Красноярское УФАС России выдало предупреждение о прекращении действий которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

 

 

 

 

Администрация города Назарово

662200, ул. Карла Маркса, д. 19/1,

г. Назарово, Красноярский край

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

                НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В адрес Красноярского УФАС России поступили: заявление ООО «Водоканал», перенаправленное для рассмотрения УФСБ России по Красноярскому краю (исх. №1-11 от 05.01.2021, вх. № 347 от 14.01.2021), обращение Назаровской межрайонной прокуратуры (исх. №1517ж-2021 от 11.01.2021; вх.№626 от 19.01.2021), заявления ООО «Водоканал» (исх. №218 от 15.02.2021, вх.№2508 от 15.02.2021; исх. №199 от 05.02.2021, вх. №1856 от 05.02.2021) о проведении проверки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Администрации г. Назарово (далее – Администрация), связанных с заключением договора аренды муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения) с ГПКК «Центр развития коммунального комплекса».

По результатам анализа полученной в ходе рассмотрения обращений информации было установлено следующее.

Администрацией 01.02.2007 и 30.09.2009 были заключены концессионные соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения с ООО «Водоканал» со сроком возврата имущества 01.03.2017 и 01.11.2017 соответственно.

Дополнительными соглашениями сроки исполнения вышеуказанных концессионных соглашений были продлены до 31.12.2020.

Решением Комиссии Красноярского УФАС России от 08.06.2020 по делу № 126-15-19 (024/01/15-2205/2019) Администрация признана нарушившей пункты 2 и 8 части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») в части нарушения процедуры передачи муниципального имущества коммунального назначения (объектов водоснабжения и водоотведения), что создало необоснованные преимущественные условия ООО «Водоканал» в получении указанного имущества и привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом и доступа на рынки водоснабжения, водоотведения города Назарово Красноярского края иным хозяйствующим субъектам.  

На основании принятого решения Комиссией Красноярского УФАС России Администрации было предписано, помимо прочего, принять исчерпывающие меры, направленные на возврат в казну муниципального образования  город Назарово муниципального имущества системы водоснабжения и водоотведения, находящегося в пользовании ООО «Водоканал» без законных оснований.

Срок исполнения предписания установлен (с учетом продления) до 31.12.2020.

Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации 07.12.2020 принято решение №5 рекомендовать Администрации определить временной эксплуатирующей организацией ГПКК «Центр развития коммунального комплекса».   

Постановлением Администрации №1340-п от 25.12.2020 «Об определении временной эксплуатирующей организации для предоставления услуг по водоснабжению и  водоотведению в городе Назарово» ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» было определено временной эксплуатирующей организацией  объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории города Назарово Красноярского края, с 01.01.2021.

Постановлением Администрации №1341-п от 25.12.2020 «О заключении договоров аренды муниципального имущества» принято решение предоставить в аренду ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения) сроком с 01.01.2021 года до момента заключения в отношении указанного имущества концессионных соглашений.

Между Администрацией и ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» был заключен договор аренды №б/н от 30.12.2020, согласно которому объекты водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения г. Назарово передаются  во временное владение и пользование ГПКК «Центр развития коммунального комплекса».

Срок действия договора с 01.01.2021 по 30.01.2021.

В соответствии с письмом Администрации (исх.№01-44-5917 от 23.12.2020), предоставленном Назаровской межрайонной прокуратуре, последней планируется заключение договора аренды муниципального имущества с ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» с 01.01.2021 до момента заключения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения концессионных соглашений по результатам конкурса с победителем торгов.

31.01.2021 Администрацией и ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» был заключен договор аренды №2, согласно которому объекты водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения г. Назарово передаются во временное владение и пользование ГПКК «Центр развития коммунального комплекса».

Срок действия договора с 31.01.2021 по 01.03.2021.

По результатам анализа сведений официального сайта торгов – www.torgi,gov.ru в разделе «Государственно-частное партнерство» сообщений Администрации о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения г. Назарово не обнаружено.

Таким образом, вышеуказанное муниципальное имущество находится в эксплуатации ГПКК «Центр развития коммунального комплекса».   

Антимонопольный орган полагает, что вышеуказанные действия Администрации по передаче муниципального имущества ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства на основании следующего.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 названного Кодекса от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения) регламентирован Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), а теплоснабжения - Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении» (далее – ФЗ «О теплоснабжении»).

С момента вступления в силу  Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»  и статьей 28.1 ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно части 3 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 3 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, с 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения. Если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее пяти лет, передача прав владения или пользования Объектами может осуществляться по договору аренды.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Срок эксплуатации объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, переданных ГПКК «Центр развития коммунального комплекса», согласно перечню имущества, являющемуся приложением к договорам аренды №б/н от 30.12.2020, №2 от 30.01.2021, составляет более 5 лет.

При указанных обстоятельствах для передачи объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения Администрации необходимо провести публичные процедуры на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашения и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Однако до настоящего времени Администрация в отношении объектов, предназначенных для выполнения функций водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, публичные процедуры на право заключения концессионных соглашений не провела, а в нарушение вышеуказанных требований заключила краткосрочные договоры аренды с ГПКК «Центр развития коммунального комплекса».

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» и частями 3 и 4 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении», по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, ФЗ «О защите конкуренции».

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.  

Таким образом, ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом - объектами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, что предоставило данному предприятию необоснованные преимущественные условия деятельности и доступа на рынок водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в территориальных границах г. Назарово Красноярского края.

Поскольку имущество находится в незаконном пользовании у ГПКК «Центр развития коммунального комплекса», а Администрация не предпринимает мер, направленных на возврат муниципального имущества в казну муниципального образования и передачу его с соблюдением требований действующего законодательства, то нарушение действующего законодательства со стороны Администрации является длящимся.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создание дискриминационных условий. 

Дискриминационные условия, согласно пункту 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции», это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Передача права владения и (или) пользования объектами водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на товарный рынок водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в территориальных границах г. Назарово Красноярского края.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество. 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение договоров аренды №б/н от 30.12.2020, №2 от 30.01.2021 и предоставление Администрацией права владения и пользования муниципальным имуществом ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности, ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов коммунального назначения.

Таким образом, в действиях Администрации усматриваются признаки нарушения пункта 8  части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в передаче ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» муниципального имущества - объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения без проведения публичных процедур в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О теплоснабжении», что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ГПКК «Центр развития коммунального комплекса», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынок водоснабжения, водоотведения и теплоснабжении в территориальных границах г. Назарово Красноярского края иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

Согласно статье 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение). 

Учитывая, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, срок, указанный в предупреждении, должен учитывать минимальные сроки, необходимые для обеспечения надлежащей передачи прав в отношении объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения, в том числе оформление необходимых документов, проведение технического обследования, обеспечение соблюдения сроков для опубликования конкурсной документации и проведения торгов.

На основании вышеизложенного Красноярское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает о необходимости прекращения вышеуказанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации в срок до 12.09.2021 надлежит:

- принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного на основании  Постановления Администрации №1341-п от 25.12.2020 «О заключении договоров аренды муниципального имущества»  ГПКК «Центр развития коммунального комплекса», в казну муниципального образования;

- принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, являющихся предметом вышеуказанных договоров аренды, заключенных с ГПКК «Центр развития коммунального комплекса»;  

- не допускать фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности (объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения), являющихся предметом вышеуказанных договоров, без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», а также статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении».

 

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

 

 «….»