В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Ачинской городской прокуратуры

В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Ачинской городской прокуратуры (исх. № 7/1-01-2021 от 18.01.2021, вх. 846 от 21.01.2021), о проведении проверки в отношении администрации Ачинского района на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при заключении с ООО «…..» договоров аренды муниципального имущества.

По результатам анализа представленной информации установлено следующее.

13 ноября 2020 года между Администрацией Ачинского района Красноярского края, МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района и обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» были заключены 3 договора аренды №№ 6-20, 7-20 и 8-20. Предметом вышеуказанных договоров является муниципальное имущество коммунального назначения: котельные, тепловые сети, скважины, станции управления, станции очистки, насосные станции, водонапорные сети, водонапорные башни, насосы, станции управления и защиты «Барьер», расположенные на территории  Тарутинского сельского совета Ачинского района Красноярского края.

Срок  действия вышеуказанных договоров установлен с 15.11.2020 по 14.10.2021.

Данные договоры заключены Администрацией без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, в настоящее время ООО «…..» владеет и пользуется имуществом муниципального образования Ачинский район Красноярского края – объектами теплоснабжения и водоснабжения, целевым назначением которых является осуществление деятельности, связанной с предоставлением коммунальных услуг (теплоснабжения и водоснабжения).

Вышеуказанные действия Администрации Ачинского района и МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района по передаче объектов ЖКХ не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства на основании следующего.

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 2 статьи 51  Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению  совершать  в отношении принадлежащего ему  имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,  в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 названного Кодекса от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению  муниципальным имуществом системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является Федеральный закон Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ  «О теплоснабжении», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

Согласно части 3 статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, с 01.01.2015 передача в пользование объектов водоснабжения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения. Если между вводом соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией извещения о проведении конкурса прошло менее пяти лет, передача прав владения или пользования Объектами может осуществляться по договору аренды.

В соответствии с  частями 1, 3 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, или по концессионным соглашениям, заключаемым в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена.

Частями 5, 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении» соответственно по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, с 01.01.2015 передача в пользование объектов теплоснабжения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения и только по договору аренды.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно перечню муниципального недвижимого имущества, передаваемого в аренду ООО «……», являющегося предметом вышеуказанных договоров аренды, срок эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных в границах Тарутинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, переданных ООО «……», составляет более 5 лет.

При указанных обстоятельствах для передачи объектов водоснабжения, теплоснабжения  Администрации Ачинского района и МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района необходимо было провести публичные процедуры на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашения и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Однако, Администрация Ачинского района и МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района в отношении объектов, предназначенных для выполнения функций водоснабжения, теплоснабжения расположенных на территории Тарутинского сельсовета, Ачинского района Красноярского края публичные процедуры на право заключить концессионное соглашение не провела, а в нарушение вышеуказанных требований заключила договоры аренды №№ 6-20, 7-20 и 8-20 от 13.11.2020 с ООО «……».

Таким образом, ООО «……» в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом - объектами системы водоснабжения, теплоснабжения, что предоставило данному обществу необоснованные преимущественные условия деятельности и доступа на рынок водоснабжения, теплоснабжения в территориальных границах Тарутинского сельсовета Ачинского района Красноярского края.

 Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается  создание дискриминационных условий. 

Передача права владения и (или) пользования объектами водоснабжения без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения, теплоснабжения на территории Тарутинского сельсовета Ачинского района Красноярского края.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество. 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 года № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011 г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение вышеуказанного договора с ООО «…..» без проведения публичных процедур  свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности обществу, ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов ЖКХ в территориальных границах Тарутинского сельсовета Ачинского района Красноярского края.

Таким образом, в действиях Администрации Ачинского района Красноярского края и МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в передаче ООО «…..» по договорам аренды  № 6-20, 7-20 и 8-20 от 13.11.2020 муниципального имущества - объектов водоснабжения, теплоснабжения без проведения публичных процедур в нарушения порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О теплоснабжении», что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «Коммунальщик», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом коммунального назначения и доступа на рынок водоснабжения, теплоснабжения Тарутинского сельсовета Ачинского района Красноярского края иным хозяйствующим субъектам – потенциальным участникам торгов.

На основании вышеизложенного Красноярское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает о необходимости прекращения вышеуказанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации Ачинского района и МКУ «УС и ЖКХ» Ачинского района в срок до 01.04.2021 надлежит:

- принять меры, направленные на расторжение договоров № 6-20, 7-20 и 8-20 от 13.11.2020, заключенные с ООО «…..»;

- принять меры, направленные на возврат муниципального имущества - объектов водоснабжения, теплоснабжения, переданных по вышеуказанным договорам аренды ООО «……»;

- принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения, теплоснабжения. являющихся предметом вышеуказанных договоров; 

- не допускать фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности (объектов водоснабжения, теплоснабжения), являющихся предметом вышеуказанных договоров, без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона «О защите конкуренции», ФЗ «О концессионных соглашениях», а также статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ «О теплоснабжении».

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Красноярское УФАС России  в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1  Федерального закона «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.