Третий арбитражный апелляционный суд Красноярского края: ООО «Водоканал-Сервис» в течение трех лет незаконно взимало плату за услуги водоотведения

          Третий арбитражный апелляционный суд подтвердил наличие нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Водоканал-Сервис» по взиманию платы за услуги водоотведения в жилом доме, оборудованном индивидуальным септиком.

          В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление жителя г.Канска (далее – Заявитель) на действия ООО «Водоканал-Сервис», выразившиеся в неправомерном взимании платы за услуги водоотведения в жилом доме, оборудованного индивидуальным септиком (выгребной ямой), по тарифам, утвержденным для централизованной системы водоотведения. По результатам рассмотрения заявления Красноярским УФАС России в отношении ООО «Водоканал-Сервис» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

          В ходе рассмотрения дела Комиссией Красноярского УФАС России было установлено, что ООО «Водоканал-Сервис» оказывает услуги водоснабжения, водоотведения и вывоза жидких бытовых отходов (далее – ЖБО, сточные воды) на территории г.Канска Красноярского края. Канализационные сети и очистные сооружения г.Канска, предназначенные для очистки сточных вод канализации, обслуживаются также ООО «Водоканал-Сервис».

Заявитель проживает в г.Канске в жилом доме, подключенном к централизованной системе холодного водоснабжения и не подключенном к централизованной системе водоотведения, оборудованном выгребной ямой (септиком). ООО «Водоканал-Сервис» за период с сентября 2010 года по декабрь 2013 года включительно взимало с Заявителя плату за прием и очистку ЖБО по тарифам на услуги водоотведения, установленным для граждан, имеющих подключение к централизованной системе водоотведения.

           В соответствии с действующим законодательством услуга водоотведения и очистки сточных вод является комплексной услугой, включающей в себя сбор, прием и транспортировку сточных вод по централизованной системе канализации из жилых помещений, а также их последующую очистку.

           Ввиду отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения и наличия выгребной ямы для транспортировки ЖБО до канализационной сети Заявитель пользуется услугами различных организаций, осуществляющих деятельность по транспортировке ЖБО до канализационных сетей, за отдельную плату. ЖБО из выгребной ямы Заявителя сбрасываются в канализационную сеть г.Канска, обслуживаемую ООО «Водоканал-Сервис», и далее очищаются на очистных сооружениях, также обслуживаемых ООО «Водоканал-Сервис», из чего следует, что Заявитель получает услугу водоотведения с использованием только части централизованной системы водоотведения.

          Без использования канализационной сети и очистных сооружений г.Канска, обслуживаемых ООО «Водоканал-Сервис», Заявитель не может получить услугу водоотведения ввиду отсутствия в г.Канске канализационных сетей и очистных сооружений, обслуживаемых иными организациями.

Т        Таким образом, оплачивая услуги водоотведения по тарифу, установленному для полного комплекса услуг водоотведения, а также оплачивая отдельно услугу транспортировки ЖБО до канализационной сети, Заявитель  оплачивает транспортировку ЖБО до канализационной сети дважды по сравнению с гражданами, имеющими подключение к централизованной системе водоотведения.

          Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

          Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что действия ООО «Водоканал-Сервис» по необоснованному взиманию с Заявителя платы за услугу водоотведения в полном объеме, при фактическом ее оказании не в полном объеме, образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». ООО «Водоканал-Сервис» было выдано  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий. В соответствии с указанным предписанием ООО «Водоканал-Сервис» надлежит обратиться в уполномоченный орган в области государственного регулирования тарифов для установления тарифа на услугу водоотведения и очистки сточных вод на территории г.Канска Красноярского края для граждан, не подключенных к системе централизованного водоотведения.  После установления тарифа ООО «Водоканал-Сервис» необходимо заключить договор водоотведения с Заявителем с применением установленного тарифа на услугу водоотведения и очистки сточных вод.

          За совершение вышеуказанных действий ООО «Водоканал-Сервис» было привлечено к административной ответственности и обществу назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.

          ООО «Водоканал-Сервис» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о признании решения и предписания Красноярского УФАС России незаконными и подлежащими отмене.

         Арбитражный суд Красноярского края, рассмотрев в судебном заседании представленные материалы и доводы, изложенные в  заявлении ООО «Водоканал-Сервис», принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.  

         ООО «Водоканал-Сервис» обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Красноярского края. 

         Третий арбитражный апелляционный суд, выслушав доводы представителей Красноярского УФАС России и ООО «Водоканал-Сервис», отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.