КРАСНОЯРСКОЕ УФАС РОССИИ ВЫДАЛО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

Администрация Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края

ул. Главная, 34, с. Ильинка,

Ужурский район,

Красноярский край, 662255

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

      О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

                НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

По результатам рассмотрения Красноярским УФАС России заявления жителей
с. Ильинка Ужурского района Красноярского края, поступившего из Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово (исх. № 24-07-01/01-348-2020
от 31.12.2020), на действия Администрации Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края (ИНН: 2439002135, ОГРН: 1022401092548, ул. Главная, 34,
г. Ильинка, Ужурский район, Красноярский край, 662255), выразившиеся в заключении договора аренды муниципального имущества для оказания услуг водоотведения
и холодного водоснабжения с ООО «Сибтепло» (ИНН: 2439008088,
ОГРН: 1132459000739, ул. Солнечная, 16, ЗАТО п. Солнечный, Красноярский край, 660947)  без проведения конкурса (далее – Заявления), установлено следующее.

Заявление поступило в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
в г. Шарыпово из Прокуратуры Ужурского района Красноярского края (письмо
исх. № 1102ж-2020 от 24.12.2020).

В соответствии с информацией, представленной администрацией Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края (письмо исх. № 46 от 28.01.2021), между администрацией Ильинского сельсовета и ООО «Сибтепло» заключен договор аренды муниципального имущества от 01.09.2020 (далее – Договор от 01.09.2020).

Приложением № 1 к Договору от 01.09.2020 определен перечень передаваемого имущества:

- водонапорная башня со скважиной, расположенная по адресу: ул. Рабочая, 33,
с. Ильинка, Ужурский район, Красноярский край;

- водонапорная башня со скважиной, расположенная по адресу: ул. Главная, 95,
с. Ильинка, Ужурский район, Красноярский край;

- Водопровод, протяженностью 6544 м, ул. Главная, 95 - ул. Главная – ул. Заречная, ул. Рабочая, 33 – ул. Рабочая – ул. Ильинская;

- водозаборные колонки;

- глубинный насос (далее – Муниципальное имущество).

В соответствии с пунктом 1.3 Договора от 01.09.2020 имущество используется ООО «Сибтепло» для предоставления холодного водоснабжения потребителям, находящимся на территории муниципального образования Ильинский сельсовет.

Пунктом 4.1 установлен срок действия договора: с 01.09.2020 по 30.09.2020
до момента вступления в законную силу концессионного соглашения между администрацией Ильинского сельсовета и ООО «Сибтепло».

В последующем аналогичные договоры аренды муниципального имущества были заключены между администрацией Ильинского сельсовета и ООО «Сибтепло»  01.09.2020, 01.10.2020, 01.11.2020, 01.12.2020, 01.01.2021, 01.02.2021.

Согласно частям 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности  охраняется  законом.  Каждый  вправе  иметь  имущество 
в  собственности, владеть,  пользоваться  и  распоряжаться  им  как единолично,  так 
и  совместно  с  другими лицами.

По части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование
и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются
их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде
и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья  8  Конституции  Российской  Федерации  устанавливает,  что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской  Федерации  признаются  и  защищаются  равным  образом  частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В  соответствии  со  статьей  34  Конституции  Российской  Федерации  каждый имеет  право  на  свободное  использование  своих  способностей,  имущества  для предпринимательской и  иной,  не  запрещенной  законом,  экономической  деятельности.  Не допускается   экономическая   деятельность,   направленная   на   монополизацию  
и недобросовестную конкуренцию.

Согласно  части  1  статьи  130  Конституции  Российской  Федерации  местное самоуправление  в  Российской  Федерации  обеспечивает  самостоятельное  решение населением  вопросов  местного  значения,  владение,  пользование  и  распоряжение муниципальной собственностью.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно  управляют  муниципальной  собственностью,  а  также решают иные вопросы местного значения.

Согласно  частям  1  и  2  статьи  215  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  имущество, принадлежащее  на  праве собственности  городским 
и  сельским  поселениям,  а  также  другим  муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

По  части  2  статьи  125 ГК  РФ  от  имени  муниципальных  образований  своими действиями  могут  приобретать  и  осуществлять  права  и  обязанности,  органы  местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правовой  статус  и  полномочия  органов  местного  самоуправления  определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в  Российской  Федерации»  (далее  - Закон № 131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения.

По  частям  1  и  2  статьи  51  Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются
и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы  местного  самоуправления  вправе  передавать  муниципальное  имущество  во временное 
или  в  постоянное  пользование  физическим  и  юридическим  лицам,  органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской  Федерации)  и  органам  местного  самоуправления  иных  муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии
с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления должны осуществлять полномочия по  решению  вопросов  местного  значения  в  соответствии 
с  нормативными  правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

В силу пункта 3 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ  к вопросам местного значения городского поселения относятся  владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

            В соответствии с частью 1 статьи 1  Закона Красноярского края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края»
от 15 октября 2015 года № 9-3724 за сельскими поселениями Красноярского края закреплены, в том числе вопросы организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом
в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

            Частью 4 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»
от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод
с использованием централизованной системы водоотведения.

