Решение по делу № 93-10-13

Номер дела: 93-10-13
Дата публикации: 14 июня 2013, 10:19

ООО «Чистый город»

ул. Горького, 118а,

г. Лесосибирск

Красноярского края, 662547

 

РЕШЕНИЕ

 

№93-10-13 от 14 июня 2013 года                                                                                    г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 06 июня 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Шмыгин С.И., государственный инспектор отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 93-10-13, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (юридический адрес: 662547, г. Лесосибирск, ул. Горького, 118 в) (далее – ООО «Чистый город», управляющая компания) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

при участии в заседании Комиссии по рассмотрению дела №93-10-13:

Надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела ООО «Чистый город» на заседание Комиссии не явилось, своего представителя не направило.

В Красноярское УФАС России поступило обращение прокуратуры города Лесосибирска (исх.№ 7-04-2013 от 09.01.2013; вх.№360 от 14.01.2013) на действия ООО «Чистый город» выразившиеся в необоснованном взимании денежных средств за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды.

На запрос управления (исх.№1754 от 08.02.2013) ООО «Чистый город» представило информацию (исх.№95 от 01.03.2013, вх.№3975 от 13.03.2013) по результатам анализа которой установлено, что управление ООО «Чистый город» взимало плату за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды в размере 500 рублей за один прибор.

Приказом Красноярского УФАС России от 23 апреля 2013 года №282 возбуждено дело № 93-10-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Чистый город».

Определением о назначении к рассмотрению дела № 93-10-13 от 23.04.2013 года к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО «Чистый город».

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела  №93-10-13, возбужденного в отношении ООО «Чистый город» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» перенесено с 11:00 30.05.2013 на 30.05.2013 г. в 10:30.

В ходе заседании Комиссии был объявлен перерыв по делу №93-10-13 с 30.05.2013 до 06.06.2013 в 10:00 в связи с удовлетворением ходатайства ООО «Чистый город» для предоставления дополнительной информации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ООО «Чистый город» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1052454013853, ИНН/КПП 2454015837/245401001.

В соответствии с решениями общего собрания собственников помещений жилых многоквартирных домов, ответчик избран в качестве управляющей этими домами организацией, что подтверждено соответствующими протоколами (вх.№6968 от 19.04.2013).

На запрос управления (исх.№1754 от 08.03.2013) ООО «Чистый город» представило информацию (исх.№95 от 01.03.2013, вх.№3975 от 13.03.2013) из которой, следует, что соответствии с приказом №179-П «Об установлении платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды» от 30.12.2010 г. утвержденным генеральным директором ООО «Чистый город» <…> размер платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды составляет 400 рублей; приказом №31-П «Об установлении платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды» от 12.04.2011 г. утвержденным генеральным директором ООО «Чистый город» <…> размер платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды составляет 500 рублей

Ответчиком представлены в материалы дела сведения о фактах опломбировки мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию), в том числе сведения о взимании платы за опломбировку мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию) с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющей компании (вх.№3975 от 13.03.2013).

Согласно представленной информации (вх.№3975 от 13.03.2013) владельцы помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Чистый город» перечислили, последнему плату за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на сумму 6 642 (шесть тысяч шестьсот сорок два) рубля (без учета НДС).

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Чистый город» пояснил следующее: плата за пломбирование индивидуальных приборов учета была установлена на основании с письма Администрации города Лесосибирска (исх.№1116 от 11.04.2011); плата за опломбировку взималась с января по сентябрь 2011 г.; с 10.08.2011 года плата за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды не взимается.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №93-10-13 пришла к следующим выводам.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила).

При этом согласно нормам-дефинициям, содержащимся в пункте 3 указанного нормативного акта, «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «внутридомовые инженерные системы» - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;  «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; «индивидуальный прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким договором, исходя из фактических обстоятельств дела и норм жилищного законодательства, является договор управления многоквартирным домом, заключаемым в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ.

В соответствии пунктом 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с пунктом 22 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно пункту 23 Правил и подпункту 1 пункта 3 приложения 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:

 

,

 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Таким образом, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержит и четкого определения момента возникновения оснований для применения  порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил.

Вместе с тем, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета

В свою очередь корреспондирующие вышеуказанным обязанностям потребителя права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен  исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы  индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Анализ действующего законодательства позволяет Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 93-10-13 прийти к выводу о том, что сложившаяся практика по опломбированию места установки приборов учета холодной и горячей воды в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Чистый город» является практикой, не обусловленной требованиями действующего законодательства, и направленной на обеспечение интересов всех жителей многоквартирного дома, а, следовательно, интересов управляющей компании, принявшей на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом. Таким образом, получение владельцами индивидуальных  приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Чистый город» указанной «услуги» за плату владельцами помещений вызвано тем, что ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета (которая осуществляется за плату).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Чистый город», которые были вынуждены обратиться в управляющую компанию за опломбировкой места установки приборов учета холодной и горячей воды и оплатить эти работы для дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов учета, несмотря на то, что опломбировка места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством.

Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрев аналитический отчет анализа рынка услуг по управлению жилыми многоквартирными домами, находящимися под управлением ООО «Чистый город», установила, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет более 50 %, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Чистый город» признано доминирующим.

На рассмотрение дела 06 июня 2013 года ООО «Чистый город» представило информацию, согласно которой собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах находящихся под управлением управляющей компании возвращены суммы, оплаченные за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (приказ №61-П от 29.12.2012 г.).

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Чистый город», выразившиеся во взимании с января 2011 г. по сентябрь 2011 г. платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Чистый город», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
  2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №93-10-13 в отношении ООО «Чистый город», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

С.И. Шмыгин

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 10328 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 93-10-13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10328 [type] => solution [language] => ru [created] => 1372040441 [changed] => 1372040441 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1372040441 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО «Чистый город»

ул. Горького, 118а,

г. Лесосибирск

Красноярского края, 662547

 

РЕШЕНИЕ

 

№93-10-13 от 14 июня 2013 года                                                                                    г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 06 июня 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Шмыгин С.И., государственный инспектор отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 93-10-13, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (юридический адрес: 662547, г. Лесосибирск, ул. Горького, 118 в) (далее – ООО «Чистый город», управляющая компания) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

при участии в заседании Комиссии по рассмотрению дела №93-10-13:

Надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела ООО «Чистый город» на заседание Комиссии не явилось, своего представителя не направило.

В Красноярское УФАС России поступило обращение прокуратуры города Лесосибирска (исх.№ 7-04-2013 от 09.01.2013; вх.№360 от 14.01.2013) на действия ООО «Чистый город» выразившиеся в необоснованном взимании денежных средств за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды.

На запрос управления (исх.№1754 от 08.02.2013) ООО «Чистый город» представило информацию (исх.№95 от 01.03.2013, вх.№3975 от 13.03.2013) по результатам анализа которой установлено, что управление ООО «Чистый город» взимало плату за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды в размере 500 рублей за один прибор.

Приказом Красноярского УФАС России от 23 апреля 2013 года №282 возбуждено дело № 93-10-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Чистый город».

Определением о назначении к рассмотрению дела № 93-10-13 от 23.04.2013 года к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО «Чистый город».

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела  №93-10-13, возбужденного в отношении ООО «Чистый город» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» перенесено с 11:00 30.05.2013 на 30.05.2013 г. в 10:30.

В ходе заседании Комиссии был объявлен перерыв по делу №93-10-13 с 30.05.2013 до 06.06.2013 в 10:00 в связи с удовлетворением ходатайства ООО «Чистый город» для предоставления дополнительной информации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ООО «Чистый город» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1052454013853, ИНН/КПП 2454015837/245401001.

В соответствии с решениями общего собрания собственников помещений жилых многоквартирных домов, ответчик избран в качестве управляющей этими домами организацией, что подтверждено соответствующими протоколами (вх.№6968 от 19.04.2013).

На запрос управления (исх.№1754 от 08.03.2013) ООО «Чистый город» представило информацию (исх.№95 от 01.03.2013, вх.№3975 от 13.03.2013) из которой, следует, что соответствии с приказом №179-П «Об установлении платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды» от 30.12.2010 г. утвержденным генеральным директором ООО «Чистый город» <…> размер платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды составляет 400 рублей; приказом №31-П «Об установлении платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды» от 12.04.2011 г. утвержденным генеральным директором ООО «Чистый город» <…> размер платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды составляет 500 рублей

Ответчиком представлены в материалы дела сведения о фактах опломбировки мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию), в том числе сведения о взимании платы за опломбировку мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию) с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющей компании (вх.№3975 от 13.03.2013).

Согласно представленной информации (вх.№3975 от 13.03.2013) владельцы помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Чистый город» перечислили, последнему плату за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на сумму 6 642 (шесть тысяч шестьсот сорок два) рубля (без учета НДС).

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Чистый город» пояснил следующее: плата за пломбирование индивидуальных приборов учета была установлена на основании с письма Администрации города Лесосибирска (исх.№1116 от 11.04.2011); плата за опломбировку взималась с января по сентябрь 2011 г.; с 10.08.2011 года плата за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды не взимается.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №93-10-13 пришла к следующим выводам.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила).

При этом согласно нормам-дефинициям, содержащимся в пункте 3 указанного нормативного акта, «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «внутридомовые инженерные системы» - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;  «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; «индивидуальный прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким договором, исходя из фактических обстоятельств дела и норм жилищного законодательства, является договор управления многоквартирным домом, заключаемым в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ.

В соответствии пунктом 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с пунктом 22 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно пункту 23 Правил и подпункту 1 пункта 3 приложения 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:

 

,

 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Таким образом, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержит и четкого определения момента возникновения оснований для применения  порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил.

Вместе с тем, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета

В свою очередь корреспондирующие вышеуказанным обязанностям потребителя права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен  исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы  индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Анализ действующего законодательства позволяет Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 93-10-13 прийти к выводу о том, что сложившаяся практика по опломбированию места установки приборов учета холодной и горячей воды в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Чистый город» является практикой, не обусловленной требованиями действующего законодательства, и направленной на обеспечение интересов всех жителей многоквартирного дома, а, следовательно, интересов управляющей компании, принявшей на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом. Таким образом, получение владельцами индивидуальных  приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Чистый город» указанной «услуги» за плату владельцами помещений вызвано тем, что ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета (которая осуществляется за плату).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Чистый город», которые были вынуждены обратиться в управляющую компанию за опломбировкой места установки приборов учета холодной и горячей воды и оплатить эти работы для дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов учета, несмотря на то, что опломбировка места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством.

Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрев аналитический отчет анализа рынка услуг по управлению жилыми многоквартирными домами, находящимися под управлением ООО «Чистый город», установила, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет более 50 %, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Чистый город» признано доминирующим.

На рассмотрение дела 06 июня 2013 года ООО «Чистый город» представило информацию, согласно которой собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах находящихся под управлением управляющей компании возвращены суммы, оплаченные за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (приказ №61-П от 29.12.2012 г.).

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Чистый город», выразившиеся во взимании с января 2011 г. по сентябрь 2011 г. платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Чистый город», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
  2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №93-10-13 в отношении ООО «Чистый город», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

С.И. Шмыгин

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ООО «Чистый город»

ул. Горького, 118а,

г. Лесосибирск

Красноярского края, 662547

 

РЕШЕНИЕ

 

№93-10-13 от 14 июня 2013 года                                                                                    г. Красноярск

           

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 06 июня 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 года.

