Наплевательство и произвол: директор «Крепости» рассказал подробности разрыва с «Тойотой» и обвинил компанию в коррупции

Гендиректор группы компаний «Крепость» Александр Кангун выпустил официальное обращение по поводу разрыва отношений с «Тойотой». Он рассказал, как шли переговоры по продлению контракта, обвинил российских представителей марки в коррупции и направил жалобы в органы.

Кратко: Кангун нашел инвестора и предложил «Тойота Мотор» продлить договор, восстановить оборотные средства и работать в прежнем режиме. Или другой вариант: продать «Крепость» крупному автодилеру. Ни тот ни другой вариант не устроил — появился третий дилер, который отправляет клиентов с уже купленными авто искать справедливости в суде.

«Крепость» искала инвесторов, чтобы передать им дилерские центры, но «Тойота» отказалась общаться с дилером. По словам Кангуна, в январе «Тойота Мотор» запросила документы, чтобы стандартно продлить дилерские договоры на полгода. «Крепость» начала искать инвесторов, согласных войти в бизнес и выполнить все обязательства перед клиентами. Подходящие компании нашлись, известно, что «Тойота» согласилась рассмотреть кандидатуру хотя бы одной из них.

Но представители «Тойоты» в принципе отказались от переговоров, сославшись на то, «что у них возникают риски». В компании перестали отвечать на звонки и письма от «Крепости». В марте «Тойота Банк» запретил использовать свой лимит для выкупа машин, из-за чего красноярский дилер потерял 177 миллионов рублей.

2 апреля «Тойота Мотор» продлила дилерские договоры компаниям «Крепости». Вместо оговоренных 6 месяцев они заканчивались 25-го числа, меньше чем через месяц. Через неделю, 11 числа, представители марки объявили, что не продлят дальше ни один из договоров. 

Попутно российский офис «Тойоты» разорвал контракт с дилерским центром в Солонцах, хотя он действовал до 2019 года.

Президент российской «Тойоты» предложил помочь с долгами, но потребовал разорвать контракт. Крупный инвестор предложил помочь «Крепости», но проиграл торги. Встречу с новым президентом компании назначили на 15 апреля. По итогам «Крепость» согласовала встречу с юристами и банками для обсуждения деталей реструктуризации долга. Встреча состоялась 20 апреля, на ней не было «ни одного руководителя» «Тойоты Мотор» — только юристы, аудиторы и специалисты развития дилерской сети.  

— Итоги встречи: «решение президентом уже принято, у нас риски», — подытожил Александр Кангун. Контракт с «Крепостью» разорвали не за полгода (как прописано в дилерском договоре), а за две недели, не предупредив заранее.

После расторжения договора «крупный федеральный холдинг» предложил «Крепости» выкупить дилерские центры и сразу же выполнить обязательства перед клиентами (по информации Кангуна, больше это никто не предлагал). «Крепость» согласилась, предоставила инвестору все согласия банков и нужные документы для участия в торгах. 

Но победителем стал «Медведь Холдинг», который никаких обязательств выполнять не планирует.

— Принцип «клиент на первом месте» — полное лицемерие по отношению к клиентам, так как ООО «Тойота Мотор» в своем обращении не дает утвердительного ответа о выполнении обязательств перед клиентами, а только, «оказывая содействие», отправляет клиентов в суды [...] Ни один дистрибьютор в стране не позволяет себе такого наплевательского отношения к клиентам, — заявил гендиректор «Крепости».

Кангун обвинил «Тойота Мотор» в наплевательстве и коррупции при выборе дилера. Он заявил, что такие разрывы отношений ставят под угрозу всю дилерскую сеть «Тойоты» и «Лексуса» в России. Дилер не может вернуть назад свои вложения в центр, поскольку он строится «по сумасшедшим стандартам» и специально под конкретную марку.

Если дилер попадет в тяжелую ситуацию, он не сможет продать свои центры и рассчитаться с клиентами: «Тойота» выберет партнера на торгах, заявит, что старые дилерские центры не подходит, и потребует построить новые. Продать их поставщикам машин других марок невозможно.

Кангун заподозрил руководство «Тойота Мотор» в коррупции во время проведения тендера. Он отправил в УФАС жалобу на ООО, а также потребовал полицию проверить деятельность топ-менеджеров компании. Заодно директор «Крепости» предложил руководству пройти тест на полиграфе: отказ, по его словам, будет считаться подтверждением злоупотреблений в компании.

 

  • До разрыва с «Тойотой» «Крепости» принадлежали дилерские центры 6 торговых марок. Представители всех марок, кроме Porsche, передали дилерство другим бизнесменам.
  • На самого Кангуна завели уголовное дело за «злоупотребление полномочиями» и допросили в полиции. На время расследования полиция арестовала 38 машин на парковке у автосалона. Без машин и сервиса остались десятки клиентов.