Красноярское УФАС России выдало предупреждение о прекращении действий которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

ООО «Автоколонна 1967-А»

Южная Промзона, кв V, стр.14, г. Ачинск,  Красноярский край, 662153

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимателя <…> (<…>; далее – ИП <…>) (вх.№16356 от 11.09.2020) с жалобой на действия общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна 1967-А» (<…>; далее – ООО «Автоколонна 1967-А»), выразившиеся в прекращении обслуживания автобусов заявителя на остановочном пункте г. Ачинск ЖД.

По результатам анализа информации, приложенной к заявлению, а также полученной  в ходе рассмотрения указанного обращения, в том числе от Министерства транспорта Красноярского края и ООО «Автоколонна 1967-А»,  в действиях ООО «Автоколонна 1967-А» были установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в отказе в предоставлении услуг автостанции в г. Ачинске (ул. Привокзальная, 17) ИП <…>, имеющему право осуществлять регулярные перевозки по маршрутам № 627 «г. Ачинск – г. Абакан», № 557 «г. Красноярск – г. Назарово», № 672 «г. Красноярск – п. Преображенский», в расписание и путь следования по которым включен остановочный пункт «г. Ачинск, ул. Привокзальная, 17», а именно: в одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору; прекращении  продажи билетов на маршруты перевозчика;  отказе в допуске на территорию остановочного пункта, в нарушение требований (обязанности), установленных частью 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об организации регулярных перевозок», что в свою очередь противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Красноярским УФАС России на основании статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» было выдано ООО «Автоколонна 1967-А» предупреждение от 10.11.2020 № 19443 о необходимости прекращения указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение было направлено ООО «Автоколонна 1967-А» заказным письмом по месту регистрации общества. В соответствии с отчетом об отслеживании отправления, размещенном на официальном сайте Почты России www.pochta.ru, письмо было вручено адресату 03.12.2020. Следовательно, до 18.12.2020 включительно ООО «Автоколонна 1967-А» должно было обеспечить предоставление услуг, оказываемых на объекте транспортной инфраструктуры – остановочный пункт «г. Ачинск, ул. Привокзальная, 17» ИП <…>

Между тем, поскольку фактические обстоятельства свидетельствовали о невыполнении   ООО «Автоколонна 1967-А»  в полном объеме предупреждения Красноярского УФАС России № 19443 от 10.11.2020 в части прекращения  продажи билетов на маршруты перевозчика и отказе в допуске на территорию остановочного пункта в нарушение требований (обязанности), установленных частью 1 статьи 34 ФЗ «Об организации регулярных перевозок», Красноярским УФАС России, на основании части 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» было принято решение о возбуждении антимонопольного дела.

В частности, невозможность исполнения предупреждения в части организации продажи билетов на рейсы ИП <…> через программу автовокзала г. Красноярска – Е-Автовокзал ООО «Автоколонна 1967-А» (вх. № 22465 от 17.12.2020 от ООО «Автоколонна 1967-А»; вх. № 21893 от 10.12.2020 от ИП <…>)  объяснило тем, что по субагентскому договору с ЗАО «Автоэкспресс» оно имеет юридическую и техническую возможность продавать билеты через информационную систему Е-Автовокзал только после подтверждения перевозчиком права пользования этой системой, полученного от Владельца ресурса (оператора). Таким образом, зарегистрировать, вносить по требованию перевозчика информацию об изменениях в его рейсах, предоставить право на обслуживание перевозчика в системе Е-Автовокзал может только владелец ресурса (оператор) посредством заключения пользовательского соглашения с перевозчиком.

Между тем, изложенное не подтверждалось информацией поступившей от ЗАО «Автоэкспресс» – владельца ресурса Е-Автовокзал (вх. № 23396 от 29.12.2020).

Приказом руководителя Красноярского УФАС России № 286 от 31.12.2020 было возбуждено дело № 47-10-20 (024/01/10-3743/2020).

