В пресс-центре «Sibnovosti.ru» состоялся круглый стол на тему: «Неопределенность на рынке рекламы медицинских услуг из-за «ошибки» в законе».

Сегодня в пресс-центре «Sibnovosti.ru» состоялся круглый стол на тему: «Неопределенность на рынке рекламы медицинских услуг из-за «ошибки» в законе» с участием представителей Красноярского УФАС России.

В ходе проведения круглого стола был рассмотрен также вопрос о том, как поправки в Федеральный закон «О рекламе» повлияли на работу СМИ и медицинских учреждений. Участие в круглом столе приняли: Харченко Олег Петрович – заместитель руководителя Красноярского УФАС России, Чуракова Ольга Анатольевна - заместитель начальника контрольного отдела Красноярского УФАС России, Лалетина Наталья Анатольевна - руководитель юридической службы Медиа-группы «Юнитмедиа» и Кузнецов Василий Сергеевич - исполнительный директор СРО НП "МЕДАЛЬЯНС".

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России сообщил о том, что Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения в часть 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

С 1 января 2014 года реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Следовательно, с 1 января 2014 года реклама медицинских услуг допускается исключительно в рамках указанных мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях,  предназначенных для данных категорий работников.

Руководитель юридической службы Медиа-группы «Юнитмедиа» Наталья Анатольевна Лалетина считает, что системный анализ всех частей статьи  24 закона  указывает на то обстоятельство, что при подготовке законопроекта была допущена  именно ошибка, а законодатели не преследовали цели запретить рекламу  медицинских услуг везде, за исключением специализированных изданий, но опять же не тех, кто пишет для широкого круга читателей, а узкопрофессиональных - для медицинских работников).  Так, в пояснительной записке к проекту закона говорится  только о запрете рекламы абортов и методов народной медицины.  И наконец, в части 7 статьи 24 содержатся требования, предъявляемые к рекламе лекарственных препаратов и медицинских услуг, в том  числе методов лечения, медицинских изделий на телевидении, радио и при распространении другим способом. Если бы законодатели  хотели  запретить рекламу медицинских услуг в СМИ, то удалили  бы из текста закона требования к содержанию такой рекламы.  

 

При этом Харченко Олег Петрович отметил то обстоятельство, что, соблюдая этических кодекс, не может рассуждать на  тему о наличии ошибок в принимаемых в Российской Федерации законах, а имеет право лишь довести до сведения  заинтересованных лиц  те разъяснения, которые  на основе системного анализа действующего законодательства и судебной практики были даны ФАС России.

Так, согласно разъяснениям ФАС России, размещенным в том числе и на официальном сайте службы, позволяет сделать вывод о том, что сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

Исполнительный  директор СРО  Некоммерческое партнерство  медицинских организаций «Медальянс» Василий Сергеевич Кузнецов выразил готовность подождать, пока Минздрав будет исправлять ошибки в законе. Однако обратил внимание на то обстоятельство, что от возникшей неразберихи  прежде всего страдают пациенты, которые на неопределенное время потеряли право получать информацию  о медицинских услугах.

Отвечая на вопросы журналистов, заместитель начальника контрольного отдела Ольга Анатольевна Чуракова сообщила о том, что Красноярское УФАС России при исполнении возложенной на управление государственной функции по контролю за рекламой будет вынуждено придерживаться буквы закона и именно в той редакции его применять, в которой он изложен, вплоть до вступления в законную силу каких-либо возможных поправок. Также Ольга Анатольевна рассказала о том, что ограничения, установленные в отношении рекламы медицинских услуг в СМИ не распространяются на информацию о любых медицинских услугах, размещаемую на собственных официальных сайтах медицинских учреждений.

Заместитель руководителя Красноярского УФАС России также сообщил о том, что 13 февраля 2014 года состоится очередное заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Красноярском УФАС России. В повестку заседания Экспертного совета также включен вопрос о допустимости распространения рекламы медицинских услуг в СМИ с целю выработки единой позиции и соответствующих предложений в ФАС России в качестве законодательной инициативы для внесения уточняющих  изменений в закон «О рекламе». При этом, по словам Олега Петровича Харченко, Минздрав России уже  преступил к подготовке законопроекта, который удовлетворил бы всех участников рынка, а пока, по его мнению,  всем следует запастись оптимизмом и терпением.