Решение по делу № 076-10-10, возбужденному в отношении ОАО "МРСК Сибири"

Номер дела: 076-10-10
Дата публикации: 19 декабря 2011, 01:00

<…>

 

ОАО «МРСК Сибири»

660021, г. Красноярск,

ул. Бограда, 144 «а»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№ 076-10-10 от 19 апреля 2010 года                                                    г. Красноярск

 

       Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 05 апреля 2010 года, в полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2010 года.

       Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – В.М. Захаров, руководитель управления, члены комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, Молчанова А.А., специалист 1 разряда, рассмотрев дело № 076-10-10, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 «а») (далее ОАО «МРСК Сибири»), по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

       При участии в заседании Комиссии:

       от ОАО «МРСК Сибири» - <…> (доверенность № <…> от <…>);

      

       В адрес Красноярского  УФАС России поступило заявление от <…> (адрес: <…>) с жалобой на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, требовании строительства объектов электросетевого хозяйства (установка КТП с трансформатором мощностью 16 кВА, строительство ВЛ-10 от проектируемой КТП до ближайшей опоры ВЛ -10 кВ фид.113 с установкой разъеденителя наружной установки на отпаечной опоре; строительство ВКЛ – 0,4 кВ от проектируемой КТП до н/в щита объекта незавершенного строительства) для электроснабжения жилого дома (адрес: <…> ) (п. 12 проекта технических условий, выданных ОАО «МРСК Сибири»).

       По результатам рассмотрения заявления гражданки <…> приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю      № <…> от 03.03.2010 года в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело    № 076-10-10 по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Определением о назначении к рассмотрению дела № 076-10-10 от 02.03.2010 года, рассмотрение дела назначено на 22 марта 2010 года в 11 часов 00 минут.

22.03.2010 года в рассмотрении дела № 076-10-10 был объявлен перерыв до 11:00 29 марта 2010

29.03.2010 года в рассмотрении дела № 076-10-10 был объявлен перерыв до 14:30 05 апреля 2010

 

       В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее:

         <…> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <…>. Для осуществления энергоснабжения жилого дома 24.06.2009 года она обратилась в адрес ОАО  «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического  присоединения к электрической сети (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт).

       18.09.2009 года гражданкой <…> получен проект договора об осуществлении технологического присоединения № <…>. Согласно проекту технических условий, являющихся неотъемлемой частью указанного договора, на <…> возложена обязанность по строительству объектов электросетевого хозяйства: установка КТП с трансформатором мощностью 16 кВА, строительство ВЛ-10 от проектируемой КТП до ближайшей опоры ВЛ -10 кВ фид.113 с установкой разъединителя наружной установки на отпаечной опоре; строительство ВКЛ – 0,4 кВ от проектируемой КТП до н/в щита объекта незавершенного строительства (пункты 12.1, 12.2, 12.3 технических условий).

       21 сентября 2009 года <…> обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с мотивированным отказом от подписания проекта договора и требованием привести договор в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

       <…> считает, что сетевая организация не вправе возлагать на заявителя обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения; сетевая организация обязана выполнить все мероприятия по технологическому присоединению её объектов к своим электрическим сетям до границ её земельного участка.

       В связи с отсутствием ответа от ОАО «МРСК Сибири» на мотивированный отказ от 21.09.2009 гражданка <…> 15 декабря 2009 года обратилась в сетевую организацию с письмом, в котором повторно указала на нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2005 года № 861.

       Письменные ответы на обращения заявителя от 21.09.2009  и 14.12.2009 года <…> не направлялись.

       15 февраля 2010 в адрес Красноярского УФАС России поступило заявление <…> (вх. № 1788 от 15.02.2010) с жалобой на действия  ОАО «МРСК Сибири».

17 марта 2010 года ОАО «МРСК Сибири» направило в адрес гражданки <…> проект договора № <…> на осуществление технологического присоединения. Стоимость услуг по технологическому присоединению в проекте договора № <…> составила 276 237 рублей, данная сумма была рассчитана ОАО «МРСК Сибири» по правилам, содержащимся в Постановлении Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю № 118 от 08.11.2008года.