Определением от 14.01.2021 рассмотрение дела назначено на 04.02.2021 в формате видеоконференцсвязи в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, к участию в деле в качестве заявителя привлечен ИП <…>, в качестве ответчика – ООО «Автоколонна 1967-А», в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – ЗАО «Автоэкспресс» как владелец информационного ресурса Е-Автовокзал.

К рассмотрению дела от ИП <…> поступили запрошенные Определением от 04.03.2021 письменные пояснения (исх. № 19 от 12.03.2021; вх. № 4067 от 15.03.2021), содержащие, в том числе, доказательства того, что хозяйствующим субъектам МУП «<…>» и ИП <…> осуществляется предварительная продажа билетов в системе Е-Автовокзал на Ачинском автовокзале.

От ЗАО «Автоэкспресс» поступила информация (исх. № 231 от 23.03.2021; вх. № 4738 от 23.03.2021) о хозяйствующих субъектах на территории Красноярского края, с которыми заключены субагентские договора, предоставляющие право на использование системы Е-Автовокзал, а также дополнительные пояснения.

24.03.2021 от ООО «Автоколонна 1967-А» поступили письменные пояснения с приложениями к рассмотрению дела (вх. № 4871 от 24.03.2021).

01.04.2021 Комиссией было принято решение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств исполнения предупреждения в части обеспечения допуска на территорию автовокзала транспортных средств ИП <…> после 18.12.2020.

Между тем, заслушав пояснения лиц, присутствующих на рассмотрении дела, исследовав документы, представленные в Красноярское УФАС России представителями сторон, Комиссией также было принято решение о выдаче ООО «Автоколонна 1967-А» предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно  пункта 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части создания дискриминационных условий при осуществлении предварительной продажи билетов с помощью системы Е-Автовокзал ввиду следующего.

Согласно части 3 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

На момент возбуждения дела № 47-10-20 (024/01/10-3743/2020) в Красноярское УФАС России не были представлены сведения о том, что хозяйствующим субъектам – перевозчикам МУП «<…>» и ИП <…> реализуется предварительная продажа билетов в системе Е-Автовокзал на Ачинском автовокзале несмотря на то, что ими не  заключались какие-либо пользовательские или иные соглашения напрямую с владельцем информационного ресурса ЗАО «Автоэкспресс» для обслуживания в этой системе.

Изложенное свидетельствует о создании ООО «Автоколонна 1967-А» дискриминационных условий для ИП <…> в части реализации предварительной продажи билетов в информационной системе Е-Автовокзал на Ачинском автовокзале по сравнению с другими перевозчиками, обслуживаемыми в этой же системе.

Согласно письменным пояснениям Министерства транспорта Красноярского края (исх. № 83-2969 от 23.09.2020; вх. № 17086 от 24.09.2020) установлено семнадцать межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, схемой движения которых предусмотрен остановочный пункт в г. Ачинске (ул. Привокзальная, 17). Продажа билетов на данном остановочном пункте осуществляется ООО «Автоколонна 1967-А».

Между тем, согласно пункту 8 части 1 статьи 3 ФЗ «Об организации регулярных перевозок», автовокзал, автостанция являются объектами транспортной инфраструктуры, включающими в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.

 Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «Об организации регулярных перевозок», понятия «маршрут регулярных перевозок», «остановочный пункт», «расписание», «перевозчик», «регулярные перевозки», «перевозки пассажиров и багажа по заказам», «объекты транспортной инфраструктуры» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – ФЗ «Устав автомобильного транспорта»).

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 ФЗ «Устав автомобильного транспорта», объекты транспортной инфраструктуры – это сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

Согласно статье 7 ФЗ «Устав автомобильного транспорта» требования к оформлению и оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, определяются Правилами перевозок пассажиров и багажа.

С 01.01.2021 действуют новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа).

В соответствии с пунктом 2 Правил перевозки пассажиров и багажа под автовокзалом понимается объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки; под автостанцией – объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.

