика.

На основании п. 1.10 Устава учреждение выполняет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, капитальному ремонту, содержанию объектов внешнего благоустройства.

Таким образом, МКУ «УДИБ» является управомоченным лицом выполнять функции муниципального заказчика для удовлетворения муниципальных потребностей.

ФЗ «О контрактной системе» не предусматривает безвозмездных закупок.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № ОГ-Д28-7694 заключение контракта с ценой, равной нулю, противоречит положениям гражданского и бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регламентируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»)

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием, в том числе остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований указанной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

На основании пункта 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории г. Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2009 № 8-140 «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории г. Красноярска» (далее - Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций), установка рекламной конструкции допускается при наличии:

- разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого уполномоченным органом администрации города Красноярска на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции в порядке, установленном администрацией города Красноярска;

- договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Из представленной информации АНО «Идеальный город» (вх. 17817 от 06.10.2020) следует, что автономная некоммерческая организация на остановках общественного транспорта размещает объявления информационного характера, например, о пропавших людях, о запрете расклейки объявлений, о социально-значимых событиях города, о помощи алко-наркозависимым, о пропаже животных и другую полезную социально-ориентированную информацию.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности АНО «Идеальный город» является деятельность по чистке и уборке (81.29.9), а дополнительная - издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде (58.11.1), деятельность рекламных агентств (73.11).

Основным видом деятельности АНО «Чистоград» в Едином государственном реестре юридических лиц указана деятельность по чистке и уборке (81.29.9).

Из содержания пункта 2.1.7 Соглашений от 18.12.2019 следует обязательство АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград» при проведении работ по очистке от самовольной незащищенной расклейки объявлений частного и коммерческого содержания, несанкционированной рекламы объектов улично-дорожной сети, контролировать содержание информационных щитов, иных поверхностей на соответствие требованиям Федерального закона «О рекламе», в части наполнения объявлениями с недостоверной и недобросовестной рекламой, а также в случае отсутствия части существенной информации о товаре «услуге», об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводится в заблуждение потребители рекламы. В случае выявления рекламы, несоответствующей требованиям закона, осуществить очистку объекта, фотофиксацию с указанием даты, времени и привязки к местности, последующую утилизацию.

Пунктом 2.1.8 Соглашений от 18.12.2019 установлено, что в пятницу до 16:00 необходимо направлять на электронную почту МКУ «УДИБ» отчеты о проделанной работе по согласованному план-заданию в части очистки объектов улично-дорожной сети за прошедшие сутки, с указанием очищенных участков.

По запросу Красноярского УФАС России (исх. № 17526 от 05.10.2020, вх. № 5813 от 16.10.2020) МКУ «УДИБ» предоставило отчеты о проделанной работе за период с 12.10.2020 по 16.10.2020 АНО «Идеальный город», АНО «Чистоград», в которых содержатся таблицы с данными за каждый  день о количестве убранной макулатуры, при этом отчет не содержит фотофиксации результата проделанной работы по очистке автобусных остановок.

Письмом от 23.10.2020 (исх. № 18787) МКУ «УДИБ» сообщило, что в части контрольных мероприятий за выполнением заключенных Соглашений от 18.12.2020 специалистами отдела технического надзора за содержанием улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения осуществляется ежедневный объезд улично-дорожной сети г. Красноярска. Кроме того, в мессенджере WhatsApp  создана группа для возможности оперативного обмена информацией о незаконно размещенной рекламе, а также для получения фотоотчета о проделанной работе.

По результатам проведенного осмотра автобусных остановок в Центральном, Советском, Железнодорожном, Октябрьском районе 24.10.2020 (суббота), то есть на следующий день после отчета о проделанной работе по очистке объектов от незаконной рекламы, а также анализа фотографий, представленных заявителем следует, что на автобусных остановках размещены щиты с надписью вверху «ИНФОЩИТ», принадлежащие АНО «Идеальный город», также имеются щиты «ВАН», принадлежащие АНО «Чистоград».

На указанных щитах размещаются не только объявления информационного социального характера, но и рекламные объявления медицинского центра «Медсервис», мебельного магазина «Сибмебель», подрядных работ «Окна для пенсионеров», рекламируются услуги кредитных организаций. Более того, рекламные объявления заламинированы и аккуратно размещены на щитах, что не позволяет отнести их к разряду «самоклея».

Указанные объявления отвечают всем признакам рекламы, так как информация, в них содержащаяся, позволяет индивидуализировать, конкретизировать  и выделить среди однородной группы товаров рекламируемые товары и услуги. МКУ «УДИБ» как лицо, владеющее автобусными остановками на праве оперативного управления, организующее от имени собственника  процесс содержания автобусных остановок, а также являющееся ответственной стороной по Соглашениям от 18.12.2019 с АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград» должно осуществлять надлежащим образом контроль за содержанием и характером объявлений, размещенных на щитах указанных автономных некоммерческих организаций с целью предотвращения нарушения Федерального закона «О рекламе».

Подобные обстоятельства свидетельствуют о том, что АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград», осуществляя деятельность по Соглашениям от 18.12.2019 о безвозмездном содействии, направленным для размещения информационных объявлений, фактически размещают на щитах рекламные объявления, превращая социальное назначение соглашений в коммерческое.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

 В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается создание дискриминационных условий.