       Представитель ОАО «МРСК Сибири» пояснил, что расстояние от жилого дома <…> до ближайшей линии электропередач, принадлежащей сетям <…> составляет около 1000 м., соответственно стоимость присоединения жилого дома гражданки <…> к сетям ОАО «МРСК Сибири» составляет не 550 рублей (в соответствии с п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии), а рассчитывается в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю № 118 от 08.11.2008 года с учётом инвестиционной составляющей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованного лица, Комиссия по рассмотрению дела         № 076-10-10 пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обстоятельные правила, принятые в соответствии  ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической  и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

       Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункта 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями – физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не более 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению  мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1-14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: - заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; - сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, у ОАО «МРСК Сибири» имеется обязанность по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя до границ её участка.

На заседании Комиссии 22 марта 2010 гражданин <…> представил топографический план местности, согласно которому пояснил, что на расстоянии приблизительно 280 м. от жилого дома, принадлежащего <…> проходит линия электропередач находящаяся по адресу: ул. 4-я Таймырская, принадлежащая ОАО «МРСК Сибири».

       С целью уточнения данной информации Красноярским УФАС России был направлен запрос (исх. № 3626 от 30.03.2010) в адрес управления архитектуры администрации города Красноярска, о представлении информации о расстоянии от участка № <…>, расположенного по адресу: <…> до линии электропередач, находящейся по адресу: г. Красноярск, ул. 4-я Таймырская, с приложением копий подтверждающих документов,  а также сведения о принадлежности данной линии электропередач.

       Управление архитектуры администрации города Красноярска своим письмом (исх. №6073 от 02.04.20104 вх. № 4017 от 05.04.2010) пояснило, что расстояние от участка <…>, расположенного по адресу: <…>, до существующей опоры воздушной линии электропередач, находящейся по адресу: г. Красноярск, ул. 4-я Таймырская, составляет 290м., а также пояснило, что данная воздушная линия принадлежит ОАО «МРСК Сибири».

       В ходе рассмотрения данного дела представитель ОАО «МРСК Сибири» заявил ходатайство об объявлении перерыва в рассмотрении данного дела с целью проведения соответствующих замеров от границ земельного участка <…> до ближайшей опоры.

29 марта 2010 года комиссией Октябрьского РЭС был осуществлён замер расстояния от границ земельного участка <…> расположенного по адресу: <…> до ближайшей опоры ВЛ–0,4 кВ ТП 330 измеренное по прямой линии независимо от особенностей рельефа местности, расстояние от границ земельного участка заявителя до ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 330 составила 290 метров, о чем был составлен протокол.

Таким образом, Комиссией не может быть принят во внимание довод ОАО «МРСК Сибири» о правомерности расчёта стоимости услуг за технологическое присоединение жилого дома <…> в размере 276 237 рублей.

Согласно пункту 17 Правил размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 71 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 109  от 26.02.2004 года «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей. При этом сетевая организация, в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

Таким образом, сетевая организация согласно действующему законодательству имеет возможность включить расходы, связанные с выполнением мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих объектов <…> к своим электрическим сетям,  в расчет платы на передачу электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющие деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба (наряду с  Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.     № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В ходе анализа вышеуказанных норм законодательства, регулирующих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых физическими лицами для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 076-10-10 приходит к выводу о совершении ОАО «МРСК Сибири» действий, нарушающих часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в незаконном включении ОАО «МРСК Сибири» в проект договора № <…> от <…> года, обязанности гражданки <…> осуществить установку КТП с трансформатором мощностью 16 кВА, строительство ВЛ-10 от проектируемой КТП до ближайшей опоры ВЛ -10 кВ фид.113 с установкой разъединителя наружной установки на отпаечной опоре, строительства ВКЛ – 0,4 кВ от проектируемой КТП до н/в щита объекта незавершенного строительства, а также включении в проект договора № <…> от <…> года условий с расчётом стоимости услуг за технологическое присоединение в размере 276 237 рублей.