 При этом, согласно пункту 9 части 1 статьи 3 ФЗ «Об организации регулярных перевозок»,  под владельцем объекта транспортной инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании

Учитывая вышеизложенные нормы права и фактические обстоятельства, ООО «Автоколонна 1967-А» является владельцем объекта транспортной инфраструктуры – остановочного пункта в г. Ачинске (ул. Привокзальная, 17), который в свою очередь является единственным официально зарегистрированным и установленным для маршрутов регулярных перевозок остановочным пунктом в г. Ачинске.

В соответствии с пунктом 27 Правил перевозок пассажиров и багажа проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Согласно пункту 35 Правил перевозок пассажиров и багажа продажа билетов для проезда в междугородном сообщении в кассах автовокзалов, автостанций, а также в кассах на транспортно-пересадочных узлах и вокзалах иных видов транспорта, на территории которых расположен остановочный пункт, начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Таким образом, согласно действующим Правилам перевозки пассажиров и багажа, в кассах автовокзалов, автостанций, на территории которых расположен остановочный пункт, должна реализовываться как предварительная, так и текущая продажа билетов.

Частью 1 статьи 34 ФЗ «Об организации регулярных перевозок» предусмотрено, что владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

Условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект (часть 2 статьи 34 ФЗ «Об организации регулярных перевозок»).

В силу части 3 статьи 34 ФЗ «Об организации регулярных перевозок» пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее – договор оказания услуг).

В рамках исполнения ранее выданного Красноярским УФАС России предупреждения ООО «Автоколонна 1967-А» в адрес ИП <…> были направлены подписанные обществом договоры – агентский договор от 25.11.2020 и договор об оказании услуг линейного сооружения от 25.11.2020. Факт направления обществом указанных договоров и факт их получения перевозчиком – ИП <…> в рамках установленного предупреждением срока доказан, что подтверждается представленными сторонами сведениями (вх. № 22465 от 17.12.2020 от ООО «Автоколонна 1967-А»; вх. № 21893 от 10.12.2020 от ИП <…>).

Пунктом 2.2 Договора об оказании услуг линейного сооружения от 25.11.2020 предусмотрено, что исполнитель в лице ООО «Автоколонна 1967-А» может оказывать услуги Перевозчику в лице ИП <…> по реализации пассажирских билетов и багажных квитанций на условиях отдельного агентского договора.

Пунктом 2.1 Агентского договора от 25.11.2020 предусмотрено, что по настоящему договору Агент в лице генерального директора ООО «Автоколонна 1967-А» <…>, действуя от имени и по поручению Принципала в лице ИП <…> за вознаграждение обязуется на автостанции, а также посредством иных операторов совершать юридические действия по заключению и расторжению договоров перевозки пассажиров и багажа на рейсы Принципала, которые по договору оказания услуг обслуживаются на линейных сооружениях Агента.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Агентского договора к обязанностям Агента отнесено обеспечение функционирования инвенторной  информационной системы, предложенной Принципалом, при наличии технических возможностей, либо предложение Принипалу обеспечения обслуживания его рейсов в инвентороной информационной системе, используемой на линейных сооружениях Агента.

Под инвенторной информационной системой, согласно договору, понимается компьютерная программа для информационного обслуживания процессов заключения и расторжения договоров перевозки пассажиров.

Между тем, как следует из письма ИП <…> (вх. № 21893 от 10.12.2020) в сопроводительном письме, направленном в его адрес ООО «Автоколонна 1967-А» было указано на то, что перевозчик для реализации продажи билетов должен предоставить копию договора с владельцем информационного ресурса, посредством которого будет реализовываться продажа билетов. Обращено внимание, что в настоящее время станция оказывает всем перевозчикам без исключения услуги линейного сооружения и агентские услуги посредством информационно системы, договор на обслуживание с которой заключают сами перевозчики.

