Нарушения в сфере госзакупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

УФАС опубликовало «черный» список краевых чиновников, штрафовавшихся в 2011 г. за нарушения на торгах. Идея составления черного списка инициирована краевой прокуратурой, которая решила по чиновникам краевого и муниципального уровня провести дополнительную проверку на предмет причастности к нарушениям коррупционного порядка.

В нем фигурируют фамилии 120 чиновников муниципального и краевого уровня. Всего в списке 143 позиции — то есть некоторые фамилии упоминаются по нескольку раз, по числу наложенных штрафов. Напротив имени и должности чиновника указано, по какой статье он привлекался к ответственности, на какую сумму оштрафован и оплатил ли взыскание.

На уровне края шире всего в списке представлены краевое агентство госзаказа и министерство культуры, есть претензии к другим агентствам и министерствам.  Много претензий к главам районных и городских администраций. В списке хватает и муниципальных чиновников рангом пониже. Больше всего нарушений в северных территориях.

Олег Харченко привел много ярких примеров и отметил, что серьезных нарушений, действительно граничащих с коррупционными обвинениями всего треть  от общего количества, остальные не такие серьезные, а многие совершены по непониманию, или сознательно, потому что чиновники посчитали такие действия целесообразными, как не странно это звучит. Например, деньги  были перечислены в конце года и открытый аукцион проводить уже не было времени, а потратить их до конца года необходимо. Кстати, сейчас рассматривается проект закона по Федеральной контрактной системе, где учтены такие обстоятельства. Предлагается, деньги, поступившие в 4 квартале, вывести из под  действия ФЗ-94, который предусматривает проводить все государственные закупки на конкурсной основе.   

Чтобы избежать публичных торгов,  часто пользуются такой схемой - переводят деньги на муниципальное предприятие, которое  имеет право  конкурсов не устраивать. Но довольно часто сами чиновники попадают впросак. Так случилось в Эвенкии с ценами на ГСМ, которые администрация теперь не может контролировать.      

В заключении Олег Харченко отметил, что польза ФЗ-94 очевидна, госзакупки должны проводиться прозрачно, конечно, нечистые на руку чиновники пытаются найти лазейки, но возможностей вывести их на чистую воду стало больше. Есть, конечно, и нестыковки, но законодатели стремятся привести закон в соответствие, внося соответствующие изменения и поправки.