Министерство транспорта Красноярского края нарушило антимонопольное законодательство путем проведения конкурса на право организации регулярных пассажирских перевозок на антиконкурентных условиях

Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании действий Министерства транспорта Красноярского края нарушающими антимонопольное законодательство при проведении конкурса на право организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам.

В адрес Красноярского УФАС России в феврале и июне 2012 года поступили заявления от регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» по Красноярскому краю, ИП Булучевского О.А., ИП Боякова Н.М., ИП Елгина А.И. о несоответствии требованиям антимонопольного законодательства постановления Правительства Красноярского края №808-П от 27.12.2011 «Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным, пригородным и межмуниципальным маршрутам» (далее – Постановление).

Постановлением утвержден «Порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам» (далее – Порядок №1), а также «Порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам (далее – Порядок №2).

Согласно пункту 5.15 обоих Порядков Конкурсная комиссия по бальной системе оценивает и сопоставляет заявления на участие в конкурсе, в соответствии с системой оценки по критериям отбора согласно приложениям к Порядку №1 и Порядку №2. Победителем объявлялся участник, набравший наибольшее количество баллов. Количество баллов определялось простым суммированием по каждому критерию.

По мнению заявителей распределение количественных показателей по условиям обоих Порядков создавало дискриминационные условия для мелких и средних перевозчиков, по сравнению с крупными перевозчиками.

По результатам рассмотрения указанных заявлений Красноярским УФАС России было возбуждено дело в отношении  Правительства Красноярского края  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Красноярского УФАС России было установлено, что Постановлением установлены необоснованные критерии оценки участников конкурса на заключение договора на осуществление перевозочной деятельности, что могло привести к ограничению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий для перевозчиков, имеющих большую материально-технической базу, по сравнению с перевозчиками, не имеющих такой материальной базой, но предоставляющих одинаковые по качеству и безопасности услуги, а также создает дискриминационных условий деятельности для перевозчиков, ранее не осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров по сравнению с перевозчиками, ранее осуществлявшими деятельность на данном рынке.

Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что баллы в системе оценки конкурсных предложений участников конкурса на заключение договора на осуществление перевозочной деятельности, необоснованно и непропорционально распределены в системе оценки критериев конкурсного отбора, направлены на учет материального обеспечения перевозчика, а не на качество и безопасность предоставляемых услуг, что также может ограничить конкуренцию в том числе путем создания неравных условий для участников конкурса, имеющих большие материально-технические возможности по отношению к участникам конкурса, не имеющим таких возможностей, но предоставляющим равноценные по качеству и безопасности услуги по перевозке пассажиров по сравнению с теми, у которых материально-технические возможности больше.

В результате рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России установила, что Постановлением не определены принципы формирования конкурсных лотов, что может создать дискриминационные условия участия в указанных конкурсах отдельных хозяйствующих субъектов, поскольку такая неопределенность позволит организаторам конкурса злоупотреблять своим правом формировать лоты по своему усмотрению, в том числе объединять несколько маршрутов в один конкурсный лот без достаточных к тому оснований, что может привести к ограничению конкуренции, поскольку «мелкие» перевозчики не смогут принять участие в конкурсе.

Комиссией Красноярского УФАС России было принято решение о наличии в действиях Правительства Красноярского края, выразившихся в принятии Постановления, ограничивающего (могущего ограничить) конкуренцию, нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О рекламе».

На основании указанного решения Министерству транспорта Красноярского края выдано предписание о совершении действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции, согласно которому Министерству транспорта Красноярского края необходимо незамедлительно с момента получения предписания совершить действия, направленные на отмену конкурса на право организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, либо внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, в части установления равных условий для участия в конкурсе, с соответствующим продлением срока предоставления заявок на участие в конкурсе.