С целью подтверждения информации о том, что для реализации продажи билетов, в том числе предварительной, через информационную систему Е-Автовокзал требуется пользовательское или иное соглашение, которое перевозчик должен заключить напрямую с владельцем информационного ресурса и предоставить на автовокзал, Красноярским УФАС России был направлен запрос владельцу системы – ЗАО «Автоэкспресс» (исх. № 21481А от 14.12.2020).

17.12.2020 в адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения от ООО «Автоколонна 1967-А» (исх. № 268 от 16.12.2020; вх. № 22465 от 17.12.2020), согласно которым на автостанции «Ачинск» функционируют рабочие места информационных систем BusТrafficManagement (владелец ОАО «Автоколонна 1967») и Е-автовокзал (владелец ЗАО «Автоэкспресс» – Красноярский междугородний автовокзал). В пункте 5 пояснений указано, что для перевозчиков, которые обслуживаются по действующим прямым агентским договорам и не имеющим соглашения с владельцем информационной системы, реализация билетов на станции «Ачинск» осуществляется по прибытию автобуса (без предварительной продажи). Это такие перевозчики как ИП <…> и МУП «<…>».

Между тем, изложенное не подтверждается информацией поступившей от владельца ресурса Е-Автовокзал – ЗАО «Автоэкспресс» (вх. № 23396 от 29.12.2020). Так, ЗАО «Автоэкспресс» пояснило, что предоставляет любым заинтересованным в реализации проездных документов лицам (линейные объекты, перевозчики) право пользования информационной системой Е-автовокзал путем заключения субагентского договора, предоставляющего взаимное право сторон на реализацию билетов в данной системе, при условии, что у каждой из сторон заключены агентские договора, предоставляющие им это право, либо лицо само обладает данным правом (перевозчики). При этом каких-либо подтверждений, либо согласий от перевозчиков на использование автовокзалом (автостанцией) определенных программ законодательно не установлено. Также не требуется перевозчику заключения отдельных соглашений с владельцем (оператором) системы (программы) для реализации объектом транспортной инфраструктуры билетов на рейсы.

В письменных пояснениях, поступивших от ООО «Автоколонна 1967-А» (исх. № 13 от 29.01.2021; вх. № 1617 от 02.02.2021) в рамках рассмотрения дела № 47-10-20 (024/01/10-3743/2020) обращено внимание, что ИП <…> предложены точно такие же условия обслуживания, на которых сегодня работают все перевозчики, маршруты которых проходят через Ачинскую автостанцию. При этом пояснено, что условиями субагентского договора от 10.01.2017, заключенного между ООО «Автоколонна 1967-А» и ЗАО «Автоэкспресс», установлена реализация билетов в программе Е-Автовокзал только на рейсы перевозчиков, заключивших агентский договор с ЗАО «Автоэкспресс», как владельцем Красноярского автовокзала. Условия обслуживания рейсов перевозчика в информационно системе реализации пассажирских билетов оформляются соответствующими договорами с владельцем информационной системы.

В последующих письменных пояснениях (вх. № 4871 от 24.03.2021) ООО «Автоколонна 1967-А» указало, что причина отказа от предварительной реализации билетов на рейсы ИП <…> – отсутствие информации о движении рейсов и невозможность вследствие этого предоставления пассажирам услуг требуемого качества. Кроме того, отмечено, что сами права на использование информационной системы предварительной продажи билетов на рейсы перевозчика, а также условия использования этих прав должны быть урегулированы в пользовательском (лицензионном) соглашении (договоре), заключаемом между правообладателем (владельцем ресурса) и перевозчиком, исходя, в том числе, из того, что информационная система по своей правовой природе относится к охраняемому результату интеллектуальной деятельности.

Поскольку представители от ООО «Автоколонна 1967-А» продолжали придерживаться позиции, согласно которой предварительная реализация билетов через систему Е-Автовокзал возможна только после предоставления перевозчиком пользовательского соглашения, а также в целях полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств дела, Красноярским УФАС России в рамках рассмотрения дела №47-10-20 (024/01/10-3743/2020) были направлены запросы автовокзалам и автостанциям, использующих систему Е-Автовокзал в рамках субагентского договора с ЗАО «Автоэкспресс», а также разработчику информационной системы – ООО «Артмарк».