       Комиссия, в ходе анализа указанных проектов договора об осуществлении технологического присоединения № <…>, приходит к выводу о включении ответчиком в указанные договоры условий, нарушающих правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, и ущемляющих законные интересы гражданки <…>.

       Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Учитывая, что ОАО «МРСК Сибири» на заседании Комиссии представило новый проект договора на технологическое присоединение, направленный <…> 17.03.2010г. в соответствии с условиями которого ОАО «МРСК Сибири» самостоятельно осуществляет мероприятия, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения энероснабжения жилого дома (пп.10.1.1, 10.1.2., 10.1.3), стоимость присоединения составляет 550 рублей (п. 3.1 проекта договора № <…> от 05.04.2010г.), руководствуясь статьями 23, 41, 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

      

       Признать ОАО «МРСК Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26. 07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Прекратить производство по делу № 076-10-10 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии                                                                   В.М. Захаров

 

Члены комиссии:                                                                              А.В. Баранова

                                                                                             

                                                                                                          А.В. Коваленко

 

                                                                                                          А.А. Молчанова

                         

                

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Файлы для скачивания

Решение по делу № 076-10-10
Тип файла: doc
Размер файла: 0.07 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7125 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 076-10-10, возбужденному в отношении ОАО "МРСК Сибири" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7125 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324279012 [changed] => 1368777041 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368777041 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

<…>

 

ОАО «МРСК Сибири»

660021, г. Красноярск,

ул. Бограда, 144 «а»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№ 076-10-10 от 19 апреля 2010 года                                                    г. Красноярск

 

       Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 05 апреля 2010 года, в полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2010 года.

       Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – В.М. Захаров, руководитель управления, члены комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, Молчанова А.А., специалист 1 разряда, рассмотрев дело № 076-10-10, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 «а») (далее ОАО «МРСК Сибири»), по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

       При участии в заседании Комиссии:

       от ОАО «МРСК Сибири» - <…> (доверенность № <…> от <…>);

      

       В адрес Красноярского  УФАС России поступило заявление от <…> (адрес: <…>) с жалобой на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, требовании строительства объектов электросетевого хозяйства (установка КТП с трансформатором мощностью 16 кВА, строительство ВЛ-10 от проектируемой КТП до ближайшей опоры ВЛ -10 кВ фид.113 с установкой разъеденителя наружной установки на отпаечной опоре; строительство ВКЛ – 0,4 кВ от проектируемой КТП до н/в щита объекта незавершенного строительства) для электроснабжения жилого дома (адрес: <…> ) (п. 12 проекта технических условий, выданных ОАО «МРСК Сибири»).

       По результатам рассмотрения заявления гражданки <…> приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю      № <…> от 03.03.2010 года в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело    № 076-10-10 по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Определением о назначении к рассмотрению дела № 076-10-10 от 02.03.2010 года, рассмотрение дела назначено на 22 марта 2010 года в 11 часов 00 минут.

22.03.2010 года в рассмотрении дела № 076-10-10 был объявлен перерыв до 11:00 29 марта 2010

29.03.2010 года в рассмотрении дела № 076-10-10 был объявлен перерыв до 14:30 05 апреля 2010

 

       В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее:

         <…> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <…>. Для осуществления энергоснабжения жилого дома 24.06.2009 года она обратилась в адрес ОАО  «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического  присоединения к электрической сети (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт).

       18.09.2009 года гражданкой <…> получен проект договора об осуществлении технологического присоединения № <…>. Согласно проекту технических условий, являющихся неотъемлемой частью указанного договора, на <…> возложена обязанность по строительству объектов электросетевого хозяйства: установка КТП с трансформатором мощностью 16 кВА, строительство ВЛ-10 от проектируемой КТП до ближайшей опоры ВЛ -10 кВ фид.113 с установкой разъединителя наружной установки на отпаечной опоре; строительство ВКЛ – 0,4 кВ от проектируемой КТП до н/в щита объекта незавершенного строительства (пункты 12.1, 12.2, 12.3 технических условий).

