Красноярское УФАС России выдало предупреждение о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

19 марта 2021 года                                                                                                     г. Красноярск

 

 

Красноярское УФАС России, рассмотрев заявление Прокуратуры Абанского района Красноярского края о нарушении Администрацией Абанского сельсовета Абаканского района Красноярского края (ИНН 2401001781, ОГРН 1022400507854) (далее – Администрация Абанского сельсовета) антимонопольного законодательства в связи непроведением конкурса по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами (далее – Заявление), установило следующее.

Из заявления следует, что многоквартирные дома, расположенные в поселке Абан по адресам: ул. Мира, д. 3, ул. Мира, д. 4, ул. Мира, д. 5, ул. Мира, д. 6, ул. Мира, д. 7, ул. Мира, д. 9, ул. Мира, д. 10, ул. Просвещения, д. 1, ул. Просвещения, д. 2, ул. Просвещения, д. 3, ул. Просвещения, д. 4, ул. Просвещения, д. 5, ул. Просвещения, д. 6, ул. Советская, д. 111 (далее – многоквартирные дома) переданы в управление ООО «Горжилсервис-1» на основании решения Абанского сельского Совета депутатов от 19.12.2020 № 39-169Р, без проведения конкурентных процедур.

В период с декабря 2019 года по настоящее время деятельность по управлению многоквартирными домами в поселке Абан осуществляет ООО «Горжилсервис-1», на основании договоров по управлению многоквартирными домами от 16.12.2019 №№ 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.

В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 17 ЖК РФ, но не более одного года.

В настоящее время управляющая компания в порядке, установленном Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616, надлежащим образом не определена, открытый конкурс по выбору управляющей организации Администрацией Абанского сельсовета не проведен.

В соответствии с пунктом 4 статьи 161 Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 статьи 161 и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 (далее – Правила № 75), конкурс проводится, если:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:

собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;

2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:

большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ;

собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;

3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;

4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем 16;

- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

- управление управляющей организацией.

Таким образом, если собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято, а также по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято, органом местного самоуправления проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

В соответствии со статьями 45 и 46 ЖК РФ решение о выборе способа управления считается принятым только в случае присутствия при проведении общего собрания более 50 % собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления многоквартирным домом управляющей организацией в соответствии со статьей 162 ЖК РФ с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В случае незаключения договора с управляющей организацией собственниками помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, или при незаключении договора управления всеми собственниками помещений многоквартирного дома способ управления многоквартирным домом не реализован. Таким образом, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, рассматриваемые действия (бездействие) Администрации Абанского сельсовета содержат признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 15 указанного Федерального закона.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равные условия для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 № 7905/09, в соответствии с которым открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Определение Администрацией Абанского сельсовета управляющей организацией ООО «Горжилсервис-1» по управлению многоквартирными домами и заключение вышеуказанных договоров без проведения открытого конкурса  свидетельствует о создании необоснованных преимущественных условий деятельности ООО «Горжилсервис-1», ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного Красноярское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждает о необходимости прекращения вышеуказанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации в срок до 19.09.2021 надлежит:

- принять меры, направленные на проведение процедуры открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в поселке Абан по адресам: ул. Мира, д. 3, ул. Мира, д. 4, ул. Мира, д. 5, ул. Мира, д. 7, ул. Мира,
д. 9, ул. Мира, д. 10, по ул. Просвещения, д. 1, ул. Просвещения, д. 2, ул. Просвещения, д. 3,
ул. Просвещения, д. 4, ул. Просвещения, д. 5, ул. Просвещения, д. 6,  ул. Советская, д. 111;

- не допускать фактов непроведения конкурентных процедур по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ.

О выполнении предупреждения сообщить в Красноярское УФАС России не позднее трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Руководитель управления