В адрес Красноярского УФАС России поступили ответы на запрос от следующих хозяйствующих субъектов – МП ЗАТО г. Железногорска «Пассажирское автотранспортное предприятие» (исх. № 33-01/08/197 от 24.03.2021; вх. № 4901 от 25.03.2021), ООО КТК «Восток» (исх. № 39 от 26.03.2021; вх. № 5024 от 26.03.2021), УМ АТП г. Зеленогорска (исх. № 358 от 26.03.2021; вх. № 5029 от 26.03.2021), ОАО «КПАТП» (исх. № 58 от 25.03.2021; вх. № 5149 от 29.03.2021).

Согласно поступившим сведениям, указанные предприятия осуществляют предварительную и текущую продажу билетов в программе Е-Автовокзал по агентским договорам, заключенным предприятиями с перевозчиками. Между всеми предприятиями и владельцем информационного ресурса ЗАО «Автоэкспресс» заключены субагентские договоры, на основании которых стороны принимают на себя обязательства по обеспечению совершения представляемыми автовокзалами и автокассами (линейными сооружениями) юридических действий по заключению (расторжению) договоров перевозки пассажиров и багажа путем продажи билетов с предоставлением друг другу информационных ресурсов для координации реализации билетов линейными сооружениями. Напрямую пользовательские или иные соглашения между перевозчиками и владельцем информационной системы не заключены.

Согласно сведениям, представленным от разработчика программы Е-Автовокзал ООО «Артмарк» (исх. № 115 от 25.03.2021; вх. № 4973 от 25.03.2021) в отношении возможности/невозможности реализовать предварительную продажу билетов через систему Е-Автовокзал без заключения с владельцем ресурса соглашения, отмечено, что между линейным объектом, фактически использующим систему, и владельцем либо оператором данной системы должны быть договорные отношения, имеющие под собой агентскую природу, либо иные соглашения, предоставляющие линейному объекту право доступа в системе по реализации билетов, либо доступа к базе данных системы. Требование линейного объекта, указывающие на заключение напрямую перевозчиками с владельцами (операторами) систем подобных договоров либо соглашений, в целях последующего предоставления данных документов линейным объектам является необоснованным. При данных условиях право пользования системой возникает непосредственно у самого перевозчика, который де-факто не использует и не может использовать данную систему в целях реализации билетов от не принадлежащего ему линейного объекта. Учитывая требования ФЗ «Об организации регулярных перевозок» владелец линейного объекта не вправе отказать в предоставлении своих услуг, в том числе в равнодоступной продаже билетов пассажирам на рейсы перевозчика. Указано, что в настоящее время использование системы Е-Автовокзал осуществляется сотнями автовокзалов и автостанций, при этом по имеющимся у ООО «Артмарк» сведениям, ни один линейный объект не предъявляет к перевозчику требований о заключении им каких-либо соглашений с владельцем либо оператором системы продажи билетов для дальнейшей возможности осуществления линейным объектом данных продаж. Отмечено, что учитывая, что каждая информационная система требует от сотрудников линейного объекта существенных профессиональных знаний и требует дополнительного обучения персонала в ее работе, использование линейными объектами одновременно нескольких подобных систем является крайне сложной задачей.

Таким образом, согласно полученным Красноярским УФАС России сведениям, в том числе от разработчика программы Е-Автовокзал – ООО «Артмарк», в настоящее время заключение пользовательских или иных соглашений напрямую между перевозчиками и владельцем ресурса не требуется для реализации продажи билетов автостанциями, автовокзалами в системе Е-Автовокзал, в том числе предварительной.