            Пунктом 4 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении определено,
что водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой
или технической воды абонентам с использованием централизованных
или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В силу части 5 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии
с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении устанавливает, что
в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами
или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения
и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если
это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными
в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Конкурс на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются системы и (или) объекты, указанные в части 1 статьи 41.1, является открытым (часть 5 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

 Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора
в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации
и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей
и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Договором аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1, наряду с общими требованиями, установленными гражданским законодательством, должны предусматриваться обязанности арендатора по поставкам абонентам товаров, оказанию услуг в сфере водоснабжения и (или) водоотведения с использованием передаваемого в аренду имущества в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, конкурсной документацией, заявкой арендатора
на участие в конкурсе (часть 7 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Часть 1 статьи 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 27.07.2005 (далее – Закон о концессионных соглашениях) устанавливает, что
по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пункт 11 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).

Решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации:
в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, - органом местного самоуправления (пункт 4 части 1 статьи 22 Закона о концессионных соглашениях).

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 13 Закона
о концессионных соглашениях).

В соответствии с материалами заявления администрацией Ильинского сельсовета велась подготовительная работа по объявлению конкурса на право заключения концессионного соглашения и передачи объектов водоснабжения обслуживающей организации.

Администрацией Ильинского сельсовета направлено в адрес Региональной энергетической комиссии Красноярского края заявление о подготовке конкурсной документации (письмо исх. № 293 от 29.07.2020).

Приложением № 1 к указанному заявлению определены предлагаемые организатором конкурса (администрацией Ильинского сельсовета) для согласования значения долгосрочных параметров регулирования.

Министерство тарифной политики Красноярского края представило сведения
о ценах, значениях и параметрах, используемых организатором конкурса для расчета дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также согласовало метод регулирования тарифов, не являющихся критериями конкурса, для включения в конкурсную документацию (с учетом показателей, использованных в расчетах при установлении тарифов для организаций, осуществляющих услуги водоснабжения на территории Ужурского района Ильинского сельсовета) (письмо исх. № 72/2033 от 14.08.2020).

Между администрацией Ильинского сельсовета и ПАО «Красноярскэнрегосбыт» заключено Соглашение о внесении изменений в контракт энергоснабжения № 4374
от 13.01.2020 от 28 сентября 2020 года. В соответствии с указанным соглашением исполнение обязательств ПАО «Красноярскэнергосбыт» прекращено по объектам: водонапорная башня, расположенная по адресу: ул. Рабочая, 33, с. Ильинка, Ужурский район; водонапорная башня, расположенная по адресу: ул. Главная, 95, с. Ильинка, Ужурский район.

Указанные объекты, а также приборы учета электроэнергии переданы администрацией Ильинского сельсовета ООО «Сибтепло» на основании договора аренды муниципального имущества.

Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в Ужурский районный суд Красноярского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
к администрации Ильинского сельсовета о возложении обязанности провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения.

Решением Ужурского районного суда Красноярского края по делу № 2-156/2020 24RS0054-01-2019-001381-11 от 29.07.2020 исковые требования прокурора Ужурского района удовлетворены. Ужурский районный суд обязал администрацию Ильинского сельсовета в срок до 31.12.2020 провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся
в муниципальной собственности: водонапорной башни и скважины, расположенных по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Ильинка, ул. Главная, 95, а также водопровода по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Ильинка, от скважины
по ул. Главная, 95 – Главная – ул. Заречная – ул. Рабочая, 33 – ул. Рабочая –
ул. Ильинская.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности естественных монополий.

Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено,
что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов
или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество: на срок не более чем тридцать календарных дней
в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

Согласно пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим
в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят
или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов
и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создание дискриминационных условий. 

В пункте 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции указано,
что дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены
в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Передача права владения и (или) пользования объектами водоснабжения
и водоотведения без соблюдения порядка передачи данных объектов, установленных действующим законодательством, приводит к устранению конкуренции к доступу
на рынок холодного водоснабжения и водоотведения в территориальных границах Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам
без соблюдения процедуры передачи объектов водоснабжения  и водоотведения препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество. 

Таким образом, в действиях Администрации Ильинского сельсовета усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в передаче    ООО «Сибтепло» Муниципального имущества, в нарушение порядка, установленного Законом о защите конкуренции, Законом
о водоснабжении и водоотведении,  что создало необоснованные преимущественные условия деятельности ООО «Сибтепло», привело к ограничению конкуренции за право пользования муниципальным имуществом и доступа на рынок холодного водоснабжения и водоотведения в географических границах Ильинского сельсовета Ужурского района Красноярского края иным хозяйствующим субъектам.

Нормы статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусматривают, что в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции организации,
в действиях которой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства выдается предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - Предупреждение).

Порядок выдачи предупреждений о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержден Приказом ФАС России от  22.01.2016 № 57/16.

В связи с наличием в действиях Администрации Ильинского сельсовета, выразившихся в передаче ООО «Сибтепло» Муниципального имущества без проведения конкурса, признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Красноярское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию Ильинского сельсовета о необходимости прекращения указанных действий путем осуществления в срок до 05.09.2021 действий по передаче
во владение или пользование Муниципального имущества, в порядке, установленном действующим законодательством, в рамках предоставленных полномочий.

О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  ФАС России (территориальный орган   ФАС   России)   в   течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

В случае невыполнения Администрацией Ильинского сельсовета предупреждения
в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Красноярским УФАС России будет возбуждено дело о нарушении антимонольного законодательства.

 

 

Руководитель управления                                                                                        В.М. Захаров