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – Захаров В.М., руководитель управления, члены Комиссии – Баранова А.В., начальник правового отдела, Шмыгин С.И., государственный инспектор отдела контроля органов власти, рассмотрев дело № 93-10-13, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (юридический адрес: 662547, г. Лесосибирск, ул. Горького, 118 в) (далее – ООО «Чистый город», управляющая компания) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

при участии в заседании Комиссии по рассмотрению дела №93-10-13:

Надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела ООО «Чистый город» на заседание Комиссии не явилось, своего представителя не направило.

В Красноярское УФАС России поступило обращение прокуратуры города Лесосибирска (исх.№ 7-04-2013 от 09.01.2013; вх.№360 от 14.01.2013) на действия ООО «Чистый город» выразившиеся в необоснованном взимании денежных средств за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды.

На запрос управления (исх.№1754 от 08.02.2013) ООО «Чистый город» представило информацию (исх.№95 от 01.03.2013, вх.№3975 от 13.03.2013) по результатам анализа которой установлено, что управление ООО «Чистый город» взимало плату за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды в размере 500 рублей за один прибор.

Приказом Красноярского УФАС России от 23 апреля 2013 года №282 возбуждено дело № 93-10-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Чистый город».

Определением о назначении к рассмотрению дела № 93-10-13 от 23.04.2013 года к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ООО «Чистый город».

В связи со служебной необходимостью рассмотрение дела  №93-10-13, возбужденного в отношении ООО «Чистый город» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» перенесено с 11:00 30.05.2013 на 30.05.2013 г. в 10:30.

В ходе заседании Комиссии был объявлен перерыв по делу №93-10-13 с 30.05.2013 до 06.06.2013 в 10:00 в связи с удовлетворением ходатайства ООО «Чистый город» для предоставления дополнительной информации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

ООО «Чистый город» зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1052454013853, ИНН/КПП 2454015837/245401001.

В соответствии с решениями общего собрания собственников помещений жилых многоквартирных домов, ответчик избран в качестве управляющей этими домами организацией, что подтверждено соответствующими протоколами (вх.№6968 от 19.04.2013).

На запрос управления (исх.№1754 от 08.03.2013) ООО «Чистый город» представило информацию (исх.№95 от 01.03.2013, вх.№3975 от 13.03.2013) из которой, следует, что соответствии с приказом №179-П «Об установлении платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды» от 30.12.2010 г. утвержденным генеральным директором ООО «Чистый город» <…> размер платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды составляет 400 рублей; приказом №31-П «Об установлении платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды» от 12.04.2011 г. утвержденным генеральным директором ООО «Чистый город» <…> размер платы за пломбирование индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды составляет 500 рублей

Ответчиком представлены в материалы дела сведения о фактах опломбировки мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию), в том числе сведения о взимании платы за опломбировку мест установки приборов учета холодной и горячей воды (ввода в эксплуатацию) с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющей компании (вх.№3975 от 13.03.2013).

Согласно представленной информации (вх.№3975 от 13.03.2013) владельцы помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Чистый город» перечислили, последнему плату за работы по приему в эксплуатацию (регистрация и опломбирование) индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды на сумму 6 642 (шесть тысяч шестьсот сорок два) рубля (без учета НДС).

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Чистый город» пояснил следующее: плата за пломбирование индивидуальных приборов учета была установлена на основании с письма Администрации города Лесосибирска (исх.№1116 от 11.04.2011); плата за опломбировку взималась с января по сентябрь 2011 г.; с 10.08.2011 года плата за опломбировку места установки приборов учета холодной и горячей воды не взимается.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела №93-10-13 пришла к следующим выводам.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила).

При этом согласно нормам-дефинициям, содержащимся в пункте 3 указанного нормативного акта, «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; «внутридомовые инженерные системы» - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;  «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом; «индивидуальный прибор учета» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким договором, исходя из фактических обстоятельств дела и норм жилищного законодательства, является договор управления многоквартирным домом, заключаемым в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ.