Под дискриминационными условиями согласно пункту 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимается условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. При этом неравное положение означает не только, что одни хозяйствующие субъекты поставлены в наиболее худшие положение относительно других, но и наоборот, когда определенные хозяйствующие субъекты имеют преимущественные условия для осуществления предпринимательской деятельности.

Как указано выше, исходя из положений Устава МКУ «УДИБ» учреждение создано для исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления – Администрации города Красноярска, т.е. является организацией, наделенной функциями органа местного самоуправления, а также осуществляет функции заказчика.

Заключенные МКУ «УДИБ» соглашения от 18.12.2019 с АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград», изначально имеющие общественно полезную цель, направленные на содействие учреждению в благоустройстве г. Красноярска, очистке общественных остановок города от незаконно размещенной рекламы, фактически привели к последствиям в виде устранения конкуренции, поскольку в силу положений Федерального закона «О рекламе» право на размещение рекламы возникает вследствие заключения договора с лицом, выигравшим торги на предоставление права размещения рекламы. Например, как выше было отмечено, ИП Мезин А.Э. для того, чтобы иметь право на размещение рекламных конструкций в составе остановочного пункта движения общественного транспорта принял участие в конкурентных процедурах, стал победителем торгов. Кроме того, из городского реестра рекламных мест г. Красноярска следует, что на территории города имеется 1814 мест для размещения рекламы, среди них на тип рекламной конструкции – рекламная конструкция в составе остановочного пункта движения общественного транспорта приходится 131 место, двенадцати хозяйствующим субъектам, прошедшим установленный законом порядок, выданы разрешения на размещение рекламных конструкций в составе остановочного пункта движения общественного транспорта.

В свою очередь, по соглашениям от 18.12.2019 АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград» получили бесконкурентным способом возможность размещать на щитах, установленных на автобусных остановках, рекламные объявления, а не объявления информационного характера, как предусмотрено указанными соглашениями. Таким образом, указанным организациям, рекламораспространителям и рекламодателям созданы необоснованные преимущественные условия в осуществлении предпринимательской деятельности. Бездействие МКУ УДИБ по контролю за реализацией соглашений от 18.12.2020 со стороны МКУ «УДИБ» ставит АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград» в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими размещение рекламы с соблюдением требования закона. Бездействие органов местного самоуправления (а также организаций, наделенных их функциями), влекущее создание дискриминационных условий осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе преимущественных условий деятельности отдельным субъектам рынка, влечет ограничение конкуренции на соответствующем рынке и является нарушением части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», что в том числе подтверждается судебной практикой, например, Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.10.2018 по делу № А33-20978/2018.

Также заключение соглашений с АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград» о безвозмездном содействии в обеспечении содержания автобусных остановок не соответствует установленному ФЗ «О контрактной системе» порядку удовлетворения муниципальной нужды. Кроме того, МКУ «УДИБ», осуществляя функции заказчика, удовлетворил нужду в выполнении работ по благоустройству улично-дорожной сети г.Красноярска, поддержании чистоты, удалении объявлений с автобусных остановок посредством заключения муниципального контракта с МП «САТП». Исследуемые соглашения от 18.12.2019 не могу считаться безвозмездными, АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград» преследуют коммерческий интерес, завуалированный социально-значимыми целями, поскольку деятельность по размещению рекламных объявлений, которые расположены в поле зрения значительного круга лиц – пассажиров общественного транспорта и пешеходов, не может не приносить доход. Кроме того, реализация указанной системы отношений несет в себе значительные коррупционные риски. Также негативные последствия реализации соглашений от 18.12.2019 выражаются в одновременном нарушении Федерального закона «О рекламе», в части несанкционированного размещения рекламных объявлений, и ФЗ «О защите конкуренции», поскольку возможность размещения рекламы предоставляется некоммерческим организациям вне конкурсных процедур, что ставит их в приоритетное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами рынка наружной рекламы города Красноярска. 

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского Кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Следовательно, соглашения от 18.12.2019 с некоммерческими организациями «Идеальный город» и «Чистоград», заключенные с нарушением законодательства и посягающие на публичные интересы,  являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

Ввиду изложенного, в действиях МКУ «УДИБ» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении учреждением с АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград» соглашений от 18.12.2019 о безвозмездном содействии в очистке остановок общественного транспорта от незаконно размещенной рекламы и в организации централизованного размещения информационных объявлений, а также в бездействии по контролю за надлежащим исполнением   АНО «Идеальный город» и АНО «Чистоград» условий соглашений, что фактически предоставило указанным организациям возможность размещать рекламные объявления, т.е. приоритетные условия, без проведения конкурентных процедур, для осуществления деятельности по распространению и размещению наружной рекламы на территории города Красноярска. В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, выдать МКУ «УДИБ» предупреждение о необходимости прекращения выявленного нарушения, а именно в срок до 20.02.2021:

- уведомить автономную некоммерческую организацию «Идеальный город» о прекращении исполнения соглашения о безвозмездном содействии от 18.12.2019 в связи с его ничтожностью;

- уведомить автономную некоммерческую организацию «Чистоград» о прекращении исполнения соглашения о безвозмездном содействии от 18.12.2019 в связи с его ничтожностью;

- принять меры по очистке автобусных остановок от незаконно размещенных информационных объявлений рекламного характера.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

 

Руководитель