Кроме того, на рассмотрении дела № 47-10-20 (024/01/10-3743/2020) 01.04.2021 представителям ответчика членами Комиссии были представлены для ознакомления доказательства (скрины), содержащие информацию о том, что в программе Е-Автовокзал на Ачинском автовокзале осуществляется предварительная продажа билетов  на рейсы перевозчиков МУП «<…>» и ИП <…>

Так, на рейс перевозчика МУП «<…>» «г. Ачинск – Новобирилюссы», отправление плановое 01.03.2021 в 17:10, были проданы два билета от станции Ачинск ЖД кассиром <…> 01.03.2021 – в 13:13 и 13:13.

На рейс перевозчика МУП «<…>» «г. Ачинск – Новобирилюссы», отправление плановое 02.03.2021 в 17:10, были проданы два билета от станции Ачинск ЖД кассиром <…> 02.03.2021 – в 09:39 и 13:07.

На рейс перевозчика МУП «<…>» «г. Ачинск – Новобирилюссы», отправление плановое 03.03.2021 в 17:10, были проданы три билета от станции Ачинск ЖД кассиром <…> 03.03.2021 – в 14:37, в 14:55 и в 16:23.

На рейс перевозчика МУП «<…>» «г. Ачинск – Новобирилюссы», отправление плановое 04.03.2021 в 17:10, были проданы два билета от станции Ачинск ЖД кассиром <…> 04.03.2021 – в 13:17 и 13:17.

На рейс перевозчика МУП «<…>» «г. Ачинск – Новобирилюссы», отправление плановое 05.03.2021 в 17:10, были проданы два билета от станции Ачинск ЖД кассиром <…> – 26.02.2021 в 16:33 и 03.03.2021 в 07:54.

На рейс перевозчика ИП <…>  «г. Ачинск – Копьево», отправление плановое 04.03.2021 в 11:40, были проданы два билета от станции Ачинск ЖД кассиром <…> 04.03.2021 – в 07:48 и в 08:24.

На рейс перевозчика ИП <…> «г. Ачинск – Копьево», отправление плановое 03.03.2021 в 11:40, был продан один билет от станции Ачинск ЖД кассиром <…> 03.03.2021 – в 10:05.

На рейс перевозчика ИП <…>  «г. Ачинск – Копьево», отправление плановое 02.03.2021 в 11:40, были проданы два билета от станции Ачинск ЖД кассиром <…> 02.03.2021 – в 07:45 и в 08:44.

На рейс перевозчика ИП <…>  «г. Ачинск – Копьево», отправление плановое 05.03.2021 в 11:40, были проданы два билета от станции Ачинск ЖД кассиром <…> 04.03.2021 – в 15:00 и в 15:34.

Указанные сведения опровергают довод ответчика о том, что хозяйствующим субъектам МУП «<…>» и ИП <…>, как и ИП <…> не имеющим никаких соглашений с владельцем программы Е-Автовокзал, осуществляется только текущая продажа билетов, по прибытию автобуса.

Представитель ответчика, <…>, пояснила, что такая ситуация невозможна и не знает, как она могла произойти. Представитель ответчика, <…>, указал, что данный факт требует отдельного разбирательства на предприятии.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно проведенному исследованию анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг автовокзала (автостанции) перевозчикам, которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, на территории города Ачинска Красноярского края, доля ООО «Автоколонна 1967-А» в установленных географических границах составляет 100% и является стабильной за период исследования с 2019 года по сентябрь 2020 года включительно. Результаты анализа свидетельствуют о том, что ООО «Автоколонна 1967-А» занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке в установленных географических границах муниципального образования г. Ачинск с долей более 50%.