       21 сентября 2009 года <…> обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с мотивированным отказом от подписания проекта договора и требованием привести договор в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

       <…> считает, что сетевая организация не вправе возлагать на заявителя обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения; сетевая организация обязана выполнить все мероприятия по технологическому присоединению её объектов к своим электрическим сетям до границ её земельного участка.

       В связи с отсутствием ответа от ОАО «МРСК Сибири» на мотивированный отказ от 21.09.2009 гражданка <…> 15 декабря 2009 года обратилась в сетевую организацию с письмом, в котором повторно указала на нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2005 года № 861.

       Письменные ответы на обращения заявителя от 21.09.2009  и 14.12.2009 года <…> не направлялись.

       15 февраля 2010 в адрес Красноярского УФАС России поступило заявление <…> (вх. № 1788 от 15.02.2010) с жалобой на действия  ОАО «МРСК Сибири».

17 марта 2010 года ОАО «МРСК Сибири» направило в адрес гражданки <…> проект договора № <…> на осуществление технологического присоединения. Стоимость услуг по технологическому присоединению в проекте договора № <…> составила 276 237 рублей, данная сумма была рассчитана ОАО «МРСК Сибири» по правилам, содержащимся в Постановлении Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю № 118 от 08.11.2008года.

       Представитель ОАО «МРСК Сибири» пояснил, что расстояние от жилого дома <…> до ближайшей линии электропередач, принадлежащей сетям <…> составляет около 1000 м., соответственно стоимость присоединения жилого дома гражданки <…> к сетям ОАО «МРСК Сибири» составляет не 550 рублей (в соответствии с п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии), а рассчитывается в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю № 118 от 08.11.2008 года с учётом инвестиционной составляющей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованного лица, Комиссия по рассмотрению дела         № 076-10-10 пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обстоятельные правила, принятые в соответствии  ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической  и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

       Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункта 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями – физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не более 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению  мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1-14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: - заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; - сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, у ОАО «МРСК Сибири» имеется обязанность по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя до границ её участка.

На заседании Комиссии 22 марта 2010 гражданин <…> представил топографический план местности, согласно которому пояснил, что на расстоянии приблизительно 280 м. от жилого дома, принадлежащего <…> проходит линия электропередач находящаяся по адресу: ул. 4-я Таймырская, принадлежащая ОАО «МРСК Сибири».

       С целью уточнения данной информации Красноярским УФАС России был направлен запрос (исх. № 3626 от 30.03.2010) в адрес управления архитектуры администрации города Красноярска, о представлении информации о расстоянии от участка № <…>, расположенного по адресу: <…> до линии электропередач, находящейся по адресу: г. Красноярск, ул. 4-я Таймырская, с приложением копий подтверждающих документов,  а также сведения о принадлежности данной линии электропередач.

       Управление архитектуры администрации города Красноярска своим письмом (исх. №6073 от 02.04.20104 вх. № 4017 от 05.04.2010) пояснило, что расстояние от участка <…>, расположенного по адресу: <…>, до существующей опоры воздушной линии электропередач, находящейся по адресу: г. Красноярск, ул. 4-я Таймырская, составляет 290м., а также пояснило, что данная воздушная линия принадлежит ОАО «МРСК Сибири».

       В ходе рассмотрения данного дела представитель ОАО «МРСК Сибири» заявил ходатайство об объявлении перерыва в рассмотрении данного дела с целью проведения соответствующих замеров от границ земельного участка <…> до ближайшей опоры.

29 марта 2010 года комиссией Октябрьского РЭС был осуществлён замер расстояния от границ земельного участка <…> расположенного по адресу: <…> до ближайшей опоры ВЛ–0,4 кВ ТП 330 измеренное по прямой линии независимо от особенностей рельефа местности, расстояние от границ земельного участка заявителя до ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 330 составила 290 метров, о чем был составлен протокол.

Таким образом, Комиссией не может быть принят во внимание довод ОАО «МРСК Сибири» о правомерности расчёта стоимости услуг за технологическое присоединение жилого дома <…> в размере 276 237 рублей.

Согласно пункту 17 Правил размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 71 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 109  от 26.02.2004 года «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей. При этом сетевая организация, в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

Таким образом, сетевая организация согласно действующему законодательству имеет возможность включить расходы, связанные с выполнением мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих объектов <…> к своим электрическим сетям,  в расчет платы на передачу электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющие деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба (наряду с  Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.     № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В ходе анализа вышеуказанных норм законодательства, регулирующих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых физическими лицами для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 076-10-10 приходит к выводу о совершении ОАО «МРСК Сибири» действий, нарушающих часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в незаконном включении ОАО «МРСК Сибири» в проект договора № <…> от <…> года, обязанности гражданки <…> осуществить установку КТП с трансформатором мощностью 16 кВА, строительство ВЛ-10 от проектируемой КТП до ближайшей опоры ВЛ -10 кВ фид.113 с установкой разъединителя наружной установки на отпаечной опоре, строительства ВКЛ – 0,4 кВ от проектируемой КТП до н/в щита объекта незавершенного строительства, а также включении в проект договора № <…> от <…> года условий с расчётом стоимости услуг за технологическое присоединение в размере 276 237 рублей.

       Комиссия, в ходе анализа указанных проектов договора об осуществлении технологического присоединения № <…>, приходит к выводу о включении ответчиком в указанные договоры условий, нарушающих правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, и ущемляющих законные интересы гражданки <…>.

       Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Учитывая, что ОАО «МРСК Сибири» на заседании Комиссии представило новый проект договора на технологическое присоединение, направленный <…> 17.03.2010г. в соответствии с условиями которого ОАО «МРСК Сибири» самостоятельно осуществляет мероприятия, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения энероснабжения жилого дома (пп.10.1.1, 10.1.2., 10.1.3), стоимость присоединения составляет 550 рублей (п. 3.1 проекта договора № <…> от 05.04.2010г.), руководствуясь статьями 23, 41, 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

      

       Признать ОАО «МРСК Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26. 07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Прекратить производство по делу № 076-10-10 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии                                                                   В.М. Захаров

 

Члены комиссии:                                                                              А.В. Баранова

                                                                                             

                                                                                                          А.В. Коваленко

 

                                                                                                          А.А. Молчанова

                         

                

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

<…>

 

ОАО «МРСК Сибири»

660021, г. Красноярск,

ул. Бограда, 144 «а»

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

№ 076-10-10 от 19 апреля 2010 года                                                    г. Красноярск

 

       Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии 05 апреля 2010 года, в полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2010 года.

       Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – В.М. Захаров, руководитель управления, члены комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Коваленко А.В., заместитель начальника правового отдела, Молчанова А.А., специалист 1 разряда, рассмотрев дело № 076-10-10, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 «а») (далее ОАО «МРСК Сибири»), по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

       При участии в заседании Комиссии:

       от ОАО «МРСК Сибири» - <…> (доверенность № <…> от <…>);

      

       В адрес Красноярского  УФАС России поступило заявление от <…> (адрес: <…>) с жалобой на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, требовании строительства объектов электросетевого хозяйства (установка КТП с трансформатором мощностью 16 кВА, строительство ВЛ-10 от проектируемой КТП до ближайшей опоры ВЛ -10 кВ фид.113 с установкой разъеденителя наружной установки на отпаечной опоре; строительство ВКЛ – 0,4 кВ от проектируемой КТП до н/в щита объекта незавершенного строительства) для электроснабжения жилого дома (адрес: <…> ) (п. 12 проекта технических условий, выданных ОАО «МРСК Сибири»).

       По результатам рассмотрения заявления гражданки <…> приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю      № <…> от 03.03.2010 года в отношении ОАО «МРСК Сибири» возбуждено дело    № 076-10-10 по признакам нарушения ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Определением о назначении к рассмотрению дела № 076-10-10 от 02.03.2010 года, рассмотрение дела назначено на 22 марта 2010 года в 11 часов 00 минут.