В соответствии пунктом 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В соответствии с пунктом 22 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно пункту 23 Правил и подпункту 1 пункта 3 приложения 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле:

 

,

 

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Таким образом, расчет за потребленные коммунальные ресурсы, в частности холодную и горячую воду, осуществляется с использованием не только показаний индивидуальных приборов учета, но и коллективных (общедомовых) приборов учета, являющихся общей собственностью владельцев помещений в жилом многоквартирном доме, а показания индивидуального прибора учета, в конечном счете, влияют на итоговую стоимость коммунальных ресурсов, оплачиваемых каждым владельцем помещения в жилом многоквартирном доме.

При этом Правила не содержат такого понятия, как «ввод индивидуального прибора учета в эксплуатацию», как не содержит и четкого определения момента возникновения оснований для применения  порядка расчета за фактически потребленную холодную и горячую воду, исходя из содержания пункта 23 Правил.

Вместе с тем, согласно пункту 52 Правил, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета

В свою очередь корреспондирующие вышеуказанным обязанностям потребителя права исполнителя коммунальной услуги по требованию внесения платы за потребленные коммунальные услуги, по допуску в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое последним жилое помещение работников или представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, по осуществлению проверки правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, свидетельствует о том, что факт установки индивидуального прибора учета холодной и горячей воды должен быть известен  исполнителю коммунальной услуги и им удостоверен для дальнейшего расчета стоимости потребленного потребителем коммунального ресурса, исходя их показаний индивидуального прибора учета.

Вместе с тем, законодатель, определив в Правилах в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы  индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.

Анализ действующего законодательства позволяет Комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению дела № 93-10-13 прийти к выводу о том, что сложившаяся практика по опломбированию места установки приборов учета холодной и горячей воды в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Чистый город» является практикой, не обусловленной требованиями действующего законодательства, и направленной на обеспечение интересов всех жителей многоквартирного дома, а, следовательно, интересов управляющей компании, принявшей на себя обязательства по управлению жилым многоквартирным домом. Таким образом, получение владельцами индивидуальных  приборов учета холодной и горячей воды «услуги» по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а имеющие место факты приобретения у ООО «Чистый город» указанной «услуги» за плату владельцами помещений вызвано тем, что ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки этих приборов учета (которая осуществляется за плату).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в норме части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» сформулирован общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке, направлен, в том числе, не только на защиту конкуренции (публичного порядка), но и на  защиту интересов контрагентов доминирующего хозяйствующего субъекта (частноправовых интересов).

Комиссия Красноярского УФАС России, проанализировав нормы действующего законодательства и объективные обстоятельства дела, приходит к выводу об ущемлении интересов владельцев помещений жилых многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Чистый город», которые были вынуждены обратиться в управляющую компанию за опломбировкой места установки приборов учета холодной и горячей воды и оплатить эти работы для дальнейшего расчета за потребленные ресурсы в соответствии с показаниями этих приборов учета, несмотря на то, что опломбировка места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и взимание за нее платы не предусмотрены действующим законодательством.

Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрев аналитический отчет анализа рынка услуг по управлению жилыми многоквартирными домами, находящимися под управлением ООО «Чистый город», установила, что доля управляющей компании на рынке услуг по управлению вышеуказанными жилыми многоквартирными домами составляет более 50 %, то есть положение хозяйствующего субъекта ООО «Чистый город» признано доминирующим.

На рассмотрение дела 06 июня 2013 года ООО «Чистый город» представило информацию, согласно которой собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах находящихся под управлением управляющей компании возвращены суммы, оплаченные за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (приказ №61-П от 29.12.2012 г.).

На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» действия ООО «Чистый город», выразившиеся во взимании с января 2011 г. по сентябрь 2011 г. платы с владельцев помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Чистый город», за опломбировку места установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
  2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №93-10-13 в отношении ООО «Чистый город», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

В.М. Захаров

 

Члены Комиссии

    

А.В. Баранова

 

С.И. Шмыгин

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 93-10-13 [format] => [safe_value] => 93-10-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и экономической концентрации

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль локальных и естественных монополий

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 49 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 49 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-14 02:19:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-14 02:19:00 [timezone] => Asia/Krasnoyarsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1372040441 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Красноярское УФАС России )