Фактически, на основании полученной информации от Министерства транспорта Красноярского края, остановочный пункт в г. Ачинске, принадлежащий ООО «Автоколонна 1967-А» (г. Ачинск, ул. Привокзальная, 17) является единственным официально зарегистрированным остановочным пунктом (автостанцией) в муниципальном образовании г. Ачинск. Данный пункт входит в состав схем движения и расписаний по маршрутам регулярных перевозок, путь следования которых проходит через г. Ачинск.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», дискриминационные условия представляют собой условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Поскольку ООО «Автоколонна 1967-А» занимает  доминирующее положение на рынке оказания услуг автовокзала (автостанции) перевозчикам, которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, на территории города Ачинска Красноярского края, на него в полном объеме распространяются запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, установленные статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что при рассмотрении дела возник вопрос о конкретных маршрутах, проходящих через остановочный пункт «г. Ачинск, ул. Привокзальная, 17», обслуживать которые в настоящее время имеет право ИП <…>, то антимонопольным органом был направлен запрос в Министерство транспорта Красноярского края, исследованы Реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок по состоянию на 25.02.2021, размещенный на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в сети «Интернет» (https://mintrans.gov.ru/), Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых автомобильным транспортом (кроме легкового такси) в Красноярском крае на дату обновления 02.04.2021, размещенный на официальном сайте Министерства транспорта Красноярского края в сети «Интернет» (http://mintrans.krskstate.ru/transport/page8642).

Согласно представленной Министерством транспорта Красноярского края по запросу Красноярского УФАС России информации (исх. № 83-863 от 24.03.2021; вх. № 4916 от 25.03.2021) о маршрутах, обслуживаемых ИП <…>, а также сведениям, полученным из вышеуказанных реестров, в настоящее время перевозчик имеет правовые основания для осуществления перевозок по следующим маршрутам: № 672 «г. Красноярск – п. Преображенский» на основании государственного контракта от 19.08.2019 № 2019-2021/672; № 557/1 «г. Красноярск – г. Назарово» на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (серия 24 МТ № 000043) вместо маршрута № 557

 «г. Красноярск – г. Назарово», право на осуществление которого было у перевозчика в период с 27.10.2015 по 27.10.2020; № 627 «г. Ачинск – г. Абакан» (регистрационный номер в Реестре 24.19.037).

В частности, на основании данных из Реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок по состоянию на 12.10.2020, размещенного на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в сети «Интернет» (https://mintrans.gov.ru/), указанный маршрут №627 «г. Ачинск – г. Абакан» (регистрационный номер в Реестре 24.19.037) включен в данный Реестр и является действующим.

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных законом сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок (часть 2 статьи 12 ФЗ «Об организации регулярных перевозок»).

На всех указанных маршрутах, согласно утвержденным расписаниям, остановочным пунктом в г. Ачинске является остановочный пункт «г. Ачинск, ул. Привокзальная, 17».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия полагает, что условие ООО «Автоколонна 1967-А» о том, что для реализации предварительной продажи билетов в информационной системе Е-Автовокзал требуется пользовательское соглашение, заключенное непосредственно перевозчиком с владельцем информационного ресурса – ЗАО «Автоэкспресс» – является необоснованным, поскольку, в том числе, приводит к созданию дискриминационных условий использования данной услуги, при которых перевозчик ИП <…> поставлен в неравное положение по сравнению с другими перевозчиками – МУП «<…>» и ИП <…>, также обслуживаемых в системе Е-Автовокзал без пользовательского или иного соглашения, но которым осуществляется предварительная продажа билетов, что является нарушением запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Информация о том, что согласно письму № 02-3/58 от 18.03.2021 МУП «<…>» выразило желание обслуживаться в другой информационной системе продажи билетов не свидетельствует об устранении признаков дискриминационного подхода.

Согласно части 1 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее – предупреждение).

В соответствии с частью 3 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства и правовые основания, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия предупреждает о необходимости прекращения вышеуказанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, с этой целью ООО «Автоколонна 1967-А» в течение пятнадцати дней с момента получения настоящего предупреждения надлежит:

- организовать (осуществлять) предварительную продажу билетов на рейсы ИП <…> по маршрутам № 627 «г. Ачинск – г. Абакан», № 557/1 «г. Красноярск – г. Назарово», № 672 «г. Красноярск – п. Преображенский» в системе Е-Автовокзал.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

       <…>

 

       <…>

 

        <…>