Государственный контракт возмездного оказания услуг по приемке пуско-наладочных работ и предэксплуатационному обслуживанию объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС в нарушение закона был заключен по максимально возможной цене.

Кассационная инстанция подтвердила наличие нарушения антимонопольного законодательства в действиях КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» и ОАО «ФСК ЕЭС» при заключении государственного контракта по приемке пуско-наладочных работ и предэксплуатационному обслуживанию объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление Прокуратуры Красноярского края по вопросу оценки соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» и ОАО «ФСК ЕЭС» по заключению государственных контрактов.

Приказом Красноярского УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» и ОАО «ФСК ЕЭС» статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела были установлены следующие обстоятельства.

Агентством государственного заказа Красноярского края 14.08.2012 на официальном сайте было  размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по приемке пуско-наладочных работ и предэксплуатационному обслуживанию объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС. Срок представления документации был установлен с 14.08.2012 по 14.09.2012.

На официальном сайте 07.09.2012 размещено извещение о проведении открытого конкурса, согласно которому был срок представления документации продлен до 28.09.2012, а также, отложены даты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов конкурса.

В этот же день (07.09.2012) на том же сайте было опубликовано извещение об отказе от проведения открытого конкурса на основании решения учреждения от 06.09.2012.

 Между учреждением и обществом 12.09.2012 был заключен государственный контракт возмездного оказания услуг по приемке пуско-наладочных работ и предэксплуатационному обслуживанию объектов схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС.

При этом Комиссией антимонопольного органа не установлено каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, оказывающих негативное воздействие на момент заключения государственного контракта. Вместе с тем было установлено, что причиной возможности наступления чрезвычайной ситуации вследствие работы Богучанской ГЭС в непроектных условиях является предыдущее бездействие уполномоченных лиц КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья». Бездействие выразилось в ненадлежащем исполнении требований федерального законодательства по контролю за исполнением ранее заключенного государственного контракта на выполнение работ по подстанции «Камала-1», затягивание сроков проведения открытого конкурса и последующий отказ от его проведения.

Комиссия Красноярского УФАС России посчитала, что в результате заключения названного государственного контракта общество получило доступ к выполнению работ по максимально возможной цене без участия в конкурсных процедурах и без подачи предложений о снижении цены государственного контракта. Таким образом, КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» в результате заключения указанного государственного контракта не обеспечило эффективность капитальных вложений, проявило субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка к участию в торгах.

Решением Красноярского УФАС России КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», а также учреждение и ОАО «ФСК ЕЭС» признаны нарушившими пункт 2 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Комиссия Красноярского УФАС России предписала КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» и ОАО «ФСК ЕЭС» в течение 30 календарных дней с момента выдачи предписания совершить действия по расторжению государственного контракта.

ОАО «ФСК ЕЭС» и КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья», полагая, что решение и предписание Красноярского УФАС России  не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы, обратились в Арбитражный суд Красноярского края с указанными заявлениями.

Решением Арбитражного суда Красноярского края, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа так же посчитал обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению.