Аукцион на право строительства крытого катка в Октябрьском районе Красноярска закончился скандалом

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Система госзакупок несовершенна — как бы ни бились сотрудники ФАС и Минэкономразвития над ее улучшением, закон никак не может застраховать участников торгов от давления.

Самый простой вариант здесь — потребовать от потенциального победителя, с реальным намерением и возможностью строить, откат, угрожая уронить цену до уровня нерентабельности.

Причем, как выясняется, внедрение информационных технологий в систему госзакупок не только не спасает, но в некоторых случаях может даже сыграть на руку возможным вымогателям.

Иллюстрацией к этому утверждению может послужить скандал, разгорающийся вокруг аукциона на право строительства «под ключ» крытого катка с искусственным льдом в Октябрьском районе Красноярска, состоявшегося в начале февраля (см. подр. «Чиновники заказали каток с баней рядом с администрацией»).

Напомним, крытый каток на 240 зрителей планировалось построить на ул. Высотной, на месте стадиона «Энергия». Работы согласно документации требовалось завершить до 1 декабря 2012 г. Максимальная цена контракта составила 249,9 млн руб., заказчиком выступило управление капитального строительства Красноярска.

Заявки на участие в аукционе подали 19 фирм. Торги состоялись 2 февраля на электрон­ной торговой площадке «Госзакупки» ММВБ. Протокол был выставлен на сайте госзаказа — победителем признали «Руслан-строй».

Однако в тот же день результаты торгов были отменены, а на следующий день пересмотрены: аукцион закончился скандалом и обращениями в антимонопольный орган.

DDoS-атакаКак рассказал ДЕЛА.ru замруководителя Красноярского УФАС Олег Харченко, на результаты аукциона пожало­вался первый победитель — компания «Руслан-строй».

«Согласно жалобе, 2 февраля, сразу после оглашения результатов торгов, к победителю обратился один из участников аукциона, который шаги не делал, — ПСК «Единство». Фирма предложила перечислить ей 10% от стоимости контракта, но получила от победителя торгов отказ, — рассказывает Харченко.

— Через несколько часов после этого с электронной площадки ММВБ пришло письмо, в котором говорилось, что на биржу утром проводилась DDoS-атака, в связи с чем результаты аукциона отменяются и на следующий день он будет проводиться по новой».

А на следующий день, 3 февраля, «фирма, которая приходила просить деньги, опустила контракт более чем на 40 млн руб. и стала победителем».

«При этом котировочная комиссия департамента муниципального заказа, вскрыв вторые части заявок, обнаружила, что у этого победителя заявка составлена таким образом, что он в принципе не может быть победителем: например, там у него отсутствуют акты ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, которые требуются по закону. Поэтому комиссия сейчас этого победителя отклонила», — рассказал Харченко.

DDoS-атака (от англ. Distributed Denial of Service, распределенная атака типа «отказ в обслуживании») — атака на компьютерную систему, осуществляемая с многочисленных динамично меняющихся источников (зараженных компьютеров) с целью довести атакуемую систему до отказа в обслуживании «настоящих пользователей». Стоимость заказа такой атаки от $30 в сутки в зависимости от степени защищенности атакуемого сайта. Заказчики атак обычно не устанавливаются.

Он отметил, что факт DDoS-атаки на площадку ММВБ пока выглядит сомнительным. Дело в том, что между заверенным электронно-цифровой подписью протоколом о результатах торгов от 2-го числа и извещением об атаке хакеров и отмене аукциона прошло около 10 часов.

«Аукцион проходил с 10:00 до 10:22 по местному времени. В 10:23 протокол проведения аукционов получен от электронной площадки и опубликован на общероссийском офи­циальном портале госзакупок. И лишь через 10 часов там же появилось сообщение о DDoS-атаке. Выглядит это так, что 10 часов площадка думала, была у нее DDoS-атака или нет», — прокомментировал Харченко.

Директор представительства ЗАО «ММВБ» в Красноярске (площадка «ММВБ – Информа­ционные технологии») Петр Чижиков с такой трактовкой не согласен — он объяснил ДЕЛА.ru, что задержка была вызвана 4-часовой разницей во времени между Красноярском и Москвой.

«Решение о том, что была DDoS-атака, принимается руководством электронной торговой площадки в столице, для чего ему как минимум нужно выйти на работу и ознакомиться с ситуацией.

Решение об отмене аукцина принимается руководством электронной торговой площадки в столице
Решение об отмене аукциона принимается в столице

В Красноярске аукцион начался в 6 часов утра по Москве и в связи с атакой длился недолго, около получаса. После этого у местного департамента муниципального заказа оставалось еще 3,5 часа до 10 часов по Москве, когда руководство электронной торговой площадки уже в состоянии, изучив ситуацию, принять решение о том, что была DDoS-атака, и перенести аукцион. За это время департамент муниципального заказа успел подвести итоги», — объяснил Чижиков.

По его словам, атаки хакеров на площадку случаются регулярно — несколько раз в месяц.

Он подчеркнул, что оператор торгов наделен законным правом по уведомлению всех участвующих сторон переносить аукцион в случае, если зафиксирована атака на сервер оператора, приведшая к дисфункции электронной торговой площадки.

Другие фигуранты истории — ПСК «Единство» и «Руслан-строй» — не стали комменти­ровать ДЕЛА.ru ситуацию.

По словам Харченко, жалоба компании «Руслан-строй» на аукцион — не единственная. Свои претензии к котировочной комиссии департамента муниципального заказа выдви­нули также строительная компания «Гефест» (которая жалуется на то, что ее, а также ООО «Беспроводные технологии» «неправомерно допустили» к аукциону, и требует отменить аукцион в целом, внести изменения в аукционную документацию и проводить торги по новой) и УСК «Сибиряк» (которая жалуется, что не смогла поучаст­вовать в торгах ни 2-го, ни 3 февраля, и также требует отмены их результатов и повторного проведения).

В пятницу, 10 февраля, в Красноярском УФАС состоится первое заседание, посвященное скандальному аукциону.