22.03.2010 года в рассмотрении дела № 076-10-10 был объявлен перерыв до 11:00 29 марта 2010

29.03.2010 года в рассмотрении дела № 076-10-10 был объявлен перерыв до 14:30 05 апреля 2010

 

       В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее:

         <…> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <…>. Для осуществления энергоснабжения жилого дома 24.06.2009 года она обратилась в адрес ОАО  «МРСК Сибири» с заявкой на осуществление технологического  присоединения к электрической сети (максимальная мощность энергопринимающих устройств 15 кВт).

       18.09.2009 года гражданкой <…> получен проект договора об осуществлении технологического присоединения № <…>. Согласно проекту технических условий, являющихся неотъемлемой частью указанного договора, на <…> возложена обязанность по строительству объектов электросетевого хозяйства: установка КТП с трансформатором мощностью 16 кВА, строительство ВЛ-10 от проектируемой КТП до ближайшей опоры ВЛ -10 кВ фид.113 с установкой разъединителя наружной установки на отпаечной опоре; строительство ВКЛ – 0,4 кВ от проектируемой КТП до н/в щита объекта незавершенного строительства (пункты 12.1, 12.2, 12.3 технических условий).

       21 сентября 2009 года <…> обратилась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с мотивированным отказом от подписания проекта договора и требованием привести договор в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

       <…> считает, что сетевая организация не вправе возлагать на заявителя обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения; сетевая организация обязана выполнить все мероприятия по технологическому присоединению её объектов к своим электрическим сетям до границ её земельного участка.

       В связи с отсутствием ответа от ОАО «МРСК Сибири» на мотивированный отказ от 21.09.2009 гражданка <…> 15 декабря 2009 года обратилась в сетевую организацию с письмом, в котором повторно указала на нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2005 года № 861.

       Письменные ответы на обращения заявителя от 21.09.2009  и 14.12.2009 года <…> не направлялись.

       15 февраля 2010 в адрес Красноярского УФАС России поступило заявление <…> (вх. № 1788 от 15.02.2010) с жалобой на действия  ОАО «МРСК Сибири».

17 марта 2010 года ОАО «МРСК Сибири» направило в адрес гражданки <…> проект договора № <…> на осуществление технологического присоединения. Стоимость услуг по технологическому присоединению в проекте договора № <…> составила 276 237 рублей, данная сумма была рассчитана ОАО «МРСК Сибири» по правилам, содержащимся в Постановлении Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю № 118 от 08.11.2008года.

       Представитель ОАО «МРСК Сибири» пояснил, что расстояние от жилого дома <…> до ближайшей линии электропередач, принадлежащей сетям <…> составляет около 1000 м., соответственно стоимость присоединения жилого дома гражданки <…> к сетям ОАО «МРСК Сибири» составляет не 550 рублей (в соответствии с п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии), а рассчитывается в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии по Красноярскому краю № 118 от 08.11.2008 года с учётом инвестиционной составляющей.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованного лица, Комиссия по рассмотрению дела         № 076-10-10 пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обстоятельные правила, принятые в соответствии  ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической  и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

       Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункта 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями – физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не более 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению  мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1-14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: - заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; - сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Таким образом, у ОАО «МРСК Сибири» имеется обязанность по выполнению мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя до границ её участка.

На заседании Комиссии 22 марта 2010 гражданин <…> представил топографический план местности, согласно которому пояснил, что на расстоянии приблизительно 280 м. от жилого дома, принадлежащего <…> проходит линия электропередач находящаяся по адресу: ул. 4-я Таймырская, принадлежащая ОАО «МРСК Сибири».

       С целью уточнения данной информации Красноярским УФАС России был направлен запрос (исх. № 3626 от 30.03.2010) в адрес управления архитектуры администрации города Красноярска, о представлении информации о расстоянии от участка № <…>, расположенного по адресу: <…> до линии электропередач, находящейся по адресу: г. Красноярск, ул. 4-я Таймырская, с приложением копий подтверждающих документов,  а также сведения о принадлежности данной линии электропередач.

