Красноярское УФАС России выдало предупреждение о прекращении действий которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

 

Управление муниципальной собственностью

Богучанского района Красноярского края

ул. Октябрьская, 72

с. Богучаны, Богучанский район

Красноярский край,663430

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

                НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Комиссией Красноярского УФАС России в составе: председатель Комиссии – Куштысева Е.В., заместитель руководителя управления; члены Комиссии – Муковозчик О.С., главный государственный инспектор правового отдела, Петренко О.П., специалист-эксперт отдела контроля закупок,   в ходе рассмотрения  дела № 49-15-21 (024/01/15-131/2021) были установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о признаках нарушения Управлением муниципальной собственностью Богучанского района (далее – УМС Богучанского района) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»).

Прокуратурой Богучанского района был представлен договор аренды № 13 от 01.09.2020, заключенный между УМС Богучанского района и государственным предприятием Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса»  (далее -  ГПКК «ЦРКК»), в соответствии с которым предприятием получено в аренду без проведения торгов муниципальное имущество – машина для очистки канализационных сетей (свидетельство о регистрации ТС серии 9921 889226 от 15.09.020), машина вакуумная (свидетельство о регистрации машины серии 24 ХВ № 983562 от 03.03.2012) и прицеп самосвальный (свидетельство о регистрации машины серии 24 ОН № 197521 от 11.03.2006). Срок действия договора установлен с 01.09.2020 по 31.12.2020.

В соответствии с пояснениями УМС Богучанского района (исх. от 29.03.2021 № 304, вх. № 5134 от 29.03.2021), а также ГПКК «ЦРКК» (исх. от 07.04.2021 № 05-884, вх. от 07.04.2021 № 5908), согласно п.10.3 договора аренды движимого муниципального имущества № 13 от 01.09.2020, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор  считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, до момента проведения аукциона в отношении объекта аренды. Акт возврата имущества не оформлялся, соответственно ГПКК ЦРКК» продолжает пользоваться техникой.

Торги при заключении договора аренды № 13 от 01.09.2020 УМС Богучанского района  не проводило.

Антимонопольный орган полагает, что вышеуказанные действия УМС Богучанского района, связанные с передачей муниципального имущества ГПКК «ЦРКК»  по договору аренды № 13 от 01.09.2020 без проведения торгов не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства на основании следующего.

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 указанной статьи, утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее –Приказ ФАС России от 10 февраля 2010 года  № 67).

Передача УМС Богучанского района машины для отчистки канализационных сетей, машины вакуумной, а также прицепа самосвального могла быть осуществлена путем проведения публичных процедур на право заключения договора аренды в отношении указанных объектов муниципальной собственности в порядке, предусмотренном Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года  № 67.

Однако, УМС Богучанского района в отношении машины для отчистки канализационных сетей, машины вакуумной, а также прицепа самосвального публичные процедуры на право заключить договоры аренды проведены не были, а в нарушение вышеуказанных требований был заключен с ГПКК «ЦРКК» договор аренды № 13 от 01.09.2020.

Таким образом, ГПКК «ЦРКК» в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом - машиной для отчистки канализационных сетей, машиной вакуумной, а также прицепом самосвальным, что предоставило указанному субъекту необоснованные преимущественные условия деятельности с использованием вышеуказанного имущества.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75).

Учитывая изложенное, договор аренды № 13 от 01.09.2020 в силу статей 168, 170 ГК РФ  является ничтожным, поскольку был заключен в нарушение требований антимонопольного законодательства без соблюдения публичных процедур, чем ущемлены права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников торгов.

Для заключения договора, предполагающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества (машина для очистки канализационных сетей, машина вакуумная и прицеп самосвальный) необходимо было проведение торгов.

Вышеуказанный договор аренды является  ничтожным,  имущество находится в  незаконном пользовании у ГПКК «ЦРКК», УМС Богучанского района до настоящего времени не приняты меры в полном объеме, направленные на возврат муниципального имущества в казну муниципального образования и передачу его с соблюдением требований действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создание дискриминационных условий; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов. 

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование  и препятствует доступу к муниципальному ресурсу  неопределенный круг лиц, которые также могут иметь намерение приобрести выше обозначенные права в отношении данного имущества.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение вышеуказанного договора аренды без проведения публичных процедур  свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности ГПКК «ЦРКК», ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию объектов муниципальной собственности.

Таким образом, в действиях (бездействии) УМС Богучанского района усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в передаче муниципального имущества (машины для очистки канализационных сетей, машины вакуумной и прицепа самосвального) ГПКК «ЦРКК» по договору аренды от 01.09.2020 № 13 без проведения публичных процедур, в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года  № 67, что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ГПКК «ЦРКК», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом и доступа к получению права пользования этим имуществом иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

Согласно части 1 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее – предупреждение).

В соответствии с частью 3 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 указанного Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства и правовые основания, Комиссия Красноярского УФАС России по делу № 49-15-21 (024/01/15-131/2021), руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает УМС Богучанского района о необходимости прекращения вышеуказанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью УМС Богучанского района в срок до 01.06.2021 надлежит принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по ничтожному договору аренды от  01.09.2020 № 13 ГПКК «ЦРКК».

 

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

                                               Е.В. Куштысева

 

 

                                                 О.С. Муковозчик

 

 

                                            О.П. Петренко