       Управление архитектуры администрации города Красноярска своим письмом (исх. №6073 от 02.04.20104 вх. № 4017 от 05.04.2010) пояснило, что расстояние от участка <…>, расположенного по адресу: <…>, до существующей опоры воздушной линии электропередач, находящейся по адресу: г. Красноярск, ул. 4-я Таймырская, составляет 290м., а также пояснило, что данная воздушная линия принадлежит ОАО «МРСК Сибири».

       В ходе рассмотрения данного дела представитель ОАО «МРСК Сибири» заявил ходатайство об объявлении перерыва в рассмотрении данного дела с целью проведения соответствующих замеров от границ земельного участка <…> до ближайшей опоры.

29 марта 2010 года комиссией Октябрьского РЭС был осуществлён замер расстояния от границ земельного участка <…> расположенного по адресу: <…> до ближайшей опоры ВЛ–0,4 кВ ТП 330 измеренное по прямой линии независимо от особенностей рельефа местности, расстояние от границ земельного участка заявителя до ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 330 составила 290 метров, о чем был составлен протокол.

Таким образом, Комиссией не может быть принят во внимание довод ОАО «МРСК Сибири» о правомерности расчёта стоимости услуг за технологическое присоединение жилого дома <…> в размере 276 237 рублей.

Согласно пункту 17 Правил размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с пунктом 71 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 109  от 26.02.2004 года «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей. При этом сетевая организация, в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.

Таким образом, сетевая организация согласно действующему законодательству имеет возможность включить расходы, связанные с выполнением мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих объектов <…> к своим электрическим сетям,  в расчет платы на передачу электрической энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года №179-э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющие деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО «МРСК Сибири» электрических сетей.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», Федеральная антимонопольная служба (наряду с  Федеральной службой по тарифам) в рамках своих полномочий  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г.     № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В ходе анализа вышеуказанных норм законодательства, регулирующих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых физическими лицами для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 076-10-10 приходит к выводу о совершении ОАО «МРСК Сибири» действий, нарушающих часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в незаконном включении ОАО «МРСК Сибири» в проект договора № <…> от <…> года, обязанности гражданки <…> осуществить установку КТП с трансформатором мощностью 16 кВА, строительство ВЛ-10 от проектируемой КТП до ближайшей опоры ВЛ -10 кВ фид.113 с установкой разъединителя наружной установки на отпаечной опоре, строительства ВКЛ – 0,4 кВ от проектируемой КТП до н/в щита объекта незавершенного строительства, а также включении в проект договора № <…> от <…> года условий с расчётом стоимости услуг за технологическое присоединение в размере 276 237 рублей.

       Комиссия, в ходе анализа указанных проектов договора об осуществлении технологического присоединения № <…>, приходит к выводу о включении ответчиком в указанные договоры условий, нарушающих правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, и ущемляющих законные интересы гражданки <…>.

       Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Учитывая, что ОАО «МРСК Сибири» на заседании Комиссии представило новый проект договора на технологическое присоединение, направленный <…> 17.03.2010г. в соответствии с условиями которого ОАО «МРСК Сибири» самостоятельно осуществляет мероприятия, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения энероснабжения жилого дома (пп.10.1.1, 10.1.2., 10.1.3), стоимость присоединения составляет 550 рублей (п. 3.1 проекта договора № <…> от 05.04.2010г.), руководствуясь статьями 23, 41, 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

      

       Признать ОАО «МРСК Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26. 07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Прекратить производство по делу № 076-10-10 в отношении ОАО «МРСК Сибири» в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии                                                                   В.М. Захаров

 

Члены комиссии:                                                                              А.В. Баранова

                                                                                             

                                                                                                          А.В. Коваленко

 

                                                                                                          А.А. Молчанова

                         

                

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 076-10-10 [format] => [safe_value] => 076-10-10 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 874 [uid] => 5 [filename] => 293.doc [uri] => public://293.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 73730 [status] => 1 [timestamp] => 1324279012 [origname] => 293.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => Решение по делу № 076-10-10 ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-18 17:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-18 17:00:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324279012 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )